Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нерукотворные образы Пресвятой Богородицы в ЛиддеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Другим ярким событием, прославившим у христиан город Лидду, стало первое явление здесь нерукотворного образа Пресвятой Девы. Предание в изложении церковного автора повествует о следующем. Апостолы Петр и Иоанн, придя в Самарию, проповедовали там евангелие и соорудили в городе Лидде храм во имя Пречистой Девы; затем, «вернувшись в Иерусалим, умоляли Богоматерь освятить этот храм Своим присутствием, чтобы молитвы, приносимые там Богу, были для Него приятнее». Пресвятая Дева сказала апостолам на их просьбу: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами». Придя в Лидду, они нашли в новозданном храме, на одном из внутренних столпов его, неизвестно кем изображенный образ Богородицы. На этом образе лик её и подробности одежды были сделаны чрезвычайно живо, с величайшим искусством. Затем прибыла в Лидду и Пресвятая Дева; увидев образ свой, окруженный молящимся народом, она возрадовалась духом и дала этой иконе свою благодатную силу [396]. Во время правления императора Юлиана Отступника (361 –363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. Весенний день 12 марта стал днем Лиддской иконы Богоматери. Церковные историки утверждают, что в VIII веке в период назревания раскола между Восточной и Западной церковью св. Герман, будущий патриарх Константинопольский, велел сделать копию, которую во время иконоборческого периода перевезли в Рим, а после победы над ересью образ вернулся в Константинополь с названием «икона Богоматери Римская» (празднование 26 июня). Сам настенный образ, как утверждает легенда, просуществовал до XI века. Предание говорит о существовании еще и другого Лиддского нерукотворного образа Божией Матери. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным ап. Петром (см. выше, – А.В.). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией. Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору – иконоборцу Феофилу (829 –842). Об этом послании говорил император Константин Багрянородный (912 –959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Эдессе.
Переходя к критическому рассмотрению дошедшей до нас через века легенды, необходимо отметить, что предание сообщает о нерукотворном изображении Божией Матери во времена евангельских апостолов в чисто иудейском городе (не говоря о том, что он являлся центром раввинистической мудрости), что довольно необычно, ибо известно, что запрещение у иудеев делать изображения (во избежание идолопоклонства) строго соблюдалось не только среди иудеев, но и среди самих христиан в течение первых веков [397]. Именно стойкое предубеждение против изображений среди иудеев и первохристиан затрудняет археологам до сих пор обнаружить какие-либо рукотворные изображения Иисуса Христа, сделанные его современниками. Еще более невероятно сооружение апостолами некоего храма в нескольких часах ходьбы от Иерусалима. Для Иудеи того времени сооружение альтернативы иерусалимскому Храму или просто второго храма было делом немыслимым! В лучшем случае это могла быть синагога, горячими приверженцами которой на самом деле являлись Петр и Иоанн. Понятие Богоматери, употребляемое легендой, появилось лишь в IV в. и критиковалось, например, Несторием (V в.) (несторианами). Нестория осудил Собор в Эфесе – древнем городе, знаменитым в Малой Азии центром поклонения Артемиде, и именно с этого времени появляется культ Богоматери, превращающий Марию в мать самого Всевышнего, что совершенно не соответствовало более чем скромной роли образа Марии в древней церкви.
Профессор богословия и признанный историк церкви А.В.Карташев отмечает прелюдию отлучения Нестория (431 г.): «Местный хозяин – Эфесский епископ Мемнон, конечно, не без умысла назначил открытие заседаний собора в церкви Девы Марии. Церковная история не знает другого, более раннего факта, свидетельствующего о начавшемся церковном культе Богородицы. Это был (проведение Собора именно в данном месте, – А.В.) тонкий, но веский удар, наносимый пред церковной массой Несторию как “нечестивцу”» [398]. Инициатором отлучения Нестория был его враг – Кирилл, епископ Александрийский, который ухватившись за идею Изиды, египетской Богини, антропоморфизировал её в Марию, Матерь Божью. Интересно отметить, что почитаемый ныне святой Кирилл был поставлен во главу Александрийской церкви её предыдущим епископом, дядей Кирилла, Феофилом, прославившимся тем, что клеветой и подстрекательством изгнал с патриаршества Иоана Златоуста, возглавлявшего тогда Константинопольскую, и, по сути, всю Восточную церковь, и гонениями и тяготами неволи довел его до смерти. Протопр. Иоанн Мейендорф пишет, что «идеи Оригена… оставались популярными. Они предполагали предсуществование души и исключали библейское учение о творении (из ничего, – А.В.). Поддержка их одним из духовных руководителей египетского монашества, Евагрием Понтийским (ум. в 399), вызвала острый конфликт между Александрией и Константинополем в 400-404 гг. В нем был замешан и сам святой Иоанн Златоуст» [399]. В свою очередь Кирилл прославился организацией фашиствующих бригад, с помощью которых он терроризировал население, а также убийством с их помощью известного философа и математика-Ипатии. Вышедший в 1970 г. сборник «Реформаторы церкви», восхваляя Кирилла как одного из величайших католических святых, пишет: «Он, по крайней мере, морально ответственен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии»; древнехристианский историк Сократ сообщает, что народ обвиняет в этом преступлении Кирилла и александрийскую церковь; Тиннефельд пишет, что «можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа» [400]. Для победы над Несторием Кирилл прибег к масштабному подкупу императорского двора. Протопр. И.Мейендорф признает факт, что «св. Кирилл Александрийский (ум. 444), оказавшийся в трудном положении после того, как на Эфесском соборе (431) самовластно разделался со своими противниками, смог (для закрепления успеха, – А.В.) предложить целых 2500 фунтов золота для подкупа константинопольских судебных инстанций» [401]. Но масштабы подкупа, сохраненные в документах того времени, который, безусловно, не ограничивался только светской властью, явно занижены, ибо, при богатстве самой обеспеченной в церкви епархии, держащей монополию на экспорт египетского зерна, Кириллу пришлось сделать заем в 1500 фунтом золотом, по которому он не смог потом расплатиться и остался в больших долгах [402] (не отсюда ли проистекает его фанатичная ненависть к евреям?). Золото понадобилось потому, что в действительности в Эфесе состоялось одновременно несколько Соборов, принявших разные решения в отношении Нестория и назвавших друг друга – «разбоньичьими». Более того, Собор, проведенный Кириллом, по каноническому и императорскому праву был нелегетимен и, соответственно, его решение, отлучившее Нестория, не должно было иметь никакой силы. Но золото сделало свое дело. Когда Кирилл умер, то отражая всеобщее облегчение в Египте появилось письмо, возможно апокрифическое, приписываемое отцу церкви Феодориту: «Наконец, наконец-то он умер, этот скверный человек. Его кончина обрадует переживших его, но мертвецам не позавидуешь» [403]. Тисс (Thiess) назвал св. Кирилла первым устроителем «охоты на ведьм», а Кархайнц Дешнер – «инициатором первого в истории христианской церкви “окончательного решения” (в отношении еретиков и евреев, – А.В.)» [404]. «Самым ярким свидетельством его благородных помыслов, – прославляло Кирилла вышедшее при Гитлере очень большим тиражом и с церковного разрешения к печати «Специальное издание», – служит то, что и в борьбе он стремился соблюдать заповедь о любви к ближнему и, смирив свою врожденную резкость, не потерял самообладания даже перед самой подлой злобы своего противника» [405]. С победой Кирилла над Несторием, вместо местных изображений Изиды с сидящим на её руках сыном Гором стали изображать Марию и младенца Христа. Только в первом случае Гор был Богом, а мать его Богиней, а во втором случае земная женщина объявлялась родившей Бого-человека. Тем самым была сведена на нет вся древняя идея Иерархии (многозвенное эманирование от Непознаваемой Первопричины), которую из-за недомыслия и политиканства, вслед за ветхозаветным фокусом «Творения» заменили теперь на богословский фокус «Бого-рождения».
Таким образом, культ Богоматери – достаточно позднее явление, неизвестное апостольским временам. Всё это говорит о явной легендарности и мифичности явления изображения Богоматери в Лидде. Но поскольку мифы не возникают на пустом месте, а являются отголоском какого-то знаменательного события, то для нас важно, что легенда чудо явления лика матери Иисуса связала не с Иерусалимом, Вифлеемом или с прочими, освященными Евангелием местами, а именно с малоизвестным городом Лиддой, – по нашему убеждению – местом казни исторического Иисуса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.012 с.) |