Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предательство, суд и инициатор расправыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из содержания кумранских текстов по мнению некоторых ученых следует, что Учитель Праведности преследовался и подвергался суду, причем дважды. В первый раз он был отпущен, вероятно, за недоказанностью вины. Об этом, видимо, говорится во фрагментах Гимнов №8 и 9 (1Q H 5:5–39), которые, как предполагают, были написаны Учителем в период судебного процесса над ним, возможно, в узилище (по крайней мере, Гимн № 9) [166]:
«Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты не оставил меня, когда я проживал на чужбине среди чужого народа. И Ты поместил душу раба Твоего посреди львов, поставленных, чтобы судить виновных. И там Ты поставил меня на суд.
Но Ты спасешь душу несчастного в логове львов, которые отточили как меч язык свой; и Ты, мой Бог, закроешь их пасти, чтобы они не растерзали душу несчастного и бедняка. Свирепые нечестивцы мучают меня и весь день крушат душу мою. Но Ты, мой Бог, избавишь душу бедняка от власти львов.
Едящие хлеб мой подняли на меня пяту, и все нетвердо примкнувшие с моему совету осмеивают меня нечестивыми устами. И с тайной, которую Ты сокрыл во мне, они идут к сынам погибели, чтобы донести. Уста свои открыли Велиалу – лживый язык как змеиный ад.
Я связан веревками, которые не разодрать, и цепями, которые не разорвать; и мощная стена, и железные засовы, и медные двери – моя тюрьма подобна бездне, нет возможности побега. Слуги Велиала окружили мою душу, не оставив возможности освобождения». (1Q H) [167]
Тантлевский отмечает, что согласно тексту [168], «“суд” над Учителем, учиненный Нечестивым священником I [169], завершился, по-видимому, оправдательным приговором» [170]. События первого ареста лидера Кумранской общины, вероятно, отражены в комментарии к «пророку Аввакуму», где говорится о Нечестивом священнике, по нашему предположению, – Александре Яннае, облеченному в сан Первосвященника и предпринявшему значительные завоевательные походы, в результате которых была десятикратно расширена территория Иудеи. Он же оказывается виновником первого преследования Учителя Праведности. Текст комментария (полный текст см. Приложение 4) сообщает:
Имеется в виду, что они… Бога, насилием и вероломством….они грабят добро… Они (иудеи, – А.В.) отвергли Учение Бога… Истолкование этого: нечестивец – это Нечестивый священник, праведник – это Учитель Праведности…. Толкование этого: это относится к Нечестивому священнику, который был призван во имя истины, когда впервые был облечён своим саном, но когда правил в Израиле, вознеслось сердце его, и он оставил Бога и изменил законам из-за богатства; и он грабил и собирал богатства людей насилия, восставших против Бога, и имущество народов отбирал, чтобы умножить грех своего преступления, и путями м[ер]зости он действовал во всей скверне нечистоты. Толкование этого слова: это относится к священнику, который восстал ………………………………………………………………… поразить его (Нечестивого священника) судом нечестия, и ужасы болезней злых наслали они на него и месть учинили над его плотью. А относительно того, что он сказал: «За то, что ты грабил многие народы, и тебя грабить будут все остальные народы» (2:8), – имеются в виду последние священники Иерусалима, которые собирают богатства и добычу из награбленного у народов, но в конце дней их богатство вместе с их добычей будет отдано в руки воинства киттиев (римлян, – А.В.), ибо они являются «остальными народами»… Толкование этого: к Нечестивому священнику, которого за вину перед Учителем Праведности и людей его общины Бог предал в руки врагов его, чтобы истязать его мукой и изнурить в горестях души за то, что он осудил избранника Его… Толкование этого: это относится к священнику, который… были камни её – насилие, а сруб – грабежом. А относительно того, что сказано: «Ты погубил многие народы, став грешником перед душой» (2:10), – имеется в виду Дом суда, в котором Бог совершит свой суд среди многих народов, и оттуда приведёт его на суд и среди них Он объявит его виновным и серным огнём накажет его… Имеется в виду Источающий ложь, который многих ввёл в заблуждение, чтобы на крови строить город суеты и основать общину на лжи; ради богатства изнурить многих бесполезной работой и обучить их деяниям лжи. Их труд будет напрасным, так как они подвергнутся наказаниям огнём, за то что поносили и оскорбляли избранников Бога (Учителя Праведности)… Толкование этого…когда они (иудеи, – А.В.) обратятся….исчезнет ложь, а затем им откроется познание, как воды моря, в изoбилии… Имеется в виду Нечестивый священник, который преследовал Учителя Праведности, чтобы поглотить его в гневе пыла своего, в доме его изгнания, и во время праздника Покоя, дня Всепрощения (Йом Киппур) он появился среди них (кумранской общины, – А.В.), чтобы поглотить их и чтобы заставить их споткнуться в День поста, субботы их покоя… Это относится к священнику, позор которого превзошёл его славу [171], ибо он не обрезал крайнюю плоть сердца своего и шествовал путями пресыщения, чтобы утолить жажду. Чаша гнева Бога погубит его, чтобы приумножить его позор и страдания ……………………………………………………………… Это относится к Нечестивому священнику, чтобы воздать ему за содеянное им над бедными, ибо «Ливан» – это Совет единства [172], а «животные» – малые (или: простецы) Иуды (самоназвание кумранитов, – А.В.), исполняющие Учение. Бог осудит его (Нечестивого священника) на уничтожение, как он сам замыслил истребить бедных. А относительно того, что он (пророк Аввакум) сказал: «За кровь города и насилие над страной», – имеется в виду: «город» – это Иерусалим, в котором Нечестивый священник творил мерзкие дeла и осквернил храм Бога, а «насилие над страной» – это города Иудеи, в которых он (Нечестивый священник) грабил имущество бедных». (1Q pHab) [173]
Анализируя «Благодарственные гимны», Карминьяк находит свидетельства заключения автора Гимнов (Учителя Праведности, – А.В.) в тюрьму (1Q H V, 32-38; VIII, 32-35). По его мнению, есть основание считать, что в тюрьму Учителя Праведности заточили бывшие последователи, ставшие на сторону его противника [174]. Но на втором суде, состоявшемся через непродолжительное время, обвиняемый был казнен, причем, видимо, по вине того, кто называется в тексте Человеком лжи. Об этом человеке, выступившем еще на первом суде, говорится в комментарии на пророка Аввакума (полный текст см. Приложение 5):
“Истолкование этого: имеются в виду… отступники вместе с Человеком лжи, ибо не поверили словам Учителя Праведности, воспринятым им из уст Бога; имеются в виду также отступники от Учения Бога и Нового Завета, ибо не поверили в Союз Бога и осквернили имя святости Его; и точно так же толкование этого относится к тем, которые изменяют в конце дней; они притеснители…Союза, которые не верят в то, что произойдёт с последним поколением, услышав из уст священника (Учителя Праведности, – А.В.), которому Бог дал разумение, чтобы истолковать все слова пророков-рабов, посредством которых Бог рассказал обо всём предстоящем своему народу… …… Толкование этого: Бог не уничтожит народ Свой руками чужеземцев; в руки Избранника Своего Бог отдаст суд над всеми народами; а когда они подвергнутся наказанию, будут также обвинены нечестивцы Его народа (иудеи), которые соблюдали Его заповеди с сожалением. А относительно того, что он сказал: «Слишком чисты глаза, чтобы глядеть на зло» (1:13).Толкование этого: глаза их не совратили их в период нечестия… Истолкование этого: имеется в виду дом «Авессалома» и люди их совета, которые молчали, когда обличали [175] Учителя Праведности и не помогли ему против Человека лжи, который презрел [176] Учение перед лицом всей их общины. …… Толкование этого: и велел Бог Аввакуму записать то, что произойдёт с последним поколением, но тайну срока исполнения Он не возвестил ему. А относительно того, что Он сказал «Чтобы читающий бегло прочитал» (2:2), имеется в виду Учитель Праведности, которому Бог поведал все тайны слов Его пророков- рабов… Это относится к людям истины, исполняющим Учение, руки которых неустанно будут служить делу истины, даже когда затянется для них наступление последнего периода, ибо все сроки, установленные Богом, наступят в свой черёд, как Он предначертал им в тайнах премудрости… Толкование этого: имеется в виду, что удвоится вина их и не будут прощены во время суда над ними… Толкование этого: к исполняющим Учение в доме Иуды (символическое самоназвание кумранитов, – А.В.), которых Бог спасёт от Дома суда за их страдания и веру в Учителя Праведности”. (1Q pHab) [177]
Наименование «дом Авессалома» (Авв. 1:13) в вышеприведенном отрывке, совершенно определенно может быть отнесено к царскому «дому» Александра Янная (и его жены Саломеи), поскольку, как мы покажем далее, именно по инициативе Саломеи была нарушена воля почившего правителя Иудеи – Гиркана, насильно захвачена власть, а мужу Саломеи впервые со времен возвращения евреев из «вавилонского пленения» было присвоено звание царя. Хасмонеи, из рода которых происходил Александр Яннай, считались потомками Левия, т.е. были из касты священников (притом провинциальных). Но царями, помазанными на царство, по традиции должны были быть только потомки царского рода Давида (Соломона и пр.). Народ согласился на подобное «превышение полномочий» при завладении Хасмонеями первосвященства по причине больших заслуг Хасмонейского рода по освобождению Иудеи от греческого господства. Тем не менее, одновременное совмещение функций первосвященника и царя противоречило всей библейской традиции. Согласно яхвистской концепции «богоизбранничества», у иудеев был только один царь – Яхве, и каждый из иудеев подчинялся непосредственно Ему и его Закону. Безусловно, даже во времена Моисея фактически существовали военоначальники и предводители народа, т.е. светские правители. Но кровь на руках царя, участвующего в военных походах и казнях не могла по разумению древних экзегетов позволить светскому правителю одновременно занимать пост Первосвященника. Сказанное позволяет объяснить, почему кумранитами было использовано для дома Александра Янная [178] наименование – дом Авессалома: Авессалом, «сын Давида», как библейский персонаж, являл характерный пример отступника от норм Закона и добропорядочности. Но Аристобул, а затем Яннай – также созвучно зовутся «сын Гиркана», и оба они – отступники. С отождествлением Янная с Авессаломом согласен Дж.М.Аллегро. По его мнению, под упоминаемым в 3Q 15 10:12 «надгробием Авессалома» подразумевается гробница Александра Янная, и наименование «Авессалом» было кличкой, данной Яннаю его врагами [179]. Вместо Нечестивого священника (Александра Янная), в тексте толкования на Аввакума на передний план выходит другой персонаж, олицетворяющий зло «Человек лжи», по нашему предположению – Симеон бен Шет’ах [180], глава одной из групп фарисеев, брат Саломеи. Тантлевский, датирующий события Кумранской общины на столетие ранее времени Симеона бен Шет’аха, доказывает, что «Проповедующим ложь» был «рабби Иоссе… – крупнейший иудейский законовед… (который) являлся одним из основателей и первым руководителем фарисейского движения», и Йосе был князем (наси) Синедриона [181]. Но во время Янная точно такое же положение наси Синедриона занимал Симеон бен Шет’ах. Тантлевский далее пишет, что Синедрион, главою которого являлся наси, был высшим законодательным, судебным (по государственным преступлениям) и религиозным органом, «члены которого занимались, кроме прочего, истолкованием библейских заповедей и введением новых галахот (“предписаний”, “установлений”, “законов”). Последнее обстоятельство может объяснить, в частности, появление столь странного, на первый взгляд, прозвища Проповедующего ложь, как וע – “Предписание” (CD 4:20)» [182]. Иосиф Флавий сообщает, что после известного забрасывания Александра Янная этрогами [183] на празднике Кущей и осквернения Храма убийствами, царь «распорядился отделить деревянной перегородкой алтарь и часть храма вплоть до того места, куда имели право доступа одни лишь священнослужители. Этим он оградил себя от оскорблений черни» (ИД II, XIII, 13.5). При накале противостояния между царем и народом возведение подобной ограды должно было породить самые мрачные толкования. Известно, что концепция Библии не предусматривает посредников между Богом и народом: Яхве управляет иудеями непосредственно. Поэтому помазанные цари (Давид и пр.), которым надлежало пасти «богоизбранный народ», экзегетами виделись только временными заместителями Единственного Царя – Яхве (см. историю введения института царей в 1-2 Цар.). Сама библейская история евреев свидетельствует, что светская объединительная власть, от кого бы она не исходила – от своих или от иноплеменников – здесь была не в почете, – она постоянно подрывалась бунтами и смутами. «И откуда берет начало наше рабство? – спрашивает Иосиф Флавий. – Не от междоусобицы ли наших предков?… Сила нашего народа никогда не заключалась в оружии, и война всегда влекла за собой поражение и плен» (ИВ V. 9.4). Отсюда – совершеннейшая мифичность некоего сверхгосударства при царе Давиде и царе Соломоне (этого “сверхгосударства” соседи даже не заметили). Отсюда – недолговечность реального независимого государства Иудеи, просуществовавшего при Хасмонеях не более 80 лет. Царь Яннай на царство не был помазан (к тому же он был не из рода Давида). Он узурпировал первосвященство, бунты жестоко подавлял, а «между Богом и народом» он ко всему прочему построил еще и ограду. Последнее, по представлениям книжников и фарисеев, являлось покушением на основы основ. В свою очередь в ответ на хаос и нарушение традиций в первосвященнической иерархии, на проникновение греческого влияния в иудейское общество, фарисеи вознамерились оградить душу «богоизбранного народа» от «тлетворных веяний» времени. Как впоследствие евреи говорили о фарисейском Талмуде, что «душу народа облекли в пергаментные оковы». В ессейской среде подобное “богостроительство” фарисеев, подстраивавших древние заповеди под выгодные собственной политике догмы, должно было восприниматься как осквернение сути духовности и веры. Надо думать, «Дамасский документ» обвиняет в нечестивом возведении ограды между Богом и верующими не Янная, который соорудил всего лишь храмовую перегородку, а тех, кто строит перегородку в душах людей, выхолащивая живое религиозное чувство – т.е. фарисеев и их главу – Симеон бен Шет’аха, именуемого здесь «Каплющим Ложью»:
“Ограда построена, Закон распространился. Во все эти годы Велиал (Сатана) будет пущен по Израилю… Три сети Велиала… которыми он (Велиал) ловит Израиль, а выдает их перед ними за три вида праведности. Первая (сеть) – это блуд, вторая – богатство, третья – осквернение святыни. Избежавший этой – уловлен той, и спасшийся от той – уловлен этой. «Строители стены» – те, кто идут за «Прикажи приказ» (Тантлевский – «Предписание») – это «Каплющий» (или: «Проповедник»), как сказал (пророк): «Капелью каплют» (или: «проповедуют ложное») [184]. Они ловятся двумя (сетями): блудом, беря двух жен при их жизни… И также оскверняли дух своих святынь и с бранной (отвергающей) речью раскрывали рот против законов Божьего Завета, говоря «не установлены» (таковые Законы), и мерзость они говорят о них (о Божьих Законах). «Все они разжигают огонь и воспламеняют искры». «Тенета паука – их тенета, яйца аспидов [185] – их яйца» (Ис.50:11, 59:5” (CD IV. 12-21; V. 11-14).
Возможно, именно Симеон бен Шет’ах, назван в кумранском тексте (4Q Testimonia, 23) «проклятым человеком» [186], «слугой Велиала» [187]. Судя по вышеприведенному тексту [188], «предатели», Человек лжи, присутствовали на судебном процессе над Учителем. При этом, некоторые кумранисты выдвигают предположение, что Человек лжи публично отрекся от «Учения». Если это так, то нужно будет считать Человека лжи (Симеона бен Шет’аха) членом Кумранской общины (на раннем этапе), что довольно-таки фантастично, но, тем не менее, возможно. По мнению кумранистов, исходя из текста CD 20:14-15, открытая схизма имела место приблизительно в то же время, что и смерть Учителя Праведности (за «приблизительно 40 лет» до наступления Конца дней) [189], т.е. с учетом нашей датировки – в 70 г. до н.э. Согласно нашим расчетам, представленным в конце первой части, раскол произошел незадолго до смерти Александра Янная, т.е. в 78 г. до н.э. Из этого можно заключить, что раскол в Кумранской общине произошел незадолго до первого судебного процесса над Учителем Праведности или даже в это время.
Согласно мнению ряда исследователей, Учитель Праведности был казнен, то есть погиб насильственной смертью. В частности, считается, что об этом свидетельствует текст «Дамасского документа» [190]. Несмотря на то, что, по нашему мнению, Учитель Праведности в последние три года покинул Кумранскую общину и вышел на открытую проповедь, тем не менее, отдельные тексты кумранитов могли сохранить упоминание о последних днях Учителя. В указанном фрагменте «Дамасского документа» используется отрывок из пророка Захарии, в котором в оригинале свитка говорится следующее:
«О меч, поднимись [191] на пастыря Моего (Учителя Праведности [192]– И.Т.), на друга Моего, говорит Бог; порази пастыря, и рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7).
В «Дамасском документе» этот отрывок использован для повествования об Учителе Праведности и его пастве:
“Бедные (или: «смиренные». – И. Т.) из стада (овец) – это те, кто ожидают его [193]. [194] Эти спасутся в день взыскания, а остальные будут преданы мечу, когда придет Помазанник (ср.: греч. «Христос») Аарона и Израиля...” (CD 19:6-11).
Развивая идею о насильственной смерти Учителя Праведности, Тантлевский пишет, что «поскольку приведенный текст CD 19:8–11 был написан по “приобщении (т.е. кончине.– И. Т.) Единственного Учителя” [195], здесь, как кажется, можно усмотреть указание на то, что данный кумранский лидер был умерщвлен» [196]. Примечательной параллелью приведенного кумранского фрагмента и христианского провозвестия является то, что и в Евангелии, точь в точь как в «Дамасском документе», в ночь перед распятием Иисус экстраполирует на себя (как на «пастыря») и апостолов (как «овец») текст из того же отрывка 3ax 13:7:
“Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Зах. 13:7)” (Мф 26.31).
«…Еще одно указание на насильственную смерть Учителя Праведности, – отмечает Тантлевский, – мы находим в тексте арамейского варианта Завещания Левия (фрагменты кумранского свитка [197]), где этот патриарх, “предвещая” гибель жреческого Мессии [198], заповедует своим потомкам:
“...И не покарай (‘не пригвождай’ [199]) лишенного сил посредством изнурения и повешения (אילת)... и гвоздь (אעע) не приближай к нему [200]. И ты создашь отцу своему имя славное и всем братьям своим воздвигнешь основание испытанное. И ты прозреешь и возрадуешься в Вечном Свете...” (4Q AhA = 4Q ТеstLevid – Завещание Левия, fr. 24,1–II, 4–6).
(Ср. греческую, армянскую и славянскую версии Завещания Левия 4:4 [201], где этот патриарх “предвещает”, что его потомки – священники и левиты, “наложат руки” на жреческого Мессию [202] и “распнут его”). В свете приведенных выше текстов Дамасского документа [203], – продолжает И.Р.Тантлевский, – кажется правдоподобным предположить, что данное “предсказание” Левия о казни жреческого Мессии (ex hypothesi Учителя Праведности) является не чем иным, как vaticinium ex eventu (предсказанием на основании результата, – А.В.). Косвенно в пользу данной гипотезы говорит тот факт, что автор(ы) текста [204] указывает(ют) на конкретную форму экзекуции – распятие. Отметим также, что этот наиболее позорный вид казни должен был, согласно кумранской галахе, применяться по отношению к “ проклятым Богом u людьми ”[205], и вряд ли общинники стали бы говорить a priori о том, что их пророк и Мессия будет именно распят своими соплеменниками (столь позорным образом, – А.В.); это тем более невероятно, поскольку, судя по текстам Благодарственных гимнов [206] и Зав. Левия [207], при жизни Учителя его адепты напряженно ожидали (несмотря на свои постоянные злоключения) его триумфа» [208]. Относительно использования в Иудеи казни через распятие, или вернее через повешение на дереве (т.е. с привязыванием рук к дереву, причем не обязательно к перекладине), необходимо сказать, что в целом оно применялось редко и являлось самым позорным наказанием. Иудеям эта экзекуция была известна, вероятно, еще в эпоху персидского владычества. Так, согласно книге Ездры (6:11), в декрете персидского царя Дария I (522–486 гг. до н. э.) содержалось предписание, по которому всякий, совершивший преступление против Храма и культа, должен был быть «поднят» и «прибит» (пригвожден; אחמתי) к «бревну» (עא; также: «столб», «дерево» (материал)) [209]. Известно также о нескольких конкретных случаях применения подобных повешений в Иудее в эпоху эллинизма. Так, сотни иудаистов были повешены во время религиозных гонений 167–164 гг. до н.э. [210] Ок. 162 г. до н.э. по приказу первосвященника Алкима повесили на дереве законоучителя Иосе, сына Иоэзера [211]. Тантлевский отмечает, что «“повешению на дереве” (т.е. распятию [212]) подлежали(1) те, кто совершил преступление против своего народа, (2) кто совершил преступление, за которое должен был быть подвергнут смертной казни, но бежал к иноземцам, а также (3) изменники, перешедшие на сторону иноземного врага [213]... Можно предположить, что его (кумранского Учителя)… призыв к перестройке, обновлению Храма, культа и священства [214] и послужили причиной его казни через распятие [215]». [216] В литературе о казни Иисуса Христа противники евангельской версии доказывали, что в Иудее распятие по правилам римского обычая (пригвождение к кресту) не применялось. Сторонники иносказательного толкования буквы Евангелия также обращали внимание на то, что, во-первых, в Иудее крест («крест распятия») не применялся, а во-вторых, Крест Распятия Евангелия повествует не о конкретном историческом событии, а олицетворяет древнюю мистерию распятия вертикали Духа на горизонтали Материи. Ориенталисты в Индии, например, обнаружили аналогичное христианскому – изображение Распятого в пространстве (в лучах славы) Кришны, называемое «Виттоба». Смерть Кришны индийские священные тексты относят к 3102 г. до н.э. В литературе по древним мистериям существуют многочисленные описания использования Креста (в частности, символического Распятия иерофантов), известные за тысячелетия до Рождества Христова. Короче говоря, о том, как был конкретно казнен исторический Иисус Христос: на дереве или на специально сбитом кресте, за пределами церковного богословия существуют различные предположения [217]. Данная дискуссия в скрытом виде просматривается и в трудах кумранистов, высказывающих свое мнение о способе казни Учителя Праведности и неизбежно вынужденных его так или иначе соотносить с описанием, встречающимся в Евангелии. Вместе с тем, вопрос предельно ясен. Если распятие осуществляли римляне, то это был крест, если же иудеи – то дерево. Согласно Деяниям апостолов, Иисус умер «повешенный на древе» (5.30), в Послании к галатам Павел предполагает ту же процедуру (3.13). В нашем случае нет никаких оснований переносить на исторических персонажей Иудеи элементы римского обычая. Праведный Наставник был казнен до вторжения римлян в Иудею, когда здесь продолжали публично казнить по заведенному издревна обычаю – побиванию камнями и привязыванию к дереву. Какой бы по форме ни была данная экзекуция, однако, это была не римская казнь. Поэтому далее в тексте термином «распятие» мы будем пользоваться только как устоявшимся оборотом речи, описывающим казнь исторического Иисуса, но предполагая под ним привязывание к дереву. Символизм не исторического, а мистического Распятия на Кресте, показанный в Евангелии, включая значение каждого «гвоздя», потребовал бы сильно отклониться от нашей темы, поэтому предлагаем обратиться к соответствующей литературе [218].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.77.73 (0.016 с.) |