Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА IX. Преемственность христанства

Поиск

 

Пророк и Мессия

 

Не исключено, что ряд мессианских сказаний Кумранской общины прозвучал еще при жизни Учителя Праведности, скорее всего из его уст, а по его смерти сказанное о Мессии, а также предание об Учителе Праведности слились в единый образ. То есть, будучи воспринимаем при жизни окружающими как Пророк, со временем он мог частью учеников начать восприниматься как Вселенский Мессия, причем, таковым теперь стал видеться, быть может, с самого дня рождения. Возможно, именно такие представления лежали в основе следующего фрагмента мессианского текста, найденного в четвертой пещере:

 

“[...].[…] сыны поколения его [...] […]…[…] будет велика мудрость его. И он искупит всех сыновей своего поколения; и он будет послан ко всем сыновьям своего народа (?). Его слово как слово Небес, и его Учение в соответствии с волей Бога. Его вечное Солнце будет гореть, и будет разожжён его огонь по всем концам земли; и над тьмой он будет гореть. Тогда исчезнет тьма [с] земли, и мгла – из пустыни. Множество слов против него скажут, и много [лж]и. И истории о нём они будут сочинять, и всякие гнусные вещи о нём будут говорить. Своё поколение он перевернёт, [и будет великая ярость]; и ложь и насилие в местонахождении его. [И] будет блуждать народ в его дни, и они будут смущены...” (4Q 541)

 

Необходимо учитывать, что при исследовании кумранских текстов переводчики и комментаторы в той или иной степени, но неизбежно испытывают влияние устоявшихся стереотипов, порожденных западной церковно-христианской культурой. Прежде всего это касается таких понятий, как – Бог, Сын, Мессия и др. Однако хорошо известно, что мировоззрение Востока в отличие от мировоззрения, утвержденного церковью на Западе, было значительно иным.

Представление о Мессии у кумранитов I в. до н.э., разумеется, отличалось от того, которое мы встречаем на несколько веков позднее в отредактированных и перекомпанованных доброхотами Евангелиях. Совершеннейшей аксиомой в восточных верованиях является сверхкосмичность Вселенского Начала, Того, Кто находится за пределами формы и времени, и невозможность сведения этого Вселенского Начала к конкретному объекту вещественного мира, в частности, к плотскому человеку. Во всяком случае, со времен Будды и Платона именно подобное представление о божественном было присуще мудрецам Востока. Данная аксиома признается и в религии евреев.

При Иринее Лионском (кон. II в. н.э.) в церкви окончательно сложилось мифологическое представление об Иисусе Христе, включающее буквальное понимание аллегории воплощения Бесконечного в конечное. Сегодня ни у кого не вызывает сомнение, что догмат церкви о том, что земная «Дева родила Всевышнего», то есть стала Богородицей в буквальном понимании – есть совершенно уникальное явление в истории религиозной и философской мысли [1080]. Поэтому нет никаких оснований стремиться у Кумранской общины, возникшей за несколько сот лет до провозглашения церковного догмата, искать аналогичные взгляды. Знакомство с той литературой, которой пользовались кумраниты, использование ими астрологии, их вера в звезды и планеты, как резиденции управляющих миром Духов (см. Книгу Еноха), позволяет причислить их скорее к так называемым «пантеистам» (в одном ряду с индуистами, пифагорейцами, неоплатониками и пр.), видящими «искру Божью» (или божественное) в частицах мироздания, нежели к почитателям «ходящего по земле и страдающего Бога», причем Бога Вселенского.

Если попытаться реконструировать психологию кумранита как ученика закрытой (эзотерической) группы, то надо отметить, что на Востоке любой самый высокий Учитель, в нашем случае – Учитель Праведности, мог сколь угодно высоко чтиться своими почитателями, однако он никогда не мог бы восприниматься как Бог. Видеть воочию человека – объект своего обожения и молиться ему как «живому Богу», было бы для восточного адепта даже хуже фетишизма. То, что мы знаем о представлениях ессеев или родственных им групп не позволяет допустить подобного “сверхмонотеизма”. Важно отметить, что вера в человека-Бога никогда не могла появиться в еврейской среде, поскольку при всех известных отклонениях от завещанного Моисеем догмата, евреи (во всяком случае мудрецы Израиля) сохранили центральное и стержневое положение Моисеева учения о невозможности низведения Всевышнего и Несказуемого до любого ощущаемого объекта физического мира, будь то человек или даже высочайший Ангел. О человеке-Боге [1081] – как воплощении Бесконечного во всей Его целокупности, могли объявить и принять подобную ересь только лица, воспитанные в нееврейской традиции. Евангелия часто приводят обращение учеников к Иисусу как «Господи», т.е. «Бог». Но в еврейском или арамейском языке, на котором было написано евреями Евангелие Евреев (предполагаемый источник синоптических евангелий), фраза наверняка начиналась с обращения «адони», что в переводе означает «господин мой», но не «Господи». Конечно, известны случаи, когда на Востоке древние цари и монархи могли себя называть «богами». Тем не менее, под этим понималось нечто совершенно иное, такой «бог» был один из пантеона богов, но никак не Творец Вселенной, не её Бессмертное и Животворящее Начало. Церковные богословы на подобные замечания обычно апеллируют к сотворенным Иисусом чудесам. Но многие из таких чудес присущи героям и в других Священных Писаниях, а востоковеды и исследователи нетрадиционной психологии заявляют, что многие подобные чудеса исполнялись магами как в прошлом, так и сегодня. Сама церковь признавала, что суть сотворенного Иисусом заключалась не во внешней видимости «чуда», достигаемой и другими чародеями, а в божественном происхождении чуда. Предположим, это так. Но каким образом окружавшие Иисуса люди, видевшее творение аналогичных чудес и у других адептов, и обученные в том, что «после того, как Бог создал мир, уже ничто в этом мире не может быть названо Богом», что «Бог невидим», как могли еще не знавшие церковной доктрины евреи начать поклоняться Учителю как Богу? Иисус Христос в Евангелиях показан как избегающий разговоров о своей персоне. О том, что Апостолы (особенно в синоптических Евангелиях, наиболее иудеохристианских) не считали Иисус Богом свидетельствуют многие фрагменты Евангелия, особенно их глубокое горе по его смерти, их явное удивление, что он воскрес. Последнее незнание Апостолов даже объяснено в Евангелии: «ибо, они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин 20.9). Кто же мог до появления Евангелия наставить его учеников в ереси, за которую в Иудее полагалась немедленная казнь – объявить живого Иисуса Богом? В глазах своих учеников Учитель мог видеться величайшим адептом, величайшим пророком, может даже Посланником Бога, но никак не Самим Богом!

Во времена кумранского Учителя в Израиле среди народа через танаев получила распространение концепция Божественного Присутствия, называемого Шехина. Эта древняя каббалистическая идея [1082] позволяла объяснять дела невидимого и несказуемого Бога на земле, о которых столь много и антропоморфно говорит Писание. То, что ранее было за семью печатями, к I в. до н.э. стало через синагоги все шире распространяться среди всех интересующихся вопросами веры. Библия полна примеров, когда Бог говорил устами Пророков, что экзегетами стало интерпретироваться как нисхождение в это время на Пророков Божьего Духа. Другими словами, в популярной еврейской традиции при относительном монотеизме (т.е. при одновременной вере в существование – Сил, Ангелов, духов и пр.), начала приниматься доктрина проявления Бога в нашем мире через нисхождения Божественного Духа, то есть через Божественное Присутствие, Шехину. «Шехина» довольно сложное понятие, но оно во многом сходно с индуистским понятием «Шакти», как энергетической (в духовном смысле) «составной» любого бога. На непроявленном плане подобные деления Всевышнего для человеческого ума выступают фактически чистыми абстракциями, не связанными ни с какими конкретными атрибутами (качествами), ибо «качества» возможны только на проявленном плане [1083]. Как говорится, «Это – не он, не она и даже не оно». В свою очередь, на плане нашего проявленного мира нет ничего, что бы не принадлежало к «женскому» или «мужскому» началам. В еврейском (так же как и в индуистском) понимании этот Божий Дух в противоположность его обладателю Первопричине (условно «мужского» рода), на плане нашего проявленного мира проявляется как «женский» род и можно даже в некотором смысле сказать, – для человеческого сознания предстает как личность (Матерь Мира). Поэтому Святой Дух (Руах) ранних христиан был «женского» рода [1084]. До тех пор, пока Евангелие Евреев (первоисточник для синоптических евангелий) оказалось не переведено на греческий язык, а затем и на латинский и прочие языки, не было никакой возможности превратить ветхозаветный женский Руах в мужской Святой Дух Нового Завета. В ответ на неверное понимание сути Святого Духа апокрифическое Евангелие от Филиппа, найденное в Наг-Хаммади, говорит:

 

“Некоторые думают, что Мария зачала от Духа святого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины?” (Ев. от Филиппа, 17) [1085].

 

Также необходимо отметить, что в ветхозаветной традиции, Мессия, или Помазанник никогда не мыслился сотождественным Богу. Собственно, Библия «помазанниками» называет множество лиц, включая израильских царей, первосвященников, пророков и даже чужеземных персидского царя Кира (Ис. 45:1) и сирийского царя Азаила (3 Цар. 19:15). На евр. языке помазанник звучит как Машиах (חישמ), на греческом – мессия (μεσσίας), а также на греч. – христос (χριστός), производное, как полагают, от греч. χρίω – помазывать. Нигде в Писании с достаточной ясностью не проведена отличительная граница, отделяющая прочих помазанников от того, который есть Спаситель.

Корни представлений в семитических народах о Спасителе теряются в глубине тысячелетий. Уже в угаритских текстах XIV в. до н.э. обнаруживается пророчество о грядущем божьем избраннике. Здесь «верховный бог ханаанейского пантеона ‘Эл повелел рефаимам-богам (ср. с Элохим’ами, – А.В.) помазать елеем на царство некую личность; при этом бог утверждает: “По слову он получит трон царствования своего, кресло, престол властительный свой”. Действие же происходит в обители ‘Эла… Данный помазанник (точнее, его дух) “вернется на землю”, в мир людей, с (небесных) “плантаций”, “полей” и будет впоследствии иметь сына и внука» [1086]. Написанное за четырнадцать веков до Р.Х., вполне напоминает Христа – сына Всевышнего евангельского предания. В древнееврейских апокалиптических пророчествах мы также обнаруживаем концепцию о Спасителе. Именно о таком Мессии, то есть Спасителе мы и будем вести речь.

Кто же есть этот Мессия? Бог, Богочеловек, Божье Воинство, Лучезарный Свет? Об этом имеется множество самых различных точек зрения, но нас в первую очередь интересует то, что об этом думало ближайшее окружение Учителя Праведности, насколько это соответствовало распространенным на Востоке представлениям.

 

Представление о многократности или единократности прихода Мессии зависит от концепции понимания времени (истории) и феномена мироздания. Если в яхвистской доктрине история мироздания носит линейный характер, от «начала мира» до его «конца», Вселенная вращается вокруг одной Земли, все звезды светят исключительно только ради единственной планеты (и «богоизбранного народа», проживающего на ней), то катаклизм на этой столь драгоценной планете для её хозяина, разумеется, видится Вселенским концом света, и ожидается беспрецедентным и единственным [1087]. При таком космогоническом эгоцентризме, при игнорировании прочих миров и звездных систем, логично предположить и утилитарный характер Спасения: торжество «избранного народа» над прочими народами здесь на земле, их обетование и райские кущи. В этой насквозь эгоцентричной доктрине всё достаточно обоснованно – одна жизнь, одна Земля, одна страна, один Бог, один избранный народ, одно Спасение. Никаких вариантов! Церковь эту доктрину однополярного мира, расширив несколько социальную базу, довела до логического финала: до столбовой дороги в рай и ад.

В большинстве прочих сакральных традиций, в частности в пифагореизме, последователями которого были и наши кумраниты, история мыслится цикличной, вне зависимости, видеть ли в этой цикличности «круги» или «восходящую спираль». Концепция цикличности времени была свойственна древним грекам и индусам. Например, в произведении Гесиода «Труды и Дни» мы находим описание последовательности эпох (золотая, серебряная, бронзовая и железная), схожих с индийскими Югами. В обеих этих системах качество человеческой жизни становится хуже с каждой последующей эпохой, пока не наступает очередной золотой век. В своём произведении «О природе» Эмпедокл говорит о космических циклах времени (фрагмент 17). В диалогах Платона есть описания периодически возвращающегося времени (Тимей 38a) и повторяющихся катастроф, которые уничтожают или почти уничтожают человеческую цивилизацию (Политик 268d, ff). В учениях Пифагора, Платона и Эмпедокла, относящихся к переселению душ, эта циклическая модель применена и к уровню индивидуального психофизического существования. Христианские богословы пытались высмеивать такую цикличность, превращая всеобщий закон природы, открытый древними мудрецами, в абсурдную теорию о том, что через тысячи лет мы опять окажемся в том же виде, окруженные теми же людьми и теми же проблемами. Но разве в природе, в климате, в расположении звезд, в смене эпох отсутствует движение вперед? Доктрина цикличности времени предусматривает цель жизни, а значит и её неповторимость. Если же предполагается еще и реинкарнация, неизбежно влекущая признание закона Кармы, или закона причин-следствий, то разве возможно когда-либо повторить уникальное сочетание причин? Христианские богословы, восхвалявшие ветхозаветное линейное мироощущение [1088] и высмеивавшие греческие гармонические круги, почему-то не заметили, что церковный вечный рай и ад столь же чудовищны, как и бесконечное хождение по кругу. Собственно, такая «райская вечность» – это тот же самый удручающий «круг».

В представлении о цикличности времён, этих катастроф, подобных «Вселенскому потопу», или даже разрушений планет и зарождений новых космических тел, – мыслится множество. Соответственно, и явление Мессии-Спасителя ожидается многократным. Акцент ожидания Пришествия Учителя в таком случае делается не на «Второе», т.е. «окончательное» Пришествие, как это понимали невежественные толпы, захлестнувшие раннюю церковь, а просто на сам факт грядущего Пришествия. В индуизме, буддизме, зороастризме, то есть в верованиях, имевших ко времени Кумранской общины значительное распространение в Азии, грядущее наступление светлых времен на данном витке спирали связывалось с приходом Освободителя (индусского Калки Аватара, буддийского Майтрейи, зороастрийского Сосиоша), который, вместе с тем, уже не раз являлся на Землю в периоды очередных катаклизмов. Отзвук этой доктрины имеется даже в элохической доктрине моисеевых евреев, понимавших потомка Иосифа (сына Рахили) и грядущего Мессию-Спасителя одним и тем же лицом. В «Тайной Доктрине» заявляется, что на рубеже смены эпох, соразмерных появлению новых материков и исчезанию старых, «появляется» Спаситель-Мессия, который помогает человечеству преодолеть очередной катаклизм и дает на следующую эпоху новую ключевую «ноту» звучания Духа. Сегодня планета заканчивает Четвертый Круг [1089], «нота» которого характеризовалась максимальным погружением духа человечества в материю и зарождением в человечестве рациональной мыслительной способности (Манаса). Данная мыслительная способность наряду с любовью соприсутствует в важнейшем чувстве, называемом совестью. Любовью и мудростью, милосердием и справедливостью человеческий дух должен будет приобрести обратное от материального, но теперь уже о с о з н а н н о е устремление к Вселенскому Духовному Началу. В этом суть учения всех великих религиозных реформаторов последних восьми тысячелетий: Кришны, Орфея, Заратуштры, Будды, Иисуса Христа.

В любом случае, доктрина, предусматривающая явление Вселенского Начала на одну из бесчисленных планет, то есть на нашу Землю, рассматривает такие приходы не как целокупное воплощение Бога, а как нисхождение Духа (Света, Логоса) до земного предела в ограниченном виде. В индуизме и буддизме эту идею ограниченного нисхождения Всевышнего Принципа выражает концепция Аватара.

 

Таким образом, необходимо различать: (1) Помазанника, или же Мессию – как причастного, но всё же не тождественного во всей полноте Центральному Лучу Света. Так мог мыслиться общинникам Учитель Праведности; и (2) Мессию в смысле беспрецедентного Богопресуществления на завершении очередного цикла времен, сопровождающегося каждый раз «концом света». Между первым и вторым есть безусловная связь и в некотором смысле это, может быть, даже одно и то же, но тем не менее, это – разное.

Последнее, в смысле беспрецедентного Богопресуществления, в церковной интерпретации получило наименование – Эсхатон (eschatos), что на греческом языке означает «последний», «крайний», а эсхатология стала обозначать учение о «конце времен». Совершенно очевидно, что при жизни Учителя Праведности его могли в лучшем случае, да и то, только наиболее доверенные ученики, воспринимать в первом значении, т.е. как земное воплощение высочайшего Духа, но, конечно, не воплощения Бога. После же его гибели, особенно если предположить факт его явлений ученикам в духе (примерно так же, как это описано в гностических Евангелиях), или при диктовки им потаенных основ Учения (как об этом утверждают гностики, что Христос в течение одиннадцати лет после распятия Иисуса обучал ближайших учеников), – образ Учителя Праведности мог вполне трансформироваться во Вселенского Мессию, пострадавшего «за человечество», слиться с образом Того, Кого ожидают как окончательного Избавителя. Такое представление, распространяемое после казни Учителя среди ессейских и иных сочувствующих и родственных кругов, могло довольно быстро стать центральным догматом предхристианской веры. В собственных текстах Кумранской общины, большинство из которых были написаны, как нам представляется, уже после смерти Учителя (палеографически и при помощи радиокарбонной датировки данные тексты относятся в основном ко времени после распятия Учителя), мы находим по отношению к Учителю Праведности уже ясно выраженные классические мессианские ожидания («Дамасский документ» и пр.).

Таким образом, мы показали, что в окружении кумранского Учителя не могли существовать представления о нем самом и о Мессии, сходные с созданным много позже учением победившей церкви. Ни Богом, ни Вселенским Мессией, Учитель Праведности видиться его окружением никак не мог.

 

Другой распространенной ошибкой ученых при интерпретации мессианских чаяний кумранитов является навязывание им талмудических представлений о Мессии. Если христианская церковь во II-IV вв. выдвинула уникальную концепцию о Боге, отождествленным ею с человеческим телом [1090], то в иудейской среде примерно в это же время вызрела другая уникальная идея – о Мессии, который принесет исключительно одним евреям земное материальное благополучие. В первом случае, человек (Пророк) был превращен в Бога, а во втором случае, в силу того, что Бог – один (и не разделяет своё царствование ни с каким Сыном), Мессия-Спаситель был экзегетами синагоги низведен до исключительно человека по природе, то есть по сути лишился Божественности. Ни Калки Аватар индусов, ни Майтрейя буддистов, ни Сосиош иранцев, ни Гор египтян как Избавители и Спасители человечества никогда к земным телам или к земным людям не сводились. Превращение в иудаизме грядущего Вселенского Спасителя в обычного по происхождению человека, хоть и наделенного Божьим Духом, соответственно превратило весь ожидаемый Вселенский катаклизм в некую, простите, «бурю в стакане», т.е. в некое событие не на самой большой территории и при участии не самого многочисленного народа. Примером тому стало бессмысленное восстание Бар-Кохбы. Церковь, занимавшая, казалось бы, противоположную иудаизму точку зрения, тем не менее, потратила уйму времени и сил для преодоления всё той же коварной пропасти между божественным и человеческим. Но и она после веков борьбы с ересями так и не смогла объяснить феномен Иисуса Христа. Именно данная неспособность ясно выразиться по главному вопросу христианской веры привела церковное христианство в наше время научно-технической революции к столь сокрушительному поражению.

Теперь если обратиться к иудаизму, то надо заметить, что закрепленное в Талмуде понимание о том, ктó есть Мессия (и для когó), является закономерным логическим завершением послевавилонской концепции о «богоизбранном народе». Согласно данной послевавилонской концепции, Машиах (Мессия), который должен родиться от колена Иуды, принесет земное царствование над прочими народами исключительно «богоизбранному народу». Такое частно-собственническое и утилитарное понимание миссии Вселенского Спасителя, как мы сказали, является столь же уникальным, и не имеющим аналогов среди прочих мировых религиозных систем, как и церковное представление о Вселенском Боге, рождающемся из чрева земной матери. Можно спорить, была ли уже к I в. до н.э. популярная в Азии возвышенная идея о божественном Мессии низведена израильско-вавилонскими экзегетами до столь материального и очеловеченного выражения Вселенского Спасителя, как – «еврея, спасающего евреев», но совершенно очевидно, что такая идея была невозможна среди истинных последователей Праведного Наставника. Даже если говорить о самих кумранитах, среду которых Учитель, впрочем, покинул, то все исследователи Кумрана отмечают близость представлений общинников пифагорейским воззрениям и их явную неприязнь к традиционному иудаизму, и, в частности, к фарисейству. Было бы весьма удивительным, что последователи Учителя Праведности, принявшие Солнце за образ Бога, связывавшими душевно-телесную судьбу человека со звездами и планетами, презиравшими земные богатства, мыслившими мир как арену битвы Света со тьмой, – роль Всекосмического Мессии и победителя в данной Вселенской битве отвели бы конкретной земной персоне, возносящей к тому же исключительно соплеменников вне зависимости от их нравственного состояния, в силу одной лишь их «крови». Подобную доктрину низведения божественного Начала до земной человеческой личности, думается, не могли бы разделить и столь чтимые в Талмуде мудрецы: Гиллель, Акиба [1091] и Симеон бен Йохай.

Можно заметить, что обе концепции, церковная и иудаистская, если их попробовать приложить к одному и тому же лицу, Учителю Праведности, обнаруживают явный антагонизм: для церкви еретичной является материально-имущественная цель Божественного Спасения (к тому же для одного лишь народа), тогда как для монотеистичных раввинов еще более еретичным является рождение Вседержателя (Бога) [1092] от земной женщины. Несмотря на данный антагонизм, ученые очень часто, комментируя представления общинников о личности Учителя, стремятся выразить их одновременно через догматы и церкви и синагоги, что явно обречено на неудачу. Присуждение Учителю Праведности, проповедовавшему древнюю идею о всеобщем Спасении, доктрины позднего (раввинистического) иудаизма, равно как навязывание общинникам представлений об их Учителе исходя из путанной софистики церковных Соборов, никогда не позволит понять, кем же на самом деле был кумранский Праведный Наставник.

 

Какими же были представления о Мессии у самих кумранитов?

В одной из кумранских рукописей, называемой Арамейский Апокалипсис и палеографически датируемой последней третью I в. до н.э. [1093], т.е. временем вторжения в Иудею римлян, о Мессии говорится:

 

“[... ве]ликим Он (Мессия) будет назван, и Его именем Он (Мессия) будет наречен. Сыном Бога Он бу­дет называться, и Сыном Всевышнего они назовут Его. Подобно видению кометы (т.е. кратким, – А.В.), таким их царство (врагов Света, – А.В.) будет; (несколько) лет они будут царствовать над землей и всё будут попирать; народ будет попирать народ, а город – (другой) горо[д], покуда не встанет Он с Богом, и всем Он (Мессия) даст покой от меча. Его цар­ство (будет) вечным царством, и все Его пути – в праведности. Он будет суди[ть] землю праведностью, и все будут творить мир. Меч с (лица) земли исчезнет, и все области ему поклонятся. Бог Великий будет ему в помощь, и (окажет поддержку) ему в ведении войны; народы Он отдаст в его руку, и всех их Он бросит пред ним. Владычество его – владычество вечное...” (4Q 246=4Q psDand) [1094].

 

Другой текст, называемый Мессианским Апокалипсисом, палеографически датируемый первой четвертью I в. до н.э. [1095], сообщает:

 

“... [не]беса и земля будут слушаться Его Мессию, [и все, ч]то на них не отвратится от святых заповедей. Обретите силу, ищущие Господина (Адоная) [1096], в служении Ему. Не в этом ли вы найдете Госпо­дина, все, кто надеется в сердцах своих? Ибо Господин благочестивых посетит, и праведных по имени Он назовет; и над бедными (или: «кроткими». – И. Т.) Его Дух будет парить, и вер­ных (или: «верующих». – И. Т.) Он обновит (в смысле: «преобразит». – И. Т.) Своей Силой” (4Q 521, фр. 2, кол. 2+4, 1-12).

 

Возникает вопрос: говорят ли данные тексты о человеке-Учителе Праведности, или же здесь отражаются общие для Востока представления об ожидаемом Спасителе-Духе? По сравнению с прочими текстами Кумранской общины вышеприведенные фрагменты характеризуются абстрактно-мистическим содержанием, отвлеченностью от конкретных событий и персоналий. Не исключено, что автором этих отрывков был сам Учитель Праведности. Но насколько ученики правильно передали выраженные им мысли? Туманность и неопределенность высказываний Учителя о личности будущего Мессии (ср. с притчами и иносказаниями, которыми изъясняется Христос Евангелий) могла еще при жизни кумранского лидера у части его учеников привести к тому, что они начали отождествлять будущего Мессию (который должен явиться на переломе времен) с пришедшим в общину Праведным Наставником (его Духом?). Совершенно определенно, напряженнейшее ожидание христиан Второго Пришествия Христа, превратившееся в краеугольное положение христианской веры, такое представление не могло возникнуть на пустом месте. Видимо, довольно скоро, после смерти Учителя, ученики отождествили ожидавшегося Мессию с их распятым Учителем.

 

Концептуальное представление кумранитов о небесной божественной Иерархии (см. Книгу Еноха), их вúдение места в ней Учителя Праведности, позволяют усмотреть в кумранских текстах отражение идеи, которая лишь в IV в. будет трансформирована церковью в идею христианской Троицы. Вместе с тем, нет оснований видеть в этом, как это делают некоторые кумранологи, «зачатки» церковной тринитарной доктрины. Текст утверждает:

 

“он (Мессия, возможно Учитель Праведности, – А.В.) Избранник Бога (אהלא ריחב), порождение Его (הדלומ) и Дух Его Дыхания (יהומשנ חור)... его [за]мыслы – для вечности (4Q Mess аr 1:7-11)...”. [1097]

 

Представление о высочайшей божественной Троице не было чем-то принципиально новым и неизвестным для сиропалестинского региона. Именно поэтому ошибочно видеть в лице кумранитов изобретателей будущей тринитарной доктрины церкви, ибо «зачатки» этой доктрины надо искать тысячелетиями ранее. В наиболее известной в Центральной Азии древнеиранской (зороастрийской) религии троицу образовывали Ахура Мазда, Анахита и Зороастр (последнего не путать со знаменитым пророком Заратуштрой). В Египте в течение более двух тысячелетий исповедывали троицу: Осириса, Исиды и их сына – Гора. В Угарите за два тысячелетия до кумранитов верили в Илу, Асирату и их сына Йамму (а также Балу, Анату и Йарих’а). Известны были также месопотамские троицы: Энки, Инанна и Думузи, с одной стороны, и Энлиль, Нинлиль и их сын Нанну (Син), с другой стороны. В соседней Греции в ранние времена троицу богов составляли Уран, Гея и Эрот. Аристотель, например, сообщает о громадном значении, придаваемом Изначальной Троице пифагорейцами: «Ибо, подобно тому, как утверждают и пифагорейцы, все и вся определены числом «три». И действительно, конец, середина и начало обладают числом всего, а это – число троицы» (Diels, 45 В 17) [1098]. «Не следует забывать, – писал С.Трубецкой, – что троица, триада Пифагора не есть математическая сумма трех условных единиц, но живое число, определенная, конкретная сила единого» [1099]. Каббалисты идею Высшей Троицы выразили в Сефирах: Кетер, Хокма и Бина. По сути, почти в каждой троице мы обнаруживаем идею Отца, Матери и Сына, при том, что, несмотря на рождение Матерью Сына (Свет-Сын в Матери-Природе [1100]), Сын онтологически предшествует Матери. Поэтому совсем не удивительно, что во всех гностических и апокрифических раннехристианских произведениях Святой Дух в указанной Троице выступает женским началом, порождающим Сына. Богословы церкви, отвергнувшие аллегорические повествования о Вселенской Матери Христа и превратившие земную мать Иисуса в Богоматерь, явно затруднялись объяснить брачное сочетание Богоматери-Марии со Святым Духом, или Руах, который в еврейском языке также женского рода. В результате, получилась тринитарная церковная доктрина, где Отец, Сын и Святой Дух стали Единым Богом мужского рода, и к ним (Нему?) фактически в качестве неотъемлемой спутницы, людской заступницы, была добавлена женская ипостась – Божья Матерь, Мария, постепенно превратившаяся по сути в Богиню. Однако, у ранних христиан, Божья Матерь (но не Мария) и Святой Дух (Шехина) понимались не как различные «персоналии», а как тождественные. Об этом нам говорят сирийские апокрифические евангелия. Именно это церковное недоразумение о сути Божьей Матери и Святого Духа объясняет (за редкими исключениями [1101]) слабую теологическую проработку богословами такого самого загадочного понятия, как Святой Дух. Богословы до сих пор не смогли объяснить предостережения Иисуса:

 

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф 12.31-32).

Как мы видим, Иисус ставит себя менее Святого Духа. Синоптические евангелия (или их первоисточник), первоначально написанные на еврейском языке, в понятия, здесь использованные, вкладывали значения и смысл, принятый в жреческой и пророческой иудейской среде. Блаватская приводит слова ученого каббалиста м-ра С.Л. МакГрегора Матэрса, который говорит: «Многие ли из христиан осознают, что в сообщении о Воплощении в Евангелии от Луки (1.35) упомянуты две божественные силы? “Дух Святой найдет на тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя” (Лк 1.35). Святой Дух (женская сила) спускается, и Сила Всевышнего (мужская Сила) соединяется с ней» [1102].

Попытка обнаружить у кумранитов прообраз тринитарной церковной доктрины бессмысленна еще и потому, что ранней церкви эта доктрина была неизвестна. А.В.Карташев отмечал, что

 

“великие отцы IV в. … живописно рисуют нам растерянность епископата и священства пред необходимостью признать Божество Духа Святого. Что они знали Его искони по формуле крещения и молитвенных славословий – это не значило, что в их богословском сознании Дух Божий был лицом Св. Троицы… Григорий Богослов в особую заслугу св. Афанасию ставит то, что тот первый и почти в одиночестве «дерзнул» открыто писать о Духе как Боге (Слово XXI). Как известно, до этой смелости не дошли отцы II Вселенского собора (381 г.). Настолько… учение о Трех Единосущных звучало в эту пору ново и необычно, что св. Василий Великий делает такие оговорки, когда пишет о Св. Троице: «Не дивитесь, если говорим, что одно и то же соединено и разделено, и если представляем мысленно, как бы в гадании, нечто новое и необычное, как соединенное разделение, так и разделенное единение» (Письмо 38). Св. Григорий по поводу (для оправдания, – А.В.) этой новизны учения о Святом Духе, которая, видимо, и его самого поражала, развивает даже целую теорию постепенности откровений (постепенного раскрытия для церкви и богословия Божественной Истины, – А.В.) во времени” [1103].

 

Знаменитый догмат церковной тринитарности опирался исключительно на Первое послание ап. Иоанна в канонической редакции:

 

“Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино” (1 Ин 5.7).

 

Но Блаватская замечает, что «этот стих, который “указано было читать в церк­вях”, – подделка. Его нет ни в одной греческой рукописи, кроме одной в Берлине, которая была переписана с какой-то вставленной парафразы между строк… Этого тек­ста нет ни в одной греческой рукописи, написанной ранее пятнадцато­го века (впервые его приводит Вергилий Тапсенсис, не заслуживающий доверия латинский писатель конца пятого века; и подозревают, что он совершил эту подделку). Этот стих не упоминается ни греческими духовными писателя­ми, ни ранними латинскими отцами, так яро стремившимися заполучить какое-либо доказательство в пользу своей Троицы, и он был пропущен Лютером в его Германской версии. Эдуард Гиббон одним из первых ука­зал на его сомнительный характер. Архиепископ Ньюком отверг его, а епископ линкольский выразил убеждение, что он – подделка («Elements of Theology», V. II. P. 90, примечание.). Имеется двадцать восемь греческих авторов, в том числе Ириней, Климент (Александрийский) и Афанасий (Великий), которые ни цитируют, ни упоминают о нем; и семнадцать латинских писателей, в том числе Августин, Иероним, Амвросий, Киприан и папа Евсевий, которые, кажется, ничего не знают о нем.

 

“Очевидно, что если текст о небесных свидетелях был бы известен с самого начала христианства, то древние авторы с жаром ухватились бы за него, ввели бы в свои символы веры и не раз цитировали бы против еретиков, и избрали бы его в качестве самого яркого украшения для каждой книги, которую они написали по вопросу Троицы” (Parson, «Letters to Travis», 8 vol., p. 402).

 

Так падает сильнейшая опора тройственности. Другая не менее явная подделка приводится со слов сэра Исаака Ньютона издателем “Апокри­фического Нового Завета”. Ньютон замечает “что то, что латины сдела­ли с этим текстом (1 Иоан., 5), греки сделали с текстом св. Павла” (Тим., 3, 16). Ибо путем замены OΣ на ΘΣ, сокращение от Θεος (Бог), в Алек­сандрийской рукописи, с которой впоследствии были сделаны их копии, они теперь читают – “ Велика тайна божественного. Бог проявился во пло­ти ”, тогда как все церкви во время первых четырех или пяти столетий, и авторы древних версий, Иероним, так же как и остальные, читали – “Ве­лика тайна божественного, которое было проявлено во плоти ”. Ньютон добавляет, что теперь, когда споры над этой фальсификацией утихли, те, кто читают, что Бог проявился во плоти, вместо божественное, которое было проявлено во плоти, считают этот отрывок “одним из наиболее очевидных и подходящих текстов для этого дела” [1104]» [1105].

Отсутствующие в древних текстах слова апостола Иоанна, по мнению Ньютона, были добавлены блаженным Иеронимом (ок. 347-ок.420 гг.), который «с той же целью вставил прямое указание на Троицу в свою версию [Библии]» [1106]. По мнению К.Кюнстля, тринитарная интерполяция в Послании Иоанна (1 Ин 5.7-8) принадлежала не Иерониму, а Присциллиану, епископу г.Авилы (Испания), жившему в IV<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.014 с.)