Философский и ритуалистический Шива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философский и ритуалистический Шива



 

О раннеиндийском Шиве (в отличие от позднеиндийского и современного синкретического Шивы) Е.П.Блаватская писала, что

 

“строго говоря, Шива не есть бог Вед (арийской культуры). Когда Веды писались, он числился в ранге Махадэва (дэвы, санскр. – «боги [1322]», мах, санскр. – «великий», – А.В.), или Бэла, среди богов аборигенов (дравиды и пр., – А.В.) Индии” [1323].

 

Сказанное Блаватской о прото-Шиве подтверждается находками хараппской культуры в Мохенджо-Даро и Хараппе (Др.Индия, III тыс. до н.э., совр. Пакистан). Основные раскопки в этом районе начали проводиться с 1921 г., хотя первый отчет об этой культуре был опубликован А.Каннингхэмом еще в 1875 г. В древнем божестве дравидов можно вполне разглядеть черты Шивы-Пашупати. А.М.Дубянский по этому поводу пишет: «Аийанар (тамил. aiyanăr, “господин”), в дравидийской мифологии сельский бог (ср. с Паном, – А.В.), культ которого очень древен и восходит, вероятно, к культу Мохенджо-Даро и Хараппы. Сохранился в некоторых районах южной Индии как божество, связанное с земледелием и плодородием; считается сыном богини-Матери. Изображается с трезубцем на голове…» [1324]. В.Н.Топоров о печатях, находимых в Мохенджо-Даро, придерживается сходного мнения: «Мужской аспект плодородия связан с встречающимся на печатях изображением рогатого и трехликого божества, восседающего на троне или на земле в ритуальной позе (с поджатыми ногами, в позе типа «лотос», – А.В.); между рогами – вырастающая из головы ветвь с цветами; вокруг животные – олени или антилопы, носорог, слон, буйвол, тигр. По своему типу это изображение наиболее близко образу Шивы-Пашупати, господина зверей…» [1325]. Г.М.Бонгард-Левин и Г.Ф.Ильин со ссылкой на Д.Гонда, также отмечают, что «ряд исследователей склонны увязывать с Шивой (прото-Шивой) … трехликое рогатое существо в йогической позе, изображенное на хараппских печатях» [1326].

Е.П.Блаватская утверждала, что предки израильтян пришли в Месопотамию из Индии (III-II тыс. до н.э.) и что ранее, в Индии, принадлежа к автохтонному населению, они смешались с пришедшими с севера так называемыми солнечными ариями и вошли в лунную династию Яду (Iadoo), и что здесь они поклонялись хтоническому прото-Шиве, и много тысячелетий спустя, попав сначала в Месопотамию, а потом в Египет, после египетского Исхода, они узнали от финикийских кабиров [1327] его имя – Йахо (Яхве) [1328].

Индийские историки Н.К.Синха и А.Ч.Банерджи, писали, что «многочисленные индийские печати (на некоторых из них имеются письмена Мохенджо-Даро) были обнаружены в Уре (Ур Халдейский, – согласно Библии, родина Авраама, – А.В.), Тель-Асмере (нынешний Багдад, в прошлом – Вавилон) и других местах Западной Азии. Строительство ступенча­тых арок и ниш в стенах, поклонение Богине-Матери, изображение некоторых животных на печатях – все это отчетливо свидетельствует о связи между Мохенджо-Даро и Месопотамией. Было сделано предположение, что цивилизации этих двух различных районов обязаны своим происхождением одной общей цивилизации, а их различия вызваны различиями местных условий и расовы­ми особенностями населения» [1329].

Среди шиваитов символ дамары в руках Шивы трактуется как барабанчик, на котором Шива отстукивает ритм времени. Свами Шивананда пишет: «Дамара – двухсторонний барабанчик, по форме напоминающий песочные часы; символ разрушения и воссоздания; атрибут Шивы» [1330]. Напомним, что в греческой мифологии богом времени был Кронос, или Сатурн.

О связи философско-абстрактного Шивы со временем говорит его функция Разрушителя (время тоже предстает в этом смысле как разрушитель), о том же говорят имена Шивы: Каласамхара («Уничтожитель времени») [1331], Махакала («Великое Время») [1332]. П.А.Гринцер отмечает: «Эпос рассматривает Кала (время), с одной стороны, как самостоятельное божество (напр., Мхб. XII 19, 31), с другой – как ипостась Ямы (бог смерти, – А.В.) или Шивы…» [1333]. В Махабхарате описывается торжественная процессия, в которой Шива и Ума (его жена) едут на колеснице Калы. Комментатор поясняет: «Кала (kāla), бог времени, выступает в эпосе как колесничий Шивы» [1334]. На изображениях Шивы можно увидеть сидящего у него на голове маленького человечка: это и есть kāla – бог времени. Правда, это не «время вечности», а «время бренности», или цикл, отведенный на конкретный ограниченный срок (жизни).

Образ Шивы как Вселенского Разрушителя (а, значит, и условия Созидания) является поздним соединением частного случая разрушения на Земле – образа аборигенного дравидийского божества прото-Шивы – с мифологически-персонифицированным философским принципом Разрушения. Последний мыслился мудрецами как всеобщий принцип Природы, вокруг которого впоследствии возникла вся пышная мифография ритуалистического Шивы, третьего лица Тримурти (Вишну-Брахма-Шива [1335]). В поздней легенда, например, рассказывается, что когда боги пахтали океан с помощью змея Васуки (символ «времени вечности»), то при пахтании образовался яд халахала. Этот ужасный яд мгновенно превращал тех, кто к нему прикасался, в пепел. Дэвы, асуры, риши в ужасе разбежались. Тогда Шива собрал весь яд в одну каплю на своей ладони и проглотил его. Вишну и Брахма попросили Шиву удерживать яд в своем горле ради их защиты. Шива так и поступил, но под воздействием яда горло его стало темно синим. [1336] Много позже с образом этого Вселенского Шивы объединился образ дравидийского божества, которое является также божеством тантристов – источник вакхического (сладострастного) исступления и наслаждения. Сегодня Шива – один из наиболее почитаемых богов в Индии, однако, за несколько тысячелетий данное божество вобрало в себя признаки многих иных богов, так, что первоначальное его значение в массовой религии совершенно утратилось и за его образом, как и в любой поздней религии, можно теперь обнаружить всё что угодно (от света до тьмы), в зависимости от духовного состояния конкретного верующего.

Е.П.Блаватская показывала, что у посвященных каббалистов существовало также два аналогичных представления об Яхве: как об общефилософском Принципе (Энергии, Силе и т.п.) и как о национальном божестве. О первом значении она, например, писала: «Как Ормазд (зороастризма, – А.В.), возникший из Первичного Света, который в свою очередь эманировал из высшей непостижимой сущности, называемой «Зервана-Акарана», Вечным или Безграничным Временем, появился лишь третьим в божественной эволюции, – так же и Иегова показан в Зогаре как третья из сефирот (более того, как женская пассивная потенция), именуемая «Разумом» («Пониманием», Бина) и представленная божественным именем Иеговы или Аралим» [1337].

Различение философско-общего принципа Разрушения и его частного претворения на Земле требует более подробного рассмотрения.

 

А.Владимиров. 2002 г.

 

 

Приложение 14.

Пра-евреи в Месопотамии

 

Об этнических халдеях (не путать с халдеями-посвященными, или магами), которыми, как мы покажем далее, были предки израильтян, обосновавшиеся в горах северной Месопотамии, православный библейский словарь сообщает:

«Халдеей в древно­сти называлась северная гористая страна Месопота­мии. Там, между Арменией и Ассирией, на юг от озера Ван, лежала земля Аррапахитис – страна Арфаксада, Нахора и Фарры, отца Авраамова… Оттуда Авраам вы­шел в Землю Ханаанскую. Таким образом, здесь было древнее жилище халдеев и отсюда впоследствии они расселялись по течению ре­ки на юг и юго-восток по всей Месопотамии и Вави­лонии. Халдеей у светских писателей называется земля, лежащая в гористых местах Армении. Так, Страбон, говоря, что древнее название Халдеи было Халибы, жительство их полагает в Армении к Черному морю, близ Москов и Тибарян. Ксенофонт находит халдеев в горах Кардухинских между Арменией и Ассирией и, принимая их за одно с курдами, изобража­ет их, как народ горный, мужественный, воинствен­ный, присоединяя, что, за­нимая землю гористую, ко­торой небольшая только часть плодородна, они жи­вут большею частию гра­бежом и разбоем и земли возделывать не умеют и не могут, ибо привыкли до­ставать себе продовольст­вие оружием. Такое сказа­ние языческих историков о халдеях совершенно со­гласно со свидетельством о них Пророка Аввакума [1338]… У Нова упоминается о хищническом нападении халдейских шаек на стада его в Земле Уц. С этим со­гласно Птолемей (астроном) называет Халдеей часть Вавилонии, граничащей с Аравией.

Исторически известным халдейско-вавилонское царст­во становится только со времен Набопалассара и Навуходоносора. Около времен Пророка Исаии жившие прежде свободно, в пустынях и горах, в коче­вых палатках, они попали под власть ассириян и пере­селены ими в знаменитую в древности Вавилонию и стали вести оседлую жизнь (ср. с библейским сказанием о евреях, – А.В.). При Набопалассаре, кото­рый отложился от Асси­рии, и сыне его Навуходоносоре, которые сами были из халдеев, из этого незна­чительного доселе народа образовалась обширней­шая Халдейско-Вавилонская монархия, которой са­ми ассирияне должны были покориться, и которая для отличия от первой – Нимродовой, называется но­вым Вавилонским Царст­вом… Пророки изобра­жают халдеев народом страшным, жестоким и ре­шительным… Но при… Валтасаре, Халдея была покорена Киром, Царем Персидским, в 530 году до Р. X. Последующая судьба Халдеи подлежала общей судьбе народов, как последствие общих их преступлений. Персы, македоняне, римляне, селевкиды, сарацины, турки, парфяне, одни за другими нападали и опустошали Халдею…» [1339].

По поводу вышесказанных «грабежей» можно вообще выделить данную черту рассматриваемых племен, как характерную. Называемые как «хапиру» [1340], они прославились как отъявленные головорезы. Аналогичное представление было и о гиксосах, захвативших Египет. Не удивительно, что составленная и исправленная в III-II веке до н.э. Библия ничего не сообщает о прежней родине праевреев, выстраивая свою псевдоисторическую доктрину вокруг недавно захваченной Палестины, где после тысячелетних скитаний в V в. до н.э. евреи попытались образовать постоянное государство. Историкам остается либо поверить жрецам, скомпоновавшим Библию под собственных политические и территориальные интересы, либо беспристрастно взглянуть на научные факты. Факты же свидетельствуют о том, что потомков Авраама как государствообразующего этноса до V в. до н.э. в Палестине не было, но зато имеется значительно количество косвенных свидетельств об их нахождении до этого времени в Месопотамии.

Поскольку речь идет о севере Двуречья, религиозном сопернике Юга, а также о потомках Авраама, то сообщим несколько дополнительных сведений относительно упоминаемого в Библии города Харран. Интересен он прежде всего тем, что это место, согласно словам умирающего Авраама, –«родина Авраама» [1341]. Именно в Харране Авраам впервые слышит Господа, который ему повелевает идти в землю обетованную и обещает произвести от Авраама «великий народ» (Быт. 12:1-2). Но как утверждают некоторые авторы, родина предков израильтян – гораздо южнее, – Индия. И даже по Библии Авраам родился на юге, в «Уре Халдейском», а в Харран он со своим отцом Террахом попал после длительного путешествия. Причем Библия весьма замысловато описывает движение израильтян до этого города: “И взял Фарра (или Террах, отец Аврама) Аврама, сына своего… и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там… и умер Фарра в Харране” (Быт. 11:31). Если взглянуть на карту (стр. 479), то Харран окажется совсем в другой стороне от Ура, нежели Ханаан (Палестина). Еще немного, и Аврам оказался бы в царстве Урарту (Армении) и в Европе, но вовсе не в районе Иерусалима. Харран, скорее, является второй, т.е. духовнойродиной предков израильтян [1342], куда они в конце концов попали, двигаясь из Индии, и где впоследствии их отождествили с кавказкими народами и халдеями.

Православный библейский словарь, опираясь на свидетельства Библии, описывает значительное место в истории евреев этого месопотамского города:

«Здесь умер и погребен Фарра (евр.Терах), отец Авраама (Быт. 11:32) и отсюда Авраам со всем семейством и имением и людьми своими переселился в Землю Ханаанскую. Здесь жил Нахор, брат Авраамов, и его потомство –... Ревекка [1343], Лия [1344], и Рахиль [1345]». Иными словами, из Харрана, с севера Двуречья (Вавилонии), происходят четыре праматери, родившие Иакову 12 сыновей, родоначальников 12 Колен Израилевых: Лия, Зелфа (служанка Лии), Рахиль и Валла (служанка Рахили). И далее: «... Сюда Ревекка отпустила Иакова (праотца 12-ти колен, – А.В.), спасая его от мести Исава. Здесь Иаков жил двадцать лет и отсюда с великим семейством возвратился к отцу своему» [1346].

Как видим, все женщины-Праматери народа израильского выходят из Харрана. Но если учесть, что в иудейской традиции национальная кровь (принадлежность к еврейству) определяется по матери, то тем самым Харран одновременно с духовным становится еще и примечательным символом родового истока иудеев.

Несмотря на то, что все имена патриархов и их жен – аллегории, а не подлинные исторические персонажи (о чем писал даже ап. Павел [1347]) и означающие по «Тайной Доктрине» в общем случае племена и народы, примечательным является указание в Библии именно на север Двуречья, где, как было установлено учеными, царил черномагический культ (Левого Лунного Пути). Д.А. Хвольсон (Ssabier II, 508) приводит место из Евтихия о Харране: «Во времена Авраама в Харане царствовала Хабиба, жена Сина, жреца горы (т.е теократическое правление, – А.В.)… Выстроила большой идол из золота во имя Сина, поставила его в храме и велела всем жителям Харрана кланяться ему» [1348] О Террахе или Фарре – отце Аврама в Новом библейском словаре говорится: «Древнееврейское terah обычно связывают с богом луны и сравнивают с названием города Турахи, расположенном недалеко от Харрана. Фарра покинул Ур халдейский и поселился в Харране, где и умер… В Нав. 24:2 он называется идолопоклонником» [1349]. Мидраш рассказывает, что Террах изготавливал на продажу идолов, которых Аврам однажды поразбивал.

Православный библейский словарь пишет о родственнике Авраама в Харране, от дочерей которого пошли, как утверждается в Библии, все евреи: «Лаван... жил в Харране, месопотамском городе. В нем видим мы человека, руководящегося земными началами и расчетами. При кажущемся благочестии, он способен на всякие коварства и несправедливости…; у него в доме были и идолы, называл их своими богами» [1350].

В Православном библейском словаре также упоминается, что «Харран издревле славился поклонением и служением Луне и оракулом (вещателем Духа, – А.В.) Луны… Римский император Юлиан от здешнего оракула Луны пытался узнать об исходе своего похода против персов. Омар, по завоевании этого города в 638 году, оставил здесь служение это неприкосновенным, так как магометане смотрели на Авраама, как на сабеянина и Харран считали священным городом. Сабеизм процветал здесь и в X веке и Харран был тогда главным местом сабеев, имевших здесь великий храм, посвященый Аврааму. Евреи и доселе ходят на поклонение сему святилищу в Харран» [1351].

Только из Харрана завещает Авраам взять Исааку его будущую жену.

Как известно, в Харране находился храм бога Син’а, который царь Набонид решил перестроить в 553 г. до н.э. [1352] Но и сам город Ур Халдейский, в котором согласно Библии родился Авррам, также связан был с культом Луны. Как указано во «Всемирной Истории», «главный бог города Ура – Син, отождествлялся с Луной». Известно, что национальный символ евреев – гора Синай, дословно означает «Гора Луны». Здесь же, во «Всемирной Истории», приведена фотография древнейшего рельефа каменной стелы из Ура (XXII в. до н.э.), на которой изображено, как бог Син вручает царю знаки власти. Иными словами, как раз в период, описанный Библией как период жизни Патриархов, лунный культ Вавилонии был не только распространен в «родных» городах Праотцов, но даже являлся главенствующим. Как отмечается в Теософском словаре, «старейшим и могущественнейшим богом Вавилона был Бэл. Первоначально Бэла называли также Эну, Элу и Капту (см. труд Д.Смита “ Chaldean account of Genesis ”). Старшим сыном Бэла был Лунный бог Син (имена которого были также Ур, Агу и Иту), который являлся главным божеством города Ур, названного в честь него одним из его имен... Авраам и его отец Терах изображены переселяющимися из Ура и уносящими с собой своего лунного бога (или его отпрыска); ибо Иегова, Элохим или Эль – иная форма Элу – всегда был связан с Луною» [1353].

Шумерское имя бога Луны и времени – Нанна [1354]. Это вполне созвучно персонажу шиваитской мифологии, – Нандину, быку, на котором разъезжает Шива. По мнению П.А.Гринцера: «...Нандина, вероятно, можно рассматривать как зооморфную форму самого Шивы» [1355]. В.К.Афанасьев отмечает: «Имя Син (Бог Луны, – А.В.) часто пишется клинописным знаком, обозначающим число 30. Главное место культа лунного бога – святилище Экишнугаль в Уре, чьим божеством-покровителем являлся Нанна, второй важный культовый центр – в Харране... С Нанна ассоциируется (также с ранних времен) бык, рога которого образуют полумесяц (ср. с полумесяцем в волосах Шивы, – А.В.); один из наиболее распространенных эпитетов Нанна – “бык с лазуритовой бородой”...»[1356]

 

О духовных истоках Харрана, где сформировались теологические основы праотцов израильтян, говориться в древнейшем каббалистическом трактате «Сефер Ецира»:

 

“Когда пришел Аврам, посмотрел, увидел, понял, исследовал, установил и вырубил – получилось у него творение, как сказано: «И душу которую сделал в Харане». Немедленно открылся ему Господин всего, Благословенный – навсегда Его имя, усадил его у Себя, поцеловал в голову, назвал именем Авраам, мой любимец, установил с ним и с потомством его союз между десятью пальцами рук – это союз языка. И между десятью пальцами ног – это союз крайней плоти” (Часть 10, Мишна 7).

 

Доминировавшее к моменту исхода евреев из Вавилона жречество, было глубоко антагонистично персам, ибо поддерживало многовековую борьбу с персидскими племенами и их религией. Из трудов Блаватской следует, что на персов (фарси, иранцы, называвшие себя ариями) и их зороастрийскую веру нападали вовсе не китайские и монгольские племена, под которыми многие авторы подразумевали никому не ведомых туранцев, а племена, родственные так называемым семитам (или прото-семитам) Двуречья. При этом Блаватская обращает внимание на то, что те народы, которые европейские ученые вслед за библейской этнографией именуют семитами, на самом деле представляли собой поздние смешения различных племен, в том числе и не родственных. Так, предки Авраама лишь много позже смешались с прото-семитами [1357], и эти предки Авраама происходили не с Севера (степей Скифии, и выше или восточнее, как прото-арии, в том числе и семиты [1358]), а с Юга Индии, где они, имея общие корни с дравидийским населением [1359], позднее смешались с пришедшими в Индию ариями, но впоследствии были изгнаны из Индии. Блаватская писала:

“…аккадийские [1360] племена Халдеи, Вавилонии и Ассирии… Семитов и ассирийцев следовало бы, может быть, именовать туранцами… Но если аккадийцы (народ, родственный предкам израильтян [1361], – А.В.) когда-либо существовали иначе, чем в воображении некоторых филологов и этнологов, они несомненно никогда не были туранскими племенами (ассирийцами и семитами, – ветви, отделившейся от двигавшихся с севера в Индию протоариев, – А.В.), как некоторые ассириологи хотят нас уверить. Они были просто переселенцами на своем пути в Малую Азию из Индии [1362]… Галеви доказал ошибочность увлечения туранцами в отношении аккадийского народа, чье название уже менялось дюжину раз; и другие ученые доказали, что вавилонская цивилизация ни родилась, ни развивалась в этой стране. Она была завезена из Индии, и ее носителями были брахманические индусы.

Профессор А. Уайлдер считает, что если ассирийцев называли туранцами (согласно Блаватской, в данном случае у Уайлдера те и другие – есть аккадические племена Ассирии, – А.В.)…, то в таком случае войны Ирана и Турана, Зохака [1363] и Йемшида, или Йима, могли бы быть легко поняты как борьба древних персов против попыток ассирийских сатрапов (жестоких наместников в Иране, ставленников Вавилонии, – А.В.) завоевать их, что окончилось свержением Ниневии [1364] (столицы Ассирии, – А.В.); «и паук ткет свою сеть во дворце Афрасиаба»” [1365].

Афрасиаб – мифический (и не исключено, что был лицом историческим) предводитель так называемых «туранцев» в иранской мифологии [1366]. Напомним, что туранцы, согласно «Авесте», выступали злейшими врагами веры Заратуштры. Соответственно под «пауком» во дворце Афрасиаба надо понимать аккадийцев Ассирии [1367], о которых, как о выходцах из Индии, и дальних родственниках финикийцев, гиксосов и израильтян говорит Блаватская на протяжении нескольких страниц (см. «Разоблаченную Изиду»). Если культуру Халдеи и Вавилонии (но не Шумера [1368]), согласно «Тайной Доктрине», основали выходцы из Индии – арии, то не удивительно, что когда предков израильтян и родственных им племен [1369] изгнали из Индии [1370], то эти вышедшие из Индии народы, пройдя земли Афганистана и Иранское нагорье (с востока [1371] на запад), закрепились на юге Двуречья, о чем и сообщает Библия, называя эти земли Ур Халдейский. Позднее, часть этих племен – прото-израильтяне поднялись по Евфрату до Вавилона и еще выше по течению, до Харрана (отсюда упоминания о горе Арарат, на вершине которой будто бы остановился «ковчег Ноя» [1372]). Но если учесть, что туранцы, упоминаемые в «Авесте», являвшиеся, как мы выяснили, ставленниками аккадической Ассирии (Халдеи), регулярно нападали на Иран, что, в частности, продиктовано религиозным антагонизмом веры, (согласно «Шахнаме»), а, с другой стороны, вера в Индии, Иране и отчасти в Шумере (но не Аккаде) в своих основах была одна и та же (см. Е.П.Блаватскую), то речь, видимо, идёт прежде всего о двух враждовавших Путях веры, известных как солнечная и лунная религии. «Твой дед, повелитель Турана, Задшем, к луне возносивший свой царственный шлем», – говорится в «Шахнаме» (I. 8883-8884) о лунной династии туранских царей.

А.А.Стариков пишет: «Что такое Туран “Шахнаме”? Это царство, или, лучше сказать, “сфера влияния Ахримана (авестийский Сатана, – А.В.)”. Туранцы – политические противники Ирана, его извечные враги… Кто же на деле эти туранцы и где их страна? Несомненно, на северо-востоке Ирана. Граница точно указана: Джейхун (Аму-Дарья). Следовательно, Туран – это Заречье, Мавераннахр, Туркестан!… В древности это исконные земли иранцев» [1373]. Исследуя эту народность, А.А.Стариков заключает: «Выходит, что туранцы, это – кочевники, грозящие с северо-востока оседлому Ирану» [1374]. Однако автор отмечает некоторое затруднение, поскольку, с другой стороны, «в «Шахнаме» Туран по своему внутреннему устройству явно подобен Ирану. Туран – страна с городами, жители её не кочевники, а земледельцы» [1375].

Трудность идентификации под туранцами конкретной народности, в частности по поэме «Шахнаме», связана с тем, что источники, которые сообщают об этом времени об Иране дошли в мусульманской переработке. Однако здесь, в Иране, возобладали именно потомки лунной династии кеянидов, которые не были заинтересованы в реанимации древнего зороастрийского предания о том, что слугами Ахримана были арабы. В частности, только что написанная в 994 г. поэма «Шахнаме» была воспринята при дворе крайне холодно. В некотором смысле, ряд фрагментов поэмы был антиарабским. Так, в комментари к «Шахнаме» отмечается, «имя и образ Зохака восходят к авестийскому Ажи-Дахака – трехглавому демону-дракону… В образе Зохака отразились и смутные воспоминания о вторжениях с запада в Иран семитов (ассиро-вавилонян). Персидская историческая традиция приписывает Зохаку даже основание Вавилона. Мифология делает Зохака прямым потомком Ахримана и одним из родоначальников арабов» [1376]. Дьявол (Иблис) заключает с Зохаком договор и подговаривает Зохака убить своего праведного отца – владыку арабов, после чего порочный сын овладевает аравийским престолом (Шахн. I. 1020-1070). Эта легенда, как нам представляется, повествует о смешении арабских племен (пришедших вместе с ариями с Севера) с теми самыми предками туранцев или племенами, вышедшими некогда с Юга Индии и Африки, результатом чего стало появление такой этнически смешанной народности, как семиты. Поэма загадочно намекает на происхождение Зохака по отцу не от арабов: «От мудрого мужа я как-то слыхал,/ Что сыну (речь идет о Зохаке), хоть барсом он яростным будь,/ Невмочь на отцовскую кровь посягнуть./ Здесь тайную должно причину искать:/ Разгадку поведать могла бы лишь мать<…>» (Шахн. I.1082-1086). Библейская легенда также ведет начало иудеев и арабов от одного отца, Авраама, но разных матерей (Сары и Агарь), имена которых, даже согласно ап. Павлу, являются аллегориями. Далее поэма рассказывает, как иранцы в момент какого-то внутреннего конфликта обратились к арабам (к Зохаку) за помощью, и тот захватил иранский престол и воцарился в Иране (среди ариев) на тысячу лет, окутав страну черномагией и колдовством. Это очевидное свидетельство установления антагонистичного ариям лунного культа. Как отмечает А.А.Стариков о туранцах,

«повидимому первоначально в Авесте речь шла о стране в пределах Ирана (который простирался до Туркестана, – А.В.), с населявшими её иранскими (? – А.В.) племенами, но в религиозном отношении чем-то отличавшимися от общего иранского культа Йездана, а следовательно, зачисленными в число врагов – слуг Ахримана» [1377]. Но надо отметить, что и истоки медийцев и ассирийцев также обнаруживают в тех же местах, где обитали «туранцы». Медийские маги, которые попытались захватить персидский трон и которых изгоняет Дарий, – это, судя по всему, все те же самые «туранцы».

 

Ко времени пророка Заратуштры, с именем которого связывают Авесту, вера Зороастра (тождественная в основах «Ведам») была извращена персидскими жрецами и Заратуштра восстановил её в главном, отвергнув многобожие и идолопоклонство (в том числе поклонение духам Луны и Земли). Войны, которые в связи с этим повели так называемые «туранцы» против восстановленной в Иране веры Заратуштры (см. «Шахнаме»), указывают на явный антагонизм религии «туранцев» и иранцев (персов).

Интересно отметить, что по прошествии тысячелетий, когда иранская вера и жречество вновь вернулись к прежнему «язычеству», или жреческому ритуализированному культу, против которого была направлена реформа Заратуштры, завоеватель Кир, покорив Вавилон, обнаружил у вавилонских евреев так много общего со своей верой, что даже разрешил некоторой их части отправиться в Палестину для основания персидской колонии.

Блаватская об этой любопытной метаморфозе писала:

«Если Кир (539 г. до н.э.) защищал евреев после завоевания Вавилона, то лишь потому, что еще задолго до этого евреи были обращены в его веру (Моисеем, посвященным в Гелиополе в те же знания, – А.В.). И если он и отослал их назад (а многие знающие археологи высказывают сомнения, что евреи когда-либо жили в Палестине до времени Кира [1378]), то опять-таки по той же причине.

После своего возвращения (в Палестину) евреи представляли собой просто персидскую колонию, проникнутую всеми идеями магизма и зороастризма. Большинство их предков когда-то согласились с сабеями [1379], приняв вакхический культ, почитали Солнце, Луну и пять планет, Саваофа, царство света. В Вавилоне они переняли культ семилучевого бога, откуда идет семеричная система счета, пронизывающая Библию и Гектактис Книги Откровения. Отсюда же и секта фарисеев, чье имя с гораздо большей вероятностью может происходить от “фарси” или “перс”, чем от арамейского перушим – отделившиеся. Их величайшим учителем был Гиллель Вавилонянин, их «верования и ритуалы, передаваемые от отцов.., не записаны в законе Моисеевом» – так говорит Иосиф, сам фарисей. Они унаследовали всю ангелологию и символизм персов, точнее, зороастрийцев. И халдейская Каббала, усердно читавшаяся и изучавшаяся в их секретной ложе, члены которой именовались кабирим (от вавилонских и ассирийских кабиров – великих богов мистерий [1380]) служит подтверждением сказанного выше. Современные евреи являются талмудистами, придерживающимися позднейшего толкования Закона Моисеева, и осталась лишь горстка ученых рабби-каббалистов, которые дают изучающим отдаленное представление об истинной религии евреев, исповедывавшейся за два века до и век спустя после Христа…

Настоящая история Зороастра и его религии еще не написана… Мы говорим о халдейской Каббале, само название которой неизвестно даже образованным людям. Невзирая на протесты невежд, мы говорим и повторяем, что ключ к верному пониманию Авесты и её частей лежит в верной интерпретации Каббалы, состоящей из книги Зохар … книги Сефер Йецира … и из “Комментария Сефирот”… Авеста в целом пронизана этикой и философией Вавилона, а потому её истоки следует искать в халдейском каббалистическом учении, так как зороастризм, распространившись через проповедь Заратуштры, пятого Вестника (жившего в 5400 г. до н.э.), от Бактрии до Мидии и оттуда – под именем магизма …– по всей Центральной Азии, стал её общей религией. Эту религию ныне называют монотеистической на том же основании, на котором вульгаризированный магизм стал монотеизмом позднейших израильтян. Если черты Ахурамазды (Ормазда) напоминают, как говорят, черты еврейского Яхве (хотя последний более близок к реальности), то вовсе не потому, что один из них был истинным “Таинственным Божеством”, олицетворяющим Непознаваемое Все, а просто потому, что оба человеческих идола произошли от единого корня… Следовательно, ни один из этих богов никогда не был Единственным, Высшим Богом. Для Яхве таким богом является Эйн Соф, Безграничный, Единственный, из которого эманирует Аур – “Первоначальный Свет” или “Первона­чальная Точка” – который, содержа в себе все Сефирот, эманирует их один за другим, совокупность, представляющую Архетипального человека, Адама Кадмона. Яхве, следовательно, составляет лишь десятую часть Адама или Мир разумный (по Каббале – седьмую часть, так как первые три составляют единое целое). В то же время Ормазд стоит во главе семи Амеша Спента или их духовной общности, и, таким образом, он выше Яхве, хотя все равно не самый высший» [1381].

В «Разоблаченной Изиде» Блаватская пишет:

«Строго говоря, трудно рассматривать еврейскую книгу “Бытие” ина­че, как только сук на стволе мирового древа всемирной космогонии, изложенной в восточных аллегориях… Их (евреев) национальная история – если они вообще могут пре­тендовать на какую-либо автономию до возвращения из Вавилона, и если они были чем-то иным, нежели кочующими кланами индусских париев, – не может быть прослежена назад далее дней Моисея;… Авраам же, выдаваемый за их отца, принадлежит всемирной мифологии. По всей вероятности, это лишь одно из многочисленных вымышленных имен Зеруана (Сатурна), Царя золотого века, которого также называют стариком (эмблема времени) [1382].

Теперь ассирологи наглядно доказали, что в старинных халдейских книгах Авраам называется Зеру-ан или Зерб-ан, что означает очень бо­гатого золотом и серебром и могущественного князя [1383]. Его также назы­вают Зароуан и Зарман – дряхлый старик [1384].

Существует древняя вавилонская легенда, что Ксизутр [1385] (Хасисадра табличек, или Ксизутр) приплыл в своем ковчеге в Армению, и его сын Сим стал полновластным царем. Плиний говорит, что Сима звали Зе-руан, и Сим есть Шем. По-еврейски его имя пишется KC, Шем. Этнологи считают Ассирию страной Шема… “Бытие”, начиная с перво­го стиха и до последнего не имеет никакого отношения к “избранному народу”; эта книга принадлежит мировой истории. Ее присвоение еврейскими авторами в дни так называемого “восстановления” уничтоженных книг израильтян Ездрой (кон.V в. до н.э.) ничего не доказывает и до сих пор опирается на якобы божественное откровение. Это, просто, компиля­ция всемирных легенд всемирного человечества…

Сивилла Бероза говорит: до (построения Вавилонской) Башни, Зеру-ан, Титан и Япетосте управляли Землей (после смерти Ксизутра – Урана, – А.В.), Зеру-ан (Сатурн, – А.В.) хотел быть верховным, но его два брата (титана) воспротивились; тогда вмешалась их сестра Астлик (Анахит-Венера) [1386] и умиротворила их. И пришли к соглашению, что Зеру-ан должен править, но его мужского пола дети должны быть умерщвлены (чтобы потомки Зеру-ана не властвовали над титанами, – А.В.)”» [1387].

Миф рассказывает, что после умерщвления двух сыновей Зеру-ана (ср. с греческим мифом о проглатывании Кроносом своих детей) Астлик вместе с женами Зеру-ана спасает остальных, отправляя их на запад, на гору Дьюцнкец [1388]. Именно из религии Заратуштры древние евреи заимствовали больше всего, утверждает Блаватская [1389], приводя в доказательство громадный фактический материал.

 

В «Тайной Доктрине» говорится, что «как установлено сейчас современными ассириологами, именно, в Северном Ниппуре [1390] был центр, из которого распространилась халдейская [1391] (черная) магия. Но (южный) Эриду [1392] являлся первоначальным местом культа Бога Культуры, Бога Божественной Мудрости – Солнечный Бог всюду был Высочайшим Божеством. У евреев Луна (мистический антипод Солнца, – А.В.) связана с Иеговой Израиля и его семенем, ибо Ур был главным местом культа Лунного Бога, и, как сказано, Авраам (Abraham) пришел из Ура, и тогда из A-bram [1393] он стал Abraham» [1394]. Само имя отца Авраама – Террах тождественно имени западно-семитского бога Луны Йерах (yrh – Ярх) [1395] (у тюрков – Уйах [1396]) – ср. c евр. Яхве-Иеговой. Йеррах в Угарите был супругом богини Луны Никкаль (Нингаль), культ которой заимствован из Двуречья. Йерах, как считается, был покровителем города Иерихон («йарихов») [1397].

 

 

А.Владимиров. 2002 г.

 

Приложение 15.

«Колодец Семи» и Сын Солнца

 

Библейское имя עבשיתב (Вирсавия) [1398] обычно переводят так же, как и עבשיראב (Беэр Шева), что означает «Колодец Семи». Данное название интересно сравнить с семерицей Элохим’ов, у которых должна быть Мать, ибо согласно представлений древних ничто в этом (проявленном) мире не могло родиться на свет, не будучи порожденным Матерью, или Материнским Началом. В абстрактном смысле – это Материя, но в высшем своем аспекте, Она – Дух, – та Самая, Которая рождает Сына. Корень עבש в слове Вирсавия означает «Семь» [1399]. На каббалистическом Древе Сефирот Седьмой Сефирой является имеющая своим астрологическим соответствием планету «Венера».

С точки зрения земной истории и борьбы религиозных школ, расказ о проникновении Давида через святой источник к враждебным ему иноплеменникам (2 Цар.5:8), олицетворяет (кроме прочих значений) еще и опрокидывание власти последователей Моисея (элохистов) и насаждение яхвистского культа. То же означает и захват Вирсавии Давидом [1400].

Рассказывается, что Давид, этот восьмой (младший) сын в семье Иессея, красивый мужчина, танцующий голым перед народом во славу Яхве, имевший к этому времени множество жен и шестерых детей, воспламенился страстью к чужой жене, Вирсавии, незаконно ею овладел, и, опасаясь возмездия от её мужа, Урии, чтобы скрыть следы своего преступления, подло его убил (2 Цар. 11:15; 12:9). Для этого Давид отдал приказ оставить Урию во время боя наедине с врагами [1401], что среди известных преступлений, вероятно, является вершиной низости, а по законам военного времени однозначно требовало бы казни. Пророк Нафан за это убийство проклял Давида (2 Цар. 12:10). Кстати, это было не первое деяние Давида, ибо очень близким к этому способом он сжил со света первого царя Саула, переметнувшись в разгар боевых действий к противнику, филистимлянам. Казалось бы, карьера и эсхатологическая миссия Давида после таких подвигов должна была полностью сойти на нет. Однако, яхвистская интерпретация древнего предания умудрилась Давида ре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.045 с.)