Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия профессиональных позиций педагога и психолога.

Поиск

 

  Профессиональная роль учителя Профессиональная роль психолога
Содержание профессиональных знаний Общепедагогические знания. Методика преподавания школьного предмета Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности детей. Психодиагностика, психокоррекция
Отношение к детям Обучающее, контролирующее, оценивающее Понимающее, помогающее
Отношение с педагогами Взаимоотношения по горизонтали (взаимоотношения коллег по работе) Межпрофессиональные взаимоотношения сотрудничества разных специалистов
Отношение с администрацией Подчинение начальству Стремление к автономии и сотрудничеству
Внешние характеристики Уверенность, власть над учениками, строгость, «учи тельский голос» Сочувствие, готовность к человеческим отношениям, мягкость в поведении

 

 

В первое время психологи-выпускники чувствуют себя беспомощными, не зная, что делать в первую очередь, как себя вести. Они утопают во множестве проблем, которые обрушивает на них ОУ, берутся сразу за все, чтобы показать себя полезным.

Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются психологи-выпускники:

■ Личностная и профессиональная адаптация.

■ Проблема вхождения педагога-психолога в педагогический коллектив.

■ Трудности взаимодействий со школьной администрацией.

■ Затруднения при налаживании общения с обучающимися (воспитанниками) ОУ.

 

Проблемы и трудности, которые испытывают педагоги-психологи, приходя в образовательное учреждение, усугубляются еще и тем, что ОУ, со своей стороны, предъявляет к педагогам-психологам свои требования. Давайте посмотрим, какие типичные ожидания и требования предъявляет ОУ к педагогу-психологу:

■ ОУ ждет психолога-волшебника. Администрация, педагоги и родители считают, что как только педагог-психолог появится в ОУ, все станет хорошо: школьники начнут учиться с увлечением, перестанут прогуливать уроки, грубить родителям и педагогам и курить на переменах. Педагоги будут спокойно и с интересом заниматься своим педагогическим трудом. Исчезнут конфликты, всякие чрезвычайные происшествия. Администрация, наконец, наладит хорошие отношения с педагогическим коллективом. А родители станут довольными ОУ в целом и педагогами в частности.

■ ОУ ждет психолога как «представителя силового министерства». При появлении в ОУ педагога-психолога к нему идут педагоги, воспитатели и родители с просьбами «сделать хоть что-нибудь» с ребенком-хулиганом; с бесконечно недовольными и жалующимися во все вышестоящие инстанции родителями; с педагогами, которые проявляют по отношению к детям негативно-агрессивное отношение и пр.

■ ОУ ждет педагога-психолога как судью или арбитра. Это ожидание можно выразить так: «Вот придет педагог-психолог, он скажет, что правильно и что неправильно, кто виноват и кто не виноват». В данной ситуации к педагогу-психологу идут потоки просьб и жалоб самого разного характера.

 

 

2. С чего начать работу в ОУ?

 

Итак, в ОУ пришел педагог-психолог, испытывающий трудности, связанные с собственной адаптацией, завоеванием профессионального авторитета среди педагогов, детей и их родителей. Педагог-психолог сталкивается также со встречным потоком ожиданий различного характера.

В такой ситуации большое значение имеет способность педагога-психолога к оперативной ориентировке в образовательной среде и принятию правильного решения о том, (чего следует начать свою работу).

Первый шаг в этом направлении связан с большим риском и ответственностью. От того, как педагог-психолог сможет профессионально зарекомендовать себя с первых месяцев своей работы в ОУ, как он по-человечески проявит себя и какое отношение людей к нему сформируется, зависит не тальке его дальнейшее положение и статус в ОУ, но и в конечном итоге отношение ОУ к психологии вообще.

Педагог-психолог ОУ имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы (интерната, лицея) или заведующему детским садом. По профессиональной – психологическому центру, где работают специалисты-психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую организационную помощь, обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, города и пр.

Итак, с чего начать?

Рекомендации для начинающего педагога-психолога.

1. Узнайте ответ на вопрос:«Какой видит работу педагога-психолога директор ОУ?»

2. С директором необходимо детально обговорить:

■ свои должностные обязанности и предложить свой вариант деятельности;

■ кто и как будет контролировать Вашу деятельность, сроки и формы текущей и итоговой отчетности;

■ распорядок работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне ОУ.

3. Необходимо обратить внимание на то, что:

■ план работы на год педагог-психолог составляет самостоятельно;

■ директор и заместители директора принимают участие в обсуждении Вашего годового плана, т.к. он является частью годового плана ОУ;

■ директор обязательно заверяет своей подписью и печатью Ваш годовой план, должностные обязанности, исходящую документацию во внешние инстанции;

■ годовой план работы согласуется с сотрудниками психологического центра (МОУ ЦПМСС) и заверяется подписью директора МОУ ЦПМСС.

4. Изучите нормативно-правовую базу.

5. При планировании работы на год обратите особое внимание на основные моменты развития ребенка:

■ в МДОУ: 1-ая, 2-ая младшие группы (адаптация к МДОУ), старшая и подготовительная группы (психологическая готовность к обучению в школе);

■ в МОУ: 1-е классы (адаптация к школе), 4-е классы (психологическая и интеллектуальная готовность к переходу в среднее звено), 5-е классы (адаптация к среднему звену),8-е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11-е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к итоговой (государственной) аттестации).

6. Исследуйте, какие именно ожидания о работе педагога-психолога сформированы у педагогов, детей, родителей и составьте карту социально-психологических ожиданий. С этой целью проведите специальное исследование в форме анкетирования. Применяя метод анкетирования, отдавайте себе отчет о том, что не сможете собрать все анкеты (по наблюдениям социологов, при раздаче анкет объем их возврата колеблется от 30% до 92-98%). Можете столкнуться еще с одной трудностью. Ответы респондентов могут быть самыми различными: ситуативными, непродуманными, необоснованными, неискренними или просто формальными.

7. Для того чтобы не было спешки и беспорядка в ведении документации, заполняйте журналы своевременно и каждый день (например, в конце каждого рабочего дня) обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

8. По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь в Службу практической психологии и социальной педагогики МОУ ЦПМСС.

 

Желаем удачи, надеемся, что у Вас все получится!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.009 с.)