Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В практике работы педагога-психологаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагог-психолог МОУ СОШ №5, второй квалификационной категории Литвинчук Е.А.
Коллективное творческое дело одна из форм работы способствующая созданию комфортной психологической атмосферы в школе, которая является необходимым условием эффективности воспитания и обучения, саморазвития и самореализации педагогов и учащихся. Очень важно проводить в школе работу по оптимизации межличностных отношений в классах, формировать школьную общность детей и взрослых, развивать чувство гордости за свой класс, школу. Эти показатели трудно измерить и представить количественно, и, конечно же, процесс их формирования – достаточно длительный, но необходимый. В нашей школе за последние два года были проведены несколько коллективных творческих дел. Они прошли при активной поддержке и участии педагогов. Коллективное творческое дело «Стена мечтаний» (прошло с 22.04.2009 по 28.04..2009). В фойе школы был поставлен ящик, в который учащиеся, педагоги и родители могли опустить листок со своей мечтой (о том, что они хотели бы изменить в школе). Нужно было продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в нашей школе…». С 28.04.2009 и в течение всей следующей недели все желающие могли ознакомиться с «мечтами» в фойе школы, где они были оформлены на листах ватмана. Все полученные записки можно условно поделить на пять групп. Первую и одну из самых многочисленных групп составили записки, которые касаются организации учебного процесса (чтобы в школе была пятидневка; уроки были сокращены и т.д.). Вторая группа записок, не менее многочисленная, касается вопросов связанных с психологическим комфортом учащихся в школе. Можно предположить, что основными авторами этих записок являются учащиеся начальной школы, потому что именно они бывают очень активны на переменах (чтобы все были здоровы; чтобы никто не кричал и не бегал; чтобы была тишина в школе). Третья группа записок посвящена организации питания в школе. Наиболее часто встречающиеся записки (чтобы кормили вкусно; чтобы питание было дешевле или вообще бесплатно; чтобы бесплатно кормили дежурных в столовой). Четвертая группа посвящена учителям (часть записок говорит о любви и уважении к конкретным учителям: часть посвящена заработной плате учителей, дети хотят, чтобы учителям повысили зарплату). Пятую группу записок составляют записки с конкретными предложениями по организации жизни в школе, чтобы в школе было много мероприятий, праздников, конкурсов, викторин, дискотеки; чтобы в школе был живой уголок; чтобы в каждом классе были компьютеры, или ноутбуки, медиадоски и т.д. Кроме того, 28.04.2009 в начальной школе было проведено коллективное творческое дело «Гирлянда добрых дел». Каждый класс определил место, где любой ребенок из этого класса мог прикрепить свое сообщение о том, какое доброе дело он сегодня совершил. Все детские записи делались на специальных жетончиках (в форме сердечек, цветочков, квадратиков и т.д.) и прикреплялись друг к другу. В результате в конце дня получилась самая настоящая гирлянда добрых дел. Эта акция способствует не только развитию рефлексивных умений, но и позволяет каждому ребенку сравнить свои добрые дела с делами других детей, и оценить насколько значимы его собственные достижения. Заставляет детей задуматься о том, а что же является добрым делом, какие добрые дела можно совершать. Анализ добрых дел в классах показал, насколько по-разному дети воспринимают добрые дела. Многие считают добрым делом вымыть посуду, заправить постель, приготовить ужин вместе с мамой. В ходе разговора с детьми учителя попытались развести понятия «доброе дело» и «обязанности в семье», в результате дети сами смогли назвать добрые дела: «нашла щенка и отдала его хозяину» (Минц А., 4-А), «помог младшей сестренке с выполнением домашнего задания» (Хакимов К., 4-А), «помогла мыть окна маме» (Таскаева А., 4-А), «помогла соседке донести сумку с продуктами» (Деркачева М., 4-А), «помогла бабушке подняться по лестнице» (Трофимова И., 4-А). Мы надеемся, что проведенные мероприятия открыли что-то новое не только для детей, но и для взрослых (родителей и педагогов). Позволили взрослым посмотреть на школу глазами детей, увидеть то, о чем мечтают дети, какие добрые дела они совершают, дали пищу для серьезных размышлений о настоящем и будущем взрослеющих детей. Результаты обсуждались на оперативном совещании педагогов. С 26.04.2010 по 30.04.2010 в рамках Недели психологии прошло несколько коллективных творческих дел. В понедельник 26.04.2010 в фойе школы был приготовлен рисунок контура дерева, на которое учащиеся могли наклеить разноцветные листочки со своими достижениями. Можно было начать с фразы «Я горжусь…». Желающие могли подписать свои листочки. Мы назвали его – «Дерево достижений учащихся МОУ СОШ №5».. Благодаря активности ребят, одного дерева нам оказалось мало, пришлось добавлять второе. Если анализировать высказывания ребят, то можно поделить их на следующие группы: ● достижения в учебе («Я закончил четверть без троек», «Я научилась красиво писать, читать», «У меня хорошие оценки по математике» и т.п.); ● достижения в спорте (хоккей, футбол, баскетбол, плавание, скалолазание, греко-римская борьба и др.); ● достижения в области искусства («Я научилась красиво рисовать», «Я получила диплом по танцам», «У меня есть победы в музыкальной школе» и т.п.); ● кроме того, ребята гордятся своими друзьями, родителями, учителями, домашними питомцами. В среду 28.04.2010 в фойе школы появилась выставка «Портреты класса» (коллективное творческое дело), которая пополнялась до пятницы. Ребята должны были представить оригинальный портрет класса (общий рост, вес, средний возраст, увлечения и т.п.). Не было ни одного портрета похожего на другой, все они отличались друг от друга и замечательны по-своему. Каждый класс предстал перед нами с неожиданной стороны. Мы увидели, что наши ребята могут быть разными и интересными. В пятницу 30.04.2010 в фойе школы было представлено еще одно коллективное творческое дело «Дом, в котором мы живем». На нескольких листах ватмана был нарисован макет школы, на который мы прикрепляли фотографии классов, каждый учащийся смог почувствовать себя частью одной большой общности – школа №5. Еще мы хотели бы рассказать об акции, которая прошла во многих классах в течение всей Недели психологии – это акция «Тайный друг» Накануне, 23.04.2010 в классах была проведена жеребьевка. Каждый учащийся вытащил по жребию имя одного из одноклассников. С этого времени он стал «тайным другом» этого одноклассника. Его задача – в течение недели оказывать всяческую поддержку и помогать своему другу, но делать это надо было ненавязчиво, чтобы тот не догадался. Можно было оказывать следующие знаки внимания: написать добрые пожелания, сделать небольшой подарок – сюрприз, оказать помощь и т.д. Каждое послание или другой знак внимания можно было обозначать буквами «ТД». В конце недели (29.04.2010 – 30.04.2010) прошло обсуждение игры в классах. Ребята обсудили следующие вопросы: ● Что они чувствовали, когда оказывали знаки внимания? ● Какие реакции у своих «подопечных» наблюдали? ● Что им понравилось в роли «тайного друга»? ● Какой из своих подарков или сюрпризов они считают самым удачным? ● Догадались ли они, кто был их «тайным другом»? Мы считаем, что если в результате проводимых мероприятий ребята в классе обратили внимание на тех, кого раньше не замечали, если они задумались, о том, чем можно помочь своему однокласснику, если они увидели то, как живут ребята в других классах, какие у них увлечения, то это уже положительный результат! В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование коллективных творческих дел в практике педагога-психолога позволяет разнообразить школьную жизнь, и вовлекать в проведение и обсуждение этих дел как можно большее число детей, педагогов и родителей.
Литература: 1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.: ил. 2. Психологический комфорт в школе: как его достичь, акции, тренинги, семинары/ Картушина Е.П., Романенко Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008. -239с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.008 с.) |