Стандартизация психодиагностического инструментария. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация психодиагностического инструментария.



 

Сложившаяся ситуация такова, что каждый педагог-психолог в своем ОУ диагностирует детей по тем методикам, которые он считает нужным, что не позволяет увидеть единую картину развития и оставляет невыявленными многие особенности ребенка, характерные для каждого возрастного этапа. Помимо этого диагностике, как правило, подвергаются, прежде всего, познавательная сфера детей. Однако, согласно определению данному в Законе Российской Федерации под образованием понимается не только процесс обучения, но и целенаправленный процесс воспитания обучающихся.

Поэтому, определив возрастные этапы развития детей, требующие особого психолого-педагогического внимания, и выявив наиболее значимые психологические компоненты развития личности ребенка, опираясь на многолетний опыт работы педагогов-психологов образовательных учреждений Калининского района, мы составили диагностический комплекс.

 

Вид ОУ Основные мероприятия Методы диагностики Дата сдачи отчета
1 2 4 5
МДОУ Адаптация детей к условиям ДОУ ■ Наблюдение; ■ Анкетирование воспитателей и родителей; ■ Адаптационный лист. 1 декабря
  Диагностика детей 2-3 лет ■ Наблюдение; ■ Опрос воспитателей и родителей; ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Психолого-педагогическое изучение детей 2-3-х лет» М.И.Стребелевой 1 февраля
  Диагностика готовности к обучению в школе ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос воспитателей и родителей; ■ Анализ продуктов деятельности; ■ Определение ведущей руки; ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Методика определения готовности к школе» Л.А.Ясюковой (2 среза)       ноябрь   апрель  
МОУ начальная школа Адаптация учащихся 1-х классов ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Определение ведущей руки; ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Диагностика готовности к обучению в школе» (форма Б) Н.Н.Мельниковой, Д.М.Полева, О.Б.Елагиной; ● «Несуществующее животное». 1 декабря
МОУ Начальная школа Обученность 1-х классов ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика уровня психического развития: ● методика «Диагностика уровня обученности детей, заканчивающих первый класс общеобразовательной школы»     1 неделя мая
МОУ Начальная школа Диагностика готовности к переходу в 5 класс ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика уровня психического развития: ● Инвариант методики «ГИТ» для определения готовности к переходу детей из начальной школы в основную школу. До 10 апреля
МОУ Основная школа Адаптация учащихся 5-х классов ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Анализ интеллектуального развития учащихся (инвариант методики «ГИТ»); ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Методика определения уровня тревожности» Филлипса; ● «Школа зверей».   1 декабря
МОУ Основная школа Профессиональное самоопределение учащихся 9 класс ■ Наблюдение; ■ Анализ учебной деятельность и успеваемости; ■ Диагностика профессиональной направленности: ● «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж.Холланда; ● «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н.Кабардовой. До 15 января
МОУ Основная школа Психологическое сопровождение выпускников 9 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика эмоционально-волевой сферы: ● Модификация методики Кондаша «Шкала тревожности»; ● «Анкета» Э.Ховарда (стрессоустойчивость).     Март
МОУ Средняя школа Адаптация учащихся 10-х классов ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика уровня психического развития: ● Тест «Самооценка психических состояний» А.Айзенка; ● «Автопортрет» 1 декабря
МОУ Средняя школа Психологическое сопровождение выпускников 11 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика эмоционально-волевой сферы: ● Модификация методики Кондаша «Шкала тревожности»; ● «Анкета» Э.Ховарда (стрессоустойчивость) Февраль

 

Педагог-психолог ОУ, помимо обязательного диагностического минимума, может проводить дополнительные исследования, с использованием самостоятельно разработанных диагностических комплексов. На каждый диагностический комплекс разрабатывается программа, в которой указывается: актуальность, цель, характер обследования (одноразовое, многократное; периодичность или сроки), контингент (параллель в целом, возрастная категория и др.), используемые методики: автор, название, источник, психологические составляющие, где и кем рассматриваются результаты, а также список используемой литературы.

 

4. Развивающая и психокоррекционная работа

 

Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ.

 

Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет:

■ программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

■ программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

■ программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть утверждены методическим объединением, советом.

Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

Программы, используемые педагогом-психологом должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями.

Индивидуально-ориентированные профилактические программы, в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении обучающегося (воспитанника), описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.

Организация психолого-педагогической коррекции

На диагностической основе

 

Познавательные способности и психофизиологические функции, нуждающиеся в коррекции Цели коррекционной работы Направления, средства и методы педагогического воздействия, приемы
Восприятие Установить взаимосвязь с речью и мышлением Поэтапное развитие: 1. Целостное восприятие через сенсорные эталоны (тактильные ощущение) и осмысленность эталонов (называние предмета). 2. Вычленение главных частей и свойств (форма, размер, цвет). 3. Пространственные взаимоотношения частей по отношению друг к другу. 4. Установление более глубоких свойств предметов (для чего сделан, из чего сделан). Виды упражнений: ■ на нахождении спрятанных в рисунках предметов; ■ определение предмета по контуру, силуэту; ■ работа с картиной, мозаикой; ■ определение признаков данного предмета; ■ составление разрезанных картинок; ■ сравнение предметов по разным параметрам (величине, цвету, форме), нахождение одинаковых предметов и различий; ■ работа с кубиками (построение заданных фигур); ■ работа с мозаикой (фишки, пуговицы), создание образа. Слуховое восприятие: игра в глухой телефон, что изменилось? (читают 2 рассказа с небольшими изменениями)
Пространственное ориентирование 1. Учить определять левую, правую сторону, верх, низ. 2. Обучение самоконтролю. ■ Любая свободная деятельность. ■ Подвижные игры. ■ Игры на выполнение команд, связанных с пространственным ориентированием. ■ Упражнения с использованием указателей со словесным сопровождением. ■ Настольные игры (шашки, шахматы). ■ Ориентирование на листе бумаги: a. рисование по заказу; b. графические диктанты.
Моторика 1. Развитие мелких мышц руки, уверенности 2. Повышение самооценки 3. Снижение тревожности ■ Свободно-абстрактное рисование кистью, карандашом, мелом. ■ Ниткопись. ■ Работа с проволокой. ■ Лепка (заглаживание вмятины). ■ Мозаика. ■ Обычная вышивка. ■ Гимнастика для пальчиков. ■ Штриховка, раскраски, обведение контура, работа с трафаретами. ■ Использование элементов психогимнастики. ■ Создание ситуации успеха. ■ Фокусирование внимания на самой деятельности, а не на ее результатах. ■ Игры-соревнования (шуточные), где победа дается легко, переходя от одного к другому.  
Память Увеличение количества входящей информации, т.е. увеличение объема памяти через обучение приемам запоминания Развитие вербальной памяти (слуховая, зрительная, словесная, словесно-логическая) ■ Игра «Снежный ком»: a. Название слов по одной тематике (кружка, стакан). b. Добавление слов по смыслу (медведь, берлога, косолапый). c. Слова на разную тематику (существительные). d. Слова, обозначающие действие. e. Слова, обозначающие признаки предмета. f. Составление предложения (каждый следующий повторяет предыдущее). ■ Игра «Попугай». Взрослый читает – ребенок вторит. Слуховое поле постоянно возрастает (идет увеличение слуховой информации).   Развитие зрительной и вербальной памяти ■ Словесное рисование. Создание общей картины (следующий ребенок повторяет все, что нарисовали до него и прибавляет свое). ■ Игры Никитиных (развивающие). ■ Воспроизведение рассказов, воспринимаемых на слух, или с опорой на картину, план.
Развитие речи Предметное описание 1. общее название предмета (обобщение) 2. внешние признаки (форма, цвет, размер) + Предмет неживой - Из чего сделан - для чего предназначен - полезность - удобен или нет   Растения - Запах - Полезность   Животные, человек - черты характера - внеш.доп. признаки   Продукты - Вкус - Полезность Пополнение словарного запаса детей. Снятие напряжения 1. Организация наблюдения. 2. Создание условий для всестороннего восприятия окружающего. 3. Создание благоприятной атмосферы для общения.   Направления работы: ■ Работа над артикуляционным аппаратом: a. Скороговорки; b. гимнастика для язычка; c. рифмовка (чу-чу-чу, я купила дачу, уроки учу, иногда я шучу, часто очень молчу); d. четкое проговаривание (медленно, шепотом, певуче, без звука, убыстряя темп, максимальный темп, громкая речь). ■ Расширение кругозора (экскурсии, беседы, чтение, игры). ■ Расширение словарного запаса: a. пояснение новых слов; b. подбор красивых выражений; c. работа над поговорками и пословицами; ■ Выявление признаков предметов и явлений: a. загадки; b. предметное описание, общее понятие (по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, их чего сделан, для чего предназначен); ■ Составление рассказов: a. творческих (словесное рисование); b. по картинке (в помещении, что было до этого, что потом, что будет после, результат); c. на улице (время года, суток, описание предыстории событий, описание событий, результат, вывод).  
6. Мышление - образно-логическое - наглядно-действенное, конструктивное Развитие аналитико-синтетических способностей сравнения, обобщения, классификации Анализ (упражнения на расчленение целостной системы на подсистемы, установление связей между ними). ■ Что относится к одежде? Что связывает эти вещи? ■ Что общего? Чем отличны? ■ На какие фигуры можно разделить (рис. человека). ■ Сколько отдельных предметов в данной картине. Синтез (мысленное + практическое соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа). ■ Сколько нужно нарисовать (взять) картинок (отдельных), чтобы получилась картина «Весна, Зима, Лето, Осень», составление картин на магнитной доске из предметных картинок. ■ Узнай, что это? – игра. Называются признаки предмета – ребенок определяет сам предмет. ■ Собирание разрезных картинок.   Подбор слов по аналогии (поиск общего с опорой на ассоциативное мышление – что общего между розовой картиной и закатом).   Определение закономерностей на основе поэтапного сравнения.
Внимание Концентрация (сосредоточение) ■ Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (по выбору или задан 1 знак). ■ Выполнение заданий при незначительных помехах. ■ Самые разнообразные лабиринты, перепутанные линии. ■ Найти: a. Отличия; b. Сходство; c. Что изменилось; d. Нелепицы. ■ Раскрашивание второй половины рисунка по образцу. ■ Дорисовывание орнаментов. Графическое рисование.
  Распределение ■ Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (заданы 2 разных знака одновременно). ■ Выполнение какой-либо деятельности (лепка, рисование и т.д.) под прослушивание грамзаписи (музыка, сказки). ■ Игра «Что же это было?» поочередно показывают предмет, картину, относящиеся к разным категориям, группам. Дети должны их назвать. ■ Работа с мозаикой (фишки).
  Переключение ■ Вычеркивание заданных знаков, символов, картинок (сначала знак, через определенное время – другой знак). ■ Название (перечисление) предметов в прямом порядке, после хлопка – в обратном. ■ Игры: a. «День-ночь»; b. «Громко-тихо»; c. «Замри-отомри». ■ Раскрашивание (фигуру) рисунков из разных геометрических фигуру. ■ Работа с мозаикой, картиной.

 

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам

в системе образования

 

I. Пояснительная записка, которая включает:

1. Актуальность

■ объективное состояние ситуации (психолого-физиолого-социальная специфика учреждения, класса, ребенка, социальная ситуация – это объективно определило необходимость разработки программы);

■ анализ имеющихся программ и обзор литературы по проблеме (научное обоснование);

■ формулировка проблемы;

■ цель (конечный желаемый результат), задачи (конкретизируют цель и соответствуют этапам реализации программы).

2. Организация и особенности реализации программы

■ участники программы;

■ предмет – что конкретно предлагается изменить;

■ количество участников;

■ место проведения;

■ условия (обеспечение);

■ продолжительность программы;

■ периодичность занятий.

II. Содержание программы

Основные принципы реализации данной программы с учетом теории, методологии и специфики участников и их конкретное выражение (например, для тренинга формирования навыков в качестве принципов можно сформулировать: активность каждого участника, принцип здесь и сейчас, принцип принятия и т.д.)

Тематический план

 

Дата № занятия Тема Методы и формы работы (без подробных описаний) Примечание
1 2 3 4 5
         

 

III. Реализация программы и оценка ее эффективности

Автором должны быть представлены результаты апробации программы с учетом сравнительного анализа результатов в контрольной и экспериментальной группах и динамики их изменений.

IV. Список использованной литературы в приложении (тексты, видео-, аудио-приложения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.021 с.)