Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коучинг и его использование.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Coaching» в переводе с английского означает «тренерство»,«сопровождение». В бизнес-консультировании коучингом назы-вают личностную тренировку на достижение наивысших резуль-татов в минимальные сроки.
Американским автором, оказавшим огромное влияние на процесс возникновения профессии коуча в менеджменте, был Тим Голлуэй, выпустивший в 1974 г. книгу «Играя в теннис внутри себя». Одна-из заключенных в книге мыслей о том, что всем великим теннисистам был необходим тренер, обеспечивающий высокий уровень их подготовки и результатов, стала важнейшим сообщением, которое было несложно связать с управлением стан-дартами и навыками деятельности профессионалов. Философия Голлуэя, согласно которой «успех в профессиональной деятель-ности = потенциал — помехи», заключала намек на то, что за-дачей деятельности коуча в первую очередь является освобож-дение самопознания и потенциалов, скрытых в каждом работ-нике. Ключ к решению этой задачи — развитие самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью.
Интересно, что именно известные спортивные тренеры пре-вратились в гуру управленческого коучинга, став наиболее за-метной группой, формировавшей начальную идеологическую базу и методы приложения коучинга к профессиональной трудовой деятельности. Среди главных представителей этой группы были Джон Уитмор, бывший чемпион-автогонщик, Дэвид Химери, обладатель олимпийских наград, и Дэвид Уайтэкер, тренер олим-пийской хоккейной команды.
Отмечают, что коучинг как один из видов консультирования пришел в Россию около трех лет назад [14. С. 12]. Как многое новое, он возник на пересечении тренерства и психотерапии, по сути не являясь ни тем, ни другим.
Чаше всего пользуются услугами коучинга деловые люди, так как именно в бизнесе требуется постоянное новаторство и раз-витие, максимальный обзор и четкое представление перспектив. Традиционно бизнес — область, бросающая нам наибольший вызов. Но есть еще одна причина актуальности коучинга в биз-несе. В сегодняшней конкурентной борьбе главную роль игра-ют уже не технологии, четкие процедуры и инструкции — это теперь может быть у всех.
То, что отличает вас от конкурентов и помогает обеспечить лидерство в бизнесе и преимущество на рынке, — человеческие ресурсы, которыми обладает компания, и умение их оптимизи-ровать. Последнее напрямую зависит от системы управления и мотивации. Коучинг направлен на трансформацию устаревших представлений об эффективности деятельности как отдельного человека, так и целого коллектива, выработку новых стратегий поведения менеджера, коллектива. Суть коучинга состоит в рас-крытии потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает лич-ности обучаться, нежели учит [23].
Существует множество определений коучинга, отличающихся друг от друга. Но суть одна, которую можно выразить несколь-кими словами: партнерство, раскрытие потенциала, результаты [14. С. 71].
Коучинг — это партнерское сотрудничество, раскрывающее потенциал и способствующее достижению результатов.
Коучинг — это модель взаимодействия, благодаря которой ру-ководитель повышает уровень мотивации и ответственности как. у себя самого, так и у своих сотрудников.
Управленческий коучинг (или бизнес-коучинг) представ-ляет собой взаимодействие с клиентом на длительной, в иде-але — на постоянной основе. Бизнес-коучинг — это работа с первыми лицами, менеджерским составом, перспективными сотрудниками или рабочими группами. Эта услуга широко рас-пространена на Западе. Использование коучеров в бизнес-прак-тике стало правилом хорошего тона. Практически принятие всех ключевых управленческих решений связано с личным консуль-тантом менеджера. И это говорит о высоком уровне руково-дителя: он советуется с профессиональным консультантом и на практике готов к повышению эффективности своего биз-неса. Как писал журнал «Newsweek», «скоро будут спрашивать не есть ли у тебя коуч, а кто твой коуч». Коучинг не является всего лишь техникой, которая выручает и применяется в за-ранее определенных обстоятельствах. Это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия. Наступит пора, когда слово «коучинг» полностью ис-чезнет из нашего лексикона и это станет способом нашего отношении друг к другу не только на работе, но и везде, от-мечает Дж. Уитмор [23].
Целью коучинга является оказание экспертной и психологи-ческой поддержки, которые направлены на решение актуальных задач клиента. Результатом коучинга является принятие клиен-том решений, важных для ситуаций, где ответственность за ре-ализацию принятых решений берет на себя клиент.
Совершенствование организационной культуры, изменение парадигмы мышления сотрудников и руководства — длительный процесс. И начинается эта работа, конечно, с владельцев и ру-ководства компании. Коучинг может носить как ситуационный характер (разовые сессии по решению конкретных задач), так и проектный, т.е. представлять из себя ряд целенаправленных ме-роприятий для достижения заранее оговоренных целей. В по-следнем случае неминуема работа с отдельными служащими ком-пании или целой группой сотрудников: персоналом отдела, сек-тора, подразделения.
Коучинг может быть индивидуальным и групповым. Инди-видуальное консультирование может проводиться в различныхформах: и личные встречи; и консультации по телефону;
и переписка по электронной почте.
Это специфическая работа практического психолога в каче-стве консультанта «первого лица». Руководителям, которые за-частую работают по 10—16 часов вдень, объективно не хватает времени остановиться, подумать о себе, о своей миссии, им трудно посмотреть на свое дело со стороны. В окружении любого пер-вого руководителя практически нет людей, которые не питали бы к нему прагматического интереса. Коуч-консультант не за-висит от организации клиента, поэтому он может быть полнос-тью объективным и ориентированным на его интересы.
Кто же нуждается в коучинге?
Во-первых, коучинг нужен не столько начинающим предпри-нимателям, сколько уже лидирующим, т.е. тем, кто уже прак-тически получил ранг «чемпиона».
Во-вторых, побеждать и опережать такой предприниматель хочет не столько окружающих (конкурентов), сколько самого себя (себя сегодняшнего).
В-третьих, коуч не обучает бизнесмена «правильным» и рас-пространенным в данном виде бизнеса «приемам игры»: для этого есть специализированное обучение разного уровня — как для начинающих, так и для достаточно продвинутых «пользователей». Коуч помогает человеку совершенствовать и максимально эффек-тивно использовать его личные сильные стороны, о которых боль-шинство из нас или не догадывается, или догадывается, но не использует как основу для дальнейшего движения вперед [14.
С. 40].
Таким образом, парадокс заключается в том, что дефицит управленческих навыков и качеств проявляется не только в слабо развивающемся бизнесе, но и в растущем чрезмерно быстро. Персональная работа с владельцем или руководителем компании (подразделения, сектора), ликвидируя этот дефицит, дает мощ-ный импульс развитию всего бизнеса в целом и помогает:
• определению четких целей и направлений развития;
• выработке стратегий реализации планов;
• освоению необходимых навыков и техник управления дела-ми и людьми.
В процессе взаимодействия со своим личным тренером (ко-учем) руководитель получает возможность:
• шире рассматривать ситуацию;
• расставлять приоритеты и формулировать цели; • объективнее оценивать происходящее; • реально оценивать собственные ресурсы и модели поведения; • учиться делать выбор, принимать качественные решения;
• обучаться более эффективным формам управления ситуаци-ей, собой и людьми.
Коуч помогает руководителю использовать такие стратегии и навыки, которые существенно повышают эффективность пла-нирования, позволяют обнаружить и мобилизовать имеющиеся ресурсы, найти выход из «безвыходной» ситуации.
От профессионализма персонала, приверженности корпора-тивным целям, ответственности и мотивации во многом зави-сит общий успех. Коучинг — это возможность синхронизировать цели перспективных и полезных сотрудников с целями компа-нии, разработать план их карьерного роста, помочь адаптироваться в новых условиях (повышение в должности, ротация кадров) и максимально расширить их потенциал. В этом случае коучинг может рассматриваться как:
• повышение самомотивации сотрудника;
• награда или премирование за особый вклад или достигнутые показатели;
• мобилизация и фокусировка на достижении результата перед началом стратегически важного процесса; • адаптация к новым условиям работы при повышении в дол-жности или переводе в новое подразделение;
• индивидуальная тренировка с целью повышения конкретных навыков и компетенции.
Один из вариантов использования технологии коучинга — ра-бота с группой, будь то совет учредителей компании, управлен-ческая команда или проектная группа. Участие коуча в совеща-ниях и отдельная работа с группой могут значительно оптими-зировать процесс работы и способствовать:
• созданию общего видения перспектив, постановке целей и выработке стратегий;
• нахождению консенсуса в спорных и конфликтных вопросах и ситуациях;
• более открытому и заинтересованному обсуждению планов работы всеми участниками;
• более взвешенному и объективному принятию решений;
• проведению креативных процессов и разработке идей. Участие коуча в практических встречах эффективно благо- даря тому, что он:
• структурирует процесс обсуждения, помогает увидеть ситу-ацию с разных точек зрения;
• стимулирует максимальное использование потенциала каж-дого;
• дает полезную, беспристрастную обратную связь;
• способствует сплочению группы вокруг единой цели, созда-нию синергизма их действий;
• обучает эффективным формам взаимодействия между членами команды.
Этот процесс значительно отличается от распространенного вида работы с группой — тренинга, где в искусственно создан-ной атмосфере взаимодействия группа ненадолго сталкивается с практикой. Коучинг позволяет не только приобрести бесцен-ный опыт, но и достигнуть высоких результатов в реальной ра-боте при постоянной поддержке коуча, повысить главную энергию для движения — мотивацию.
Интерес к услугам коучей, как правило, возникает у круп-ных высокоразвитых корпораций или небольших компаний, директора которых (они же собственники) принимают решение повысить эффективность работы персонала. Как показывает об-щемировая статистика, средняя эффективность работы подавля-ющего большинства сотрудников составляет примерно 40—43%. То есть люди работают не так эффективно, как могли бы. Как только человек приступает к новой работе, уровень его эффек-тивности достаточно высок, потом он, как правило, начинает снижаться. И очень многие топ-менеджеры в передовых компа-ниях мира сейчас озабочены, каким образом можно поднять эту эффективность. Материальное стимулирование на нынешнем этапе не всегда срабатывает. Менеджеры в западных компаниях стараются изыскать тс способы, которые помогут использовать в работе внутренний потенциал сотрудника. И коучинг, по сути, и является средством, способствующим открытию самого луч-шего, что есть в человеке. Коучинг находится на стыке бизнес-консалтинга и психоло-гии. Он включает в себя все многообразие процедур, существу-ющих в корпоративном консультировании, но главное— это индивидуальная работа, диалог с первым лицом организации. Задачи коуч-консультанта: помочь клиенту сосредоточиться на наиболее важных, приоритетных моментах его деятельности; включить внутренние ресурсы; привести в действие систему мотивации; по-новому взглянуть на себя и свой бизнес; макси-мально эффективно (и в то же время безболезненно) увязать цели клиента с целями окружающих его людей и его организации, чтобы не возникло реакции отторжения; разобраться с кадровыми вопросами — с кем-то расстаться, кого-то мотивировать и т.д.
Работа коуч-консультанта напоминает работу спортивного тренера: тренер не может пробежать за спортсмена дистанцию, зато он может помочь ему актуализировать внутренний ресурс, «поймать свою игру», открыть в себе то сильное и уникальное, что свойственно только ему и что позволит добиться победы.
Иногда коучинг путают с психотерапией. Но это разные вещи. Психотерапевт концентрируется в основном на психологических проблемах и исследовании их корней, а значит, на прошлом, на ошибках пациента. Коучинг фокусируется на базовых жизнен-ных ценностях, целях и путях их достижения, на успешных стра-тегиях клиента. Коучинг ориентирован скорее в будущее, чем в прошлое.
Как писал «The Wall Street Journal», «такой коучинг высво-бождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, бо-лее рискованные и значимые решения, более выгодные проек-ты и действия. Коучинг поощряет людей взять на себя более смелые, более рискованные проекты, которые в итоге могут ока-заться значительно более доходными, чем можно было вообра-зить вначале». Пока менеджер или коуч не поверит, что люди обладают большими способностями, чем они в настоящее время проявляют, он не сможет помочь им выразить эти способ-ности. Он должен думать о своих людях в терминах их потен-циала, а не их сегодняшней производительности. Большинство оцениваемых организационных систем несовершенны именно по этой причине. Люди ограничены рамками производительности и эффективности, сформированными в их собственном созна-нии или в глазах их менеджеров.
Чтобы получить наибольшую отдачу от людей, нужно верить, что у них есть скрытые возможности. Но как можно понять, что они есть, каковы они и как их высвободить? Часть нашего скры-того потенциала может статьдоступной благодаря коучингу, и про-изводительность будет поддерживаться, возможно, не на сверх-человеческом уровне, но определенно будет выше, чем обычно.
Для успешного использования коучинга мы обязаны принять намного болев оптимистичную точку зрения, чем обычно, на скрытые способности людей, всех людей. В то же время одной решимости быть оптимистичными недостаточно, потому что наши истинные убеждения передаются другим множеством таких тон-ких путей, о которых мы и не догадываемся.
Коучинг — это взаимодействие партнеров, несущих равную ответственность за этот процесс. Взаимодействие направлено на достижение целей, обозначенных клиентом в начале совместного пути. И коучинг — действительно путь, движение к желаемому результату, который клиент и консультант проходят вместе. Часто руководителю трудно обсуждать какие-то вопросы с подчинен-ными в силу различных причин, а с руководителями своего ран-га — в силу необходимости сохранять коммерческие тайны в ус-ловиях конкуренции. С консультантом возможно установление доверительных отношений в условиях полной конфиденциаль-ности. Кроме того, технология коучинга такова, что не требует детализации и подробностей.
Коучинг отличается от наставничества, идея которого всегда была очень актуальной для России. Как отмечал Джон Уитмор, основатель бизнес-направления в коучинге, основополагающим принципом коучинга является твердая уверенность в том, что практически все люди обладают гораздо большими внутренни-ми способностями, чем те, что они выказывают в своей повсе-дневной жизни. Коучинг же, по сути, и направлен на то, чтобы выявить все эти способности. Шефство же старших, более опыт-ных коллег, безусловно, может быть очень полезным, но оно также способно и подавить тот самый, таящийся, внутренний потен-циал, и поэтому прибегать к таким видам обучения следует крайне аккуратно. Коуч стремится в каждом человеке «выстроить» глу-бокую уверенность в своих силах, а это возможно только в том случае, если такой человек ощущает полную ответственность за результаты своего труда. А когда другие постоянно говорят ему, что и как ему следует делать, этот внутренний «стержень» ответ-ственности может и не образоваться. При этом важно отметить, что какой бы мы ни применяли термин: «коучинг», «консуль-тирование» или «наставничество», если это делается хорошо, его эффективность в значительной мере обусловлена верой менед-жера в человеческий потенциал. Где и когда следует использовать коучинг и для чего? Наибо-лее очевидные варианты применения коучинга В работе — это [23];
• мотивация персонала;
• оценка; • делегирование полномочий; • исполнение задач; • решение проблем; • планирование и контроль; • регулирование взаимоотношений; • развитие персонала; • создание рабочих групп; • работа в группах. Этот список можно продолжить.
Коуч-преподаватель не является лицом, решающим пробле-мы, учителем, советчиком, инструктором или даже экспертом. Он (она) — это озвученный совет, это лицо, создающее психо-логические предпосылки и условия, повышающие осознание. Коуч является мастером, который обладает способностью выслушивать и задавать вопросы, цель которых — помочь клиенту обрести до-статочно высокую степень ясности и принять решения, необхо-димые ему для достижения поставленных им же задач [14. С. 12].
Идеальный коуч-преподаватель должен быть [23]: терпели-вым и упорным, независимым и беспристрастным, умеющим слушать, восприимчивым, осведомленным, внимательным, об-ладать хорошей памятью.
Этот список может быть дополнен такими качествами, харак-теризующими коуча, как компетентность в технических вопро-сах, знания, опыт, способность вызывать доверие, умение руко-водить.
Проанализировав работу и личность многих коучей, Дэвид Стил выявил, что успешные коучи характеризуются следующи-ми особенностями. 1. Увлеченность. Очень успешные коучи любят свою работу.Их увлеченность видна невооруженным глазом и очень привле-кательна для их потенциальных клиентов.
1 Позитивная позиция. Эти коучи всегда занимают позицию«Я могу». Они твердо верят в себя и считают, что всегда найдут способ обойти препятствия, выжить и даже процветать. И хотя они могут испытывать страхи и сомнения, у них никогда не бу-дет оснований сказать «нет».
2 Предпринимательская жилка. Успешные коучи рассматри-вают свою практику как бизнес и заботятся о том, чтобы осво-ить и применять на практике бизнес-навыки, необходимые для достижения успеха. Они испытывают наслаждение от роли пер-вопроходца в успешном коуч-бизнесе, который является выра-жением их талантов, миссии и цели.
6. Игра. Коучи, которые преуспевают в своей деятельности,всегда расширяют, развивают себя и свою практику. Они жела-ют действовать как можно больше и используют для этого лю-бую возможность. Они становятся нетерпеливыми и всегда на-ходятся в активном поиске, чтобы максимизировать свое время, энергию, возможности и ресурсы.
7. Креативность. Преуспевающие коучи экспериментируют всвоей работе с клиентами и своей коуч-практике. Им нравится творить на основе приобретенных знаний и испытывать радость от создания собственного подхода к практике, выражающего их талант.
• Ориентация на услуги. Успешные коучи твердо желаютизменить мир и благодарны этому миру за возможность служить своим клиентам. Им намного важнее выполнить свою миссию • цель, чем быть успешными в финансовом плане.
7. Саморазвитие. Успешные коучи верят в ценность коучин-га, у них есть собственный коуч, они являются активными кли-ентами так же, как и коучами. Они тратят силы и время на раз-витие самих себя и создание такой жизни, о которой они дей-ствительно мечтают.
На российском рынке появляется много консультантов, пре-доставляющих услуги коучинга. В справочнике по коучинговым услугам в России упоминаются сотни компаний, хотя, безусловно, далеко не все они занимаются именно коучингом. Многие на-чинают себя называть именно так, потому что это модно (по-нятно, что о предоставлении этой услуги зачастую объявляется только для того, чтобы вызвать интерес клиента). Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего
и применяется коучинг. Он проявляет лучшее в людях и коллек-тивах, к чему инструктирование даже и не стремится.
Развитие персонала. Развитие сотрудников не означает всеголишь направление их на курсы один или два раза в год. Методы менеджмента могут либо развивать персонал, либо блокировать развитие. Выбор за вами.
Лучшее обучение. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
Улучшение взаимоотношений. Когда кому-то задаются вопросы,это позволяет дать оценку ему и его ответам. Если просто что-то сообщается, такого обмена нет. Как будто разговариваешь со стеной. Поэтому поводу Дж. Уитмор высказался так: «Я однажды спросил молч~аливого, но подающего надежды юниора — игрока в теннис о том, что он думает о своем ударе справа. Он улыб-нулся и сказал: "Я не знаю. Никто раньше не интересовался моим мнением". Это объяснило мне все».
Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений исвязанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
Больше времени для менеджера. Подготовленный методомкоучинга персонал, который охотно принимает ответственность, которого не надо подгонять и за которым не требуется присмат-ривать, освобождает менеджера для исполнения функций бо-лее высокого порядка, на что раньше он никак не мог выкро-ить время.
Больше конструктивных идей. Коучинг и создаваемая с егопомощью обстановка поощряют конструктивные предложения от членов команды без опасений, что они будут высмеяны или что последуют «оргвыводы». Часто одна конструктивная идея при-водит к появлению других.
Лучшее использование мастерства и ресурсов идей. Очень ча-
сто менеджер не представляет, какие скрытые ресурсы могут быть высвобождены, до тех пор пока он не начнет практиковать коу-чинг. Вскоре он откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы, также как решений практических проблем, которые могут быть найдены только людьми, регулярно зани-мающимися выполнением соответствующих задач.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.016 с.) |