Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите и кратко охарактеризуйте основные стадии процесса консультирования.

Поиск

Процесс консультирования представляет собой логическую цепочку процедур, выполняемых совместными усилиями консультанта и клиента для решения проблем и осуществления изменений в клиентской организации.

 

Консультационный процесс последовательно проходит предконтрактную, контрактную и после контрактную стадии. На первой, предконтрактноп, стадии клиентом устанавливается наличие проблемы и необходимость привлечения для ее решения консультанта, который по результатам предварительной диагностики делает предложение клиенту по поводу задания. Роль клиента состоит в том, чтобы оказывать поддержку консультанту в уточнении формулировок проблемы, в организации информационного обеспечения работы (документы, интервью, опросы, встречи с руководством и персоналом). Эта стадия завершается заключением контракта. Цель этой стадии — обеспечить единство в понимании сути консультационного проекта клиентом и консультантом.

 

Вторая стадия включает в себя ряд крупных этапов (диагностика, выработка и внедрение рекомендаций), распадающихся на определенные процедуры. Основные цели контрактной стадии: определить конкретные результаты и направления работ; обеспечить разработку решения проблемы и механизма внедрения рекомендаций; осуществить полную реализацию запланированного.

 

Заключительная (послеконтрактная) стадия связана с уходом консультанта и планами будущего сотрудничества. Назначение этой стадии — обеспечить необратимость полученных результатов.

 

В литературе можно найти множество подходов и разнооб-разие выделяемых этапов и подэтапов (процедур) процесса консультирования. Различные классификации не противоречат друг Другу, а отличаются глубиной детализации. Например, К. Мак- хем выделяет три основных этапа выполнения консалтингового проекта [7]:

 

1) подготовка (знакомство, заключение контракта, организация работ) — вся работа, которую необходимо выполнить до начала проекта;

 

2) исполнение (сбор данных, анализ данных, диагностика, вмешательство) — выполнение основных работ, предусмотренных техническим заданием;

 

3) завершение (сдача-приемка, закрытие или продолжение договора, окончание работ) — окончание проекта.

 

Как отмечает В.И. Алешникова, выделение в консультаци-онном процессе этапов имеет большое практическое значение и для клиентской, и для консультационной организации, так как дает [1]:

 

• структурированную основу для принятия решений;

 

• скоординированные коммуникации;

• мотивированную организацию проекта;

• ощутимые результаты;

 

• снижение непредсказуемости.

 

А это в конечном итоге позволяет иметь хорошо управляемый проект.

 

Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются не в форме разовых консультаций, а в форме консалтинговых проектов, включающих в себя следующие основные этапы:

 

1) диагностика (выявление проблем);

2) разработка решений;

3) внедрение решений.

 

Как отмечает А.П. Посадский, понятие «консалтинговый про-цесс» шире, чем проект, так как оно помимо проектной стадии включает в себя предпроектную и послепроектную. Он дает сле-дующую структуру консалтингового процесса [9]:

 

Предпроектная стадия:

 

• осознание клиентом наличия проблемы;

• определение задач (техническое задание);

 

• техническое и финансовое предложения клиенту. Проектная стадия:

 

Начало реализации контракта 1 -й этап — диагностика:

 

• сбор данных на объекте и их обработка;

 

• систематизированное определение проблемы. 2-й этап — разработка решений:

 

• определение поля допустимых решений;

• выбор рекомендуемых решений;

 

• представление решений руководству клиентской организации. 3-й этап — внедрение решений:

 

• разработка программы внедрения;

• внедрение;

• контроль за внедрением;

• оценка результатов проекта;

• окончательное завершение;

• выход консультанта из организации клиента.

Конец реализации контракта Послепроектная стадия:

 

• окончательные финансовые расчеты клиента с консультан-том;

 

• анализ происшедших в результате проекта изменений в орга-низации клиента и поиск идей для новых проектов с тем же или иным клиентом;

 

• самоанализ деятельности консультанта по проекту с целью совершенствования методов его работы.

 

Все указанные подходы основаны на том, что:

1) связанные задачи группируются вместе;

 

2) все этапы равны по степени значимости (но не по време-ни их реализации и привлеченным ресурсам);

 

3) этапы разрабатываются от общего к частному;

 

4) каждый этап завершается принятием решения, вытекающего из его целей.

 

Структуру и содержание консультационного процесса предоп-ределяет модель консультирования. Конечной же целью консуль-тирования является оказание помощи клиенту в решении воз-никших в организации проблем и осуществление прогрессивных изменений в организации.

 

Подчеркнем еще раз, что в настоящее время под консульти-рованием понимается совместная работа консультанта и клиен-та при разработке и внедрении новшеств (коллективные, совме-стные усилия) — «партисипативное» консультирование.

 

Однако степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект различается как в зависимости от видов консалтинговых услуг и типа решаемых проблем, так и от этапа или фазы осу-ществления консалтингового проекта. Вместе с тем в любом случае эффективность работы консультанта будет минимальной, если клиент вообще не участвует в ней. Увеличение вовлеченности клиента в процесс консультирования приводит к росту эффек-тивности консалтинга. Однако степень вовлеченности клиента.

повышает эффективность лишь до определенного момента, после которого эффективность начинает падать. Это происходит тог-да, когда клиент как бы начинает выполнять за консультанта его работу.

 

Как отмечает В.И. Алешникова [1], нельзя не обратить вни-мания на сходство модели процесса консультирования с моде-лью решения управленческих проблем. Это обусловлено тем, что консультирование является видом управленческой деятельнос-ти, формой помощи и способом решения проблем управления. Вместе с тем есть и определенные отличия моделей процесса консультирования и решения управленческих проблем:

 

• процесс консультирования — это результат взаимодействия двух сторон — клиента и консультанта;

 

• он начинается с приглашения консультанта и завершается его уходом (на любом этапе);

 

• роль консультанта и клиента на разных этапах консультаци-онного процесса, в разных моделях консультирования меня-ется. Сведение участия хотя бы одной из сторон к нулю оз-начает прекращение процесса консультирования.

 

О важности определения места клиента в иерархии говорит то, что, по мнению одного из консультантов, в McKinsey есть только одна иерархия: клиент, фирма, ты (в убывающем поряд-ке). Когда вы работаете с клиентской командой, отмечают спе-циалисты, вы и команда должны работать вместе или не рабо-тать совсем. Необходимо убедиться, что члены клиентской ко-манды понимают, почему их усилия важны для вас и выгодны для них



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.007 с.)