Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как соотносятся понятия профессиональных услуг и управленческого консалтинга?

Поиск

Понятие «профессиональные услуги по экономике и управлению», применяемое в мировой практике, является более широким, чем управленческий консалтинг, или менеджмент-консалтинг. Их отличие состоит в том, что консультирование, с одной стороны, — это предоставление советов и рекомендаций, а с другой — профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т.д.), предполагающие выполнение внешними специалистами определенных управленческих функций вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия. Профессиональные услуги по экономике и управлению объединяет с понятием «консультирование» независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения определенных научных и профессиональных знаний. Кроме того, большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих такие услуги, одновременно занимаются и консульти-рованием в своей области.

 

Следует отметить, что в последнее время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые профессиональные услуги. Таким образом, можно констатировать, что происходит определенное переплетение управленческого консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом менеджмент-консалтинг связан со всеми элементами этой системы. Соотношение управленческого консалтинга и профессиональных услуг можно наглядно проиллюстрировать схемой на рис. 1.1.

 

Кратко охарактеризуем и остальные виды профессиональных услуг.

 

1. Аудит (лат. «слушание») Согласно определению комитета Американской бухгалтерской ассоциации, аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об эко-номических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий р зультаты заинтересованному пользователю». Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента и экспертная оценка (заключение) с целью установления ее достоверности, правильности и соответствия финансово-хозяйственных операций общепринятым стандартам. При выработке экономических решений и анализе ситуации различные государственные и коммерческие структуры заинтересованы в повышении достоверности используемой ими экономической информации, поскольку она дает возможность прогнозировать последствия принятых решений и снизить предпринимательский риск.

 

Для осуществления своей деятельности аудиторские фирмы обычно должны получить специальные полномочия от государственных органов. В последнее время термин «аудит» стал по-ниматься более широко, как проверка какого-либо аспекта деятельности фирмы, даже в случае ее проведения собственными сотрудниками. Это может быть и кадровый аудит, или аудит человеческих ресурсов, и экологический аудит, аудит бизнеса, энергоаудит и т.п. Говорят даже об аптечном аудите, позволяющем получить не просто общий объем продаж в денежном выражении, но и информацию о продажах по каждому отдельному препарату. В практике бизнеса такому расширительному упо-треблению термина «аудит» соответствует понятие «независимая проверка».

 

2. Бухгалтерское обслуживание. Это услуги, оказываемые клиенту внешними по отношению к нему бухгалтерскими фирмами. Подобные услуги включают в себя консультирование по вопросам ведения бухучета, постановку и ведение бухучета, восстановление бухучета. Производится также анализ финансового состояния и выработка учетной политики, оказывается содействие

в составлении отчетности. В рамках бухгалтерского обслуживания ведется проверка правильности ведения учета с целью выявления ошибок и оперативного их исправления.

 

3. Юридическое обслуживание. Юридические (правовые) услуги исторически возникают раньше, чем другие виды услуг в сфере бизнеса. Юристы могут оказывать услуги как в форме юридического консалтинга, т.е. в форме советов, так и в форме непосредственного ведения дел своих клиентов: проверка внутренних документов клиента на соответствие требованиям законодательства; оказание помощи в подготовке и правильном оформлении этих документов; оказание помощи в подготовке и подготовка различного рода договоров, заключаемых клиентом

 

иными предприятиями и гражданами. Юридические фирмы ведут претензионную работу, представляют интересы клиента в суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов. Они дают консультации, заключения и справки по правовым вопросам, возникающим в ходе деятельности клиента. Неоценимую помощь юридические фирмы оказывают при слиянии компаний и при-обретении собственности, управлении собственностью, передаче функций сторонней организации, разрешении конфликтов, снижении затрат и др.

 

Большое значение имеет информирование клиента о новом законодательстве, нормативно-правовых актах. Юридические услуги оказываются при решении самых разнообразных страте-гических проблем. Всесторонние консультации по вопросам применения законодательства в конкретных ситуациях помогают определить, как скажутся действия правительства на стратегических планах клиента. При изменении политики правительства проводится своевременный и полный анализ каждого нового изменения и его последствий для клиентов.

 

Многие юридические фирмы специализируются на подготовке учредительных документов и регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, филиалов, представительств иностранных компаний, взаимодействии с государственными учреждениями.

 

Кроме того, в сферу юридических услуг входит консультирование по вопросам налогового законодательства. Однако несовершенство российского законодательства, в том числе и налогового, создает значительные трудности как для российских, так и для иностранных компаний, работающих на российском рынке. Интерпретация налогового законодательства подчас зависит не от самого текста закона, а от существующих традиций

 

и неопубликованных материалов. Именно поэтому квалифицированные консультации в области налогообложения и оказание широкого спектра юридических услуг, оказываемых структурам, работающим в условиях российского рынка, сегодня приобретают наибольшую актуальность. Важным спектром такой деятельности является, в частности, приведение российской налоговой

 

и юридической системы в соответствие с международными стандартами.

 

Инжиниринг — инженерная подготовка и обеспечение процесса производства, строительства и эксплуатации разного рода объектов. Как правило, инжиниринговые услуги делят на услуги по подготовке производственного процесса и услуги по обеспечению процесса производства. Инжиниринговые услуги включают предпроектные (подготовка технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов; раз-работка планов застройки региона, планов развития связи, транспортных сетей и др.; консультации и надзор за проведением предпроектных работ и т.п.); проектные (подготовка генерального плана объекта; предварительная оценка стоимости проек-та; разработка технических проектов и рабочих чертежей строительства новых и реконструкции действующих промышленных

 

и других объектов; надзор и консультации по проведению проектных работ); послепроектные (подготовка контрактной документации; оценка предложений заказчиков; надзор за проведе-нием комплекса работ; проведение приемо-сдаточных испытаний объекта; подготовка инженерно-технического персонала

 

и др.); специальные услуги (экономические исследования; различные юридические процедуры и другие услуги, связанные с создаваемым объектом инжиниринга). Инжиниринговое обслуживание производится специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями.

 

5. Реклама и отношения с общественностью включают в себядеятельность по созданию в общественном сознании положительного и специфического образа (имиджа) товара или фирмы. Для этой цели используются средства массовой информации (объявления, интервью, статьи, публикации годовых и финансовых отчетов, подготовка и публикация рейтингов и т.д.), а также прямая рассылка рекламных материалов. Широко используется также проведение конференций, презентаций, благотворительных мероприятий и т.д.

 

6. Тренинг — передача знаний и информации о принятии решений. Тренинг проводится в форме обучения на курсах, проведения конференций, семинаров, практических занятий с отрывом и без отрыва от производства, направленных на повышение квалификации менеджеров. Отличие тренинга от традиционного обучения состоит в его максимальной приближенности к практике (деловые игры, психологический тренинг, ситуационный анализ и т.п.). Проводится тренинг консультантами-тренерами на основе их практических знаний, накопленных в процессе диагностики и решения проблем других клиентов.

 

Однако российские компании быстро растут. Чтобы «переварить» массу новых сотрудников, крупные компании создают корпоративные университеты. Компании поменьше привлекают тренинговые фирмы. А при существенном объеме работ все чаще задумываются о собственной тренинговой программе.

Высокий спрос на эти услуги уже привел к тому, что практически каждая тренинговая компания Москвы (их, по некоторым оценкам, около 60) считает своим долгом предложить курс «тренинг для тренеров». Этот модный рынок ежегодно растет на 30%. Специалисты выделяют сегодня три основные группы участников рынка, занимающихся обучением будущих тренеров. Это тренинговые компании, вузы и мастер-классы част-ных специалистов. Самым авторитетным отечественным учреж-дением, осуществляющим подготовку тренеров, считается Санкт-Петербургский институт тренинга. Группы эти не равны — большую часть рынка (около 80—90%) занимают тренинговые фирмы, в то время как на долю вузовских преподавателей и «кустарей» остается 10-20% [4].

7. Деловая информация. Этот вид услуг заключается в предоставлении экономической, технической, юридической и другой информации по заказу клиента. Кроме того, осуществляется публикация пособий, статей, справочников, обзоров, дайджестов и др. В последнее время все большее значение приобретает информация в электронной форме, в том числе и через Интернет. Важным аспектом информационных услуг в последнее время становится составление и предоставление рейтингов, информация о прозрачности деловой среды и надежности фирм, уровне риска планируемых действий.

 

8. Рекрутмент — это услуги по подбору и оценке кадров. Элементы рекрутмента как технологии подбора кадров известны давно. Еще во Франции во времена Наполеона существовали организации, которые успешно «перетягивали мозги» из-за рубежа. Однако крупные специализированные кадровые агентства впервые появились лишь в США после Великой депрессии, когда начался подъем промышленности и резко вырос спрос на профессионалов. Рекрутмент в России первоначально возник как калька с западного и использовался в первую очередь для набора специалистов в представительства зарубежных фирм. В настоящее время эти услуги пред оста вляются фирмами, специализи-рующимися на подборе кадров, или специальными подразделениями многопрофильных консультационных фирм. Общий объем рынка услуг по подбору персонала достигает 100 млн долл. Спе-цифика рекрутинга по-российски заключается в том, что, по мнению экспертов, он изначально был самостоятельным видом бизнеса, а не сопутствующим управленческому и финансовому консультированию, как на Западе. По оценкам специалистов Ассоциации консультантов по подбору персонала, в России ра- ботаст более 1,5 тыс. агентств. Только в одной Москве их насчи-тывается около 150 [13].

 

Рекрутментские фирмы осуществляют планирование карье-ры сотрудников, проводят анализ рынков труда, осуществляют трудоустройство увольняемых специалистов. Такие фирмы осу-ществляют все виды кадрового консультирования. В настоящее время происходит расширение сферы деятельности рекрутмен-та. Они начинают оказывать услуги по подбору временных ру-ководящих кадров, подбору и предоставлению временных и се-зонных работников, поиску специалистов высшего класса.

 

 

9. Обеспечение информационными технологиями <ИТ). Сегодня все большее значение приобретает индустрия современных информационных технологий. Поэтому консалтинг в области информационных технологий и информационные услуги, разработка и внедрение информационных систем приобретают для предприятий в современных условиях максимальную актуальность. Разработка и использование компьютерных программ, создание баз данных, компьютерных сетей и др. становятся важнейшим фактором развития современного предпринимательства. Работающие в этой сфере компании консультируют и проводят исследования в области новых и развивающихся информационных технологий, тенденций их развития и существующих проблем; осуществляют комплексные аналитические исследования в области производства компьютеров, программного обеспечения и средств телекоммуникации; предоставляют своевременную информацию о продукции и конкурентоспособности компаний-изготовителей; организуют и проводят семинары для сотрудников заказчика как по информационным технологиям вообще, так и по эффективности их использования в соответствующей отрасли; помогают заказчикам выбрать правильную стратегию в области информационных технологий. По согласованию с предприяти-ем-клиентом компания, оказывающая такие услуги, принимает участие в проектировании и создании (либо создает собственными силами) корпоративной информационной системы; осуществляет построение аппаратных комплексов (вычислительные системы, локальные сети, системы телекоммуникаций и т.д.) и интегра-цию программных: продуктов; обеспечивает внедрение, пуск, сопровождение и обслуживание системы. В данном случае ком-пания выступает в роли системного интегратора.

 

 

10. Инвестиционные услуги (инвестиционное банкирование). Это деятельность кредитно-финансовых институтов (инвестиционных банков и компаний) по купле-продаже ценных бумаг. Инвестиционные банки аккумулируют денежные средства частных инвесторов и помещают их в ценные бумаги. Фирмы, осуществ-ляющие инвестиционное обслуживание, занимаются также консультированием в сфере рынка ценных бумаг, по вопросам об щего и финансового управления. В последнее время все большее распространение получает интернет-банкирование, т.е. инвестиционное обслуживание посредством Интернета.

 

11. Лоббирование осуществляется в форме легального воздействия на органы государственной и местной власти для создания оптимальных условий деятельности фирмы. Лоббирование направлено на организацию взаимодействия с властями при осуществлении того или иного проекта фирмы. В странах с развитой рыночной экономикой такие услуги предоставляются клиентам соответствующими фирмами. Эти услуги производятся в области подготовки, корректировки и доработки законопроектов и нормативных актов в соответствии с потребностями бизнеса. Они могут носить и более частный характер, обеспечивая положительное решение по обращениям бизнесменов в органы власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.248 (0.011 с.)