Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция «Шесть сигм» и её использование в управлении качеством.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система контроля качества «Шесть сигм» родилась в компании Motorola и была впервые введена при производстве пейджеров имобильных телефонов в 1987 г. Проблема, с которой столкну-лась компания Motorola в середине 1980-х гг., заключалась в слиш-ком высоком проценте бракованных транзисторов. Чтобы испра-вить ситуацию, компания разработала методику статистическо-го анализа процесса, в которой учитывался процент бракованных изделий в динамике.
Постоянный сбор данных о статистике дефектов позволил установить среднестатистический процент брака и определить количественные цели по повышению качества процесса. Ины-ми словами, было проведено нормирование процесса по числу бракованных изделий и были поставлены задачи по снижению этой нормы. Анализ динамики изменения числа дефектов позво-лил определить процессы с большим числом дефектов и адрес-но направить усилия по исправлению именно этих процессов. Кроме того, удалось спрогнозировать и спланировать динамику улучшения качества производственного процесса и тем самым обеспечить снижение себестоимости. Концепцию предложил старший инженер подразделения средств связи Билл Смит. Его побудили к этому жалобы торговых агентов на местах, сообщав-ших об участившихся случаях предъявления претензий по гаран-тийным обязательствам. Смит создал новый подход к стандар-тизации методов учета дефектов. В идеале производство, орга-низованное с учетом данной методологии, должно было обеспе-чить выпуск продукции, практически не имеющей изъянов.
В результате компания в 1988 г. стала первым лауреатом пре-мии за качество продукции им. Малкольма Болдрилжа (Malcolm Baldridge National Quality Award), Компания за четыре года до-билась экономии в 2 млрд долл. Подобная сумма не могла не привлечь внимание отрасли, и у методологии «Шесть сигм» на-чали появляться последователи, например компании General Electric и AllledSignal (теперь Honeywell International). General Electric
поощряет своих руководителей продвигать «Шесть сигм», свя-зывая проекты этого рода с размером компенсации: 40% премий 7000 руководителей высшего звена зависит от степени реализа-ции этой системы, что свидетельствует о ее значимости для орга-низации и стимулирует вовлеченность руководителей всех уров-ней. В настоящее время эту систему кроме Motorola, General Electric используют Du Pont, Citibank, Federal Express, J.P. Morgan, Johnson & Johnson, ABB, Honeywell и Lockheed Martin и др., в ос-новном американские компании.
Однажды директор-распорядитель одной крупной корпора-ции спросил Грега Брю, автора книги «Шесть сигм для менед-жеров» [7], может ли он за 30 секунд, пока они будут подниматься в лифте, объяснить ему сущность системы. Грег Брю ответил так: «Шесть сигм — это технология решения проблем, в которой ис-пользуются ваши человеческие активы, показатели, измерения и статистика для выявления нескольких жизненно важных фак-торов, работа с которыми позволяет снизить потери и устранить дефекты, одновременно повышая степень удовлетворенности потребителей, прибыль и курс акций вашей фирмы».
Концепция «Шесть сигм» — это способ управления всей ком-панией или отдельным подразделением. Она ставит на первое место потребителя и помогает находить оптимальные решения, опираясь на факты и данные. Эта концепция нацелена на реше-ние трех основных задач:
• повысить удовлетворенность клиентов;
• сократить время, требуемое для выполнения одного опера-ционного цикла;
• уменьшить число дефектов.
Несмотря на то что концепция включает в себя измерение и анализ бизнес-процессов в области качества, она охватывает весь бизнес и направлена на совершенствование каждой области де-ятельности с целью удовлетворения меняющихся нужд потребителей, рынка и технологий с выгодой для сотрудников, клиен-
тов и акционеров [17].
«Шесть сигм» представляет собой хорошо структурированную, управляемую с помощью показателей методологию, целью ко-торой является устранение дефектов, потерь и прочих проблем с качеством в производстве продукции, сфере услуг, в управле-нии и других направлениях деятельности. Строчная буква гре-ческого алфавита «сигма» обозначает в статистике способ опи-сания величины вариации в наборе данных, группе изделий или процессе. Величина сигмы показывает, насколько вы соответствуе-те требованиям потребителя. Другими словами, определяется соответствие процесса идеалу. На языке данной концепции тре-бования и ожидания потребителя считаются критичными для качества, которое измеряется по всем параметрам, его отража-ющим, а не только по одному или двум. Методология «Шесть сигм» базируется на хорошо обоснованных статистических ме-тодах управления качеством, процедурах анализа данных в со-четании с систематическим обучением персонала на всех уров-нях организации. Процесс можно назвать «процессом Шести сигм», если он не выдает больше чем 3,4 дефекта на миллион возможностей воспроизвести дефект.
Понятие «Шесть сигм» является очень важным в програм-мах улучшения качества. При этом признается, что всегда есть некоторая возможность появления дефектов. Но если работать на уровне шести сигм, дефекты во многих процессах и продук-тах будут практически отсутствовать. За годы работы по программе «Шесть сигм» компания Motorola достигла показателя 5,7, что означает отсутствие дефектов в 99,99996% случаев.
Большинство современных компаний США действуют на уровне качества, соответствующего трем-четырем сигмам. Дру-гими словами, в каком-то процессе допускается слишком боль-шой брак, на устранение которого требуются время и усилия, а также появляются недовольные потребители. Такой брак вы-зывает потери до 25% от общих доходов. Данное положение, впол-не естественно, не является удовлетворительным.
Основная идея управления на основе «Шести сигм» заклю-чается в том, что если вы можете измерять число дефектов в процессе, то можете определять и способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Если попытаться изложить сущность концеп-ции «Шесть сигм» предельно кратко, то ее можно трактовать сле-дующим образом. Это:
• статистическая основа для измерений: 3,4 дефекта на мил-лион возможных;
• философия и цель: быть настолько совершенным, насколь-ко это практически возможно; • методология;
• символ качества. • Существенным отличием концепции «Шесть сигм» от внешне похожих программ прошлых лет является степень вовлечения менеджмента в регулярный мониторинг результатов и достиже-ний проекта. При этом происходит активное обучение. Но само • по себе обучение — еще не система менеджмента. Система ме-неджмента включает в себя как отчеты по результатам, так и постоянный анализ с целью поддержания этих результатов. При наличии отчетности и регулярного анализа менеджеры могут использовать этот метод в качестве руководства для управления своим бизнесом.
Пит Панде и Лари Холп приводят пример компании Starwood Hotels^ где была запущена первая в гостиничном бизнесе програм-ма «Шесть сигм» [17]. Менеджеры всех уровней отчитываются по следующим показателям:
• удовлетворенность потребителей;
• результаты ключевых процессов; • системы показателей деятельности компании; • отчеты о прибылях и убытках; • отношение сотрудников.
Эти показатели — обратная связь о качестве работы отдельных отелей и региональных представительств компании. Регулярно проводя совещания, менеджеры анализируют ключевые показате-ли деятельности своих отелей и в зависимости от результатов за-пускают новые проекты «Шесть сигм», нацеленные на их совер-шенствование. Например, если наблюдается рост претензий посе-тителей отеля, его менеджеры собирают команду «Шести сигм» для обнаружения причин и разработки корректирующих воздействий. Кроме того, хорошее решение, найденное в одном отеле, может быть сообщено другим и принято ими в качестве лучшего {best practice), в результате чего улучшается обслуживание посетителей и в дру-гих отелях сети Starwood. Конечный итог — сделать «Шесть сигм» средством решения критичных вопросов бизнеса, а также спосо-бом интегрирования проактивного {proactive) менеджмента и ори-ентации на потребителя в повседневную практику бизнеса.
Учитывая, что идеи, решения, «находки» процесса и улучше-ния, которые являются результатом реализации системы «Шесть сигм», используются на «переднем крае» организации, компании, применяющие систему «Шесть сигм», стремятся делегировать как можно больше ответственности людям, работающим непосред-ственно с потребителями. Короче говоря, «Шесть сигм» — сис-тема, соединяющая в себе сильное лидерство, энергию коллек-тива и всеобщее участие.
Можно привести шесть элементов, составляющих квинтэс-
сенцию концепции «Шесть сигм»:
• Ориентация на потребителя. Концепция ставит высшим приоритетом ориентацию на потребителя. Все показатели в си- стеме «Шесть сигм» начинаются с показателей, относящихся к потребителю, а совершенствование измеряется через увеличение ценности и удовлетворенности потребителя.
• Управление на основе данных и фактов. Концепция «Шестьсигм» поднимает идею «управления на основе фактов» на новый, более серьезный уровень.
• Центральным средством успеха является процесс. Вне за-висимости от того, нацелена ли концепция «Шесть сигм» на проектирование изделий и услуг, оценку показателей работы, улучшение эффективности, повышение удовлетворенности по-требителей или даже на управление бизнесом, ключевым сред-ством успеха считается процесс.
• Проактивный менеджмент. Действовать проактивно — значитне реагировать на события, а стараться их предупредить.
• Безграничное сотрудничество. Возможности, открывающиесяпри улучшении сотрудничества внутри компаний, а также с по-ставщиками и потребителями, огромны.
• Стремиться к совершенству, но не бояться поражений. Эти двеидеи дополняют друг друга. Ни одна компания не сможет даже приблизиться к уровню шести сигм без претворения в жизнь но-вых идей и подходов, которые всегда содержат определенную сте-пень риска. Однако любая компания, которая делает концепцию «Шесть сигм» своей целью, должна продолжать действовать энер-гично, чтобы еще ближе подойти к совершенству и одновременно быть готовой справиться со случайными неудачами и принять их.
Поскольку организации отличаются друг от друга, подходы к осуществлению перемен по системе «Шесть сигм» также от-личаются. Рассматривая эту систему как дорогу к новому и луч-шему будущему организации, можно выделить три возможные отправные точки [17];
• Трансформация бизнеса. Этот путь необходим для тех орга-низаций, где ощущается потребность в преобразованиях, где есть видение и желание начать полномасштабный проект перемен. Среди компаний, которые решили двигаться в сторону «Шести сигм» посредством трансформации бизнеса, такие компании, как General Electric, Ford, Starwood Hotels, Bombardier, 3M.
• Стратегия совершенствования. Программа может бытьсконцентрирована на отлельных бизнес-единицах или функци-ональных областях организации. Эту стратегию выбрали компании Jonson & Jonson, Sears, American Express, Sun Microsystems.
Решение проблем. Это самый медленный путь к внедрению«Шести сигм». Он нацелен на решение болезненных, хроничес-ких проблем подготовленными людьми, владеющими набором инструментов «Шести сигм». После того как определено, по какой дороге пойдет программа «Шесть сигм», начинается подбор лидеров организации и лиде-ров команд, их помощников и формирование команд. Самая важная фигура в этом процессе — сотрудник, все свое время уде-ляющий поиску интересных возможностей и получению резуль-татов. Его называют «черный пояс». Этот сотрудник руководит, вдохновляет, управляет, наделяет полномочиями, обучает кол-лег, опекает их. Он становится экспертом в инструментах оцен-ки и устранения проблем или в разработке процессов или про-дуктов. Именно благодаря сильному и неутомимому «черному поясу» команда «Шести сигм» работает эффективно.
В большинстве организаций «черные пояса» обучаются, на-ставляются и консультируются «мастерами черного пояса». «Ма-стер черного пояса» — серьезный эксперт в области аналити-ческих методов «Шести сигм». Работая в качестве инструкто-ра, «мастер черного пояса» следит, чтобы «черный пояс» и его команда были на правильном пути, хорошо выполняли свою ра-боту и решали ключевые задачи для каждого процесса в рам-ках проекта.
«Зеленый пояс», являясь членом или сменным лидером коман-ды «Шести сигм», продолжает выполнять свою непосредствен-ную работу. Роль «зеленых поясов» — привносить в программу новые идеи и новые инструменты, интегрируя их в текущую деятельность.
«Чемпион» — менеджер высшего уровня, продвигающий ме-тодологию «Шести сигм» в масштабах всей компании, и особен-но в специальных функциональных группах. «Чемпион» отлично разбирается в методологии «Шести сигм», владеет способами ее реализации, отбирает проекты, устанавливает поэтапные цели, выступает в качестве тренера и наставника, устраняет препятствия и выделяет ресурсы для поддержки «черных поясов». «Чемпион» отвечает за процесс и полностью «владеет» им, активно проводя для этого мониторинг проекта и измеряя полученную экономию.
«Чемпион» должен понимать, над чем работают его «черные пояса», так как без этого он не сможет им помочь должным об-разом. «Чемпион» как минимум должен быть готов к следующему
[7]: • знать методы отбора проектов; • владеть основами статистики; • проводить анализ потенциала процесса; • анализировать измерительные системы;
• составлять карты процесса; • осуществлять проверку гипотез; • разрабатывать методику экспериментов и т.д.
Если «чемпион» знает, что делают его «черные пояса», то он может лучше понять их выводы в заключительных отчетах и в свою очередь представить и объяснить эти результаты вышесто-ящему руководству. «Чемпион» при этом сам должен хорошо владеть всеми инструментами и методическими приемами под-хода «Шесть сигм», поскольку без этого нельзя быть по-настоя-щему эффективным «чемпионом».
Лидер реализации, называемый иногда вице-президентом по «Шести сигмам», — это либо опытный профессионал в области совершенствования деятельности или качества, либо уважаемый руководитель, хорошо знающий организацию и обладающий лидерскими качествами и административными способностями. Лидер организации — это главный ответственный за практическое выполнение планов реализации. . Каждой командой руководит «чер-ный пояс» или «зеленый пояс». Собирая эту разноплановую коман-ду, чрезвычайно важно разработать единый процесс ее работы, получивший название DMAICw состоящий из пяти шагов: Define (определяй), Measure (измеряй), Analyze (анализируй), Improve (совершенствуй), Control (проверяй). Жизненный цикл практи-чески всех команд DMAIC состоит из одинаковых стадий:
• Определение и выбор проекта (проектов). На данной ста-дии менеджеры рассматривают список потенциальных проек-тов «Шесть сигм» и выбирают из них наиболее эффективные. Для каждого проекта обычно выбирается свой «чемпион» или спонсор.
• Формирование команды. Одновременно с определениемпроблем идет формирование команды и выбор ее лидера («чер-ного пояса» или «зеленого пояса»).
• Создание программы. Программа включает обоснованиевыбора проекта, его цель, базовый план реализации, область применения и др.
• Обучение команды. Главная цель обучения — научитьсяработать по методологии DMAICw применять ее инструменты.
• Работа по DMAIC и реализация решений. Команда должнаразработать планы проекта и обучения сотрудников, планы «пи-лотных» внедрений и процедур реализации. Она отвечает как за начало, так и за обеспечение устойчивой работы в дальнейшем.
• Передача дел. Передача дел происходит, когда новый офи-циальный «владелец процесса» принимает на себя ответственность за устойчивую работу на новом достигнутом уровне.
Остановимся на основных шагах процесса DMAIC:
Первый шаг в процессе — «определяй» — представляет наи-большую трудность для команды, так как он направлен на оп-ределение целей проекта и выявление ключевых вопросов, тре-бующих внимания. Ответ на эти вопросы дает возможность на-чинать разработку программы DMAIC. При этом вначале разрабатывается план, нацеленный на то, чтобы определить и на-править проект в конкретную сторону, прояснить, каких резуль-татов мы добиваемся, подтвердить ценность проекта для бизне-са, установить его границы и ресурсы, которыми располагает команда, помочь команде сообщить эти цели и планы другим.
Следующей важной и сложной задачей команды является работа по определению «голоса потребителя». Команда должна прислушиваться к голосу потребителя и уметь переводить желания потребителей в четкие требования. Далее составляется крупно- блочная диаграмма процесса, над которым собирается работать команда.
Второй шаг — «измеряй» — логически продолжает предыду-щий шаг и нацеливает на сбор информации о текущем положе-нии дел, получение ключевых данных о производительности и на оценку масштаба проблем.
Третий шаг — «анализируй» — служит для обнаружения фун-даментальной причины проблемы с качеством.
Четвертый шаг — «совершенствуй». Его цель — применениеспециальных средств устранения основных причин, выявленных на предыдущем этапе. На данной стадии «совершенствование» становится «реализацией». Процесс реализации должен быть управляемым, а решения — подвергаться проверке. При этом следует начинать с небольших, «пилотных» проектов перемен.
Пятый шаг — «проверяй». Его цель — не дать проекту вер-нуться назад, к прежнему состоянию.
Процесс решения проблем DMAIC идет совместно с проект-ным циклом и представляет собой итеративный процесс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.012 с.) |