Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как извлечь максимум пользы из занятий коучингом↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 6 Клиент. Коучер. Обучение. Рекомендация клиенту: Несомненными результатами командного коучинга являются: улучшение продуктивности деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом, улучшение взаимоотношений в коллективе и сплочение команды, которая приобретает способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, то есть большую гибкость и адаптивность к изменениям. Недавно на открытом занятии по коучингу подняли вечный вопрос: Должен ли коуч иметь бизнес-опыт? Если клиент пришел с вопросом по бизнесу, чем может помочь и что может сказать коуч, не имеющий бизнес опыта? Лет 10-15 назад на рынке тренерских услуг этот вопрос провоцировал на жесткие дискуссии: может ли психолог быть бизнес-тренером? Одни считали, что тренер не профессионален без психологического образования. Другие – Что может дать психолог менеджерам по продажам? А самый востребованный тренинг был как раз тренинг по продажам. А третьи, не вступая в дискуссии, просто вели тренинги.
Карта мира клиентаКоуч… задает вопросы, а не отвечает на них, идет рядом, но не указывает направление, говорит о множестве вариантов, но выбор оставляет за клиентом. Как же коуч ведет клиента к цели?! Внешняя, очевидная сторона коучинга – задавать вопросы. Обратная сторона – то, что позволяет задать вопрос, помогающий клиенту продвинуться к цели; то, что создает атмосферу доверия и поддержки; то, что делает процесс коучинга максимально эффективным… Это работа с картой мира клиента. Хочется коснуться именно этой, менее очевидной, но во многом определяющей мастерство, стороны коучинга. Потому что именно эта работа делает процесс «задавания вопросов» живым, ориентированным на клиента, эффективным, а каждую коуч-сессию – уникальной. Компетенция коуча складывается из трех составляющих: наличия практических психологических навыков, неординарных личных качеств и умения разбираться в бизнес-процессах. В то же время многие согласны с утверждением, что «тренер не обязан быть спортсменом» — коуч не должен быть экспертом. Семь привычек высокоэффективных коучей Немногие коучи, которые обучаются нашей профессии, могут заработать на жизнь, занимаясь только коучингом. Из них, ещё меньше достигают "успеха" по их определению. На своём опыте наставления коучей о построении их практики, я обнаружил, что успешные коучи имеют следующие характеристики: Увлечённость Очень успешные коучи любят свою работу, и она настолько им нравится, что они делали бы её бесплатно, и у них не было бы никаких мыслей об уходе. Они просто не могли бы представить себе какое-нибудь другое занятие, и считают себя счастливыми, потому что они выполняют лучшую работу в мире. Их увлечённость очень легко выражается, и очень привлекательна для их потенциальных клиентов. Позитив У этих коучей всегда позиция "могу сделать". Они твёрдо верят в себя и верят, что они найдут способ обойти препятствия, выжить и расцвести. Они предполагают изобилие вместо скудности. В то время как они могут испытывать страхи и сомнения, у них никогда не будет причины для слова "нет". Антрепренерство Очень успешные коучи имеют антрепренерское отношение, рассматривают свою практику как бизнес, и заботятся о том, чтобы выучить и применять навыки бизнеса, необходимые для того, чтобы быть успешными. В то время как большинство профессионалов хотят сосредоточиться на предоставлении услуг клиентам, и сопротивляются аспектам бизнеса и маркетинга в своей практике, успешные коучи испытывают наслаждение от первопроходства в успешном коуч-бизнесе, который является выражением их талантов, миссий и цели. Игра Коучи, которые преуспевают в своей деятельности, всегда расширяют, развивают себя и свою практику. Они желают играть как можно больше, и используют любую возможность для этого. Они становятся нетерпеливыми, и всегда находятся в активном поиске, чтобы максимизировать своё время, энергию, возможности и ресурсы. Креативность Преуспевающие коучи экспериментируют на своей работе, с клиентами и своей коуч-практикой. Им нравится творить на основе того, что они выучили, и испытывать радость от создания их собственного подхода к практике, который бы выражал их таланты и перспективы. Большинство хватаются за мысль о написании книги или разработке программы, которая сделала бы уникальный и влиятельный вклад в развитие мира. Ориентация на услуги Очень успешные коучи твёрдо желают изменить мир и благодарны за возможность услужить своим клиентам. В то время как они могут преследовать финансовые цели, они также хотят практиковать "правильное питание", и для них намного важнее выполнить их миссию и цель, чем быть успешным в финансовом плане. Саморазвитие Очень успешные коучи верят в ценность коучинга, у них есть собственный коуч, они являются активными клиентами так же, как и коучами. Они тратят силы и время на развитие самих себя и своей жизни, такой, которую они действительно хотят. В то время как они зарабатывают себе на жизнь, помогая другим делать то же самое. Они "ходят в обуви" своих клиентов, и продолжают это делать. Что делает коуч?
Общие положения • Обязуюсь действовать так, чтобы это благотворно отражалось на коучинге как профессии, и воздерживаться от любых поступков, препятствующих общественному пониманию и приятию коучинга как профессии. • Обязуюсь выполнять все свои договорные обязательства по отношению к клиентам и партнерам. • Обязуюсь признавать труд и личный вклад других людей • При разработке собственных материалов обязуюсь уважать авторские права других и не представлять их как свои. • Обязуюсь использовать контактную информацию о членах Партнерства (E - mail, номера телефонов и т.д.) исключительно в формах и рамках полномочий, установленных Партнерства. • \обязуюсь вести всю работу с клиентами и партнерами, договора с которыми первоначально заключены при участии Партнерства, исключительно в рамках Партнерства, если противное не было оговорено при заключении первоначального договора или дополнительных соглашений. Вопросы конфиденциальности • Обязуюсь уважать конфиденциальность информации о клиенте и партнерах, за исключением особо оговоренных клиентом или установленных законодательством случаев. • Обязуюсь получить разрешение от каждого из клиентов и партнеров перед тем, как упоминать их в качестве таковых или использовать их имя в качестве примера. • Обязуюсь получить разрешение клиента прежде, чем предоставить какую-либо информации о нем лицу, оплачивающему мои услуги (если это другое лицо), Конфликты интересов • Обязуюсь избегать конфликтов между моими интересами и интересами моих клиентов и партнеров • В случаях, когда есть потенциальная возможность возникновения конфликта интересов, я обязуюсь своевременно обсудить с клиентом или партнерами причины возможного конфликта и достичь соглашения о том, как его разрешить, сделав это в наиболее удобной для них форме. Как член Партнерства я признаю свою моральную ответственность перед клиентами, партнерами и обществом в целом и обязуюсь соблюдать ее. Обязуюсь соблюдать этикет члена Партнерства, обращаться со всеми людьми достойно, как с равноправными и свободными личностями, и следовать этим нормам в общении со своими клиентами и партнерами. При нарушении мной данного этикета, я признаю полное право Партнерства призвать меня к ответу за совершённые поступки. Кроме того, я признаю право Партнерства в качестве меры моей ответственности за нарушения лишить меня членства в Партнерства.
Подводя итог, коучинг является новой профессией для России. Его развитие требует работы по целенаправленному позиционированию личного коучинга и корректировке имиджа бизнес- и VIP -коучинга. В качестве аналогов для определения ценовой политики в областях личного и бизнес-коучинга можно рассматривать репетиторство и юридические консультации (для предпринимателей) соответственно. В качестве стандартов качества профессии однозначно должны выбираться стандарты Международной Федерации Коучей, хотя процедуры аккредитации (как коучей, так и образовательных программ) должны быть скорректированы в соответствии с российскими условиями. Перспективы коучинга Мы находимся на грани фундаментального изменения в том, как люди ищут помощников и почему они их ищут. Сейчас людям нужна связь с наставником/коучем/гидом больше, чем когда бы то ни было, из-за большой скорости изменения, трудности устойчивых отношений, желания жить в соответствии с целью и по многим другим причинам. Я думаю, что профессия коучинга будет важнее, глобальнее, чем терапия через несколько лет. Основная публика будет знать разницу между коучингом и терапией, и люди будут знать, когда им нужен терапевт, а когда коуч. Коучинг проникнет в общество в ближайшие годы, и будет доступен всем… не только руководителям и профессионалам высшего класса. Я думаю увидеть коучей в церквях, школах, общественных агентствах, и разнообразие специализаций, таких как коучи отношений, семейные коучи, коучи благополучия и здоровья, коучи духовного развития, и другие. Две специализации будут развиваться по мере того, как коучинг получит профессиональное признание: 1. Коучинг отношений, для одиноких людей и пар, которые хотят иметь самые лучшие отношения, и 2. Protirement Сoaching (слово, введенное Фредериком Хадсоном, автором "Радость пожилых людей") для тех, кто вступает в более поздние годы, и хочет переопределить последующие десятилетия своей жизни, избежав традиционные ожидания от возраста. Я думаю, будет развиваться тенденция, что Личный коучинг - зонтик, под которым располагается весь коучинг. Ищет ли клиент конкретный коучинг для бизнеса, коучинг для изменения в жизни (например, карьеры, отношений, здоровья) или коучинг для разработки более осознанной жизни. Коуч может также быть полезным источником, который может посоветовать специалиста в определенной области коучинга, которая требуется клиенту. Коучинг является профессией, которая испытывает динамический рост и изменения. Она, без сомнения, продолжит свое развивающееся взаимодействие с социальными, экономическими и политическими процессами; будет привлекать на основе знаний различные другие дисциплины; увеличивать свою интеллектуальную и профессиональную зрелость, и продолжать устанавливать себя во всем мире и в основном в Америке. Если эти действия представляют будущее коучинга, то профессия изменится таким образом, чтобы поддерживать жизнеспособность и рост. Личный коучинг существует, потому что он полезен. И он будет процветать, потому что может меняться.
Коучинг как форма обучения Процесс коучинг-консультирования можно представить в виде следующей схемы: На каждой из четырех фаз коучинга происходит процесс обучения. Коуч фактически учит клиента обращаться к внутренним источникам знания и энергии – воображению, самосознанию, памяти, глубинным ценностям и свободе воли. Помимо этого, он также зачастую передает клиенту какие-то специальные знания и навыки, в особенности в области коммуникации, планирования, лидерства и эмоционального интеллекта. Таким образом в ходе коучинга клиент (да и коуч тоже) постоянно испытывает радость новых открытий, инсайтов и свершений. Обучение бизнес-технологиям Образование, которое студенты получают в государственных высших учебных заведениях, очень часто оказывается оторванным от реальных потребностей рынка труда. Теория и практика не всегда совпадают, а динамика изменения учебных программ отстает от темпов изменения запросов компаний. Преодолеть этот разрыв позволяет обучение на различного рода бизнес-курсах и тренингах. Рынок бизнес-тренингов в России условно можно разделить на три части: у слуги по "точной настройке" специалистов к потребностям рынка предлагают высшие учебные заведения, консалтинговые и кадровые компании, а также относительно новые структуры, специализирующиеся на " персональном коучинге ". В целом курсы, организованные при вузах, пользуются неоднозначной репутацией. Сами участники рынка говорят, что, организуя краткосрочные программы, эти учебные заведения просто используют ресурс своих преподавателей для зарабатывания дополнительных средств. Они обладают большой теоретической базой, но практически не имеют опыта в реальном бизнесе. Разумеется, из этого правила есть и исключения. Что же касается тренингов, организуемых коммерческими бизнес-центрами, и так называемых коучинговых программ, то здесь существует принципиальное отличие. Агентства по персоналу организуют свои учебные программы, основываясь на "правильных" технологиях ведения тех или иных бизнес-процессов. Вас могут обучить навыкам управления, разрешения конфликтных ситуаций, внедрения инновационных технологий, ознакомить с различными аспектами работы с клиентами. В отличие от традиционных бизнес-программ коучеры, заявившие о своем существовании в России не более чем год-два назад, работают над раскрытием потенциала каждого участника. Цель обучения здесь заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать, что именно для него означает понятие "самореализация", и подсказать, какими способами ее можно достичь.
"Новомодная игрушка" Все организаторы традиционных бизнес-тренингов отмечают наметившийся в последние годы рост спроса на корпоративные программы, разработанные специально под потребности конкретной компании-клиента. "В финансовом выражении соотношение между заказчиками корпоративных программ и участниками открытых программ сегодня примерно одинаково, - отмечает заместитель гендиректора НОУ "Учебный центр SRC-Master" Дмитрий Ткачев. - Оно, скорее, зависит от потребностей компании и от ее размеров, причем неважно, в какой отрасли она работает. Здесь логика проста - у меня есть группа людей (например, отдел продаж, мерчандайзеры, бренд-менеджеры), которую я хочу обучить одинаковым методикам и навыкам - я заказываю корпоративный семинар. Если у меня менеджер по исследованиям в отделе маркетинга "недотягивает", то я посылаю его на открытую программу (причем часто инициатива может исходить от самого сотрудника)". Сегодня заинтересованность отдельных отраслей в проведении тренингов для своих специалистов стало тяжелее фиксировать. "Обучение персонала из "новомодной игрушки" превратилось в реальную необходимость и конкурентное преимущество. А вот еще два года назад самые активные отрасли можно было легко выделить. Это, как правило, были страховые, телекоммуникационные компании и нефтяная отрасль", - отмечает Дмитрий Ткачев. Предпочтения клиентов теперь больше ориентируются на форму и методику обучения: многие предпочитают проходить тренинги дистанционно. "Проблема в том, что многие управленцы не имеют возможности покинуть компанию даже на один-два дня, а большинство региональных компаний не может выплачивать своим сотрудникам большие деньги за переезды. Поэтому существует потребность в удаленном доступе к качественной информации "без отрыва от производства". Таким образом, сами клиенты подтолкнули нас к идее создания мультимедийной программы "Портфель директора", - говорит заместитель гендиректора НОУ "Учебный центр SRC-Master". - В программе оптимально сочетаются более 40 часов видеолекций, система интерактивных тестов, конспекты лекций и универсальные приложения. Ее цель - дать руководителям комплекс знаний и прикладных технологий в области менеджмента. И содержание программы, и процесс обучения пронизаны духом практичности".
"Что приносит кайф" В отличие от семинаров и курсов, пронизанных "духом практичности", программы коучеров больше похожи на психологические семинары по развитию личности. Возможно, поэтому корпоративные заказчики вкладываются в подобное обучение редко, доля специализированных корпоративных программ несущественна по сравнению с открытыми для всех тренингами. "На наших семинарах и консультациях мы очень часто сталкиваемся с людьми, которые что-то одно делают для души, а что-то совсем другое для денег, - говорит директор "Коучинг-центра" Андрей Марусов. - Мы предлагаем взять то, что приносит кайф, и научиться это продавать или по крайней мере прикладывать усилия для того, чтобы сделать это нужным кому-то еще". Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации обучения, особой конкуренции между "старыми" и "новыми" игроками на рынке тренинговых услуг не наблюдается. Более того, в будущем оба эти подхода скорее всего сольются. Ведь уже сейчас одним из главных вопросов, которые приходится обсуждать на традиционных тренингах для менеджеров, является проблема мотивации персонала. А коучерам все равно придется развиваться в сторону разработки программ под конкретных корпоративных клиентов и, следовательно, углубляться в бизнес-технологии.
Спираль практики
* * * Итак, коучинг ориентирован на достижение результата через раскрытие внутреннего потенциала клиента. Каждый клиент имеет свою уникальную стратегию, благодаря которой он уже достиг успеха, и не важно, в какой области. Задача коуча сводится к тому, чтобы помочь клиенту вывести в сознание, раскрыть его стратегию, прежде всего, за счет выделения временных и энергетических ресурсов на это. Велико искушение коуча обеспечить себе постоянство, стать для клиента незаменимым тайным советником. В коучинге клиент – здоровый человек, за которым не нужно ходить тенью. Эффективный коучинг предполагает обретение клиентом самостоятельности, выход на свободу, и от коуча тоже. Считается, что коучинг не дает готовых рецептов. Безусловно, коуч не привносит свои убеждения, свое видение, оценки в жизнь клиента. Способ действий, реализуемый клиентом, может нуждаться в коррекции, но он всегда лучше, чем подаваемый извне, поскольку опирается на его внутренний потенциал, индивидуальные особенности, опыт. Решение, не прожитое в личном опыте, редко дает эффективный результат. Означает ли это, что работы с готовыми решениями нужно избегать? Уже существующие, известные способы достижения цели могут стать стартовой площадкой для создания собственной уникальной стратегии клиента. Для прикладных технологий развития и обучения персонала, рассмотренных в работе, довольно трудно составить общее резюме. Наверное, было бы преждевременным завершать работу существенными выводами типа - изучив некоторое количество материалов по коучингу, и проанализировав некий опыт, сказать: – «Я научились коучингу, я понял, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться и кто может использовать его эффективно, а кто нет». Подводим итог. В результате проведенных исследований удалось установить одну из существенных областей, общих для всего многообразия стилей коучинга. Эта область – ориентация на (само-)развитие клиента. Несомненно, есть и другие дополнительные общие характеристики коучинга, такие как: стимулирование в клиенте осознанности и ответственности, апелляция к креативности. Вместе с тем очень примечательно, что именно принцип развития позволил дать естественный литературный перевод слова «коучинг» на русский язык. Не в этом ли заключается предназначение «коучинга по-русски» в нашей обладающей огромным потенциалом, но застрявшей в неэффективных стереотипах стране?
Тема 6 Клиент. Коучер. Обучение. Рекомендация клиенту: Как извлечь максимум пользы из занятий коучингом 1. Составьте список того, чего Вы действительно хотите от жизни Коучинг работает наилучшим образом, когда у Вас есть чётко поставленные цели, вытекающие из Ваших потребностей и ценностей. Если Вы не совсем ясно понимаете свои стремления, вы можете обсудить их при встрече коучем. 2. Узнайте себя по-новому Работа с чутким, эмпатичным специалистом – залог личного роста. Большинство клиентов обращаются к коучам, чтобы достичь некоторых конкретных целей, и большая часть времени и внимания уделяется именно этим целям. И всё же не удивляйтесь, если во время занятий Вы откроете в себе новые стороны или увидите, каким образом Ваши цели согласуются с тем, кто Вы на самом деле. Этот процесс открытий происходит естественным путём, не имеет смысла пытаться поторопить его; просто отдавайте себе отчёт в том, что это произойдёт. Личный и профессиональный рост – отличительная черта коучинга. 3. Будьте готовы к интенсивной работе Приступая к работе, будьте готовы к тому, что от Вас многое потребуется. Необходимо, чтобы Вы были открыты для экспериментов с новыми подходами, чтобы Вы были готовы заново моделировать те аспекты Вашей жизни, которые Вы способны изменить прямо сейчас. Это поможет Вам жить более наполненной и целостной жизнью, как в личном, так и в профессиональном смысле; жить, используя максимум того, чем вы одарены от природы, и наслаждаясь жизнью, насколько только можно ею наслаждаться. Будьте готовы:
4. Приходите на занятия с заранее подготовленным списком Имейте при себе список замечаний, которые Вам хотелось бы разделить и обсудить. Включите в этот список:
Используйте коуча как источник, а не как готовый ответ Коуч умеет слушать, направлять, вдохновлять Вас; он завязывает беседу или направляет её в определённое русло, делится с Вами своими соображениями, задает вопросы, помогает Вам яснее мыслить, поддерживает Ваши решения. Но у него нет готовых ответов: ответы есть только у Вас, а консультант помогает Вам открыть их для себя. Приходите вовремя на занятия Не будет преувеличением сказать, что Вы быстрее достигнете своих целей, если будете вовремя приходить на занятия и вовремя вносить плату. Приходить вовремя означает быть на месте, спокойным и готовым к работе, ТОЧНО в установленное время. Если необходимо, пользуйтесь электронными часами, которые будут Вам напоминать, сколько времени. Жизнь слишком коротка, чтобы опаздывать. Ведите занятие самостоятельно: Чётко знайте, чего хотите Речь идёт о Ваших целях, Ваших взглядах, о Вашей жизни и возможностях. Так что делайте всё, чтобы получать от каждого занятия то, чего Вы хотите; не ждите, что коуч начнет делать это за Вас. Приходите на каждое занятие со списком вопросов, проблем и возможностей, которые Вам хотелось бы обсудить или решить. Тогда коуч сможет Вам помочь. Неотступно добивайтесь, чтобы Ваши потребности были удовлетворены Потребности? Такие, как воздух, вода, поддержка, любовь? Да, но есть и другие потребности – если их не удовлетворять, это будет мешать Вам осознать свои ценности, достичь своих целей и жить своей жизнью. Неудовлетворённые потребности – это плохой вариант. Вдохновляйте консультанта – и в хорошие, и в плохие времена Коучу нужно, чтобы Вы, Ваши поступки и то, что происходит в Вашей жизни, вдохновляло его. Это просто, пока всё хорошо, но откуда черпать вдохновение, когда сталкиваешься с препятствиями? Единственный способ – это оставаться человечным, полностью выражать свои чувства и обсуждать их, внимательно слышать, чтобы вновь оказаться «на коне», когда Вы почувствуете себя готовым. Коучу не нужно, чтобы Вы производили на него впечатление, - ему нужно человеческое вдохновение. Убедитесь, что Вас слышат Быть полностью услышанным – один из важнейших аспектов коучинга. Чем лучше коуч понимает Вас, тем большего Вы сможете добиться. Так что убедитесь, что коуч улавливает всё, что Вы говорите, даже когда Вам не удаётся достаточно чётко сформулировать. Ведь быть услышанным – это единственное, чего Вы по-настоящему хотите в жизни. Лучше обещать слишком мало, чем слишком много Может случиться, что Вы станете слишком многое обещать себе и коучу. Прошу Вас, не делайте этого. Опыт показывает, что лучше обещать меньше, а делать больше. Гонка за слишком большим количеством обещаний или людей отнимает у Вас силы. Лучше обещайте меньше, делайте больше и радуйтесь перевыполнению плана! Расскажите другим о своих занятиях Не стоит делать секрета из занятий коучингом. Может быть, это даже придаст Вам сил и решимости, если Вы будете делиться с окружающими тем, чему Вы научились и чего достигли с помощью коуча. Помните: Вам повезло, что Вы занимаетесь этим. Ничего из того, что стоит делать, не стоит того, чтобы делать это в одиночку.
Рекомендации коучеру: Несколько слов о названии профессии коуча. Когда 10 лет назад в России начал развиваться аудиторский бизнес, то автору доводилось слышать от клиентов, например такую фразу обращенную к главному бухгалтеру организации-клиента: - "Иван Иванович, к Вам аудиты пришли". К каждой новой профессии обществу приходиться какое - то время привыкать. Коучинг появился около 15 лет назад. Коуч – английское слово, которое переводиться как тренер, который должен наставлять, тренировать, подготавливать. Существует общее мнение, что эту профессию привнесли в бизнес спортсмены. Это так. Но перевод слишком узок и не дает представления о содержании профессии коуча. Название – это дань истории или традиции, а за каждым названием стоит эволюция развития общества, востребованность обществом новой профессии - профессии коуча. Так получилось, что в последние десятилетия все, что происходит внутри самой человеческой личности, стало одним из самых мощных факторов влияющих на развитие и самоактуализацию как самого человека, так и на развитие и расширение его бизнеса. Человек, являясь творением природы, переживает внутри себя торнадо и тайфуны, цунами и мертвые штили, землетрясения и извержения вулканов, даже потопы - подчас просто уничтожающие человека как личность, очень похожие по своей сути на природные явления. Жизнь предпринимателя стала перманентным стрессом. Как же ощущает себя в бизнесе предприниматель - человек с присущими только ему свойствами и качествами? Предприниматель принимает на себя огромную ответственность за свое дело, за своих сотрудников, за своих клиентов. Естественно, как человек он несет еще и ответственность перед своей семьей и близкими. Каждая из этих зон ответственности является ежедневной совершенно конкретной силой, воздействующей на человека и часто предопределяющей его решения и как предпринимателя и как руководителя. Страх перед такой давящей ответственностью на этой стадии может принять форму отказа от цели, отказа от мечты. Страх перед будущим будет мешать любому продвижению, любому развитию предпринимателя, подчиняя мыслям: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Не рисковать, отказаться от того, чего в действительности очень хочется», «Убрать из жизни вдохновенье и действовать рационально», по сути - не существовать. Наверное, в каждом человеке, когда – нибудь жил похожий страх. Это первый Гремлин, против которого можно выходить, используя коучинг. Именно на этой стадии очень важно, чтобы кто-то нейтральный к создавшейся ситуации профессионально работал с предпринимателем. Тот, на кого не действуют внутриличностные или внутриорганизационные ограничения, кто даст предпринимателю ощущение внутренней свободы и понимание того, что на самом деле нужно именно предпринимателю, а не кому-либо еще. Здесь очень важным будет то, что из человека уйдет «Чужой». Имеется в виду, что людям присуща полимотивированность, при принятии решений. То есть каждое решение принимается человеком с учетом нескольких мотивов. Это качество человека вполне может быть использовано окружающими в манипулятивных целях и для этого используются очень сильные технологии. А манипулятивные влияния, когда под видом первоочередной цели организации, реализуются чьи–то личностные и часто корыстные цели, могут нанести организации ощутимый урон. Например, решается вопрос: как организации потратить полученные деньги – купить машину представительского класса или направить на обучение персонала? Конечно – машина это очень привлекательно для любого предпринимателя. И, может быть, если бы он принимал решение один, деньги и были бы направлены и на покупку машины для руководителя, и на оплату обучения. Но если рядом «советники», которым нет дела до стабильного развития организации, а есть дело до собственного «престижа», то вполне можно убедить предпринимателя купить машину представительского класса. И каждому заму тоже по машине. И, совсем замечательно, с водителями, чтобы все клиенты видели, какие значительные руководители в этой организации. Правда, при этом: квалификация персонала осталась на прежнем уровне, качество услуг не улучшилось, и клиенты не особенно довольны, а машина представительского класса реально нужна только руководителю. И замы зарабатывают достаточно, чтобы купить себе даже по две машины. Но ведь этого сразу не видно. Только, когда поступления денег становятся все меньше, обычно начинается «охота на ведьм». Выясняется и «кто виноват» и «что делать». И при этом часто встает вопрос вовсе не о сокращении машин, а о сокращении штатов. Как правило, предприниматель, особенно российской, - это очень одаренный и творческий тип человека. Ведь для того чтобы начать свое дело, нужны и знания, и смелость и определенный тип характера. Но, как уже было сказано раньше, это, прежде всего, человек, на которого можно влиять, в том числе пользуясь его человеческими слабостями. Российский бизнес действительно очень талантлив. Много нестандартных решений, много планов, но и очень много нереализованных возможностей. Ведь ответственность, риск принятия решения это одновременно и страх утраты или того, что имеешь: или инвестиций, или разрушения отношений с теми, кто считается друзьями. Наверное, каждый может вспомнить печальный опыт совместной работы с друзьями детства или сокурсниками по институту. И тогда можно и нужно попробовать работать с коучем. Это делается не потому, что предприниматель в чем-то несостоятелен, а именно для того, чтобы он поверил в себя, позволил себе поставить перед собой цель и достичь её. Разве мы не восхищается людьми, которые достигали, казалось бы нереальных, фантастических целей. И первое, что они делали, это позволяли себе со всей страстью желать увидеть свою мечту в реальности. Вспомним Уолта Диснея, который начинал с арендованного ангара, для того, чтобы создать свою Империю сказок. И создал. Следующая стадия, это оценка возможностей достижения поставленной цели. И здесь сторожит второй Гремлин. Кажется, что цель недостижима: она слишком рискованная, слишком дорого это будет стоить, вообще все, что хочется - слишком запредельно. Для того, чтобы принять решение пишутся бизнес планы, составляются стратегии, собираются совещания и так далее и тому подобное. А как часто, чтобы проанализировать ситуацию и принять решение, собираются люди либо из близкого круга общения предпринимателя, либо сослуживцы, либо партнеры по бизнесу! Но эти люди вполне могут и не хотеть никаких изменений. Не хотеть напрягаться. И будут делать все, чтобы дело оставалось на мертвой точке, имитируя при этом самую бурную деятельность. Здесь как раз и появляются интеллектуальные и эмоциональные лидеры из близкого окружения, мнения которых особенно авторитетны для руководителя. Для принятия взвешенного и продуманного решения приглашаются консультанты, которые в своих предложениях пишут "Мы поможем Вам …" Но так уж устроен человек, что, если это нормальный человек, то слово "помощь" раздражает ужасно. Несколько лучше звучит фраза: "Чем могу быть Вам полезен?" Но все равно - все, что будет сделано или предложено консультантами - чужое. Кто-то, пусть очень подготовленный и совершенно замечательный, по сути дела, приходит и говорит предпринимателю: "Сейчас я научу тебя (слышится: неуча), как надо делать". И сколько мы знаем примеров, когда работа консультантов, очень дорого оплаченная, подготовленная специалистами очень престижных бизнес – институтов или консалтинговых фирм, так и остается не реализованной клиентом. Почему? Причин наверняка будет море: совет не согласовывается с изменившейся ситуацией, специалисты не достаточно хорошо поняли консультантов, не достаточно четко изложили совет, да и вообще, консультант оказался гораздо хуже, чем свои сотрудники. Тут и интеллектуальные и эмоциональные лидеры постараются. А если взглянуть глубже? Не мой выбор, не мое решение, душа не принимает чужих советов. Именно по этим причинам коуч принимает на себя ответственность не за то, чтобы давать советы, быть консультантом, ментором, наставником или психотерапевтом клиента. Коуч принимает на себя ответственность за то, чтобы перевести любого человека, включая и любого предпринимателя туда, где ему будет хорошо. Где предприниматель будут уверен в достижимости поставленных целей, в том, что у него есть все, чтобы их достигнуть и никто не сможет ему помешать, кроме, конечно, его самого. В коучинге это называется «формат конечного результата». Коуч берет в работу не проблему, а цель клиента. Здесь подстерегает третий Гремлин. И в сознательном и в бессознательном разуме человека остается негативный опыт: - «Я пытался, я делал все что мог, чтобы раскрутить проект и не получилось». Раз, два, десять … И наступает то, что называется в коучинге "эффектом отождествления себя с режимом перегоревших пробок". Но, ведь еще в старинном китайском трактате Сунь Цзы "Исскуство войны" было сказано, что если Полководец вступил в битву и победил врага сначала у себя в голове, то это значит, что он выиграл битву в действительности. Уже в те времена люди понимали, как важен момент принятия человеком себя и своих действий, как важна уверенность в сделанном выборе и знании о том, как можно достигнуть желаемого результата. Поработав с коучем, предприниматель может определить для себя все свои осознаваемые, и выявить пока еще им неосознаваемые возможности, подключить всю мощь бессознательного разума, понять свои дальнейшие действия и поступки. Третий Гремлин, который мешает предпринимателям, это отождествление ими себя со структурой, с организацией
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.191 (0.013 с.) |