Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок 7. Право получать то, за что ты заплатилаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В психологии есть замечательная техника, называется она «позитивное переформирование». Те люди, которые научились позитивно переформировывать свой опыт, извлекать плюсы из ситуации, – достигли больших высот в своей жизни и развитии. Жизнь дает множество стимулов. Это новые люди, события, чувства, опыт и переживания. Все стимулы – нейтральны! И только сам человек окрашивает их и дает оценку: это – хорошо, а это – плохо. Умение видеть хорошее, раскрашивать мир цветными, а не черно-белыми красками – редкое качество, но ему можно научиться. Инструкция: «Возьмите лист бумаги и перечислите те события жизни, которые вы относите к разряду „плохих“. Подумайте и напишите ответы на следующие вопросы: Чему научили меня эти события? Что нового добавили в мой опыт, мои чувства? Стал ли я более мудрым человеком? Стал ли тоньше понимать и чувствовать другого, после того как пережил это сам? Стал ли я уважать себя больше? Зачем был нужен такой опыт в моей жизни? Что он изменил в моей жизни? Добавил ли больше осознания, любви, смысла, гордости, уважения, признания? Что приобрел я по сравнению с тем, что потерял?» Также очень важно, приступая к этой теме, детально обсудить правила ведения конфликтного разговора.
Схема «Правила ведения конфликтного разговора» Когда вы говорите, помните о следующем: ? Сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему. ? Негативные чувства не нужно скрывать, они должны быть открыто выражены. Извиняться за испытываемые чувства не требуются. ? Претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнера, а не к его личности. ? Прошлое и будущее оставьте в покое, находите конкретное решение в конкретной ситуации. ? Избегайте барьеров общения. ? Открыто высказывайте свои желания. ? Скажите, что вы конкретно сделаете для партнера, если он выполнит ваши желания. ? Спросите партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы. Когда вы слушаете: ? Пересказывайте то, что говорит партнер. ? Не принижайте значимости чувств или желаний партнера. ? Покажите, что вы принимаете и уважаете партнера, но имеете право на собственную точку зрения, собственное восприятие, собственные желания (как, впрочем, и он). ? Предлагайте варианты. ? Отмечайте общее в ваших позициях.
Упражнение «Сбор ситуаций по теме „Конфликтный разговор“ Используются бланки, по три на каждого из участников. Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек своими действиями постоянно вызывает у вас неприятные чувства. Как можно более точно запишите те особенности поведения, которые вас в нем злят. Теперь подумайте и запишите, чего бы он от вас хотел. Постарайтесь, чтобы это были более или менее равноценные вещи. Зачитайте ваши описания». Обсуждение: Как вы считаете, можно ли попросить партнера пойти вам навстречу, предложив взамен уступки со своей стороны? Сумеете ли вы точно изложить свои чувства и желания? Сможете ли вы его внимательно выслушать? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам в этом настойчивость?
Тренировочные ролевые игры Используются ситуации, предложенные участниками. Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы в ходе разговора максимально точно пересказывать чувства и желания, о которых говорит партнер. Не забывайте также о своих чувствах и желаниях, обещайте взамен последовать его желаниям. Изобретайте варианты. Если партнер отказывается пойти вам навстречу, просто скажите, что вам важно было поговорить с ним о проблеме, которая вас беспокоит. Следите за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений». Обсуждение: Что помогало прийти к соглашению? Что стало барьером в этом разговоре? Какие еще есть выходы из конфликта?
Блок 8. Право получать информацию
Ассертивность неразрывно связана с осознанием своих социальных прав. Реализация права пациента или потребителя основана в первую очередь на владении информацией. Пациент имеет право знать о состоянии своего здоровья. О назначенных препаратах и их побочных эффектах. Он имеет право получить информацию об альтернативных методах лечения. Например, в психотерапии поощряется право клиента выбирать себе специалиста для работы. Он может выбрать мужчину или женщину, что порой определяет дальнейший ход работы, или направление психотерапии, например психоанализ или телесно-ориентированную психотерапию. Однако реализация права на информацию требует от человека активности в поиске этой информации. Обладание информацией позволяет делать выбор. Незнание и пассивная роль предполагает, что вся ответственность за результат лежит на другом. Ассертивный человек выбирает активную позицию и заинтересован в положительном результате. Он активно ищет информацию, осознанно выбирает из множества альтернатив и сам несет ответственность за сделанный выбор.
Упражнение «Комиссионный магазин» Это игра. Товары, которые принимает продавец, – человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
Упражнение «Автопортрет» Инструкция: «Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он вас узнал. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть, вам присущи обращающие на себя внимание жесты». Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15–20 минут. По окончании задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
Упражнение «Без маски» Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется взять еще одну карточку. Примеры незаконченных фраз: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…» «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…» «Иногда люди не понимают меня, потому что я…» «Верю, что я…» «Мне бывает стыдно, когда я…» «Особенно меня раздражает, что я…» и т. п.
Блок 9. Право делать ошибки
Важный элемент ассертивности – право совершать ошибки. Это право особенно важно для женщин в связи с возрастающей возможностью выбора. Отсутствие жестких норм поведения позволяет женщине экспериментировать и выбирать любой род деятельности, профессию. Делать выбор в сторону замужества или одиночества, рожать самой или воспользоваться услугами суррогатной матери. Ошибки неизбежны, однако бесценный опыт. Вину и стыд в нашем обществе принято считать позитивными эмоциями. Мол, каждый человек должен быть совестливым, постоянно стыдиться чего-то или чувствовать себя виноватым. Это неверно! Ценность вины заключается лишь в том, что под ее давлением человек готов принять нравственные и моральные нормы поведения в обществе. Но не более того. На самом деле и стыд, и вина – мощные негативные переживания, портящие людям жизнь. Чувство вины опасно, потому что оно: ? отнимает энергию; ? лишает уверенности; ? порождает страх; ? уменьшает активность; ? провоцирует пессимизм; ? вызывает стресс; ? становится причиной депрессии. Можно подробно расписать смысл этих утверждений и добавить в список ряд других факторов, но и без того ясно, что зацикленность на вине представляет опасность. Пока человек носит это чувство в груди, покоряется ему, оно диктует свои правила, усугубляя внутренний дискомфорт. Разновидности вины: ? истинная; ? воображаемая; ? экзистенциальная. Истинная вина переживается человеком как расплата за проступок. Воображаемая вина связана с воображаемыми нарушениями запретов, она имеет к реальности лишь косвенное отношение. Ее обычно испытывают люди с выраженным комплексом вины. Экзистенциальная вина чаще всего связана с ощущением недостаточной самореализации, противоречивых отношений со значимыми людьми. Женщины чаще испытывают чувство вины, чем мужчины. Некоторые рефлексирующие женщины готовы винить себя даже тогда, когда от них на деле ничего не зависит. Мужчины реже занимаются самобичеванием, но чаще поддаются на обвинения со стороны. Бороться с чувством вины и стыда полезно, а иногда даже необходимо. В этом помогают приведенные ниже упражнения. Упражнение «Покаяние» Инструкция: «Если вас мучают угрызения совести, раскаяние по поводу конкретного поступка, последствия которого исправить уже невозможно, облегчение может принести искреннее покаяние. Представьте себе всех тех, кому вы вольно или невольно причинили боль, и мысленно попросите у них прощения. Далее стоит подумать о каждом из них по отдельности и спросить себя, какую компенсацию вы могли бы этим людям предоставить, что хорошего сделать. А затем – мысленно пообещать себе, что никогда больше так поступать не станете. Надо себе внушить, что право на ошибку имеет каждый. И страшна не ошибка сама по себе, а нежелание ее исправлять. Но ведь вы уже решили приложить все усилия, чтобы хоть чем-то возместить причиненный ущерб?»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.013 с.) |