ТОП 10:

Упражнение 1. Исправление прошлого



Попросите клиента представить себе нынешнюю ситуацию, в которой он испытывает сильные эмоции. Потратьте на это некоторое время. Помогите клиенту использовать все ощущения, чтобы живо вообразить эту ситуацию. Когда сцена будет отчетливой, попросите его сфокусировать внимание на своем центральном убеждении, гештальте, ориентире.

Клиент должен сконцентрироваться на исходной ситуации, где возникла эта эмоция, сосредоточиться на первом или самом раннем воспоминании, в котором сформировалось деструктивное убеждение. Попросите клиента снова представить сцену и ясно ее визуализировать. Чтобы это было легче выполнить, он может произнести ложное убеждение голосом ребенка или подростка.

Спросите клиента: «Какие ошибки содержит ваша интерпретация события? Что способствовало неверному восприятию? Что неправдоподобного вы говорили себе? Почему ваша интерпретация была ошибочной? Кто или что навело вас на ложную интерпретацию?»

Обсудите с клиентом тот факт, что он оценивает нынешнюю ситуацию так же неверно, как неверно он оценивал прошлую.

Скорректируйте раннее ошибочное убеждение. Попросите клиента представить, как он переделывает ситуацию, придерживаясь полезных реалистических убеждений вместо того, во что он верил изначально. Попросите его представить, как он себя ведет и чувствует по-другому, опираясь на другой образ мышления.

Наконец, попросите клиента по-другому представить себе затруднения в настоящем. Исправьте ошибочное убеждение в настоящем точно так же, как было исправлено прошлое.

 

Упражнение 2. Рабочий бланк для ресинтеза

Этот бланк поможет вам в работе над ресинтезом.

Ситуация в настоящем ____________________

Эмоциональная реакция ____________________

Убеждение относительно теперешней ситуации ____________________

Раннее воспоминание (предшествовавшие события) ____________________

Эмоциональная реакция ____________________

Ошибочное раннее убеждение ____________________

Исправленное раннее убеждение ____________________

Исправленное теперешнее убеждение ____________________

 

Используйте основной список убеждений клиента и попросите его связать убеждения с ситуациями, в которых они проявляются. Каждую из таких ситуаций нужно записать в строке «Ситуация в настоящем». Убеждения, связанные с каждой ситуацией, должны быть перечислены в строке «Теперешнее убеждение».

Займитесь поисками критического переживания клиента до или во время раннего подросткового периода. Во-первых, идентифицируйте события. Самые ранние события клиенты могут помнить лишь смутно, но даже если имеются только фрагментарные ощущения и впечатления, попросите клиента как можно ярче их визуализировать. Зафиксируйте их на рабочем бланке.

Сформулируйте одним предложением ошибочное убеждение, которое явилось результатом каждого из этих событий. Занесите эти предложения в рабочий бланк.

После детального обсуждения с клиентом скорректируйте каждую из ранних мыслей. Запишите эту информацию в рабочий бланк. Прежние ошибочные интерпретации ранних событий должны быть вычеркнуты, когда клиент найдет им правильное истолкование. Замените все прежние ошибочные представления, связанные с событиями.

Как только прежние иррациональные мысли скорректированы, помогите клиенту исправить иррациональный образ мышления на текущий момент.

Попросите клиента регулярно использовать рабочий бланк – находить ошибочные убеждения, идентифицировать их первоисточник, корректировать прежнюю неверную интерпретацию и затем принимать более функциональное убеждение в качестве основы для своего поведения в настоящем.

 

Техника 4. Ресинтез семейных убеждений

 

Нарисуйте схему, изображающую основных членов семьи клиента. Перечислите их имена и возраст и отразите при помощи толщины или числа стрелок значимость их для клиента. Проверьте, включили ли вы в схему всех значимых членов семьи.

Перечислите основные убеждения, принципы, ценности и установки, которых придерживаются обозначенные на схеме люди. Посмотрите, нет ли убеждений, которые разделяют большинство членов семьи. Не можете ли вы свести эти принципы к нескольким центральным убеждениям?

Как семья сформировала эти центральные убеждения? Как поощряла своих членов в случае исполнения этих принципов и как наказывала несогласие?

Опишите, в каких поступках семья вашего клиента отличается от других семей по ее убеждениям. Сравните семейные убеждения с теми, что перечислены в основном списке убеждений самого клиента. Какие из них сопоставимы? Зависимы ли они, схожи, противоположны или синергичны?

 

Техника 5. Выживание и убеждения

 

Пересмотрите основной список убеждений клиента. Помогите ему понять, способствуют ли эти мысли решению насущных проблем – или наоборот.

Если убеждение не полезно, помогите клиенту спланировать его изменение. Если когда-то убеждение было полезным, а в настоящее время – нет, помогите клиенту осознать перемену.

 

 

Глава 3

Криминальная виктимология

 

В данной главе рассматриваются насильственные действия против личности, которые подпадают под действие Уголовного кодекса, а именно криминальные преступления и захват заложников. Первый раздел главы написан по материалам собственно криминальной виктимологии, поэтому в нем термины «жертва» и «потерпевший» используются как синонимы (Ривман, 2002).

 

Криминальные преступления

 

Виктимное поведение жертвы криминальных преступлений, при всей его многовариантности, укладывается в рамки виктимологических ситуаций. Тут, собственно, и реализуется «участие» жертвы в причинении ей вреда. Это может быть и активное, и пассивное, и положительное, и негативное поведение потерпевшего. Криминологическая значимость виктимного поведения не связана только лишь с активностью и негативной мотивацией. Пассивное, некритичное поведение, положительная мотивация действия или бездействия потерпевшего тоже играют свою роль в механизме преступления (Ривман, 2002).

Терминологический аппарат виктимологии включает понятия криминологической и виктимологической ситуации. При этом под криминологической ситуацией понимается совокупность обстоятельств, включающих этап формирования личности преступника, как бы он ни был отдален от события преступления (личностно-формирующую ситуацию), предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосредственно предшествующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), а также посткриминальную ситуацию, рассматриваемых как единый причинно связанный процесс.

Если человек обладает повышенной виктимностью, то складывается виктимологическая ситуация, включающая следующие компоненты:

? личностно-формирующая виктимная ситуация (система факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на формирование у потенциальной жертвы повышенной виктимности);

? предкриминальная (жизненная) виктимная ситуация (система обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению, во взаимодействии с личными качествами субъекта виктимизации – потенциальной жертвы); в совокупности эти ситуации составляют виктимогенную ситуацию;

? криминально-виктимная ситуация (ситуация непосредственно совершения преступления и причинения вреда);

? посткриминальная виктимная ситуация (поведение жертвы после преступления и все обстоятельства, влияющие на ее положение).

В предкриминальной ситуации, в которой будущий преступник сталкивается с будущей жертвой, создается своеобразная система «преступник – жертва», которая является подсистемой более широкой системы «преступник – ситуация». Во многих случаях потенциальная жертва своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается вероятность причинения ей вреда. Такие ситуации могут возникать в результате:

а) неправомерных, неэтичных действий, носящих провокационный характер;

б) действий, снижающих критическое восприятие окружающего (алкогольное или наркотическое опьянение);

в) неосторожного поведения, создающего благоприятные условия для реализации преступных намерений причинителя вреда;

г) подстрекающих действий;

д) правомерных поступков, но вызывающих преступную реакцию у потенциального причинителя вреда.

Виктимологические ситуации в зависимости от поведения потерпевшего делятся на следующие категории:

а) ситуации толчкового характера, объективно провоцирующие, толкающие преступника на совершение преступления. В случае реализации они выступают в виде повода к совершению преступления. В этих ситуациях поведение потерпевшего заключается в нападении, оскорблении, причинении обиды, унижения, в провокации, подстрекательстве, просьбе, угрозе и т. д.;

б) ситуации толчкового характера, в которых поведение потерпевшего положительное, т. е. непровокационное, однако влечет за собой насильственные действия преступника (например, действие работника милиции, пострадавшего при задержании преступника или защите третьего лица);

в) ситуации, в которых поведение потерпевшего создает объективную возможность совершения преступления, хотя и не выступает как толчок. К этим ситуациям следует отнести, например, действия потерпевшего, создающего аварийную обстановку на дороге; «всепрощение», позволяющее преступнику продолжать дальнейшую преступную деятельность; некритичность, без которой было бы невозможно мошенничество;

г) замкнутые ситуации, в которых действия потерпевшего направлены на причинение вреда самому себе без непосредственного вмешательства другого лица. Например, причинение себе увечья с целью уклонения от воинской службы, уничтожение своего имущества с целью неуплаты налогов и т. д.;

д) ситуации, в которых поведение потерпевшего совершенно нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда.

Виктимологические ситуации в зависимости от их временной протяженности и количества составляющих эпизодов делятся на ситуации разового характера, однофактные (один факт) и многофактные (ситуации-системы), в которых есть определенная совокупность эпизодов поведения.

Виктимологические ситуации в зависимости от степени и характера понимания потерпевшим динамики и перспективы развития ситуации разделяются на:

а) закрытые ситуации, в которых потерпевший совершенно не представляет, какой вред ему может быть причинен, и не допускает такой возможности;

б) относительно закрытые ситуации, в которых потерпевший допускает возможность причинения ему вреда, но заблуждается относительно его характера или даже рассчитывает на причинение вреда, но не того, который был ему причинен в действительности;

в) открытые ситуации, в которых потерпевший предвидит возможность причинения ему вреда и понимает, каков этот вред;

г) открытые ситуации самонадеянности, в которых потерпевший понимает, какой вред ему грозит, но необоснованно рассчитывает его предотвратить. Примером такой ситуации является, в частности, попытка потерпевшего обезоружить преступника в расчете на знание приемов самбо, если переоценка своих возможностей привела к причинению вреда.

По глубине предвидения и представления о возможности активного вмешательства с целью недопущения вреда возможны и смешанные варианты, включающие признаки различных видов ситуаций.

Варианты отношения к преступному и виктимному поведению и их последствиям могут быть представлены как:

1) неосторожность (в форме небрежности) преступника – небрежность потерпевшего;

2) неосторожность (в форме самонадеянности) преступника – небрежность потерпевшего;

3) неосторожность (в форме небрежности) преступника – самонадеянность потерпевшего;

4) неосторожность (в форме самонадеянности) преступника – самонадеянность потерпевшего;

5) умысел преступника – небрежность или самонадеянность потерпевшего;

6) умысел преступника – умысел потерпевшего.

В массе преступлений эти соотношения различны. Например, последний вариант встречается редко, причем в специфических преступлениях: криминальном аборте, членовредительстве, половом сношении с лицом, не достигшим 14 лет.

Виктимологические ситуации в зависимости от отношения жертвы к исходным обстоятельствам ситуации разделяют на выбранные и невыбранные. В выбранных ситуациях жертва осознанно включается в механизм развития событий, по собственной воле и своим поведением (толчковым, пассивным или иным) создает возможность причинения себе вреда. Невыбранные – такие ситуации, в которые потерпевший, не имея выбора, попадает помимо своей воли.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.008 с.)