Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника «Алгоритм излечения»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Создайте хорошо сформулированный результат, то есть в порядке определите: ? вашу цель; ? признаки ее достижения; ? условия этого достижения; ? необходимые ресурсы; ? ограничения; ? последствия; ? ценность результата. 2. Сформулируйте у себя готовность к его достижению, то есть проверьте, а если надо – воссоздайте: ? желанность цели; ? уверенность в ее достижении; ? убежденность в «экологичности» предпринимаемого; ? уверенность в своей способности его осуществить; ? убежденность в «заслуженности» цели. 3. Создайте образы вашей цели во всех репрезентативных системах: визуальной, аудиальной и кинестетической. Можно использовать соответствующие положения глаз. Объедините эти образы в единую «голограмму». 4. Сделайте необходимое количество контекстных и внеконтекстных «взмахов» (см. выше) образа себя, достигшего цели, чтобы «вставить» в свой мозг желаемый результат. При необходимости воспользуйтесь любыми вариантами техники создания образа будущего, чтобы вставить желаемый результат в реальное будущее. 5. Используйте любую технику НЛП (например, скрещивание якорей) для программирования мозга на исцеление. 6. Вступите в контакт с симптомом (управляющей болезнью частью) и осуществите рефрейминг. При необходимости создайте часть, которая будет контролировать процесс исцеления и сохранения здоровья. Договоритесь о сотрудничестве с частями и сущностями вашего Я, которые могут оказать вам помощь. Между пунктами 5 и 6 можно сделать еще четыре шага: 1) исцеление от последствий стрессов; 2) переопределение вторичных выгод и смысла болезни; 3) преодоление ограничивающих убеждений; 4) избавление от негативных чувств.
Техника «Самоисцеление» 1. Определите, что вы хотите автоматически излечить. Это может быть либо болезнь, либо травма. 2. Решите для себя, как вы поймете, что процесс исцеления идет или уже произошел. Спросите себя: «После того как болезнь пройдет, что изменится в моих ощущениях? Что позволит мне понять, что процесс выздоровления идет? Какие видимые изменения или изменения в ощущении произойдут, когда болезнь пройдет?» 3. Подберите присущее только вам ощущение автоматического исцеления. Представьте что-то, что напоминало бы вам болезнь или травму, которую вы хотите исцелить, но что возможно исцелить автоматически, без вмешательства извне. Выберите то, что может пройти независимо от того, что вы сами при этом делаете. То, что просто не может не пройти. Наиболее простыми примерами могут служить порезы, царапины, растяжение связок или простуда. Большинство людей сталкивалось с этим, и вы из опыта знаете, что это проходит само по себе. Итак, представьте то, что, на ваш взгляд, похоже на болезнь, которую вы хотите исцелить, но что излечивается само собой. 4. Вспомните о случае, когда все прошло само собой, и представьте, что это происходит в настоящий момент. Если бы вы порезались (или с вами произошло что-то еще, что вы выбрали на этапе 3) прямо сейчас, вы были бы уверены, что все пройдет само собой, не так ли? Обратите внимание, как вы представляете в своих репрезентативных системах, что, например, порезались прямо сейчас, но зная при этом, что все пройдет само собой. 5. Установите разницу в субмодальностном кодировании опыта самоисцеления (этап 4) и вашей болезни или травмы (этап 1). Как вы представляете каждое из них, какая между ними разница? Когда вы думаете о болезни, которая не прошла, что возникает у вас в сознании и где именно? Видите ли вы это прямо перед собой, в теле, или немного в стороне? Задайте те же самые вопросы своему опыту самоисцеления (этап 4). Когда вы представляете, что порезались прямо сейчас, где вы видите возникший образ? Может быть, одно вы видите на теле, а другое где-то перед собой, в пространстве (например, затягивающийся порез вы можете представить непосредственно на теле, а травма, которую предстоит исцелить, видится как бы со стороны). Обратите внимание на все различия в кодировании. Может быть, одно будет цветным, а другое черно-белым, одно будет слайдом, а другое – фильмом. Может быть, они будут разных размеров и располагаются на разных расстояниях. Вам нужно понять, как ваш мозг определяет одно как способное исцелиться самостоятельно, а другое – как неспособное. Опираясь на свой опыт самоисцеления, можете ли вы сказать, чем та область, где идет процесс заживания, отличается от окружающих тканей? Многие люди представляют эту область более крупной, яркой, пульсирующей, светящейся и т. д. Очень важно суметь заметить это, так как именно благодаря этому мозг понимает, что этой части тела следует уделить особое внимание. Запишите, как вы представляете себе опыт самоисцеления, чтобы лучше его помнить и представлять. 6. Превратите свое ощущение «неизлечимости» в ощущение самоисцеления. Вам предстоит перекодировать травму или болезнь точно так же, как ваш мозг закодировал болезни, подлежащие самоисцелению. Это означает, что вы превратите свое ощущение неизлечимости в ощущение автоматического самоисцеления. Отныне вы будете представлять свою болезнь или травму, используя тот код, который ваш мозг воспринимает как код самоисцеления. Воспользуйтесь информацией, полученной на этапе 5, и сделайте это. Если состояние неизлечимости представлялось ранее в виде слайда, изображавшего болезнь, или фильма, в котором вам становилось все хуже и хуже, прежде всего измените это. Представьте, например, что ваше состояние постоянно улучшается, и вообразите тот образ, который возникает у вас, когда вы думаете о самоисцелении. Затем перенесите ваш «безнадежный» опыт в то место, где располагался опыт самоисцеления. Сделать это можно следующим образом. Если вы представляете процесс исцеления прямо на теле, в подходящем месте, то можете представить «неизлечимый» процесс тоже на теле в соответствующем месте. Другими словами, если вы видите заживающий порез на руке и хотите излечить позвоночник, представьте процесс исцеления позвоночника непосредственно у себя на спине. Если же вы видите процесс заживления пореза не на себе, а на своем образе, напротив вас, представьте исцеление позвоночника тоже на этом образе – расположенном точно в том же месте, что и предыдущий образ с порезанным пальцем. Некоторые люди сочетают оба эти случая, представляя процесс исцеления как на своем собственном теле, так и на образе, стоящем напротив. Сделайте так, чтобы образ исцеления болезни полностью совпадал с опытом самоисцеления. Если ощущение самоисцеления сопровождается цветом или выглядит красочно, сделайте «безнадежный» опыт точно таким же. 7. Проверьте, что ваша травма или болезнь действительно закодирована на самоисцеление. Еще раз представьте свое ощущение самоисцеления и сравните его с тем, как вы теперь видите свою болезнь или травму. Если вы заметите, что между ними по-прежнему существуют какие-то различия, устраните их, приведя эти два образа в абсолютное соответствие. Если процесс самоисцеления сопровождается какими-либо ощущениями, непременно включите их в процесс исцеления болезни или травмы. Постарайтесь, чтобы эти ощущения не менялись и исходили из того же места. Теперь вы переориентировали свой организм на выздоровление как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.
Глава 4 Виктимология насилия
Различные виды и формы насилия были подробно рассмотрены в разделе 1.3 главы 1 настоящего справочника. В данной главе мы рассматриваем такие специфические виды насилия, как насилие над детьми, семейное насилие, сексуальное насилие (изнасилование), школьное насилие и моббинг (насилие на рабочем месте).
Насилие над детьми
Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998). Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока не уделяется достаточного внимания (Тарабрина, 2001). Насилие классифицируется по нескольким параметрам: ? явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика; ? происходящее в настоящем или случившееся в прошлом; ? единичное или множественное, длящееся долгие годы; ? по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых. Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой (1997). Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления. Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие виды контакта с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые требования, не соответствующие возрастным возможностям ребенка. В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания» (Palmer, McMahon, 1997). Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить). Насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова, 2003): 1) отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний; 2) демонстрация насилия в средствах массовой информации; 3) права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство; 4) отсутствие эффективной превентивной политики государства; 5) недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы; 6) низкая правовая грамотность населения; 7) плохая осведомленность детей о своих правах; 8) несовершенство законодательной базы. Различные современные теории пытаются объяснить причины насилия над детьми в семье. Социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми. К таким факторам обычно относят: стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию: плохое обращение как конечный результат деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов, таких как: личностные особенности родителей и ребенка, внутрисемейные процессы, стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера (Орлов, 2000). Социально-экономические факторы риска насилия в семье: ? низкий доход; ? безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов); ? многодетная семья; ? молодые родители; ? неполная семья; ? принадлежность к меньшинствам; ? плохие квартирные условия; ? отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций. Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986): ? семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи; ? отчим в семье или приемные родители; ? конфликтные или насильственные отношения между членами семьи (Михайлова, 1998, 2001); ? проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.) (Coohey, 1995); ? межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны проявлять его в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям, и членам семьи в частности; ? проблемы взаимоотношений родителя и ребенка; ? эмоциональная и физическая изоляция семьи. Факторы риска, обусловленные личностью родителя: ? Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации (Алтосаар, 2000). ? Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдают от стресса. ? Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, родители не принимают помощи. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно прячется и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д. ? Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей. ? Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др. ? Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору. ? Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи. ? Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998). Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями: ? нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка; ? недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес; ? дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей небольшой (погодки); ? дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические); ? с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез); ? с определенными свойствами личности (безгранично требовательный, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, повышенно внушаемый); ? с привычками, действующими на нервы родителям; ? с низкими социальными навыками; ? с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола); ? дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.
Эмоциональное насилие
Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни. Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно. К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку: ? изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения; ? угрюмость, отказ от обсуждения проблем; ? «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять); ? оскорбление; ? терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха; ? поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; ? брань, издевки; ? запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»); ? моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков). Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если родитель постоянно: ? предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации; ? чрезмерно сурово наказывает ребенка; ? чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его; ? злится и ведет себя устрашающе. Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков поведения ребенка, например, если он: ? эмоционально невосприимчив, равнодушен; ? грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия; ? сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия); ? замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен; ? «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; ? испытывает ночные приступы страха, плохо спит; ? не выказывает интереса к играм. Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся: ? ночной и дневной энурез (недержание мочи); ? психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.; ? замедленное физическое и общее развитие ребенка.
Психологическое насилие
Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию (Соонетс и др., 2000). К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Психологическое насилие тормозит развитие потенциальных способностей ребенка: тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Ребенок становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации, с большой долей вероятности его отвергнут и ровесники. Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности: Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он. Родители всегда должны быть защищены. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю. Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей. Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличие, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение – вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»). Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы: ? любовь – это обязанность; ? родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители; ? дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; ? высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами; ? нежность (сильная любовь) вредна; ? удовлетворять детские желания неправильно; суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; ? лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; ? то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; ? родители не переживут, если их обидят; ? родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; ? родители всегда правы, они не могут ошибаться. Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении. Среди родительских мотивов А. Миллер выделяет следующие: – бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались; – потребность дать выход подавленным чувствам; – потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении; – самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка; – страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены и которые они видят в собственных детях, из тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше; – желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил. Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок. Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.
Физическое насилие
Физическое насилие – это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам (Соонетс и др., 2000): ? необъяснимо возникшие кровоподтеки; ? шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от давления пальцев; ? следы от ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой); ? след от укуса на коже; ? наличие на голове участков кожи без волос; ? необъяснимые следы ожогов (от кончика сигареты, по форме варежки или носка); ? ожоги горячим предметом (зажигалка, утюг и т. д.); ? необъяснимые переломы костей, вывихи, раны; ? повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); ? необычное состояние ребенка после вынужденного приема алкоголя или лекарств; ? умерший ребенок с признаками насилия (убийство). О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы разной давности (шрамы, свежие раны, кровоподтеки и т. д.). На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка: ? страх при приближении родителя к ребенку; ? пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; ? общее избегание физического контакта; ? застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка); ? необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); ? страх перед уходом из школы/детского сада домой. Или наоборот, перед уходом в школу, если насилию он подвергается в школе или на улице; ? учащение случаев причинения себе вреда – саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); ? побег из дома; ? ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле); ? отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе. Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку: ? известно, что в данной семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию; ? родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно; ? родитель применяет жестокие приемы дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.); ? в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу; ? известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь…») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда…»); ? описание происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, родитель дает противоречивые объяснения.
Сексуальное насилие
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. К сожалению, в нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми, поскольку долгое время эта тема была закрыта, официальная статистика отсутствует. Однако, по оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела (Догадина, Пережогин, 2000). Но в реальности эти показатели значительно выше. Американские исследователи определяют сексуальное насилие над детьми (Child Sexual Abuse – CSA) как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18) и человеком по крайней мере на 5 лет старше него. Сексуальное насилие над детьми определяется так же, как «вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия» (Finkelhor, 1984). Среди всех случаев насилия над детьми 75–90 % (по разным источникам) насильников знакомы детям, и только 10–25 % случаев насилия совершается незнакомыми. В 35–45 % случаев насильником является родственник, а в 30–45 % – более дальний знакомый. В то же время только 2 % жертв внутрисемейного и 6 % жертв внесемейного насилия сообщают о случаях насилия властям. Следовательно, в приведенные выше данные входят лишь те случаи насилия, о которых жертвы сами решили рассказать. Реальные же цифры гораздо больше (Meichenbaum, 1994). В сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие (Соонетс и др., 2000). Актами сексуального использования ребенка и насилия над ним являются следующие действия, которые нередко описываются жертвами как начало сексуального насилия (Зиновьева, Михайлова, 2003): ? ласки, ощупывание, целование, и в том числе – тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка (например, во время купания); ? рассматривание половых органов ребенка; ? демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку; ? подглядывание за ребенком во время раздевания, купания, в туалете; ? притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями; ? мастурбация в присутствии ребенка. К контактным формам сексуального насилия и использования относят следующие действия: ? трение пениса о тело ребенка; ? принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого; ? принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого; ? ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими; ? подражание половому сношению с помощью пальца; ? вагинальное половое сношение с ребенком; ? половое сношение с ребенком через анальное отверстие; ? половое сношение через рот ребенка.
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «нет». Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но чаще всего – в возрасте 3–7 лет. Маленький ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло (то есть заключить «договор молчания»). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не способен описать произошедшее словами. Поскольку фантазии маленького ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет. Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20–30 % девочек и 10 % мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3–4 раза реже, чем над девочками (Черепанова, 1996). Существует множество искаженных представлений о насильнике. Во-первых, считается, что насильником может быть только мужчина. Однако по статистике 2 % из тех, кто насилует детей, – женщины. По мнению специалистов, их количество в реальности больше, поскольку обнаружить подобные случаи труднее, т. к. традиционно женщины находятся рядом с ребенком, поэтому женщинам-насильникам проще скрыть происходящее. Во-вторых, считается, что насильники принадлежат к людям старшего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50 % из них становятся насильниками в 30 лет. В-третьих, существует мнение, что сексуальное насилие над ребенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5 % из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений. По зарубежным данным, приблизительно у 1/3 из них сформирован синдром зависимости (алкоголизм или наркомания) и лишь 1/3 из их числа совершила насилие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Различают ситуативных насильников и насильников, имеющих определенные предпочтения. В первом случае нельзя считать, что главной причиной насилия стала специфическая ориентация – сексуальное предпочтение детей. Ситуативных насильников разделяют на несколько типов: 1. Регрессивные. Они отличаются низким уровнем собственного достоинства, а также низкой способностью контролировать импульсы. По этим причинам в условиях доступности собственных детей власть над ними провоцирует их к совершению насилия. 2. Морально неразборчивые. Они жестоко обращаются со всеми близкими людьми, кто находится в их власти и зависим от них: женой, родственниками, друзьями, подчиненными. В конце концов объектом насилия становится ребенок, при этом, как правило, насильник этого типа принуждает вступать с ним в сексуальный контакт, используя физическую силу. 3. Сексуально неразборчивые. Это люди, для которых не существует границ и правил удовлетворения собственных сексуальных потребностей. В последние годы даже <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.135 (0.014 с.) |