ТОП 10:

Модели изменения в нейролингвистическом программировании



Нейролингвистическое программирование – это, прежде всего, стратегия, нацеленность на результат. Для этого в НЛП используются разнообразные модели.

 

Модель «НС-ЖС». По своей сути модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Стартуя в исцеление, вы находитесь в вашем настоящем состоянии (НС) – болезненном и проблемном. Если вы действительно хотите не просто уйти от проблемного состояния, а прийти к здоровью, ваша цель – желаемое состояние здоровья (ЖС) – тот результат, которого вы хотите добиться. Для того чтобы это продвижение осуществилось, вам нужны:

1) точное знание, куда вы идете – результат должен быть определен и описан;

2) ресурсы – любые средства, которые можно задействовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи;

3) техники – приемы и методы работы с психикой, с помощью которых вы и осуществите продвижение.

 

Модель SCORE (score – счет) определяет первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации о проблемном пространстве, относящемся к конкретной цели или процессу исцеления. Название модели состоит из первых букв слов Symptoms, Causes, Outcomes, Resources, Effects (симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты). Данные элементы представляют собой то минимальное количество информации, которое необходимо собрать для эффективного обращения с проблемой.

1. Симптомы, как правило, являются наиболее заметной и осознанной стороной представляемой проблемы или текущего состояния. Определение признаков влечет за собой выяснение «сдерживающих причин», то есть действующих отношений и ограничивающих условий (либо отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее или «симптоматическое» состояние.

2. Причины – это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Определение причин влечет за собой выяснение «предшествующих» или «ускоряющих» причин – прошлых событий, действий или решений, влияющих на нынешнее «симптоматическое» состояние через непрерывную линейную последовательность «действий и противодействий».

3. Результаты – это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов влечет за собой выяснение «формальных причин», то есть определение того, в каком виде будет получен результат и как именно можно узнать о том, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы.

4. Ресурсы – это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и за поддержание желаемых результатов. В каком-то смысле определение ресурсов влечет за собой поиск относящихся к достижению желаемых результатов и преобразованию причин симптомов.

5. Эффекты – это более долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией достижения результата (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление или экологические проблемы). Какие-либо особые результаты обычно являются «мостиками» к достижению более долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление «конечных причин», то есть будущих целей, задач или намерений, которые дают направление или оказывают влияние на систему, определяя, таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.

Система «фрейм-результата» (от англ. frame – рамка). Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе результат. Хорошо сформулированная цель должна быть:

? определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях;

? практична и достижима;

? необходима – и сама по себе, и в своих последствиях;

? предполагать процедуру проверки и разнообразие средств для ее достижения.

 

Техника «фрейм-результата» представляет собой пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы:

1. Результат: Чего я хочу добиться?

2. Признаки: Как я узнаю, что достиг цели? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

3. Условия: Где, когда и с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем – нежелательно?

4. Средства: Чего мне не хватает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?

5. Ограничения: Почему я не достиг цели раньше?

6. Последствия: Что произойдет, если я достигну / не достигну цели?

7. Ценность: Стоит ли цель моих усилий?

 

Логические уровни здоровья

Здоровье – это образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические, особенности питания. Существуют два важных вопроса, касающиеся любой проблемы здоровья:

? На какие факторы вы можете воздействовать?

? Какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие – только частично, а третьи вовсе не поддаются. При работе со здоровьем практическую ценность имеет представление о различных уровнях контроля и влияния (их называют «нейрологическими уровнями» или просто «логическими уровнями»). Основными уровнями являются следующие:

1. Окружение – вещи и люди, которые вас окружают: внутреннее окружение, внешнее окружение, социальное окружение;

2. Поведение – то, что мы делаем. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровые;

3. Способности – повторяющиеся последовательные действия, ставшие привычными «стратегии» – способы мышления и реагирования. Существуют стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора, для определения, когда и что есть и в какое время и какое количество физических упражнений делать. Стратегии – это последовательности мыслительных операций, которые используются постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям;

4. Убеждения – принципы, которые управляют действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям;

5. Ценности – то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Убеждения и ценности оказывают огромное влияние на наше здоровье;

6. Идентичность (индивидуальность, система черт личности) – восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют вашу цель с вашей собственной точки зрения;

7. Духовность – связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше личности, как бы вы об этом ни думали.

 

Здоровье воздействует на все нейрологические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. Оно имеет много измерений. Здоровье включает в себя человека целиком: его окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и духовность.

НЛП, выделив эти уровни, предоставляет нам практические методы, позволяющие действовать на всех уровнях:

? на уровне окружения – создавая и поддерживая прочные и хорошие взаимоотношения;

? на уровне поведения и способностей – формируя здоровые привычки и стратегии мышления, предоставляющие возможность реагировать более изобретательно. Поэтому мы можем меньше подвергаться воздействию стресса и легче управлять своим состоянием;

? на уровне убеждений и ценностей – осознавая свои убеждения и то, что является важным для нас. НЛП предлагает конкретные приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать наше здоровье;

? на уровнях идентичности и духовности – регулируя все остальные уровни.

Нейрологические уровни представляют собой не столько иерархию, сколько систему взаимосвязей. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они важны для здоровья. Эти уровни имеют определенные аналоги в функционировании различных физиологических систем:

? идентичность – иммунная и эндокринная системы;

? убеждения и ценности – вегетативная нервная система;

? способности – бессознательное (кора и подкорка головного мозга);

? поведение – сознательные действия (ассоциативные и двигательные центры коры);

? окружение – рефлексы (периферическая нервная система).

 

Процесс и результат психотерапии

НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, ее перерабатывающую, делающую на основе этой переработки определенные выводы (когнитивная и эмоциональная оценка ситуации), в результате чего выбирается тип взаимодействия со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды.

Тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих этих состояний, выбор и применение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.

 

Установление раппортных отношений. Раппорт – это особый контакт с клиентом, позволяющий терапевту проводить терапевтическую интервенцию. Описывают две стадии раппортных отношений – подстройка и ведение.

 

Подстройка на поведенческом уровне – прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения клиента (позы, моргания, дыхания, темпа речи и т. д.) или же «перекрестное зеркаление» – повторение элементов невербального поведения клиента с помощью других невербальных элементов (например, терапевт повторяет частоту дыхания клиента, но с помощью покачивания туловищем).

 

Ведение – изменение элементов невербального поведения, вслед за чем такое же изменение бессознательно осуществляет клиент. Феномены подстройки и ведения обеспечивают возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным клиентом. В каком-то смысле происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов участников терапии, и если терапевту это удается, то он как бы допущен к совместной работе с клиентом. Этот допуск дается в большей степени не на сознательном (доверяю – не доверяю), а на бессознательном уровне (в стадии ведения, например, – повторяет клиент изменения позы терапевта или нет). Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения: это сигнал, говорящий о невозможности начать терапевтическую работу, которая абсолютно бесполезна без внутреннего доверия клиента. Вопрос: «Есть ли у меня раппорт с клиентом?» поможет выйти на эффективный путь, когда терапевтическая техника «не идет».

 

Калибровка – выявление характерных для данного состояния черт невербального и вербального поведения клиента. Каждое внутреннее состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого. Также очень важна соотнесенность, созвучность сообщений, которые клиент посылает невербально, с вербальными сообщениями – информация о конгруэнтности или неконгруэнтности.

 

Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между различными компонентами поведения. Терапевт ее замечает, когда в общении с клиентом получает разные сообщения по разным каналам восприятия, например, обращая внимание на его речь, интонацию голоса, позу, жесты, мимику.

Терапевтический процесс в НЛП ориентирован исключительно на результат. Хотя сенсорная наблюдательность и гибкость поведения необходимы для адаптированной и функциональной жизни, они являются лишь средствами для достижения результатов. Таким образом, начальный и самый важный шаг любого терапевтического взаимодействия (и вообще любой человеческой деятельности) есть выяснение и определение результата.

В НЛП считается, что первоначальная цель терапии достигнута, если клиент установил для себя желаемый результат и работает в направлении этого результата, причем результат удовлетворяет следующим критериям.

1. Позитивная, утвердительная формулировка результата: «Чего вы хотите», а не «Чего вы не хотите». Будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет: «Я не хочу чувствовать себя плохо» – «Прекрасно, а как вы хотите себя чувствовать?».

2. Реализация результата самим клиентом, независимость результата от внешних источников: «Как бы вы хотели измениться?». Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать, как он будет отвечать за достижение результата: «Я хочу, чтобы моя жена стала чувствительнее» – «Как бы вы хотели для этого измениться сами?».

3. Описание желаемого состояния по модальным и субмодальным характеристикам, а также получение информации о метапрограммах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние: «Как вы узнаете, что достигли результата? Как вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы вы были, если бы его достигли». Следует ориентироваться на то, что важно для клиента в результате и почему для клиента важно его достичь.

4. Размещение результата в должном контексте: «Когда, где, с кем вы хотите быть в желаемом состоянии». Будьте уверены, что клиент выяснил ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не подходит: «Я хочу быть напористым» – «В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?».

5. Проверка экологичности: «Как достижение желаемого состояния повлияет на вашу жизнь?». Необходимо выяснить, насколько конгруэнтно желание клиента достичь этого состояния. Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (вторичных выгод) актуального состояния не было потеряно: «Я хочу быть независимым» – «Потеряете ли вы что-нибудь ценное, став независимым?».

6. Соответствие масштаба обобщений. Если желаемый результат слишком обобщен или глобален, выделите для начала один его малый компонент. Например: «Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение» – «В какой важной области вы бы в первую очередь хотели получать удовлетворение?».

7. Зависимость результата от включенности ресурсных состояний: «Какие ресурсы, внутренние резервы вам нужны, для того чтобы добиться вашего результата и его поддерживать?». Например: «Я хочу быть независимым» – «Что вам нужно, чтобы быть независимым?». Опишите ресурсные состояния также по субмодальным характеристикам.

8. Отношение к актуальному состоянию как к препятствию в достижении результата. Описание по субмодальным характеристикам актуального состояния, а также метапрограмм убеждений, ценностей, метамодельных паттернов, калибровка специфической физиологии и невербальных маркеров, характерных для актуального состояния. Особое внимание следует уделить отношению ко времени в описании актуального состояния.

9. Подстройка к будущему: «Посмотрите и постарайтесь увидеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что вы делаете? Нравится ли вам эта картина?».

Исследуя представления клиента о результате, терапевт уже начал свою работу. В процессе такого выяснения можно получить подробное описание настоящего и желаемого состояний клиента, которое используется для выбора терапевтической стратегии – терапевтической техники или комплекса техник.

 

Техники

 

Здесь и далее приводятся примеры указаний, которые терапевт дает клиенту при обучении данной технике. В общении с клиентом вполне допустимо применять формулировки и не совпадающие с использованными здесь терминами НЛП, но более понятные клиенту.

 

Техники «НС – ЖС»

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.85 (0.01 с.)