ТОП 10:

Некоторые вспомогательные техники



 

1. Использование медитативных сказок. Перед чтением медитативной сказки клиент занимает удобную для себя позу лежа или полулежа. Сказкотерапевт обычно сам создает медитативные сказки, или использует готовые.

 

2. Сочинение сказок. Клиенту предлагают вспомнить счастливые периоды жизни и описать их в форме сказки.

 

3. Рисунок волшебными красками. Клиенту предлагается смешать «волшебные краски» (мука, соль, подсолнечное масло, клей ПВА, гуашь) и выполнить рисунки на следующие темы: «Самое счастливое мгновение», «Волшебная страна», «Мой внутренний источник жизни» и др.

 

4. Создание куклы-помощника. Используя необходимые материалы, клиент может создать для себя куклу-помощника, или куклу-волшебника, символизирующую ресурсы его личности.

 

5. Создание волшебной страны в песочнице. С помощью миниатюрных фигурок клиент создает в песочнице страну, в которой он ощущает себя комфортно, где он получает «подпитку». После обсуждения этой картины, клиент забирает с собой любую фигурку по своему выбору, которая будет оказывать ему поддержку, символизируя лучшее в его жизни.

 

Эти техники сказкотерапии помогают клиенту вспомнить лучшие моменты жизни.

Психотерапевтические сказки на четвертой стадии используются, с одной стороны, для поддержки клиента, с другой стороны, чтобы стимулировать воспоминания о светлых, лучших эпизодах жизни. Психолог рассказывает психотерапевтические сказки, когда клиенту трудно вспомнить что-то хорошее или он «зациклен» на негативных переживаниях. В таких случаях сказка облегчает разрядку напряжения.

Психотерапевтические сказки, подбираемые или сочиняемые для четвертой стадии, должны соответствовать следующим требованиям:

1. Самый важный признак – это светлый эмоциональный фон сказки. Он может проявляться и в юмористическом сюжете, и в описании чудесных детских переживаний, и в линии главного героя, с легкостью и изобретательностью разрешающего проблемы, и в содействии волшебных помощников. В данном случае сказка не нагружает клиента проблемами, а вселяет веру в удачу, счастливую судьбу, в лучшее.

2. Второй важный признак – идея «все, что ни делается, – к лучшему».

3. Третий признак – активный герой-созидатель. Герой любознателен, находчив, не расстраивается из-за возникших трудностей, оказывает помощь другим, творчески активен.

 

Возможные линии обсуждения:

? Если мы не можем изменить ситуацию, то можем выбирать, как на нее реагировать: со знаком «плюс» или со знаком «минус».

? Все, что ни делается, – к лучшему, во всяком событии есть смысл, который сразу не уловить. Лишь последующие события докажут благо произошедшего.

? Любая проблема является испытанием, любое испытание есть вызов. В каждом вызове находится зародыш будущей удачи. Проходит время, и разворачивается цепочка событий, приводящая человека к успеху.

? Проблема не в событии, а в отношении к нему, а также в сопутствующих событию нюансах.

? Привязанность к чему-либо часто может сделать человека несчастным. Привязанность к желанию, карьере, человеку, месту делает несвободным, зависимым, сковывает фантазию, делает желания навязчивыми, лишает ощущения комфорта.

? Истинно необходимое человеку всегда остается с ним. Проблемные события разрушают лишь его иллюзии, привязанности, заблуждения.

? Человек, который не имеет привязанности, чувствует себя свободным независимо от обстоятельств.

? Жизнь предоставляет человеку множество возможностей, и если он научится в каждый момент выбирать для себя наилучшую из них, он будет счастлив.

? Не жалеть об утраченном. Возможность, которую выбрал человек в определенный момент, казалась тогда наилучшей. Однако прошло время, и он, возвращаясь к прошлым событиям, ощущает себя глупцом. Некоторые события лучше оценивать не с позиции жизненного опыта, а с позиции момента выбора, чтобы не жалеть об утраченном.

 

Профессиональная и человеческая интуиция психолога подскажет, когда можно переходить к пятой стадии консультирования. Важными показателями перехода будут желание клиента совершить реальное созидательное действие и умиротворенное состояние его духа.

На пятой стадии сказкотерапии зависимости основная задача психолога заключается в том, чтобы перенести внимание клиента с его собственной личности и проблематики на значимых других. За четыре предыдущие стадии клиент накопил достаточно душевных сил для того, чтобы осознать, в чем он может принести конкретную пользу людям, через какие дела проявить заботу о других.

Психолог может сказать клиенту примерно следующее: «Часто мы дарим другим то, чего желали бы сами. Однако было бы слишком самонадеянно думать, что наши близкие так похожи на нас. Понять, почувствовать, что нужно другому, что принесет ему радость, – это особый дар души. И развивается он только в том случае, если фокус внимания смещается со своих собственных желаний и проблем к чувствам и потребностям другого».

Итак, смысл пятой стадии принципиально противоположен предыдущим этапам консультирования. Если прежде консультант «подпитывал» клиента, то теперь последний учится отдавать, дарить. Без развития этой способности невозможно наладить гармоничные взаимоотношения обмена с окружающим миром. Поэтому на пятой стадии важно стимулировать самостоятельные созидательные действия клиента по отношению к другим.

Основной принцип подбора сказок и притч для пятой стадии вытекает из ее смысла – ключевая мысль в сказке должна быть, прежде всего, связана с заботой героя о других.

«Недостаточно зрелый» клиент неизбежно задаст психологу вопрос: «А что мне сделать?». Не нужно торопиться на него отвечать. Только сердце может подсказать, в чем нуждается ближний. Для кого-то существенной поддержкой будет простое дружеское участие в судьбе, для кого-то – творческий подарок, для кого-то – искреннее письмо.

На этой стадии сказкотерапии психолог больше наблюдает за делами клиента. А свои мысли и отношение передает через сказку или притчу, ненавязчиво, как намек, как «мысли вслух».

Несмотря на то что основная задача этого этапа – забота о других, проявлять ее нужно дифференцированно, прислушиваясь к своему сердцу, понимая мотивы других. Это особое искусство, осваиваемое годами, приобретаемое за счет множества «шишек». Сказка может только предупредить о крайностях.

Психотерапевтические сказки пятой стадии необязательно обсуждать с клиентом, разве только когда клиент сам на этом настаивает. Тогда терапевт может сказать клиенту примерно следующее: «Служба людям, освещение их пути – вот судьба, которую выбрал главный герой. Однако он не смог выполнить свой замысел. Но вместо того чтобы сокрушаться об этом (что было бы понятно), он старается за отпущенный ему срок успеть сделать людям как можно больше добра. Никогда не поздно очнуться и использовать шанс реализовать свое предназначение». Это оказывает большую поддержку взрослым клиентам, которые жалеют об упущенной молодости, говоря: «Вот, если б раньше я об этом узнал, все было бы по-другому…». Или психолог говорит после соответствующей сказки: «Человек, следующий своему пути, своей судьбе, всегда имеет „инструменты“ для самореализации. Свои „золотые янтари“. Что является „янтарями“ для вас, что вам дано, чтобы следовать своей судьбе?»

Способность дарить, строить взаимоотношения обмена, с одной стороны, и способность видеть, понимать недостатки других, строить конструктивную линию взаимодействия – с другой, являются важными признаками зрелости клиента и подсказывают психологу, что можно переходить к следующей стадии консультирования.

Шестая и седьмая стадии сказкотерапии зависимости завершающие, их цель – поддержать клиента перед расставанием. Идея шестой стадии: предупредить о рецидиве (срыве), укрепить психологический иммунитет против зависимости. Профилактика срыва состоит из четырех этапов:

? знание проблем, провоцирующих срыв;

? распознавание признаков срыва, что позволяет точно определить процесс, ведущий к срыву;

? реагирование на признаки приближения срыва, умение справляться с мыслями, эмоциями, поступками и ситуациями, угрожающими трезвости;

? обучение тому, как справляться со срывом.

 

Поэтому, не допуская рецидива, важно уметь распознавать его первые признаки.

Некоторые признаки срыва

Физиологические признаки: 1. Чувство сухости во рту. 2. Преследует запах, вкус предмета зависимости. 3. Бессонница. 4. Отсутствие аппетита или, наоборот, чувство постоянного голода. Сильная жажда. 5. Мышечные боли и ломота костей. 6. Частые головные боли. 7. Постоянное чувство усталости, слабости. 8. Чрезмерная потливость. 9. Дрожь во всем теле.

Психологические признаки: 1. Усиление чувства собственной исключительности («Я не такой, как все, я сам разберусь»). 2. Иллюзия собственной силы и отрицание зависимости. 3. Желание быстрее освободиться от проблем. 4. Мысленное возвращение к прежним временам. 5. Уход в мир фантазий. 6. Чрезмерная жалость к самому себе.

На шестой стадии сказки и притчи используются в контексте размышлений о будущей жизни, ее «подводных камнях», искушениях и о возможностях сознательно корректировать жизненные ситуации.

В педагогике эта стадия называлась бы «закреплением пройденного материала». Поэтому сказки и притчи подбираются таким образом, чтобы в них отражалась некоторая проблема и способы ее разрешения. К этому времени весь необходимый опыт и потенциал клиент уже накопил. Размышляя о сказке или притче, он как бы «проверяет» себя, силу своей мысли, покой своих чувств. На этой стадии обычно не встречаются яркие эмоциональные противоречивые реакции на сказку.

Все сказки и притчи на этой стадии рассматриваются под углом двух вопросов, связанных с жизненной практикой:

? О чем эта история предупреждает и в каких жизненных ситуациях это может пригодиться?

? Чему эта история учит и в каких жизненных ситуациях это может пригодиться?

 

Основная задача заключительной седьмой стадии сказкотерапии зависимости – помочь клиенту заново осмыслить основные жизненные ценности и построить созидательную жизненную программу.

Важно поговорить с клиентом о его мечте, о том, как он представляет себе будущее, какие шаги он сделает в первую очередь. Обсудить, чего он опасается и есть ли у него «инструмент противодействия» этим ситуациям. Здесь уместно провести медитацию, попросив клиента в состоянии релаксации увидеть осуществление своей мечты, обратить внимание на мысли, чувства, ощущения, которые он при этом испытывает, на то, какие люди его окружают и какие взаимоотношения между ними построены.

В заключении процесса терапевтического консультирования психолог может предложить клиенту три жизненные ценности, которые будут вести его по жизни и на которые он сможет опереться в трудные моменты. Названия жизненных ценностей лучше перенести на отдельные карточки и постоянно пополнять этот набор, так как каждый клиент забирает три из них. В другом случае психолог дает клиенту три карточки, просит записать на них выбранные «путеводные» жизненные ценности и красиво их оформить (раскрасить, украсить рисунками и пр.). Эти карточки клиент забирает с собой как своеобразный «оберег», талисман.

 

Примеры психотерапевтических сказок

 

Первая стадия

Рассказ о песках (притча Идриса Шаха)

 

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении вглубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

– Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

– Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту назначения.

– Но как это может произойти?

– Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

– Ветер, – продолжал песок, – именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

– Но как я могу проверить это?

– Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

– Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

– Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, – ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она или какая-то ее часть уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

– Да, теперь я узнала истинную сущность, – размышляла река. А пески шептали:

– Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Что мешало реке сразу принять дружелюбные объятия ветра и перелететь пустыню?

2. Благодаря чему она все же приняла решение перелететь пустыню?

3. Чему может нас научить эта притча?

На этой стадии терапевтического консультирования для нас важны следующие идеи притчи:

? источники и способы преодоления безысходности и тупикового состояния;

? сопротивление изменениям;

? доверие тому, кто может помочь.

 

Бывают ситуации, когда решение проблемы известными и даже надежными способами невозможно. И это вызывает отчаяние. Его испытывают близкие зависимого человека. Однако не бывает такого, чтобы проблема не имела решения. Вопрос только в том, насколько готов человек принять решение проблемы. Иногда решение воспринимается как катастрофа, потеря самого себя или чего-либо ценного и важного. Однако вопрос стоит «ребром»: либо довериться судьбе и доброму совету, либо погибнуть. Гибель является иногда более предпочтительным решением, чем конструктивные действия. Не так ли мыслит зависимый человек, отрицая свою проблему, отказываясь от помощи или не выполняя рекомендации?

 

Вторая стадия

Петля (притча Владимира Астапчика)

 

Один человек решил свести счеты с жизнью. Слишком много было неудач, слишком часто он понимал, что от него ничего не зависит. Он взял веревку и отправился за город, в лес. Некоторое время он бродил по лесу. Но не красота деревьев, не игра света, не пение птиц привлекали его внимание. Он искал подходящий сук, на который можно было бы накинуть петлю.

Наконец он нашел его. Накинул веревку и встал на пень. Он держал в руках петлю. И, наверное, на какую-то долю секунды его охватил страх, или, быть может, сомнение в правильности своих действий, или какое-то иное чувство… Но вдруг…

Вдруг его руки сами стали натягивать ему петлю на шею. Он пытался сопротивляться, но не мог. Его ноги старались поджаться так, чтобы повиснуть на веревке. В отчаянии человек силой своей воли боролся с непокорными ему руками и ногами, но оказался бессилен. Петля затянулась на его шее. Еще мгновенье, и…

Но тут он неожиданно припомнил старую молитву. Он никогда ее не произносил и вообще редко вспоминал о Боге. Но сейчас все слова о Нем, которые он когда-либо слышал, всплыли в его голове. И он отчаянно молился.

И человек почувствовал, что руки и ноги снова ему подчиняются. Он снял с шеи веревку, спрыгнул с пня. Он посмотрел на сук, где мог бы висеть еще минуту назад, бросил веревку и пошел обратно в город. Он радовался, что так счастливо избежал смерти…

…В городе, переходя улицу на зеленый свет, он был сбит машиной… Водитель потом рассказывал, что у него вдруг отказали тормоза…

 

Это невероятно, но даже одно наше разрушительное желание, подкрепленное действием, может вызвать к жизни силы, которые завершат процесс разрушения помимо воли человека. Сколько таких разрушительных желаний было спродуцировано? Сколько разрушающих сил пришло в движение?

С этими вопросами необходимо оставить клиента. Вопросы тяжелы, однако без усиления напряжения невозможно сформировать у зависимого человека искреннего желания изменений. И только тогда, когда клиент в той или иной форме искренне задаст вопрос: «А что же делать, как теперь быть?», – можно переходить к третьей стадии сказкотерапии.

 

Третья стадия

Сказание о Раунском утесе (психотерапевтическая сказка Скайдрите Калдупе)

 

Великан обошел всю Видземе и прилег отдохнуть, положив голову на бугор. Издали он походил на огромный серый валун, и только золотистые волосы его колыхались, как полевица на июньском ветру.

Но долго не улежишь, если край неба рдеет от вечерней зари, будто приречный луг, заросший первоцветом, а дорога белой мглистой рекой вьется меж горушек и гор и все твердит ему, твердит, что, может быть, не за этим, так за другим холмом Великан непременно повстречает свое счастье.

И снова его одолела с ранней юности знакомая, но неутоленная жажда счастья. И Великан засмеялся. От его счастливого смеха захмелела земля и по краям дороги проснулись цветы подмаренника.

Великан поднялся и пошел в дальний путь. Поутру из-за поворота дороги выходит ему навстречу девушка – на плечах белая шаль с голубыми узорами, вокруг стана пояс из лиловых и синих бусин.

Остановился Великан, глядит не наглядится. Глаза слепит, голова идет кругом, а губы просят у сердца слов, которых еще никто не слышал и не говорил. И нашлись они, такие слова, только вымолвить их нелегко.

– Э-э-э… кто ты? – заикаясь, спрашивает Великан.

– Я – твое счастье, – отвечает девушка и подходит ближе.

– Э-эх! – Великан радостно переводит дух, а сердце его волнуется, как бурное море. Ну нет, так нельзя! Нельзя, чтобы море, летним зноем нагретое, так бушевало в груди, каждой волной своей и обжигало, и освежало. И стыдно Великану в этом признаться. Стыдно и за свои огромные лапищи, за желтые космы волос.

– Вот те на! Что мне с тобой делать?! – растерянно вымолвил Великан. – Уж больно ты хрупкая, уж больно ты нежная, и так нежданно-негаданно появилась! Да вправду ли ты и есть мое счастье, моя милая, моя суженая?

– Присмотрись, узнай, тогда и суди! – засмеялась девушка, и пояс из бусин, вторя ее смеху, зазвенел, засверкал сине-лиловыми, зелено-синими огоньками.

А Великан потопал к озеру за советом.

– Послушай, друг, мне повстречалось счастье! Да как узнать, взаправду ли это мое счастье, моя суженая? Идет мне навстречу и говорит, будто я ее искал. Еще чего! Разве я искал? Я просто так пошел Видземе посмотреть.

Призадумалось озеро, темные морщины избороздили его лик. Долго оно молчало и наконец заговорило:

– А есть у нее в глазах зеленые искры? Есть шаль цвета речной волны? Тиха ли речь ее, как шепот камышей? Такой была моя суженая, мое счастье, верное, настоящее. Когда я разбушевалось в бурю и вздумало из берегов выпрыгнуть, она меня успокоила, накрыла покрывалом из водяных лилий…

Выслушал Великан, что сказало ему озеро, и пошел обратно. Видит – сидит у дороги девушка, пояс из бусин в руках теребит.

– Что же ты тут сидишь? – спрашивает Великан.

– Тебя жду и все думаю, куда поведешь меня – только до реки Гауи или до самого моря?

– А ты для меня ненастоящее счастье. В глазах у тебя нет зеленых искр, и речь твоя не похожа на шепот камышей… А покрывало из водяных лилий ты ткать умеешь?

– Нет, не умею, – и смуглая душистая рука ее легко легла на плечо Великана. – Посмотри, как синеет там даль, у края неба. Побежим с дорогой наперегонки, это я умею. Я так хочу увидеть море.

Теплой волной захлестнуло сердце Великана, но вот она схлынула, и сомнения грудой серых камней навалились ему на голову и грудь. Он снял с плеча смуглую руку девушки и один пошел к высокому холму. У большого холма и мудрость большая. Наверняка холм даст ему мудрый совет.

Высокий холм гордо взирал на облака и сперва даже не слышал, о чем ему толкует Великан, а когда услышал, сердито нахмурил лоб.

– Что ты ко мне пристал? – проворчал он недовольно. – Почем я знаю, каким должно быть твое счастье?

– Не сердись, брат! Я к тебе только за советом. Ты же знаешь, каким бывает настоящее счастье.

– Мое счастье, моя суженая, была молчалива. Сидела в тенистом ельнике и восхищалась моей высотой. Глаза у нее темные, как земля на пашне, волосы цвета ольхи, когда в ольшанике токуют тетерева.

– Спасибо, брат, – сказал Великан, кивнул головой и побрел обратно. А у самого глаза грустные-грустные. Отыскал он девушку у пригорка в Рауне и смущенно вымолвил:

– Нравишься ты мне… Очень нравишься, но ты ненастоящее мое счастье. Ты не молчалива и мной не восхищаешься, и глаза у тебя не темные, как земля на пашне… Ступай своей дорогой.

Но девушка только рассмеялась в ответ, да так весело, что на обочинах дороги повыскакивали ватаги белых ромашек.

– Я, правда, твое счастье, твоя суженая. Пойдем вместе до самого моря. Ведь ты ходок неутомимый, да и у меня шаг легкий. По вечерам твои руки будут служить мне изголовьем, а днем я буду шагать с тобой рядом и слушать твои рассказы. Ты высок и, значит, будешь видеть дальше меня. И порой я буду проситься к тебе на руки, и тогда я тоже увижу дальние дали. Каждое утро твоя улыбка будет светлее вчерашней.

– Но ведь ты ненастоящее мое счастье, – прошептал Великан, едва не захмелев от одного ее взгляда. Бывают же у иных глаза, точно сизой дымкой подернуты, и взгляд их согревает и манит. – А может, ты и в самом деле мое счастье, – помолчав, добавил Великан, чувствуя на щеке ее легкую смуглую руку. И все же опять отправился просить совета. На сей раз он пришел к Медвежьему болоту.

– Слышь, дружище, ты такое большое, широкое, много видишь, много знаешь. Дай совет. Скажи ты глупому Великану, каким должно быть настоящее счастье.

– Мое счастье, моя суженая курлыкала по-журавлиному и день-деньской жаловалась на мои окнища, все грозилась уйти, убежать, но весной всегда ко мне возвращалась. Волосы у нее, как серый лишайник, а руки цепкие, как корни можжевельника. Я был с ней очень счастлив.

– А не заводила ли она речь все о море да о море? – спросил Великан, и голос его прозвучал так жалобно, словно стон ветра на голой осенней поляне.

– Ну, что же это за счастье, если то и дело про море твердит! Море отсюда не видать, оно очень далеко.

Опечалился Великан, пошел прочь.

– Не твоя суж-ж-женая, не твое счас-с-стье! – весело зудели мелкие болотные слепни, присаживаясь на вспотевшие плечи Великана.

Он не вернулся к пригоркам Рауны. Нечего ходить прощаться, коли счастье это ложное.

Лето щедро дарило благодатные дни, один краше другого, но потом вдруг одумалось, заскупилось. И дни стали серыми, один печальней другого. Вечерами в августе горьковато пахли головки хмеля, горечь пробралась в сердце Великана. Почему же счастье его так прячется? Может, он случайно прошел мимо него?

Небо застлали темно-синие сентябрьские тучи, березы теперь кажутся белыми свечами, каждую ночь ветер сшибает их желтое пламя, с каждой ночью блекнут огни лета. И лишь еловые леса синеют на горизонте, смотришь на них – и сердце томят воспоминания.

В первые заморозки голубым утром воротился Великан в холмистую Рауну. Не позвякивает ли тут где-нибудь пояс из синих бусин? Не зазвенит ли за кустами веселый смех, и не лягут ли на его плечи легкие смуглые руки? А нежный голос не попросит ли его ласково: «Ведь ты больше меня, и ты видишь дальше. Возьми же меня на руки… побежим наперегонки с дорогой…».

Но никто не вышел ему навстречу. Только деревья шумно спорили с ветром да по-осеннему пахли кустики брусники.

Малая речушка, которую Великан не видел летом, петляла в кустах ольхи и лещины, коричнево-зеленая в зарослях, светло-голубая на открытых местах, похожая на жемчужный пояс…

– Ау! Где ты, мое счастье! – закричал Великан во весь голос.

– Ау-у-у-у! – откликнулась речка.

– Ау! Покажись, счастье мое, покажись! – еще громче крикнул Великан.

– Ау-у! – откликнулась речка. – Ты меня не узнал, ты в меня не поверил…

– Куда ты спешишь, журчалочка?

– К Гауе, к Гауе, а потом с нею вместе к морю!

Сердце Великана сжалось от боли. Он приник к земле, слушая журчание речки и голос своих воспоминаний.

Шли дни, шли годы. Великана больше ни разу не встречали среди Раунских пригорков. Но на берегу малой речушки появился утес. Так тесно приник он к земле, так низко пригнулся над речкой, что капли воды прибрежного родника из-под него падали прямо в речную воду. Камень этот похож на огромное веко, прикрывающее глаз, в котором таятся печаль и воспоминания. А мелкие капли родниковой воды постоянно повторяют путнику:

– Эта речка была когда-то поясом из синих бусин. Он принадлежал моей суженой, моему счастью. Из-за моих сомнений оно преобразилось. Но то было мое счастье, и никто другой не мог его ни узнать, ни понять…

– То было твое счастье, – журчала речка, – и никто другой не мог его ни узнать, ни понять…

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

? Отчего у Великана возникли сомнения в истинности своего счастья?

? Почему преобразилась суженая Великана?

? Ассоциации с какими событиями жизни рождает эта сказка?

Возможные линии обсуждения сказки:

? Сожаление об упущенных возможностях, неправильном выборе в важной жизненной ситуации. Ситуации, после которых все в жизни «идет наперекосяк».

? Ответственность перед теми возможностями, которые дает жизнь.

? Чужие советы и их влияние на жизнь человека.

? Горечь утраты и сожаление о «собственной глупости» может привести к остановке в развитии и регрессу.

События, связанные с потерями или неверными решениями, служат жизненными уроками. Они осмысляются и поступают в копилку жизненного опыта. Если этого не происходит, некоторое событие может стать «камнем преткновения» и овладеть мыслями и чувствами человека. Чувство «невозможности что-либо изменить» может довести до отчаяния. Так утес у речки роняет слезы, а сама речка бежит к морю. Утес «увлечен» своей потерей, а речка следует своему пути.

 

Четвертая стадия

Притча о счастливом Гансе

 

Ганс за свою службу получил от хозяина слиток золота. Пошел он домой, но поскольку в дороге золото было ему в тягость, он обменял его на лошадь, и был этим счастлив. Когда же лошадь сбросила его, он обменял ее на корову, а когда его лягнула корова, он поменял ее на свинью. Свинью он поменял на гуся, а гуся на тяжелый точильный камень. Камень упал в колодец, когда Ганс пил воду. С легким сердцем и пустыми руками вернулся счастливый Ганс в родную деревню.

 

Пятая стадия

Рождество у зверей (сказка Марии-Луизы Вер)

 

Каждый год, за несколько дней до Рождества, над лесом появляется особый знак – звезда, которая светит совсем не так, как другие звезды. Она разбрасывает во все стороны лучи, сияющие подобно блесткам инея, и каждый из них спешит коснуться спящих зверей, пробираясь в самые укромные норы и берлоги.

– Просыпайтесь, – шепчет звезда, – наступает Рождество! Приготовьтесь к нашему ежегодному празднику!

Праздник происходит на одной таинственной поляне, не известной никому из людей, под защитой стоящих на страже елей.

Каждый год программа праздника меняется.

То это концерт, который дают птицы, слетевшиеся со всех концов земли, праздничный концерт, на котором солирует соловей.

То это бал с настоящим оркестром. В нем звучат сорочьи трещотки, серебряная труба петуха, разнообразные голоса зверей, а цикады и сверчки отбивают ритм.

На этот раз звезда объявила животным:

– У вас будет праздник, как у людей. Я разукрашу огнями ели, а вы приготовите подарки и вручите их гостям. Я хочу, чтобы все остались довольны. А чтобы никто не оказался в обиде, мы устроим репетицию. Ведь найти нужный подарок – дело тонкое.

– Ну, это нетрудно! – отвечали звери. – Мы уж придумаем что-нибудь необычное.

– Поглядим, – тихо сказала звезда. – Приходите все накануне Рождества, каждый со своим подарком. Выберите, что захотите, только помните, что ваши подарки должны всем доставить удовольствие!

Тогда животные бросили жребий, чтобы узнать, кто кому будет делать подарок в Рождественскую ночь. Получились неожиданные и смешные пары – например, цикада и филин, кролик и енот. Да что за важность! В Рождество все звери – братья, а ежели по-доброму относиться друг к другу, тут-то и рождаются новые дружбы! В веселом настроении животные разбрелись по своим норкам, и каждый уже обдумывал, с каким подарком он придет на праздник.

Но всему свой срок. Вот и наступил долгожданный вечер накануне Рождества. Лунный свет накрыл лес и осветил необычную суматоху под кронами деревьев. Животные, включая тех, что находились в ближайшем зоопарке, спешили в сторону той самой таинственной поляны, и каждый нес свой подарок. А звезда, как драгоценный камень, сияла в темном небе. Звери шли между деревьев, и ночь была так хороша, что в их сердцах горел свет, а в головах не было и тени дурной мысли… Посторонний зритель мог бы разве что снисходительно улыбнуться, глядя на этот необычный спектакль!

Ослик нес охапку сена, которую собирался подарить лису. Кролик – морковку в подарок аисту. Кот – кусочек мяса для овечки. Цикада собиралась порадовать филина, подарив ему солнечные блики. А малиновка полагала, что сделает доброе дело, если подарит кроту для его подземелья несколько искр, которые она собрала у домашнего очага.

Множество птиц из тех, что питаются насекомыми, несли в своих клювах всевозможных мух в подарок другим птицам, которые клюют зерно. Улитка тащила на спине листик салата, предвкушая, как будет угощать им лягушку. Петух собирался преподнести свое «кукареку» маленькому сурку, который больше всего на свете любил поспать по утрам. Наконец длинное шествие завершил медведь: он нес сосульку – в подарок ящерице.

На поляне уже собирались гости. Животные искали и находили тех, кто выпал им по жребию, и обменивались подарками. А высокие ели сверкали огнями.

Казалось бы, радость, как фейерверк, должна была вспыхнуть на поляне. Однако… Все были дружелюбны и приветливы, но каждый чувствовал себя немного неловко. И хорошее настроение куда-то улетучивалось. Ящерица держалась подальше от большой сосульки. Филин отводил глаза, ослепленный подарком цикады. Лис, любитель курятины, уселся на охапку сена. Плохо видящий крот спасался бегством от сверкающих искр из очага. Аист отворачивался от морковки, а овечка жалобно блеяла возле куска мяса. Все были разочарованы.

– Что случилось? – спрашивали удивленные ели.

– Что случилось?… Что случилось?… – повторяло лесное эхо.

А то и случилось, что наши друзья принесли подарки, которые они сами хотели бы получить, – не взяв в расчет вкусы и желания других. Вот вам и праздник!

Подождите-ка! Что это движется там, по дороге? Птицы взлетели, чтобы получше разглядеть, – может быть, припозднился какой-нибудь гость?

– Забавно, – крикнула сорока, – это лесной орех – он катится сам по себе!

Сам по себе? Вовсе нет! За орехом показалась крохотная божья коровка, которая подталкивала его головой и так спешила, что совсем запыхалась.

– Где белка? – спросила она, едва переведя дух. – Этот орех для нее. Белка стремительно спрыгнула с дерева.

– Как это мило, малышка! – вскричала она. – Орех! Такая вкуснятина! А у меня как раз припасы кончились! Как ты додумалась принести в подарок то, что нравится именно мне, – ведь ты сама питаешься одними травяными вошками?

Все радостно окружили божью коровку. Животные уже поняли, какую ошибку они совершили, и собирались прийти на следующий день с новыми подарками.

Рождество удалось на славу. Лис получил куриное крылышко, овечка – уголок лужайки, ящерица – солнечный луч, крот – большого белого червяка, которого он обожает, сурок – подушку, набитую мягким мхом, а птицы – кому что по вкусу: мух или зерно. Аисту подарили солому для гнезда – весной он возьмет ее с собой в дорогу, когда отправится на север, в Эльзас. А белке достался новый лесной орех.

Рождественская ночь закончилась всеобщим ликованием. И поскольку божья коровка, одна-единственная оказалась такой сердечной и проницательной, именно она была удостоена вниманием рождественской звезды; звезда прикоснулась одним из своих лучей к ее спинке, и от этой ласки красный панцирь с черными крапинками засверкал пуще прежнего.

В эту ночь все животные поняли, почему малышка носит такое имя – божья коровка.

 

Что позволило божьей коровке быть такой внимательной и проницательной по отношению к белке? Над этим вопросом важно поразмышлять совместно с клиентом после прочтения сказки. Так строится мост между накопленным положительным потенциалом и окружающим миром.

 

Шестая стадия

Три рыбы (притча Идpuca Шаха)

 

Некогда в одном пруду жили три рыбы. Первая рыба была самой умной, вторая была попроще, а третья – совсем глупая. Жили они так, как живут все рыбы на свете, пока однажды не пришел человек.

Человек принес с собой сеть, и умная рыба видела ее сквозь воду. Перебирая свой жизненный опыт, истории, которые слышала, она призвала на помощь весь свой ум и решила действовать. «В этом пруду мало таких мест, где можно спрятаться, – подумала она, – поэтому лучше всего притвориться мертвой».

Собрав все свои силы, она, к немалому изумлению рыбака, выпрыгнула прямо к его ногам. Так как хитрая рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под берегом.

Вторая рыба, та, что была попроще, не совсем поняла, что произошло. Она подплыла к умной рыбе за объяснениями.

«Просто я притворилась мертвой, вот он и бросил меня обратно в воду», – сказала ей умная рыба.

Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже плюхнулась прямо к ногам рыбака. «Странно, – подумал рыбак, – рыбы здесь сами выскакивают из воды». Но так как вторая рыба позабыла задержать дыхание, рыбак увидел, что она жива, и засунул ее в свою сумку.

Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб несколько смутило его, и он не подумал застегнуть свою сумку. Вторая рыба, поняв это, выбралась наружу и устремилась к воде. Она отыскала первую рыбу и, тяжело дыша, улеглась возле нее.

Третья, глупая, рыба не могла ничего понять даже после того, как выслушала объяснения первых двух рыб. Тогда они ей объяснили все подробно, обращая особое внимание на то, как важно задержать дыхание, чтобы казаться мертвой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.04 с.)