Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические обоснования интерпретации данныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ассоциации с животными Еще более глубинный слой установок на политика мы выявляем с помощью метода ассоциаций. В отличие от метода свободных ассоциаций, который традиционно используется в психологии, мы работаем с фиксированными ассоциациями — ассоциациями с животными, с цветом и запахом, что позволяет сопоставлять политиков друг с другом. Интерпретация полученных ассоциаций образа того или иного политика с животным, цветом и запахом потребовала разработки теоретических оснований для выявления значений полученных ассоциаций. Так, в ассоциациях с животными мы исходили из того, что интерпретации подлежат лишь те ассоциации, которые связаны с метафорическими образами данной культуры. Отсюда, например, такие животные, которые являются экзотическими для данной культуры (носороги, пантеры, жирафы, утконосы и пр.), трактовались как свидетельства неорганичности данного политика доминирующей политической культуре (не из нашего леса). Анализ данных ассоциаций мы проводили исходя из общей схемы интерпретации, предложенной М. В. Новиковой-Грунд4. Так, прежде всего нами выявлялись метафорические значения того или иного животного в контексте национального фольклорного ряда. Схема выглядит следующим образом. «Мифологический круг животных» объединяет протагонистов паремий, сказок, примет. Животные этого круга вписаны в сюжет, имеют свои постоянные, повторяющиеся от паремии к паремии роли, атрибуты и локус — «место действия», в сюжете они взаимодействуют с другими персонажами, также наделенными фиксированными ролями. Наиболее развитые и продуктивные сюжеты и фиксированные в них роли не отличаются большим структурным многообразием и распадаются на несколько групп: ОТНОШЕНИЯ СОПЕРНИК/СОПЕРНИК Соперничество за превосходство в локусе (медведь/волк). Соперничество в охоте за жертвой (медведь/волк/лиса...). В этих отношениях выявились следующие роли: инвариантный [ПОВЕЛИТЕЛЬ и ПОБЕДИТЕЛЬ — медведь в «нечеловеческом локусе» (в «человеческом локусе» таковым выступает сам человек, а в сюжете {«человек—медведь» возможны оба исхода соперничества); сильный (равный, умный) СОПЕРНИК (волк, лиса, кабан...). ОТНОШЕНИЯ ОХОТНИК/ЖЕРТВА (человек/волк; волк/заяц...) В этих отношениях выявились роли: «ОХОТНИКА ДОГОНЯЮЩЕГО» (собака, волк); «ОХОТНИКА, НАПАДАЮЩЕГО ИЗ ЗАСАДЫ» кошка, рысь); «ОХОТНИКА, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НЕДОСТАТОК СИЛЫ И ЛОВКОСТИ ХИТРОСТЬЮ И УМОМ» (человек, лиса); — СИЛЬНОЙ и СЛАБОЙ ЖЕРТВЫ; причем особенно интересной оказалась роль «МАКСИМАЛЬНО СЛАБОЙ ЖЕРТВЫ» — «ПИЩИ». {'«ЖЕРТВА—ПИЩА» (индюк, петух) одновременно участвуют в сюжете И<ложный повелитель», «повелитель слабых», являя собой инверсный, карикатурный образ персонажа, вообразившего себя ПОВЕЛИТЕЛЕМ, но являющегося просто «ПИЩЕЙ» для истинного ПОВЕЛИТЕЛЯ. ОТНОШЕНИЯ ПОВЕЛИТЕЛЬ/СЛУГА Здесь выявились роли ВЕРНОГО СЛУГИ (собака); ОПАСНОГО СЛУГИ, который одновременно оказывается ВОЛШЕБНЫМ ПОМОЩНИКОМ (лошадь, волк); ПОРОЧНОГО СЛУГИ (кот); особое место в ряду СЛУГ занимает свинья — она служит лишь номинально, не знает Долга, благодарности, грязна, всеядна и ненасытна; однако она является «ВОЛШЕБНЫМ ПОМОЩНИКОМ», приносящим «богатство», которого сама не имеет и в котором не нуждается. Эту роль можно назвать СЛУГА-ГАЛИСМАН. ОТНОШЕНИЯ ХРАНИТЕЛЬ ИМУЩЕСТВА/РАСХИТИТЕЛЬ (собака/«чужие»; хомяк/«разорители нор») Легко видеть, что приведенные здесь сюжеты и роли так или иначе трактуют отношения доминирования-подчинения — т.е. те самые, которое представляют главный интерес для данного исследования. Этот факт видимо, требует специального объяснения, поскольку идея включить в опрос ассоциации с животными принадлежала психологу, никак не предвидевшему возможность декодирования ряда через сюжетно-ролевые отношения в мифологическом дискурсе. С точки зрения лингвиста, перед нами косвенное подтверждение гипотезы: на рациональном уровне психолог предполагал оценить результаты по шкалам «размер», «степень агрессивности», «активность», но на иррациональном — обращался, как и респонденты, к общему для всех носителей русского языка фольклор-но-мифологическому дискурсу, в котором большинство сюжетов описывают отношения доминирования, подчинения и власти. Помимо «мифологических» образов в ответах респондентов часто повторяются образы животных, не соотносящихся с фольклорно-мифо-логическим дискурсом. Эти образы почти не участвуют в продуктивных сюжетах, но имеют достаточно определенный список атрибутов, мотивированных фразеологическими оборотами русского языка: ■ ТОЛСТОКОЖИЙ (как слон, носорог, бегемот и пр.); ■ БЕЗОБРАЗНЫЙ (СМЕШНОЙ, УМНЫЙ) как обезьяна (подробнее см. ТЕЗАУРУС); ■ БЫСТРЫЙ (как лань, олень, гепард, гончая...); ■ ДРЕВНИЙ (как бронтозавр, птеродактиль...); ■ ПРИЧЕСКА (как у ежа, дикобраза). В ответах респондентов часто упоминаются не взрослые животные, а детеныши. Мы сочли допустимым интерпретировать это как подтверждение всех атрибутов образа и неподтверждение доминантных ролей, например: «медвежонок» сохраняет все атрибуты медведя (умный, грубый, неуклюжий, негостеприимный), но не сохраняет роль (не ПОВЕЛИТЕЛЬ); в то же время «поросенок» полностью сохраняет все характеристики «свиньи», поскольку роль (СЛУЕА-ТАЛИСМАН) не является доминирующей. В заключение рассмотрим ранжированнный по степени благоприятности ТЕЗАУРУС ЗООЛОЕИЧЕСКИХ МЕТАФОР. Положительные ассоциации: 1. «Медведь и круг животных — сильных СОПЕРНИКОВ/ОХОТНИКОВ, дублирующих его качества: волк, лиса, лев, бык, лось...». «Круг медведя» имеет мифологический признак «хозяин», «властелин», «победитель сильного соперника». Его атрибуты: «грубый, злой, голодный, умный, неуклюжий...». Вероятно, такая ассоциация наиболее благоприятна для претендента на президентское кресло. В анализируемом материале «медведи» — Ельцин (8), Черномырдин (4), Лебедь (4), Еайдар (2) (но Гайдар не обладает необходимым качеством «спокойный—уверенный»). 2. «Лошадь» — с мифологическим сюжетным признаком «волшебный помощник». Это не вполне удачная ассоциация для претендента, поскольку у «лошади» должен быть «хозяин», однако здесь присутствуют такие важные атрибуты, как «неожиданное своеволие» и «знание судьбы». 3. «Собака» дублирует мифологический сюжет «лошади», но без Отрицательные ассоциации: 4. «Кот» — «вороватый сластолюбец», 5. «Крыса», «хомяк-барсук» — «жадный и осторожный хранитель собственной норы и имущества». Резко-негативная ассоциация: 6. «Индюк-павлин» — «ложный повелитель-пища», карикатурная Амбивалентная ассоциация: 7. «Свинья» — «слуга-талисман», грязный, жирный, умеет приводить к богатству, мечтает о недоступном по воле Бога могуществе и j Идеальное сочетание метафор: «Медведь—Волк—Лошадь» с доминированием «Медведя». Наихудшее сочетание: «Хомяк—Индюк». В политико-психологической части исследования нами были выбраны следующие параметры для интерпретации ассоциаций с животными. Привлекательность (как внешняя, так и моральная) исходя из существующих в нашей культуре атрибуций данному животному. Так, Например, свинья — неприятна, а поросенок — ничего себе. Лошадь — Привлекательная, а змея — несимпатичная. Это измерение бессознательных оценок позволяет нам сравнить уровень аттрактивности на рациональном уровне с бессознательными реакциями на того же политика. Агрессивность (мы определяли эту характеристику по травоядному или хищному характеру животного). Агрессивность на бессознательном Уровне, на наш взгляд, характеризует уровень активности, сопоставимый с аналогичным показателем на рациональном уровне. Сила является на бессознательном уровне столь же важным показателем, как и на рациональном уровне. Однако помимо собственно параметра силы в ассоциациях с животными мы выделили размер животного, который мы интерпретируем как определенное отражение масштаба личности. Если до 1999 г. все данные, которые мы получали по российским политикам, свидетельствовали о корреляции между выбором того или иного политика и оценкой его образа как крупного или хотя бы среднего то с появлением на политической сцене В. В. Путина эта ясная картинка спуталась: в его образе преобладают скромные по масштабам звери Возможно, для оценки лидера этого типа респонденты пользуются изменившейся моделью восприятия: в новом веке российские избиратели уже не ищут харизматического вождя, их1 привлекает скорее «такой, как мы». Это лишь гипотеза. В дальнейшем придется искать адекватную интерпретацию данной картинки. Ассоциации с цветом5 Начальными гипотезами, из которых мы исходили при интерпретации цветовых ассоциаций, были следующие: ■ ощущения, которые человек получает из внешней среды, тысячелетиями формировали его характер и поведение; ■ воздействия среды вызывают различные ощущения — зрительные, обонятельные, осязательные. Их постоянное воздействие на бессознательное создавало прочные ассоциации этих ощущений с определенными понятиями, и в ходе эволюции эти ассоциации генетически закреплялись в коллективном бессознательном. Таким образом, ощущения и восприятия связаны не только с раздражителем, но и между собой (цвет — с запахом). Существует связь между ощущениями (восприятиями) и типом поведения. Это означает, что ассоциации с тем или иным объектом могут не только использоваться для интерпретации типа поведения реципиента, но и приписываться объекту (в нашем случае — политику). Цвет имеет три физических свойства. 1. Цветовой тон — определенная длина волны в пределах достаточно узкого участка спектра. Чистые цвета — красный, желтый, синий. Остальные — смешанные. 2. Яркость или светлость — интенсивность излучения. 3. Насыщенность или чистота (количество ахроматических оттенков белого, черного, серого), примешивающихся к основному цвету. Вес природные цвета имеют эту примесь. Глаз человека в определенных условиях может различать от 20 000 до 2 000 000 цветов. Художник — до миллиона оттенков. Однако в языке такого количества обозначений нет. Даже оттенки основных цветов имеют описательный характер: оранжевый — от orange, желтый — от желчи. Дополнительные цвета вообще не имеют собственных названий (малиновый, салатный, кирпичный) либо описательный характер (темно-зеленый). Для нашего исследования важна проблема психологического воздействия цветового спектра, а точнее, словесного атрибутирования цветовых ассоциаций и их интерпретации, больше, чем собственно проблема восприятия цвета. Психологическое действие цвета двояко: первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-то впечатление (тяжесть, тепло, влажность и др.), и вторичное, подсознательное, воздействующее через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается с приобретением опыта. Однако есть ряд ассоциаций объективного свойства. Они пришли из глубины веков, закрепились в бессознательном человека и передаются Генетически из поколения в поколение. Например, связь оранжевого цвета с солнцем, теплом, энергией, синего и голубого — с морем, небом, покоем. Это наложило отпечаток на культуру. Мы плохо представляем себе спокойствие красного цвета, сухость сине-зеленого, воздушность коричневого. Цвет плохо определяется в ситуации неустойчивого сознания, когда человек испытывает страх, тревогу, боль, плохое самочувствие. В нашем исследовании стоит обратить внимание на респондентов, которые <не могут дать цветовых ассоциаций. С темнотой связываются черный и темно-синий цвета. Эта ассоциативная связь вошла в коллективное бессознательное. Эти цвета вызывают чувство страха, неуверенности, угнетенности. Яркие и светлые тона, наоборот, либо веселят, особенно близкие к солнечному — оранжевый и желтый, либо успокаивают — зеленый, голубой. Светлые оттенки вызывают чувства безопасности и прилив сил, жаж-ду действий, радость. Тьма — время опасное, вызывающее ощущение тревоги, неуверенности, загадочности. Это прямое указание для интерпретации цветовых ассоциаций с политиками, большинство которых (особенно успешных) связывают в сознании с темными тонами. Они либо вызывают страх и тревогу, либо кажутся загадочными. Необходимо также объяснить, почему наиболее светлые и яркие из политиков столь неэффективны в получении желаемых постов. Ахроматические тона внеэмоциональны. Это абстрактные цвета времени и пространства. Красно-желтая часть спектра вызывает ощущение тепла. Сине-голубая — холода. Максимум тепла вызывает оранжевый, а не красный. Это 'чисто психологическая закономерность, а не физическая, так как длина волны у красного — больше, чем у оранжевого. Красный воспринимается как самый активный. Возбуждающий. Фиолетовый — нарастает успокоение. Оранжево-желтый вызывает чувство Радости, уменьшение агрессивности и активности. 24-2696 Зеленый — равновесие. Сочетает в себе легкость и живость желтого со спокойствием и тяжестью синего. Активные цвета лучше запоминаются и кажутся более яркими. Наибольшее чувство удаления от предмета (т.е. увеличение пространства) создают цвета сине-голубой части спектра. Время замедляется. Оранжево-желтые дают эффект приближения к наблюдателю. Время ускоряется. Сине-голубые оттенки — тяжелые, желтые — легкие. Сине-голубые цвета не сексуальны. Сексуальность нарастает через фиолетовый к красному. Яркие и светлые (теплые) цвета действуют возбуждающе, стимулируют к общению, к деятельности. Холодные цвета вызывают торможение, рассудочность, рациональность. Зеленый, зелено-желтый, оливковый — уравновешивающие, погружающие во внутренний мир. Пастельные тона (розовый, салатный, лиловый) — скромность, нежность, ласка. Черный и другие темные цвета — мрачность, угрюмость, тоска, страх. Пары: синий — желтый — напряжение, движение. Красный — желтый — импульсивность. Жизнеутверждение. Фиолетовый — .желто-зеленый — скрытая сила, уровновешенность. Оранжевый — голубой — рвущаяся энергия в сочетании с замкнутостью. Ассоциации с цветом в книге будут проанализированы детально применительно к каждому политику в отдельности. Если же попробовать проинтерпретировать полученные данные, сопоставляя политиков друг с другом, то выявляются следующие тенденции. Ассоциации с цветом были разделены нами на следующие формальные категории: светлый—темный, теплый—холодный и яркий—тусклый. Практически все эффективные российские политики видятся в темной, холодной и тусклой гамме цветов. Исключения — «светлые» личности: Гайдар, Скоков, Явлинский и С.Федоров. Преимущественно теплые тона отличают только одного политика — Гайдара. Общая картина восприятия политиков в цвете оказалась нерадостной, вызывающей ощущение непривлекательности политиков, их отчужденности от респондентов. Это скорее коллективный образ власти как таковой, которая воспринимается крайне негативно на бессознательном уровне. Те же исключения, которые вызывают «теплые» и «светлые» чувства, явно не выглядят фаворитами политической борьбы и не вызывают желания перейти от эмоционального приятия к электоральному поведению. Ассоциации с запахами Ассоциации с запахами дают дополнительную информацию о бессознательных реакциях наших респондентов. Прежде всего обращает на себя внимание само наличие или отсутствие запаха. Отсутствие или неопределенность запаха свидетельствует о размытости образа, его телесной ненаполненности. Показательной фигурой в этом отношении является Черномырдин. Если в середине 1990-х годов данная ассоциация была совершенно явственной и создавала образ представителя элиты, которому соответствуют престижные и позитивные параметры запахов, то к концу 1990-х этот человек характеризовался отсутствием запахов, повторяющимся более чем у половины опрошенных. Отсутствие запахов отмечалось также у таких политиков, как Скоков, Зюганов, Шумейко, Гайдар и Явлинский. Шкала привлекательности, выделенная нами для анализа рациональных ответов респондентов, может использоваться и в отношении ассоциаций с запахами, которые отражают наиболее глубинный слой восприятия. Такие образы вызваны очень глубинными чувствами, практически не поддающимися рациональной интерпретации. Другим основанием для классификации запахов была выбрана их дифференциация по сладости—терпкости. Смысловые оттенки названных запахов свидетельствуют о восприятии «мужественности»—«женственности» того или иного образа. Так, запах конфет или жасмина рисует иной образ человека, нежели запах хвои, сена, моря или пота. Представляется, что данная категория ассоциаций может обогатить наше представление о силе и слабости политиков. Еще одна типология запахов была использована нами для сравнения политиков: естественные и техногенные. Среди естественных запахов были телесные и природные, съедобные и несъедобные. Техногенные или искусственные запахи включали в себя парфюмерные ассоциации (которые были нередкими), запахи, ассоциирующиеся с профессиональными занятиями политика (книги, лекарства, казарма, «запах военных действий»). У всех политиков естественные, природные запахи превалировали над искусственными, что можно интерпретировать в терминах привлекательности. * * # Подводя итог анализу теоретико-методологических подходов к анализу образов, сформулируем перечень задач, которые ставит данное исследование в целом, а также его первая и вторая части. Во-первых, нам предстоит выявить доминирующие в массовом сознании образы власти и политиков и проследить их динамику на протяжении второй половины 1990-х годов — начала XXI в. Во-вторых, нам важно не только понять декларируемые ценности, лежащие в основании оценок гражданами власти и политиков, но и выявить пласт скрытых, неосознаваемых ценностных параметров, которые определяют и содержание, и психологическую структуру образов власти. 24* В-третьих, важной задачей данного исследования является поиск психологических закономерностей становления и функционирования образов в сознании как на индивидуальном, так и на массовом уровне. Примечания 1 Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Психологический и лингвистический анализ восприятия образов 12 ведущих российских политиков // Полис. 1996. № 5, - Ассоциации с литературными героями использовались нами на первых этапах исследования. В дельнейшем мы отказались'от них в силу их низкой эффективности; набор литературных героев, который мы обнаружили в массовом сознании, был чрез-вычайно узок (очевидно, в силу неважной школьной подготовки). К тому же эти данные не прибавляли ничего принципиально нового к другим ассоциациям. Мам известны удачные примеры использования ассоциаций с членами семьи, с видами деревьев (А. Г. Левинсон). Но эти виды ассоциаций использовались при проведении фокус-групп. 1 Shestopal Helen, Novikova-Grund Marina. Psychological and Linguistic Analysis of Respndents' Perceptions of 12 Leading Russian Politicians // Paper, Presented at the Nineteenth Annual Meeting of ISPP. Vancouver. June 30 — July 3. 4 Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов 12 ведущих поли 5 В интерпретации цвета мы во многом основывались на трактовках, почерпну
С. В. Нестерова Визуальные и вербальные характеристики образов власти* В данной статье нас интересовал вопрос, существует ли разница в вербальных и визуальных образах власти. Для решения данной задачи, с одной стороны, анализировалась информация о вербальных образах власти, полученная с помощью опроса. С другой стороны, использовался проективный рисуночный тест, выявляющий визуальные характеристики образов власти. Нашей задачей в ходе исследования было сравнить вербальные образы власти с более глубинными, выяснить, похожи они или ^отличаются. Исследование проводилось в конце 2001 — начале 2002 г. Методология проведения исследования была следующей. Для получения вербальных характеристик нами анализировались ответы на открытый вопрос в анкете о характере власти в современной России. Всего было получено 948 ответов. Для получения визуальных образов использовался проективный рисуночный тест. Этот метод был разработан в русле клинической психологии и выполняет там вполне определенные задачи по выявлению личностных особенностей тестируемого. В социальной психологии он также достаточно успешно используется, в том числе и для анализа образов воспринимаемого объекта, имеющего социальную природу. Так, в литературе встречаются работы, посвященные изучению потребительского поведения (Т. В. Фоломеева, О. С. Цехоня1), чернобыльской трагедии |(В. И. Батов2), выборам в Государственную думу (Н. А. Головин, В. А. Си-бирев3), общим проблемам применения проективных методик (Т. В. Фоломеева, О. М. Бартенева4). Незаменимость проективных методик заключается в том, что они вскрывают уровень иррациональных проявлений, алогичного поведения и неосознаваемых отношений. Однако возникает проблема соотношений личностных проекций и собственно характеристик объекта5. Безусловно, ряд изображений несет личностные особенности каждого респондента, но в них есть большое количество совпадений, часто встречающихся элементов, что позволяет говорить скорее об особенностях объекта, в нашем случае об образах власти, существующих в головах людей. Выборка включала в себя как рядовых граждан (они были отобраны среди студентов различных московских и саратовских вузов), так и политиков (функционеров «Единой России» со всей страны, проходивших обучение в Москве). Респондентам была дана инструкция изобразить власть (при- . Нестерова С. В. Вербальные и визуальные образы власти // Образы власти в °стсоветской России / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Алетейя, 2004. чем имелась в виду именно центральная власть) в сегодняшней России и затем описать то, что они рисовали. Всего было получено 92 картинки (43 картинки в Москве и 49 в Саратове) у рядовых граждан и 50 картинок — у политиков. Исследование носило качественный характер. Мы ставили перед собой задачу проанализировать не столько рациональные, сколько неосознаваемые, глубинные образы власти и понять, существует ли различие в образах власти рядовых граждан и политиков. В ходе анализа фиксировался неосознаваемый уровень отношения к власти (полученное рисуночное изображение) и вербальный, осознаваемый уровень (каждый респондент писал, что он хотел нарисовать). При оценке полученных изображений мы применяли те же самые параметры, которые использовались при анализе вербальных (рациональных образов) власти6: — привлекательность/непривлекательность образа; — простота/сложность; — сила/слабость; — активность/пассивность; — агрессивность/неагрессивность; — отсутствие или наличие субъекта; — качества власти (сюжет изображения). Результаты исследования Вербальные характеристики Привлекательность/непривлекательность образа. Большая часть респондентов воспринимает власть положительно (37,9%) или нейтрально (22,5%). Доля тех, кто оценивает власть в сегодняшней России отрицательно, составляет всего 18,6% респондентов. Простота/сложность. Большинство (67%) полученных образов когнитивно достаточно просты, более сложные образы встречаются лишь у 17% опрошенных. Четкость образа. Полученные образы весьма нечетки. Власть представляется большинству (76%) наших граждан размытой, туманной, «от которой непонятно, что можно ожидать». Лишь у 3% опрошенных образы власти имеют более четкие очертания. Наличие или отсутствие субъекта. У подавляющего большинства (75,7%) респондентов образы власти не имеет субъекта. Им неясно, кому принадлежит в России власть, кто сю владеет и распоряжается. Качества, приписываемые власти. Надо сразу отметить, что вербальные образы власти более бедны, чем визуальные. Практически все характеристики, даваемые власти, можно разбить на несколько подгрупп- 1. Изменение характера власти. Как уже отмечалось выше, большинство опрошенных оценивают путинскую власть позитивно, о же пункте стоит отметить, что значима доля тех, кто считает, что в характере власти произошли изменения. При этом тех, кто считает, что ситуация изменилась к худшему, существенно меньше, чем тех, кто позитивно оценивает такие факты, как укрепление порядка, стабильность, мощь России на мировом уровне. 2. Вторая группа упоминаний о власти связана с отсутствием у респондентов четкого представления о том, что представляет собой власть в настоящее время. Они либо затруднялись охарактеризовать власть в сегодняшней России, либо отмечали, что власти нет. 3. Положительные и отрицательные черты власти. Все остальные выделенные качества власти распадаются на шесть групп. Первая ось связана с восприятием таких черт власти, как стабильность. С одной стороны, респонденты отмечают, что власть стала более устойчивой, стабильной, обеспечивает порядок, с другой — в два раза больше тех, кто говорит о бардаке, беспределе, неразберихе, анархии или просто отмечает, что власти нет. Заметим, что по сравнению с властью 1 в период правления Ельцина таких высказываний стало существенно меньше. Это говорит о том, что мы имеем дело с довольно благоприятной тенденцией. Вторая ось власти — сила. Если, говоря о стабильности, мы отмеча-ем, что это качество воспринимается амбивалентно, то сила является одним из абсолютно положительно оцениваемых качеств современной власти. Респонденты считают ее сильной, централизованной, более согласован- ной, цельной, организованной и уверенной, число тех, кто называет власть слабой, незначительно. Третьим важным измерением власти является ее моральная ось. И хотя ряд респондентов отмечают, что власть стала ближе к людям, осущест-вляется выплата зарплат и происходит повышение уровня жизни, то существенно большее количество граждан упрекает власть в коррупции, жадности, взяточничестве, в том, что она не заботится о простых людях, которые находятся на грани нищеты. Ряд респондентов, говоря о власти, называют конкретных се носителей Или субъектов. Среди таких ответов — подавляющее число мнений, что нравится президент Путин. Встречаются и негативные мнения, что правят никчемные и криминальные люди, но доля таких ответов ничтожно мала. Что касается восприятия деловых качеств власти, то они воспринимается со знаком «плюс». У ряда респондентов складывается впечатление, что власть что-то делает, хотя что конкретно — они затрудняются сказать. Политические же черты в оценках власти встречаются довольно редко и их восприятие амбивалентно. Одни позитивно оценивают единоначалие, другие же, наоборот, считают это минусом. Кто-то считает, что в стране демократия, соблюдаются права человека и обеспечивается этническая свобода, другие обвиняют Путина в авторитаризме. Визуальные образы власти Практически все наши рядовые граждане воспринимают власть скорее эмоционально, чем рационально. Число изображений, рисующих власть как систему взаимодействия различных политических институтов, невелико: в Москве — 9%, в два раза больше в Саратове — 16%. Более того, у московских респондентов были нередки высказывания, что «так должно быть в теории, но в нашей стране по-другому». Однако политики воспринимают власть более рационально. Так. половина из них воспринимают власть как систему взаимодействия различных политических институтов, взаимодействие исполнительной и законодательной власти, взаимодействие региональной и центральной власти. Такая разница в восприятии связана с более рациональным восприятием власти. Возможно, для политиков власть не является некоторой «сакральной силой», а наделяется чисто функциональными характеристиками. В ряде изображений присутствует и население (или, как выражаются политики, электорат), но обычные люди в изображениях присутствуют существенно меньше, чем структуры власти. Привлекательность образа. По данному параметру власть воспринимается респондентами по-разному. Так, у московских респондентов власть выглядит либо нейтрально (40%), либо крайне непривлекательно (52,5%). Доля позитивных образов составляет лишь 7,5%. Порой это связано с такими чертами власти, как сила и агрессивность (практически у каждого четвертого опрошенного). Это говорит о том, что ряд респондентов ощущают бессознательный страх перед этой силой и агрессивностью власти, которая .может и их поглотить. В восприятии саратовцев, наоборот, власть выглядит скорее нейтрально, доля привлекательных и непривлекательных образов примерно одинакова (соответственно 12 и 16%), более того, власть у них не выглядит ни сильной, ни агрессивной, по крайней мере эти качества власти приписывают лишь 2% респондентов, у большинства же она более размыта, туманна и неконкретна. По отношению к политикам скорее такое выделение неправомерно, поскольку большинство изображений показывает функциональные особенности власти и ее специфику. Они более схематичны, чем изображения обычных людей. Простота/сложность. Ряд респондентов, как обычных людей, так и политиков, связывают власть с достаточно простыми символами: власть ассоциируется с деньгами (причем однозначно с долларами), флагами, зданиями, гербом, силой (выраженной на рисунках в виде оружия), а также с пятнами нефти и ядерным чемоданчиком, но доля таких изображений не превышает у обычных людей 10%. У политиков она еще меньше около 4%. Большинство же полученных образов — достаточно неоднозначны и сложны. Это говорит о том, что власть в глазах как обычных граждан, так и политиков представляется в виде довольно сложной конструкции с различными функциями и основаниями, причем у политиков в силу их профессиональной деятельности это выражено сильнее. Отсутствие или наличие субъекта. По данному пункту восприятие обычных людей и политиков похоже. Большинство обычных людей воспринимают власть как размытую и неопределенную, субъект присутствует лишь у каждого четвертого опрошенного. Более того, ряд респондентов отмечают, что власть — это «не то, что кажется», а некоторая «непонятная сила», «неизвестно кто», «люди, стоящие за кадром». В свою очередь такое представление встречается и у политиков, но выражено в меньшей степени, чем у обычных людей. Доля его у них составляет 12%. Часть политиков, так же как и обычные люди, воспринимают власть как «марионетку» — «непонятно, в чьих руках она находится». Это отчасти показывает закрытый и теневой характер власти, что может быть связано с нехваткой информации о том, что представляет собой нынешняя команда Путина. Среди субъектов власти рядовые люди выделяли президента, Государственную Думу, Совет Федерации, правительство (в том числе и правительство Москвы), значительно реже олигархов, чиновников, правоохранительные органы и политические партии, которые зачастую также принимают символическую форму и несут на себе некую функциональную нагрузку. Так, например, рис. 1 назван «Три буржуя, или Кому на Руси жить хорошо». Это есть, по мнению респондента, реальные хозяева власти — олигархи, криминальные структуры, чиновники, правоохранительные органы и партии, которые живут засчет обнищавшего народа. У политиков число субъектов власти больше и они носят более структурированный и иерархизированный характер. Так, вершину пирамиды обычно занимает президент. Кроме него, политики выделяли администрацию президента, правительство, губернаторов, Думу, судебную власть и значительно чаще называли группы влияния, олигархов и «теневые структуры», «братков», мафию, что говорит о большем значении этих субъектов для процесса принятия важнейших политических решений. Значительно реже назывались чиновники силовые органы власти, прокуратура и местные власти. Лишь одно изображение носит персонифицированный характер, на нем показаны
. Ельцин, Волошин, Путин, «Семья» и региональные лидеры, но большинство политиков предпочитали показывать те или иные структуры. Активность/пассивность. Более 40% обычных граждан воспринимали власть как пассивную и нединамичную. В свою очередь активной власть считали 22,5%. Причем активность власти связывалась с различными поездками и приемами тех, кто стоит у власти, с публичными выступлениями или с внутриэлитной борьбой за достижение власти, при этом обычных людей эта активность абсолютно не касается, власть использует их как винтики для достижения своих целей. Кроме того, ряд респондентов-москвичей отмечают, что если власть начинает действовать, то чаще всего это связано не с ней, а с некоторыми внешними обстоятельствами. Этот же мотив присутствует и у политиков, но выражен в меньшей степени. Большинство политиков оценивало власть скорее нейтрально, ни как активную, ни как пассивную. При этом активность власти у политиков связывалась с внутриэлитной борьбой за достижение власти и функциональными обязанностями — работой как самой власти, так и ее отдельных институтов. В изображениях других власть изображалась довольно нединамично. При этом как обычные люди, так и полити
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.176.167 (0.018 с.) |