Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение вербальных и визуальных образов власти

Поиск

Из анализа полученных вербальных и визуальных образов власти мы можем сделать вывод, что власть воспринимается на обоих этих уровнях по-разному.

1. Привлекательность. Если на вербальном уровне власть воспри­нимается привлекательно или нейтрально, то на визуальном мы видим совсем другую картину. Лишь у саратовских опрошенных власть воспри­нимается нейтрально, у москвичей она не просто крайне несимпатична, но и вызывает чувства тревоги и страха.

2. Простота—сложность. Если на вербальном уровне большинство полученных образов власти достаточно просты, то на визуальном мы имеем дело с более сложными, глубокими и неоднозначными образами власти. Она представляется сложной конструкцией с множеством функ­ций и оснований.

3. Четкость образа и наличие субъекта. По этому параметру вербаль­ные и визуальные образы власти достаточно похожи. Одной из главных
претензий к власти на современном этапе является ее неопределенность и
размытость, отсутствие ярко выраженного субъекта, причем на бессозна­тельном (невербальном) уровне это выражено сильнее, теневой характер
власти вызывает у ряда опрошенных настороженность и опасения.

4. Качества власти. По ряду критериев вербальные и визуальные
образы власти довольно похожи. Так, и в вербальных, и в визуальных
образах одно из ярко выраженных качеств власти — сила. Но если на
вербальном уровне она оценивается гражданами положительно, то на
визуальном сильная и агрессивная власть, с одной стороны, оценивается
позитивно, с другой — ряд респондентов ощущает бессознательный страх
перед этой силой и агрессивностью, которая может и поглотить, что
особенно выражено у московских опрошенных. У опрошенных саратов­цев власть выглядит скорее нейтрально, ей не приписываются такие
качества, как сила и агрессивность, скорее она, с одной стороны, более
размыта и нечетка, с другой — более функциональна.

5. Еще одним важным параметром восприятия власти как на вербаль­ном, так и на визуальном уровне является ее моральная ось. И хотя встречается ряд упоминаний, что власть стала ближе к людям, но боль­шинство и на вербальном, и на визуальном уровне упрекают ее в жад­ности, коррупции, в том, что она очень отдалена от интересов про­стых людей и просто использует их для своих целей. Саратовцы более критичны, у них власть обвиняется в стремлении подмять все под себя, захватить, у них часто встречаются образы имущая власть и неимущие, вымирающие граждане.

6. Кроме того, в вербальных образах отмечается такое качество вла­сти, как стабильность, которая оценивается амбивалентно. С одной сто-


роны, респонденты отмечают, что власть стала более устойчивой, ста­бильной, обеспечивает порядок, с другой — существенно большее число говорит о бардаке, беспределе, неразберихе, анархии или просто отмеча­ет, что власти нет. Хотя по сравнению с властью в период правления Ельцина таких высказываний стало существенно меньше. Позитивно воспринимаются деловые качества власти, у наших опрошенных возни­кает впечатление, что власть что-то делает, хотя они затрудняются ска­зать, что именно. В визуальных образах также встречается изображение власти в виде символов (властная пирамида, деньги, государственные символы — флаги, орел, оружие, пятна нефти) и, кроме того, отмечается теневой характер власти: «власть — это не то, что кажется, а некая тем­ная сила, стоящая над политическими институтами».

7. Сравнивая вербальные и визуальные образы между собой, можно сказать, что по ряду критериев они совпадают, в большей части они рассогласованы. Возникает вопрос, чему верить больше. В качестве ги­потезы можно предположить, что в более стабильных, устойчивых обще­ствах скорее можно верить вербальным характеристикам, в нашей стра­не с неустойчивыми ценностями и отношением к власти невербальные характеристики показывают более глубинное и устойчивое отношение к власти, вербальные же характеристики связаны с социально одобряемым поведением и влиянием СМИ.

Примечания

1 Фоломеееа Т. В., Цехоня О. С. Проективные тесты в исследовании потребитель­
ского поведения // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. С. 73-79.

2 Батов В. И. Психологический анализ детского рисунка на тему чернобыльской
трагедии // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 26-32.

3 Головин Н. А., Сибирев В. А. Дети и выборы в Государственную Думу: Форми­
рование базовых политических установок // Журнал социологии и социальной антро­
пологии. 2001. № 4. С. 116-134.

4 Фоломеееа Т. В., Бартенева О. М. Опыт применения проективной методики
«Психологический рисунок в исследовании восприятия социальных объектов» // Ве­
стник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.

5 См.: Фоломеееа Т. В., Бартенева О. М. Указ. соч.

6 См.: Шестопал Е. Б. Психология восприятия власти." М.: ИНО-Центр, 2002.
Гл. 1.

7 Вербальный текст анализировался только у обычных граждан, поскольку у
политиков были только картинки.


 

 


 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.006 с.)