Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи и методология изучения образов лидеровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Так же как в исследовании образов власти, а возможно, даже в большей степени, изучение образов реально действующих политиков требует от исследователей поиска методологии, позволяющей учесть не только рациональные, но и неосознаваемые уровни восприятия лидеров. Здесь подводных камней даже больше,, если учесть, что в нашей политической культуре лидерство до сих пор сохраняет некий оттенок сакральности. Так, мы нередко получали отказы респондентов, особенно старшего возраста, дать ассоциации лидера с тем или иным животным или запахом, что воспринималось ими как нечто неприличное в отношении «такого большого начальника». Другая проблема возникает в отношении достоверности ответов, полученных на основе вопросов, заданных «в лоб», вроде вопроса: «Если выборы будут завтра, будете ли вы голосовать за X.?» Такие вопр осы, которые регулярно задаются гражданам в ходе избирательных кампаний, не могут служить достаточным основанием для прогнозирования реального электорального поведения. Мы высказывали убеждение, что подобная информация об электоральных предпочтениях носит рациональный, а точнее рационализированный характер, между тем как электоральный выбор основан наряду с рациональными и на неосознаваемых установках. Методология исследования, которую мы разработали, была направлена прежде всего на возможность улавливания именно этого слоя реакций избирателей, многие из которых складываются задолго до выборе8. * Образы российской власти от Ельцина до Путина / Под ред. Е. Б. Шестопал М.: РОССПЭН, 2008. Гл. 8. Таким образом, в своей методологии мы исходили из того, что нам необходим инструментарий, который позволил бы, с одной стороны, выявить «идеальный прототип» российских лидеров, зафиксировав предпочтения граждан на рациональном уровне. С другой стороны, мы искали способ измерить их неосознаваемые установки на лидеров. Нам представляется оптимальным двухступенчатый анализ: вначале анализ данных рационального и бессознательного уровней, а затем сравнение их между собой. При этом если есть рассогласование этих двух рядов данных, то его можно интерпретировать как определенную неконгруэнтность образа, что может стать барьером восприятия и неблагоприятно для лидера. Для исследования лидеров мы также соединили количественные и качественные методы, делая акцент на качественных. Сразу оговоримся: мы не ставили перед собой задачу получения эмпирических данных, репрезентативных для всей страны. Не было у нас и задачи выявить специфику восприятия в отдельных регионах. При построении выборки мы исходили из стандартов, принятых для качественных исследований. Так, для получения достаточно надежной информации нам было достаточно получить не менее 20 интервью по одному политику. Как правило, мы значительно перекрывали эту цифру для надежности. Выборка была при этом сбалансирована по полу, возрасту, образованию, а в ряде исследований мы включали такое основание, как различие респондентов по их политическим предпочтениям (левые—правые). На разных этапах нами было получено разное количество интервью: I 1993 г. — 200 интервью; ' 1996 г., апрель — 240 интервью; 1996 г., сентябрь — 240 интервью; 1997 г., март — 240 интервью; \ 1998 г., февраль — 300 интервью; 1998 г., октябрь — 100 интервью; I 1999 г., ноябрь — 240 интервью; 2000 г., март — 140 интервью; 2000 г., октябрь — 210 интервью; р 2001 г., сентябрь — 80 интервью; 2003 г. — 640 интервью; 2006 г. — 240 интервью. При этом исследования по преимуществу проводились в Москве, но также в Иркутске, Смоленске, Иванове, Владимире, Воронеже, Томске, Новгороде Великом, Ростове, Саратове, Калининграде, Челябинске, Уфе, Кемерове, Дагестане и ряде других регионов. Процедура исследования представляла собой проведение фокусированных интервью с предъявлением респонденту последовательно трех черно-белых фотографий политиков. Выбор визуальных в отличие от вербальных стимулов (когда называется лишь фамилия политика) представляется нам более эффективным для наших задач методом, так как позволяет получить ответы даже в том случае, если респондент не узнает политика, но может ответить на вопросы о том, что ему в данном человеке нравится или не нравится, и дать ассоциации. Кроме того, мы исходим из того, что большая часть информации о политиках в настоящее время приходит к гражданам по телевизионным каналам и имеет визуальный характер. Необходимость работы именно с тремя объектами обусловлена тем что респонденту необходимо время для того, чтобы освоиться с методикой, и нередко в конце исследования мы просили дать сравнительные характеристики всех трех политиков. Выбор фотографий был достаточно сложной задачей. Мы работали с фотопортретами, выполненными профессиональными фотожурналистами, в которых сочетались репортерская точность изображения с фиксацией характерных деталей личности политика. При этом мы отбраковывали те фотографии, в которых содержались «подсказки» в виде некоторой карикатурности изображения и выпячивания отдельных деталей в виде излишней полноты фигуранта или особенностей прически и т.п. Главными критериями отбора были узнаваемость политика и то, что наш соавтор М. Новикова-Грунд называла системой «дифференциальных признаков» политика, отличающих его от других в восприятии граждан1. Черно-белый характер изображения диктовался использованием ассоциаций с цветом. Нам необходим был стимульный материал, который не оказывал бы на восприятие дополнительного воздействия. Использование фокусированного интервью с каждым респондентом по отдельности в отличие от обсуждения в фокус-группе обеспечивало максимально индивидуализированные ответы респондентов, на которых не оказывало давление групповое мнение. Объекты оценки были выбраны из списка, который содержал на разных этапах и повторяющиеся фамилии (так, на протяжении всех этапов исследования в список включались 5-6 ведущих политических лидеров, в том числе президент Ельцин, лидеры крупных партий, председатель правительства), и новые фигуры, добавлявшиеся в силу изменения политической конъюнктуры. В общей сложности были получены данные по более чем тридцати политикам на всех этапах исследования. Наряду с российскими политиками — президентами, кандидатами в президенты, депутатами Думы, лидерами партий, губернаторами — для сравнения были исследованы образы украинского и белорусского президентов, а также президента США Дж. У.Буша и французского премьера Ж. Ширака. В соответствии с нашей методологией мы включили в опросник 2 типа вопросов: первый был направлен на фиксацию рациональных оценок политиков. Этот тип вопросов выявлял узнаваемость лидера, намерение голосовать за него, то, что в нем нравится и что не нравится, а также, зачем, по мнению респондента, данному политику нужна власть. Второй блок вопросов фиксировал ассоциации с животным, цветом,.запахом, литературным героем2. Обработка материалов велась как с помощью шкалирования оценок.респондентами личностных качеств лидеров, так и с помощью политико-психологического анализа высказываний отдельных респондентов с последующим выделением рациональных и бессознательных уровней в их •оценках властных фигур. Нами были построены три основные шкалы восприятия личностных качеств политиков. По шкале привлекательность — непривлекательность политика выявляются повторяемость, знак и соотношение положительных и отрицательных качеств, доля отрицательных и положительных оценок по отношению к общему числу названных качеств. По объекту оценок выделяются: ■ внешность (одежда, манера поведения) и телесные характеристики (здоровье—болезнь, конституция, полнота—худощавость, вредные привычки, маскулинность—фемининность, возраст, темперамент, физическая привлекательность); ■ морально-психологические особенности (характер, отдельные черты личности, речевые обороты и этические оценки политика); ■ чисто политические, профессиональные и деловые качества (политические ориентации, организаторские способности, лидерский потенциал). По шкале сила — слабость выявляется доминирующая тенденция ^приписывания силы и/или слабости в отношении внешности, телесных характеристик, психологических особенностей, моральных качеств, политических и деловых качеств. Так же оцениваются и полученные бессознательные ассоциации. Шкала активность — пассивность имеет отношение к исполнению властных полномочий, к внешним проявлениям, к тем образам, с которыми респонденты ассоциируют политика. Эта шкала применялась по такой же схеме, как и две предыдущие: ответы кодировались, и подсчи-тывалось процентное их отношение к числу всех ответов по данному политику. После кодирования ответов респондентов и создания базы данных Результаты обрабатывались с помощью пакета статистической и социологической информации SPSS. Если исходить из того, что образы российских лидеров мы можем изучать и со стороны их собственно личностных проявлений, и со стороны их отражения в сознании рядовых граждан, то перед исследовате- лями встает вопрос о том, как соотнести эти отражения с реальными личностями. Здесь возникает две сложности методологического плана. Во-первых, как выявить подлинное, а не декларативное отношение граждан к лидерам. В России этот вопрос осложнен еще и тем, что респонденты бессознательно стремятся подстроиться к принятым в обществе «правильным» ответам, которых от них «ожидает» интервьюер. Во-вторых, возникает вопрос: какими показателями следует пользоваться, чтобы замерить подлинное отношение к лидерам, то, что в них нравится и что не нравится? Ответ на первый вопрос мы видим в том, чтобы помимо собственно рациональных оценок и мнений по возможности учесть бессознательные реакции граждан на личности лидеров. В поиске же адекватных показателей подлинного отношения к лидерам мы исходили из ряда теоретических положений. Так, нас интересовала не личность лидера как таковая во всех ее человеческих проявлениях, а публичная сторона личности политика, т.е. те аспекты поведения лидеров, о которых могут судить и эксперты, и неспециалисты. Это сужает поле исследования до наблюдаемого поведения. Объектом же исследования выступает не столько сам политик, сколько его публичный образ. Исследование этого образа проводится через его восприятие гражданами, т.е. имеет отраженный характер. Как показали наши предыдущие исследования3, это отражение в целом носит вполне адекватный характер. Несмотря на то что формирование образа политика в сознании граждан не основано на четкой и полной информации рационального характера, они тем не менее обладают психологически точным инструментом для прочтения образа политического лидера, позволяющего им сделать если не полностью рациональный, то во всяком случае эмоционально приемлемый для них выбор. Не менее важен вопрос о том, есть ли у граждан свой набор требований, а значит, и набор ожиданий, в отношении политиков, исполняющих разные политические роли. Каким должен быть губернатор, президент, депутат, мэр, министр? Если мы измеряем интеллект в психологических тестах, то знаем, каким должно быть значение коэффициента интеллекта, чтобы человека не считать дебилом или, напротив, считать гением. А вот какими должны быть показатели восприятия политика как компетентного, честного или внешне привлекательного, отличаются ли по этим параметрам президент, губернатор, мэр и т.д., мы пока не знаем. Этот вопрос возникает именно потому, что психолог, когда он использует тест, знает нормативы. А политические психологи или социологи пока оценивают свой объект «на глазок». В случае если мы интерпретируем полученные данные как замеры образов политиков в массовом сознании, возникает не менее сложная проблема интерпретации, касающаяся природы тех сдвигов, которые наблюдаются в оценках политиков. Проводя такого рода измерения в течение нескольких лет, мы фиксировали отклонения в количественных значениях тех или иных оценок личности практически у всех ведущих политических деятелей. Социологические опросы, проводимые ФОМом, ВЦИОМом и другими службами изучения общественного мнения, также доказывают перепады в оценках одного и того же качества у политика в динамике. Совершенно неясно, как эти сдвиги оценивать. Ведь в редких случаях сами политики давали для этого повод.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.73 (0.012 с.) |