Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные гипотезы исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выскажем некоторые исходные предположения, из которых мы исходили при постановке задач исследования. Мы предположили, что: ■ существует расхождение между установками на политиков и электоральным выбором, о чем свидетельствует отличие данных социологических опросов от результатов голосования на всех выборах начиная с 1993 г. Одной из причин такого рассогласования является противоречие между социально одобряемой в данный момент системой ценностей и подлинными предпочтениями избирателей; ■ социально одобряемая система ценностей находит свое выражение в определенном наборе требований к политическому лидеру: он должен быть «компетентным», «честным», «умным» и пр. Идеальный лидер должен соответствовать ожиданиям избирателей по ряду психологических параметров, среди которых обязательно присутствуют привлекательность (как внешняя, так и моральная, политическая, профессиональная), личностная сила и активность; в реальности выбор того или иного претендента избирателями базируется на иной системе ценностей, которая не осознается, так как не соответствует общепринятым ценностям. В таком случае подлинные ценности, служащие основой выбора, нередко не осознаются самим избирателем и носят иррациональный характер, что отражается на восприятии политических лидеров, опосредуемом этими «скрытыми ценностями». В таком случае ответы респондентов на прямые вопросы об их предпочтениях и намерении голосовать могут не соответствовать реальности и не работают как надежный инструмент прогноза. Их необходимо дополнить исследованием бессознательных установок с заложенной в них системой ценностей респондентов, которая им может ощущаться как «неправильная» с точки зрения принятых норм. Так, например, никто из респондентов не признается, что ему нравит-
ся не очень умный, зато очень агрессивный политик. Но на вопрос о том, проголосует ли он за политика X., на деле обладающего такими характеристиками, респондент дает позитивный ответ который не может рационально объяснить; ■ иррациональность принятия решения о голосовании за того или иного политика имеет своим источником также и неясность об-раза политика, недостаточно выпуклые характеристики сигналов посылаемых политиком своим избирателям и улавливаемых ими как противоречивые и несогласующиеся системы сообщений; ■ в ситуации расхождения эмоциональных и когнитивных компонентов установки респонденты в электоральном поведении будут руководствоваться не столько рациональным выбором, сколько эмоциональными предпочтениями, основанными на восприятии таких параметров образа политика, как привлекательность, сила и активность кандидата; ■ несмотря на то что принятие решения о голосовании не основано на четкой и полной информации рационального характера, независимо от уровня политических знаний, возраста, пола и образовательного уровня обычные граждане обладают тем не менее психологически точным инструментом для прочтения образа политического лидера, позволяющего им сделать если не рационально выверенный, то во всяком случае эмоционально приемлемый для них выбор кандидата. Наряду с политико-психологическим анализом ответов респондентов участники исследования проводили лингвистический анализ их ответов о видении того или иного политического лидера. В лингвистическом анализе мы исходили из того, что: ■ ответы респондентов представляют собой единый текст, в структуре которого помимо рационального, осознанного автором высказывания уровня имеются один или несколько уровней нереги-стрируемых им сообщений, которые подчас оказываются наиболее информативными. Анализируя ответы о положительных или отрицательных качествах того или иного лидера как единый текст, можно выявить как социально одобряемый, так и недекларируе-мыйнабор качеств, которые, по мнению респондентов, должны (не должны) быть у лидера; ■ ассоциации респондентов в отношении каждого лидера выстраиваются в связный метафорический ряд. Для лингвистического анализа были выбраны только ассоциации с животными, большая часть из которых фигурирует в индоевропейской и общеславянской мифологии. Рефлексами этой мифологии являются народные сказки, паремии, приметы, а также живой современны11 фольклор (в частности анекдоты, как правило, политические или с политическими аллюзиями). I Мы исходим из предположения, что для респондентов—носителей русского языка естественно было почерпнуть метафорические образы из мифологического резервуара. При этом даже если респондент не знаком конкретными мифологическими репрезентациями образа того или иного животного, они непременно присутствуют в его ассоциациях. Не прибегая к гипотезе коллективного бессознательного, это можно мотивировать воздействием культурного дискурса: мифологическая конкретика поступает из сказок, слышанных в детстве (о чем взрослый может и не помнить); из пословиц и поговорок, из устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. В нашу непосредственную задачу входило: а) выявить в «рациональных» ответах содержащиеся в них скрытые б) выявить в «ассоциативных» ответах скрытые сообщения о том, в) сравнить оба результата. При интерпретации полученных данных мы исходим из следующих теоретических посылок. 1. Оценки гражданами политиков дают нам материал как о полити-«ах, их личностных и политических качествах, составляющих имидж, так и о массовых ожиданиях в отношении лидеров, т.е. о гражданах,формирующих тот идеальный прототип лидера, соответствие которому необходимо любому политику для эффективной деятельности. 2. Доверие, симпатия и другие позитивные чувства возникают у граждан тогда, когда процесс коммуникации между лидером и его последователями происходит достаточно гладко. В случае если в этом процессе Возникают барьеры, затрудняющие коммуникацию, причины следует искать либо в самом политике, неприемлемости его позиций, либо в том, что он Не может удовлетворить имеющиеся в массовом сознании потребности и ожидания, либо в неясности посылаемого им сообщения. 3. Работа с полученными высказываниями граждан о том или ином Лидере предполагает как прямой анализ этих высказываний с точки зрения содержания оценок (рациональный уровень), так и поиск скрытых (как от исследователя, так и нередко от самого респондента) бессознательных критериев этих оценок. Мы исходим из гипотезы, что в высказываниях респондентов содержится многослойная информация об их отношении к политикам. Верхний слой составляют осознаваемые рациональные характеристики. Для их интерпретации мы используем простые шкалы, исходящие из осгудовской трехчленной структуры личности (Привлекательность. Сила. Активность). При этом привлекательность подразделяется на: ■ оценки внешности, понимаемой прежде всего как манера поведения, стиль межличностных отношений; ■ оценки соматических характеристик; ■ оценки психологических качеств, политических, деловых и моральных аспектов образа. В рациональных оценках также содержится и более глубокий слой. Его выявление требует текстуального анализа высказываний, чтобы выявить скрытые за ними неудовлетворенные потребности, пресуппозиции, идеальные прототипы, с которыми респонденты сопоставляют реального политика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.006 с.) |