Раздел IV. Статистика финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Статистика финансов



 

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Статистика финансов является отраслью социально-экономической статистики. Предметом ее изучения является количественный и качественный анализ финансово-денежных отношений, возникающих в процессе воспроизводства.

В круг решаемых статистикой финансов задач входят:

• разработка методологии и организация статистического наблюдения за финансовыми ресурсами, включая разработку форм отчетности для финансово-кредитных учреждений, предприятий и организаций;

• проведение специальных балансовых расчетов;

• выбор методов статистической обработки информации;

• разработка системы публикаций.

Статистика финансов занимается количественной характеристикой процессов и явлений, происходящих в финансовой системе – системе форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В условиях перехода экономики к рыночным отношениям усилилась роль статистики финансов. Это вызвано коренными изменениями состояния финансовой сферы в переходной экономике по сравнению с централизованной экономикой – развитием финансовых рынков, изменением роли и функций Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, переходом предприятий на рыночные принципы функционирования.

Статистика финансов располагает научно обоснованной системой статистических показателей, характеризующих изменения, происходящие в финансовой системе.

Перед статистикой финансов в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности и в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах» встает задача ее адаптации к новому этапу совершенствования бухгалтерского учета и отчетности.

Для решения этой задачи планируется:

• проведение анализа российской системы показателей, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций;

• формирование национальной системы финансовых статистических показателей и разработка методологии их учета в соответствии с принципами международных стандартов финансовой отчетности в целях обеспечения международных сопоставлений;

• адаптация новой системы показателей, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций, к потребностям системы национальных счетов;

• совершенствование системы статистического наблюдения по мере внедрения международных стандартов финансовой отчетности в российскую практику бухгалтерского учета.

Повышается актуальность использования данных бухгалтерской отчетности организаций для формирования качественной информационной основы при проведении статистических наблюдений. Использование в полной мере сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности организаций, для формирования учетной базы хозяйствующих субъектов в составе статистического регистра позволит повысить достоверность разрабатываемой официальной статистической информации.

Наряду с использованием бухгалтерской отчетности организаций развитие статистики финансов предусматривает расширение статистических показателей, позволяющих более детально анализировать финансово-хозяйственную деятельность организаций.

В условиях завершения перехода российской экономики на рыночные отношения возникает необходимость создания информационных фондов, характеризующих финансовые связи организаций, получающих прямые иностранные инвестиции, что позволит осуществлять оценку фактического влияния иностранного капитала на экономику России и получать на постоянной основе необходимую информацию об эффективности его движения внутри страны. Это соответствует потребностям Центробанка России при разработке платежного баланса страны.

В настоящее время наряду с отчетностью, характеризующей отдельные аспекты статистики финансов и представляемой в Федеральную службу государственной статистики, осуществляется сбор и обработка статистической информации по формам федерального государственного статистического наблюдения. При этом отмечается дублирование информации и неполный охват состояния финансов в государстве. В целях совершенствования системы статистических показателей и создания единой информационной базы по статистике финансов предполагается разработать методологию создания единой системы показателей статистики финансов на основе бюджетной классификации Российской Федерации.

Глава 21. Статистика цен

21.1. Сущность цены и ее виды

Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.

Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления цен под общественно необходимыми затратами понимаются затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет.

Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

Учетная функция позволяет оценить затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи.

При переходе к рыночной экономике цена выполняет функцию учета спроса и предложения.

В условиях рыночных отношений в экономике в основе формирования уровней цен, их изменения во времени лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости или отклонения ее от величины стоимости зависит от степени влияния на цену спроса и предложения товаров, от возможностей государственного регулирования цены, от социальных факторов, количества бумажных денег в обращении. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цены. Увеличение спроса приводит к превышению цены над стоимостью, а увеличение предложения – к отклонению ее ниже стоимости. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Все иные цены называются неравновесными.

Цена равновесия является частным случаем ценообразования и устанавливается на рынке на короткое время. Через некоторое время она меняется. Равновесная цена стимулирует изготовителя к повышению качества и расширению ассортимента необходимых рынку товаров.

Становление рыночной экономики сопряжено с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных) цен.

Свободная цена рыночная цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободная цена включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам народного потребления учитывает также сумму акциза по установленным ставкам.

Государственные цены – цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

Государственные цены подразделяются на цены фиксированные, регулируемые и предельные.

Фиксированная цена – твердо установленная государством цена (тарифы на электроэнергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на прокат из драгоценных металлов и сплавов, лом и отходы из них; цены на алмазное сырье, драгоценные, полудрагоценные, синтетические и искусственные камни и изделия из них). Как правило, фиксированные цены приводятся в прейскурантах.

Регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения)). Особый порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов установлен с 1992 г.

– Предельная цена – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.). Цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы (промышленность, сельское хозяйство, население) подразделяются на оптовые (закупочные), цены производителей и розничные.

Оптовая цена – цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями (оптом). Оптовые цены могут быть свободными и государственными. Закупочная цена – вид оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке. Закупочные цены являются свободными, они дифференцируются от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка.

Цена производителя – цена, получаемая производителем за реализацию товаров (оказание услуг). Формируется обычно как цена франко-станция отправления (т.е. без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает в себя налог на добавленную стоимость и дотации.

В условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения (соответствие индекса потребительских цен международным стандартам является важнейшим критерием при его формировании).

Одним из важнейших элементов, определяющих точность расчета индексов цен, является объективно сформированная выборочная совокупность базовых организаций, в которых осуществляется регистрация цен, а также отбор товаров-представителей. В частности, для расчета индекса потребительских цен проблемой остается определение показателей весов индексных переменных, которые должны соответствовать структуре потребительских расходов населения, что влияет на точность расчета индекса.

Важными вопросами, решение которых предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», являются:

• разработка методологии и проведение расчетов индексов цен и средних цен на услуги жилищного-коммунального хозяйства для всех категорий потребителей и по отдельным потребителям;

• совершенствование методологии статистики цен грузового транспорта, в том числе железнодорожного и трубопроводного;

• повышение точности расчетов индексов цен и средних цен на продукцию сельского хозяйства;

• расширение статистического наблюдения за ценами на подакцизные товары;

• совершенствование методологии обследования цен производителей и цен приобретения топливно-энергетических ресурсов, в том числе для отдельных категорий потребителей.

Важнейшим направлением модернизации статистики цен является реализация международных стандартов.

Предполагается разработка концепции и методологии расчета индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социально-экономическим показателем. Актуальность его построения на этапе реформирования государственной статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения (в части денежных и натуральных социальных льгот).

Существуют проблемы, связанные с расчетом показателей базовой инфляции.

Особое внимание будет уделено совершенствованию мониторинга цен производителей сельскохозяйственной продукции, цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, а также потребительских цен на продовольственные товары, что позволит выявить степень влияния отдельных участников рынка на уровень и динамику цен конечной продукции.

Статистическое изучение цен

 

Статистическое изучение цен направлено на то, чтобы измерить их уровни в разрезе определенных товарных групп, выразить структурные различия этих уровней и показать их динамику. При этом широко используются средние величины и индексный метод.

Цены меняются непрерывно, что-то дорожает, что-то дешевеет; да и величины, на которые увеличиваются или уменьшаются цены, также различны. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, на какую величину возросли или упали цены, необходимо знать их средние величины: средние цены и средние изменения цен.

Средняя цена средний уровень цены отдельного товара или совокупности качественно однородных товаров. Средняя цена отдельного товара исчисляется за определенный период времени (в случаях, когда в течение периода менялись цены), по территории (при различии в уровне цен в отдельных территориальных пунктах), по всему объему продаж данного товара (если реализация его в различных формах торговли производится по неодинаковым ценам). Величина средней цены в этих случаях определяется как уровнем цен, так и соотношением объемов реализации товара по розничным ценам. Поэтому она определяется, как правило, по формуле средней арифметической взвешенной – при наличии данных о продаже в натуральном измерении и по формуле средней гармонической взвешенной если данные представлены в стоимостном выражении.

Только в отдельных случаях допускается определение средней цены, как простой средней арифметической (например, при расчете рыночных средних цен за месяц).

Пространственное и временное сопоставление средних уровней цен позволяет судить о региональных различиях цен и динамике цен.

Для изучения вариации (дифференциации) цен используются традиционные методы анализа, основанные на вычислении таких показателей, как размах вариации, среднее линейное отключение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. (Методы их расчета и решение типовой задачи рассмотрены в главе 5.)

Если на основе фактических данных установлен факторный признак (например, увеличение доходов населения), влияющий на уровень цен, то анализ ее вариаций дополняется расчетом эмпирического коэффициента эластичности А. Маршалла:

 

 

где ∆х, ∆ р – абсолютные приросты факторного признака и цены соответственно;

х, р – базовые значения факторного признака и цены соответственно.

Эмпирический коэффициент эластичности отражает процентные изменения цены в результате увеличения факторного признака на 1%.

Система средних цен широко используется для сравнения цен на однородную продукцию. Для определения динамики цен однородной продукции исчисляется индекс цен переменного состава:

 

 

где q, p – объемы продукции и цены на нее в отчетном и базисном периодах соответственно;

pq – выручка от продажи, или товарооборот.

Этот индекс испытывает на себе не только влияние конкретных цен, но и структуры продукции. Чтобы изучить структурные особенности цен, исчисляется индекс структурных сдвигов:

 

 

Деление индекса переменного состава на индекс структурных сдвигов дает индекс цен постоянного состава, или обычный агрегатный индекс цен:

 

 

При статистическом изучении цен часто качественно разнородные по своему потребительскому назначению товары объединяются в совокупность, обладающую новым качеством. В таких случаях средняя цена теряет свое реальное значение, и статистический анализ направлен на характеристику пространственного или временного изменения цен без использования средней. Достигается это при помощи агрегатных индексов цен:

 

 

Аппарат индексного метода, позволяющий осуществлять анализ обобщающего показателя – цены, должен дополняться анализом факторов, влияющих на уровень цен. (Применение этих индексов и их модификаций были рассмотрены в главе 8.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.038 с.)