Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уральский Финансово-Юридический институт

Поиск

Уральский Финансово-Юридический институт

 

 

 

 

 

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПРЕДПРИЯТИЙ)

Программа учебной дисциплины для студентов

специальности «Финансы и кредит»

всех форм обучения

 

Утверждаю

Проректор по учебной части

____________А.В. Томилова

 

Екатеринбург 2007 г.


Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

НОУ «Уральский Финансово-Юридический институт»

 

Составитель: А.М. Мельнов

 

Рецензент: Т.С. Орлова

 

 

ã Уральский Финансово-Юридический институт ___________________________________________________________

2007 г.


 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.

Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Предприятия перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.

Финансы организаций (предприятий) представляют обширный раздел финансов в целом и являются одной из дисциплин специализации для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит». Принимая во внимание современные тенденции процесса обучения, обусловленные системными изменениями в национальной экономике, а также международные требования к специалистам в области финансов, содержание традиционного курса «Финансы предприятий» переработано и расширено. Курс «Финансы предприятий» базируется на комплексе знаний, приобретенных студентами ранее. При этом наиболее востребованными станут знания следующих дисциплин: бухгалтерский учет (отечественный и зарубежный), управленческий учет, экономический анализ, экономическая статистика, методы оптимизации и математические методы в экономике. Следует отметить, что, несмотря на взаимосвязь данной дисциплины с бухгалтерским учетом, предметом изучения финансов предприятий является экономическая, а не бухгалтерская модель фирмы. Кроме того, в рамках данного курса закладываются основы для изучения еще одной специальной дисциплины – «Организация и финансирование инвестиций».

Учитывая вышеизложенное, к задачам курса следует отнести:

· ознакомление студентов с фундаментальными концепциями современной теории финансов;

· освоение студентами современных количественных и качественных методов управления финансами предприятий и приобретение навыков их использования;

· формирование у студентов экономического мышления и навыков системного подхода к решению экономических проблем с учетом инфляционных процессов и рисков;

· умение ориентироваться в выборе обоснованной финансовой политики и стратегии предприятия.

Изучение дисциплины предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий и ситуационных семинаров, методика проведения которых основана на современной образовательной технологии (case study) – кейс-методе.

Отдельные вопросы дисциплины «Финансы организаций (предприятий) выносятся на самостоятельное изучение с использованием современной научной, научно-практической и методической литературы.

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» происходит в ходе решения ситуационных задач, промежуточный контроль – посредством тестирования (контрольных работ, рефератов), итоговый – по результатам экзамена.

 

 

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.1. Учебно-тематический план занятий на дневном отделении

Таблица 1.1.

Форма обучения – очная

  № п/п   Раздел, название темы Количество часов
  Всего В том числе
Лекции Практич. занятия Самост работа
  Маркетинг как рыночная концепция управления, его использование в условиях формирующегося рынка России         -  
  Методологические основы, методы маркетинговой деятельности и виды маркетинга     -  
  Современная концепция маркетинга, его функции     -  
  Стратегия маркетинга. Виды маркетинговых стратегий: эффективность маркетинга     -  
  Комплекс маркетинга. Особенности его применения в российской практике     -  
  Комплексное исследование рынка в системе маркетинга и его информационное обеспечение     -  
  Сегментация рынка. Виды клиентурных рынков     -  
  Конъюнктура рынка. Ценовая политика. Ценовые стратегии в маркетинге     -  
  Товародвижение в системе маркетинга. Формирование спроса и стимулирование сбыта     -  
  Итого:        

ПРОГРАММА КУРСА

РАЗДЕЛ I. Основы организации финансов предприятий

Тема 2. Затраты предприятий

Классификация денежных затрат предприятия исходя из экономического содержания: расходы, связанные с извлечением прибыли; расходы, не связанные с извлечением прибыли; принудительные расходы.

Затраты на производство и реализацию продукции. Распределение затрат по учетному признаку. Группировка затрат по способу отнесения их на единицу продукции постоянные и переменные расходы. Группировка затрат по степени однородности: элементные и комплексные.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Расчет нормы переменных затрат на единицу продукции. Влияние постоянных и переменных затрат на величину прибыли. Порог рентабельности. Сила воздействия производственного рычага. Смета затрат на производство. Определение оптимальной величины производственных запасов и наиболее экономического размера заказа (формула Уилсона).

 

Тема 4. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования

Экономическая сущность и функции прибыли. Связь между бухгалтерской и экономической прибылью. Значение прибыли в рыночной экономике. Функции прибыли.

Валовая прибыль и ее состав. Балансовая прибыль.

Планирование прибыли. Объект планирования прибыли. Алгоритм проектирования прибыли на базе бюджета.

Факторы роста прибыли. Понятие бюджетирования. Методическое обоснование бюджетного процесса. Распределение и использование прибыли на предприятии.

Рентабельность предприятия. Основные показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность текущих активов. Система показателей коэффициентов рентабельности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Сущность финансов предприятий.
  2. Финансовые отношения предприятий.
  3. Финансовые ресурсы предприятий: собственные и привлеченные.
  4. Финансовое планирование в условиях предприятий.
  5. Функции финансов предприятий.
  6. Основные факторы, оказывающие влияние на цены предприятий.
  7. Ценовая политика предприятия.
  8. Основные проблемы предприятий. Что производить? Как производить? Для чего производить? Пути их решения.
  9. Допустимый, критический и катастрофический риски предприятия.
  10. Формирование оптимальных производственных запасов.
  11. Экономическая диагностика в управлении финансами предприятия.
  12. Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования.
  13. Рентабельность предприятия, ее основные показатели, методы управления.
  14. Инвестиционная политика предприятия.
  15. Понятие портфеля ценных бумаг предприятия.
  16. Степень использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондонаруженность.
  17. Контролинг как механизм управления предприятием.
  18. Лизинг.
  19. Оценка финансового состояния предприятия.
  20. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
  21. Организация денежных расчетов на предприятии.
  22. Основной капитал предприятий, источники финансирования.
  23. Оборотный капитал предприятий, источники формирования, методы управления.
  24. Бизнес-план предприятия: порядок составления и использования в деятельности предприятия.
  25. Процедура банкротства предприятий, ее участники.
  26. Сущность и классификация капитала предприятия, основные принципы его формирования.
  27. Собственный и заемный капитал предприятия.
  28. Финансовое управление в условиях предприятия.
  29. Формирование структуры затрат на производство и реализацию продукции предприятия.
  30. Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия.
  31. Формы предпринимательской деятельности в РФ.
  32. Сущность финансово-промышленных групп, их преимущества и цели создания.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Финансовое планирование, как элемент хозяйственного управления.
  2. Бюджетирование, как основа внутрифирменного планирования.
  3. Организация и постановка бюджетирования.
  4. Методы оценки инвестиционного проекта.
  5. Дебиторская задолженность – неотъемлемый элемент управления оборотным капиталом.
  6. Основные пути и факторы повышения рентабельности активов.
  7. Анализ денежных потоков от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
  8. Финансовая стратегия развития предприятия. Бюджетирование и трансфертные цены.
  9. Банкротство предприятий (организаций).
  10. Предупреждение банкротства организаций.
  11. Возможности и правовые проблемы проведения финансового оздоровления в рамках процедуры банкротства.
  12. Как оценить финансовое состояние организации и угрозу банкротства.
  13. Методика расчета потребности в оборотных средствах.
  14. Кредитная политика, как инструмент стратегии организации.
  15. Стоимость чистых активов, как критерий финансовой устойчивости.
  16. Оценка величины собственных оборотных средств и чистых оборонных активов.
  17. Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств.
  18. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности.
  19. Бюджетирование: задачи и процедуры.
  20. Оценка финансовой устойчивости.
  21. Лизинг, как альтернатива кредита.
  22. Оценка эффективности лизинга.
  23. Лизинг, как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства.
  24. Лизинг: эффективный способ развития материально- технической базы организации.
  25. Управление дебиторской задолженностью организаций.
  26. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженностью организаций.
  27. Оборотный капитал. Методы управления оборотным капиталом.
  28. Сущность финансового капитала и его виды.
  29. Оценка стоимости капитала.
  30. Управление источниками финансирования капитала.
  31. Финансовые ресурсы: организации и источники их формирования.
  32. Понятие внеоборотных активов и их классификация.
  1. Амортизационная политика предприятий.
  2. Амортизация – источник воспроизводства основного капитала.
  3. Показатели эффективности использования основных средств.
  4. Управление движением денежных средств.
  5. Инвестиционная политика.
  6. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
  7. Критерии эффективности инвестиционных проектов и методы их оценки.
  8. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг.
  9. Определение доходности финансовых инструментов.
  10. Управление формированием портфеля ценных бумаг.
  11. Бизнес-планирование инвестиционных проектов.
  12. Экономическая сущность и классификация затрат для принятия решений и планирования.
  13. Затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  14. Финансовый анализ условий безубыточности при обосновании инвестиционных проектов.
  15. Доходы организаций, их классификация.
  16. Прибыль организации, ее содержание. Формирование и использование прибыли. Планирование прибыли.
  17. Основные направления финансовой политики на предприятии.
  18. Распределение прибыли и дивидендная политика предприятия.
  19. Финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью (платежеспособностью) организации.
  20. Структура затрат на производство и реализацию продукции на предприятии и ее влияние на основные финансовые результаты.
  21. Финансовое планирование на предприятиях: проблемы, пути совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.
  2. Ковалев А.П. Как оценить имущество предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
  3. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: Инжиниринго-консалтинговая компания ДеКА, 1996.
  4. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2001.
  5. Настольная книга финансиста: Практическое руководство для бухгалтеров и финансовых работников по налогам, ценным бумагам, правовой деятельности. / Под ред. В.Г. Панскова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999.
  6. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учебное пособие / МГИМО МИД РФ; под ред. проф. Е.А. Киселевой, проф. М.Н. Чепурина. Киров: Кировская областная типография, 1999.
  7. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: Расчет и риск. М.: Инфра-М, 1998.
  8. Финансы предприятий / Под ред. к.э.н. Е.И. Бородиной. М.: Банки и биржи. Издательское объединение ЮНИТИ, 1999.
  9. Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. Второе издание, переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ, 2001.
  10. Финансы предприятий (серия «Завтра экзамен»). – СПб: Питер, 2001.

 

Дополнительная

  1. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса / Пер. с англ. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.
  2. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997.
  4. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 1999.
  5. Росс Р. и др. Основы корпоративных финансов / Пер с англ. – М., 2000.
  6. Слепов В.А. Финансы и цены. – М.: ФПК Пресс, 1999.
  7. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности Т1 / Пер с англ. – СПб.: Экономическая школа, 2002.
  8. Ченг Ф., Ли Джозеф, И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ. – М.: «ИНФРА-М», 2000.

 

 


 

 

Уральский Финансово-Юридический институт

 

 

 

 

 

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПРЕДПРИЯТИЙ)

Программа учебной дисциплины для студентов

специальности «Финансы и кредит»

всех форм обучения

 

Утверждаю

Проректор по учебной части

____________А.В. Томилова

 

Екатеринбург 2007 г.


Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

НОУ «Уральский Финансово-Юридический институт»

 

Составитель: А.М. Мельнов

 

Рецензент: Т.С. Орлова

 

 

ã Уральский Финансово-Юридический институт ___________________________________________________________

2007 г.


 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.

Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Предприятия перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.

Финансы организаций (предприятий) представляют обширный раздел финансов в целом и являются одной из дисциплин специализации для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит». Принимая во внимание современные тенденции процесса обучения, обусловленные системными изменениями в национальной экономике, а также международные требования к специалистам в области финансов, содержание традиционного курса «Финансы предприятий» переработано и расширено. Курс «Финансы предприятий» базируется на комплексе знаний, приобретенных студентами ранее. При этом наиболее востребованными станут знания следующих дисциплин: бухгалтерский учет (отечественный и зарубежный), управленческий учет, экономический анализ, экономическая статистика, методы оптимизации и математические методы в экономике. Следует отметить, что, несмотря на взаимосвязь данной дисциплины с бухгалтерским учетом, предметом изучения финансов предприятий является экономическая, а не бухгалтерская модель фирмы. Кроме того, в рамках данного курса закладываются основы для изучения еще одной специальной дисциплины – «Организация и финансирование инвестиций».

Учитывая вышеизложенное, к задачам курса следует отнести:

· ознакомление студентов с фундаментальными концепциями современной теории финансов;

· освоение студентами современных количественных и качественных методов управления финансами предприятий и приобретение навыков их использования;

· формирование у студентов экономического мышления и навыков системного подхода к решению экономических проблем с учетом инфляционных процессов и рисков;

· умение ориентироваться в выборе обоснованной финансовой политики и стратегии предприятия.

Изучение дисциплины предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий и ситуационных семинаров, методика проведения которых основана на современной образовательной технологии (case study) – кейс-методе.

Отдельные вопросы дисциплины «Финансы организаций (предприятий) выносятся на самостоятельное изучение с использованием современной научной, научно-практической и методической литературы.

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» происходит в ходе решения ситуационных задач, промежуточный контроль – посредством тестирования (контрольных работ, рефератов), итоговый – по результатам экзамена.

 

 

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.1. Учебно-тематический план занятий на дневном отделении

Таблица 1.1.

Форма обучения – очная

  № п/п   Раздел, название темы Количество часов
  Всего В том числе
Лекции Практич. занятия Самост работа
  Маркетинг как рыночная концепция управления, его использование в условиях формирующегося рынка России         -  
  Методологические основы, методы маркетинговой деятельности и виды маркетинга     -  
  Современная концепция маркетинга, его функции     -  
  Стратегия маркетинга. Виды маркетинговых стратегий: эффективность маркетинга     -  
  Комплекс маркетинга. Особенности его применения в российской практике     -  
  Комплексное исследование рынка в системе маркетинга и его информационное обеспечение     -  
  Сегментация рынка. Виды клиентурных рынков     -  
  Конъюнктура рынка. Ценовая политика. Ценовые стратегии в маркетинге     -  
  Товародвижение в системе маркетинга. Формирование спроса и стимулирование сбыта     -  
  Итого:        

ПРОГРАММА КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.008 с.)