Понятия о линии и полюсе зацепления. Профилирование зубьев
Содержание книги
- Цели и задачи курса «детали машин», его связь с другими предметами
- Запишите условие, обеспечивающее жесткость работающей детали (вспомните из курса «Сопротивление материалов»).
- Краткие сведения о машиностроительных материалах и основах их выбора
- Основные кинематические и силовые отношения в передачах
- Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах
- Расчет на прочность цилиндрической фрикционной передачи
- Что является основной кинематической характеристикой вариатора? Дайте определение.
- Краткие сведения о методах изготовления зубчатых колес, их конструкциях, материалах
- Понятия о линии и полюсе зацепления. Профилирование зубьев
- Уточните основное условие для обеспечения постоянства передаточного числа зубчатой передачи.
- В каких случаях наблюдается подрезание зубьев?
- Расчет зубьев цилиндрической прямозубой передачи на изгиб
- Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность
- Последовательность проектировочного расчета цилиндрической прямозубой передачи
- Цилиндрические косозубые и шевронные зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения
- Конические зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения
- Зубчатые передачи с зацеплением Новикова. Устройство, основные геометрические соотношения
- Расчет передачи с зацеплением новикова на контактную прочность
- Волновые зубчатые передачи. Устройство передачи и расчет на прочность
- Устройство и назначение, достоинства и недостатки
- От чего зависит устойчивость винта?
- Какие из цилиндрических и конических зубчатых передач применяют для передачи вращения между валами, оси которых скрещиваются.
- Можно ли изготовить червяк из чугуна или бронзы.
- Последовательность проектировочного расчета червячных передач
- Конструкция и основные геометрические соотношения
- Геометрия передачи, кинематические соотношения и КПД плоскоременной передачи
- Основные геометрические соотношения и конструкции
- Основы теории расчета ременных передач. Силы и напряжения в ремнях, кривые скольжения и допускаемые полезные напряжения
- Что понимают под долговечностью ремня?
- Расчет клиноременной передачи на тяговую способность и долговечность
- Конструкции приводных цепей и звездочек
- Как определить среднее давление р в шарнире. Назовите параметры d и В.
- Валы, оси, шпоночные и шлицевые
- Испытывают ли оси деформацию кручения?
- Уточненный расчет валов (осей) на выносливость
- Расчет осей и валов на жесткость
- Шпоные и шлицевые (зубчатые) соединея. Соединения с натягом
- Ваше мнение: какой основной недостаток имеют зубчатые соединения.
- Штифтовые и профильные соединения
- Назначение, типы, область применения, разновидности конструкций подшипников скольжения и подпятников, материалы для их изготовления
- Работа подшипников скольжения при жидкостном режиме смазки и понятие об их расчете
- Общие сведения. Классификация и область применения
- Перечислите типы подшипников качения, относящихся к радиальным, ра-диально-упорным, упорным.
- Какого типа подшипники следует выбрать для редуктора с шевронными зубчатыми колесами? Почему?
- Способы повышения долговечности подшипниковых узлов
- Перечислите недостатки применения жидкого смазочного материала по сравнению с пластичным для подшипников качения.
- Передают ли жесткие и упругие муфты вибрации, толчки и удары?
- За счет чего происходит компенсация осевого, радиального и углового сме- щений в зубчатой муфте?
- Краткие сведения о выборе и расчете муфт
- Резьбовые, заклепочные, сварные
3.15. Для обеспечения нормальной работы пары зубчатых колес с по-:тоянным передаточным числом профили зубьев должны быть очерчены ~о кривым, подчиняющимся определенным законам. Эти законы вытекают из основной теоремы зацепления, сущность которой заключается в сле-гующем.
Пусть имеется пара зубчатых колес с центрами О1 и О2, вращающихся:эответственно с угловыми скоростями со, и со2. На рис. 3.18, а показаны г сложения, которые последовательно занимает пара сопряженных (эволь-нгнтных) зубьев в процессе их зацепления; прямую О1О2 называют межосе-еой линией зубчатой передачи. Проведем в точках касания зубьев К1, К2,
а) б)
Рис. 3.18. Элементы зубчатого зацепления
Кг,... общие нормали к профилям. Все эти нормали NN должны пересекать межосевую линию О1 О2 в постоянной точке Р. Эту точку называют полюсом зацепления; ее положение на межосевой линии определяется отношением угловых скоростей колес, т. е. их отношением:
.
Основную теорему зацепления можно сформулировать так: общая нормаль к профилям зубьев в точке их касания пересекает межосевую линию в точке Р, называемой полюсом зацепления и делящей межосевое расстояние не отрезки, обратно пропорционально угловым скоростям.
Следствие: для обеспечения постоянного передаточного отношения положение полюса Р на линии центров должно быть постоянным.
3.16. В процессе работы сопряженных (эвольвентных) профилей точка их касания все время перемещается по прямой NN. Эту прямую называют линией зацепления.
Место (точку) входа в зацепление и выхода из него сопряженных зубьев можно определить при следующем геометрическом построении.
Возьмем произвольное межосевое расстояние О1 О2 (рис. 3.18, г) и разделим его в произвольном отношении O2P/O1P = и. Радиусами О2Р и O1P проведем начальные окружности зубчатых колес через точку Р, касательную ТТ к этим окружностям и линию NN — нормаль к боковым поверхностям зубьев — под углом аω и касательной ТТ. Угол aω называют углом зацепления; в СНГ аω принят 20°.
Примем произвольную высоту головки зубьев и проведем радиусами. равными 1/2da1 и 1/2da2, окружности выступов зубчатых колес (высота головки зуба шестерни и колеса должна быть одинаковой). При направлении вращения колес, указанном на рисунке, зубья войдут в зацепление в точке А (точке пересечения нормали с окружностью выступов колеса) и выйду: из зацепления в точке В (точке пересечения нормали с окружностью выступов шестерни).
Все точки касания сопряженных зубьев будут лежать на участке АВ линии зацепления. Участок АВ называется рабочим участком линии зацепления.
Необходимое условие непрерывности зацепления: дуга зацепления должна быть больше шага. В противном случае при выходе из зацепления одной пары зубьев вторая пара еще не войдет.
Длина линии зацепления qa — отрезок линии зацепления, отсекаемы;: окружностями вершин зубьев сопряженных колес. Он определяет начало у. конец зацепления пары сопряженных зубьев. Длина зацепления — активная часть линии зацепления.
Коэффициент торцового перекрытия εa — отношение длины линии зацепления к шагу:
.
Рис. 3.19. Геометрические параметры зубчатой передачи
Можно ли увидеть на зубчатом колесе (рис. 3.19) линию зацепления NN и угол зацепления aw или это только теоретически представляемые геометрические элементы?
3.17. Полюс зацепления Р (см. рис. 3.18, б) сохраняет неизменное положение на линии центров 0102. Следовательно, радиусы 01Р (r1) и 02Р (r2) также неизменны. Окружности радиусов r1 и r2 называют начальными (делительными — см. шаг 3.13). При вращении зубчатых колес эти окружности перекатываются одна по другой без скольжения, о чем свидетельствует равенство их окружных скоростей ω1 r1 = ω2r2 (см. доказательство основной теоремы зацепления). Теоретически боковые поверхности зубьев (профили) могут быть очерчены любыми кривыми, удовлетворяющими основному закону зубчатого зацепления. Такие профили называют сопряженными. В современном машиностроении для построения сопряженных профилей применяют ограниченное число кривых.
|