Цели и задачи курса «детали машин», его связь с другими предметами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи курса «детали машин», его связь с другими предметами



Введение

 

Цели и задачи курса «Детали машин», его связь с другими предметами

 

0.1. Курс «Детали машин» является заключительным разделом дисцип­лины «Техническая механика», изучаемого в средних специальных учебных заведениях. Курс «Детали машин» является связующим звеном между обще­техническими и специальными дисциплинами. В пределах, предусмотрен­ных учебным планом и программой, в этом курсе изучаются основы расчета на прочность и жесткость деталей машин общего назначения, выбор мате­риалов, конструирование деталей с учетом технологии изготовления и экс­плуатации машин. Теоретические знания закрепляются курсовым проектом.

На каких предметах базируется курс «Детали машин»?

 

0.2. В предлагаемом учебном пособии рассмотрены теоретические ос­новы расчета и конструирования деталей и сборочных единиц (узлов) об­щего назначения. Изучаемые детали и узлы общего назначения делятся на три основные группы:

• детали соединений (болты, шпильки, винты и др.);

• механические передачи (зубчатые, червячные, винт-гайки, цепные, ременные, фрикционные и др.);

• детали иузлы передач (валы, подшипники, муфты и др.).

Детали и узлы, которые встречаются только в специальных типах ма­шин, называют деталями и узлами специального назначения (клапаны, поршни, шатуны, шпиндели станков и т. п.); их изучают в специальных кур­сах («Двигатели внутреннего сгорания», «Металлорежущие станки» и т. д.).

С учетом ранее изученных общетехнических дисциплин дайте определе­ние, что такое деталь.

 

0.3. Машина — механическое устройство, предназначенное для выполнения требуемой полезной работы, связанной с процессом производства или транс­портирования или же с процессом преобразования энергии, или информации.

Машину собирают из механизмов, деталей и узлов. Из ответа на вопрос, поставленный в шаге 0.2 (см. стр. 17), Вы знаете, что называется деталью.

Механизмом называется система подвижно соединенных тел, предна­значенная для преобразования движения одного или нескольких тел в це­лесообразные движения других тел (например, кривошипно-ползунный механизм, механические передачи и т. п.).

Узел — сборочная единица, которую можно собирать отдельно от изделия в целом, выполняющая определенную функцию в изделиях одного назначе-ния только совместно с другими составными частями изделия (муфты, подшипники качения и др.).

По характеру рабочего процесса и назначению машины можно разде­лить на три класса:

I класс — машины-двигатели, преобразующие тот или иной вид энергии в механическую работу (двигатели внутреннего сгорания, турбины и др.);

II класс — машины-преобразователи (генераторы), преобразующие ме­ханическую энергию (полученную от машины-двигателя) в другой вид энергий (например, электрические машины — генераторы тока);

III класс — машины-орудия (рабочие машины), использующие механи­ческую энергию, получаемую от машины-двигателя, для выполнения тех­нологического процесса, связанного с изменением свойств, состояния и формы обрабатываемого объекта (металлообрабатывающие станки, сель­скохозяйственные машины и др.), а также машины, предназначенные для выполнения транспортных операций (конвейеры, подъемные краны, насо­сы и т. д.). К этому же классу можно отнести машины, частично заменяю­щие интеллектуальную деятельность человека (например, ЭВМ).

По характеру рабочего процесса и назначению, к какому классу можно отнести такие машины, как компрессор, электродвигатель, пресс?

Основные направления в развитии машиностроения. Требования, предъявляемые к проектируемым машинам, узлам и деталям

При проектировании новых и модернизации старых машин, узлов и де­талей необходимо учитывать новейшие достижения в области науки и тех­ники.

0.4. Требования, предъявляемые к проектируемым машинам:

• увеличение мощности при тех же габаритных размерах;

• повышение скорости и производительности;

• повышение коэффициента полезного действия (КПД);

• автоматизация работы машин;

• использование стандартных деталей и типовых узлов;

• минимальная масса и низкая стоимость изготовления. Примеры реализации требований шага 0.4 в машиностроении.

1. Мощность одного электрогенератора Волховской электростанции, построенной в 1927 г., составляет 8000 кВт, Красноярской (1967 г.) — 508 000 кВт, т. е. увеличение мощности в 63 раза.

2. Сравните скорость самолетов сороковых годов со скоростью совре­менного сверхзвукового лайнера.

3. На железнодорожном транспорте паровозы, имевшие низкий КПД, заменены тепловозами и электровозами, КПД которых во много раз выше.

4. Комплексная автоматизация становится основой организации всех отраслей народного хозяйства. Созданы заводы-автоматы по изготовлению подшипников качения; контроль технологических процессов и управление производством механизируются и автоматизируются.

5. Любая машина (механизм) состоят из стандартных деталей и узлов (болтов, винтов, муфт и т. д.), что упрошает и удешевляет изготовление.

0.5. Основными требованиями, которым должны удовлетворять детали и узлы машин, являются:

• прочность (подробно см. шаг 0.6);

• износостойкость (см. шаг 0.8);

• жесткость (см. шаг 0.7);

• теплостойкость (см. шаг 0.9);

• виброустойчивость (см. шаг 0.10).

Дополнительные требования:

• коррозионная стойкость. Для предохранения от коррозии детали из­готовляют из коррозионно-стойкой стали, цветных металлов и спла­вов на их основе, биметаллов — металлических материалов, состоя­щих из двух слоев (например, из стали и цветного металла), а также применяют различные покрытия (анодирование, никелирование, хромирование, лужение, эмалирование и покрытие красками);

• снижение массы деталей. В самолетостроении и некоторых других отраслях промышленности выполнение этого требования является одной из главных расчетно-конструкторских задач;

• использование недефицитных и дешевых материалов. Это условие должно быть предметом особого внимания во всех случаях при про­ектировании деталей машин. Необходимо экономить цветные метал­лы и сплавы на их основе;

• простота изготовления и технологичность деталей и узлов должны быть предметом всемерного внимания;

• удобство эксплуатации. При проектировании необходимо стремить­ся, чтобы отдельные узлы и детали можно было снять или заменить без нарушения соединения смежных узлов. Все смазочные устройст­ва должны работать безотказно, а уплотнения — не пропускать мас­ла. Движущиеся детали, не заключенные в корпус машины, должны иметь ограждения для безопасности обслуживающего персонала;

• транспортабельность машин, узлов и деталей, т. е. возможность и удобство, их переноски и перевозки. Например, электродвигатели и редукторы должны иметь на корпусе рым-болт, за который их под­нимают при перемещении. Крупные детали, корпуса гидротурбин, статоры крупных генераторов электрического тока на месте изготов­ления выполняют из отдельных частей, а на месте установки собира­ют в одно целое;

• стандартизация имеет большое экономическое значение, так как обеспечивает высокое качество продукции, взаимозаменяемость де­талей и позволяет вести сборку в условиях серийного производства;

• красота форм. Оформление узлов и деталей, определяющих внешние очертания машины, должно быть красивым и отвечать требованиям художественного конструирования (дизайн). Формы наружных дета­лей для создания привлекательного их вида разрабатывают с участи­ем дизайнеров. Специально подбираются цвета для окраски;

• экономичность конструкции определяется широким использованием стандартных и унифицированных деталей и узлов, продуманным вы­бором материалов, проектированием деталей с учетом технологиче­ских возможностей изготовляющего их предприятия.

Перечислите требования, предъявляемые при проектировании деталей и узлов машин {запишите в конспект).

 

Уточните последовательность проверочного расчета.

 

Контрольная карточка 0.1

Вопрос Ответ Код
Укажите детали машин общего назначения Ротор Поршень Патрон токарного станка Клапан Детали общего назначения не пере­числены  
Из перечисленных деталей назовите детали, ко­торые относятся к группе детали-соединения Муфты Шпонки Заклепки Подшипники Валы  
Перечислите основные критерии работоспособ­ности деталей общего назначения Прочность Жесткость Долговечность Теплостойкость Виброустойчивость  
Как называется расчет, определяющий факти­ческие характеристики (параметры) детали Проектировочный расчет Проверочный расчет  
Определите табличным способом допускаемый коэффициент запаса прочности (материал дета­ли — высокопрочная сталь) 1,5-2,2 2,0-3,5 1,5-1,7  

 

 

Ответы на вопросы

0.1. Курс «Детали машин» базируется на предметах: математика, физи­ка, химия, технология конструкционных металлов, теоретическая механи­ка, сопротивление материалов, взаимозаменяемость, стандартизация и тех­нические измерения, черчение.

0.2. Деталью называют изделие из однородного материала, изготовлен­ную без применения сборочных операций (иногда деталью называют от­дельную, не подлежащую разборке элементарную часть машины, изготов­ленную из нескольких элементов, соединенных^сваркой, клепкой и т. п.).

0.3. По характеру рабочего процесса и назначению компрессор можно отнести ко II классу, электродвигатель к I, пресс к III классу.

0.5. Прочность деталей, жесткость, долговечность, теплостойкость, виброустойчивость, коррозионная стойкость, снижение массы деталей, ис­пользование недефицитных материалов, удобство изготовления и техноло­гичность конструкции, удобство в эксплуатации, транспортабельность де­тали, эстетичность и экономичность.

0.6. Под прочностью понимают способность материала детали в опре­деленных условиях и пределах, не разрушаясь, воспринимать те или иные воздействия (сопротивляться разрушению или возникновению пластиче­ских деформаций под действием приложенных к ней нагрузок).

0.7. Условие жесткости детали: возникающие (рабочие) упругие переме­щения (прогибы, углы поворота поперечных сечений и т. д.) в деталях под действием рабочих нагрузок должны быть меньше или равны допускаемым.

0.8. Износ — изменение размеров, формы, массы или состояния по­верхности деталей вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя при трении. Хорошее смазывание, увеличение твердости, применение покрытий, правильный выбор материалов сопряженной пары и другие меры уменьшают изнашивание.

0.9. Понизится несущая способность детали, возможно появление оста­точных деформаций и т. п.; нарушится жидкостный режим смазывания и усилится изнашивание деталей; уменьшатся зазоры в сопряженных тру­щихся деталях, в связи с чем возможно заклинивание деталей, а следова­тельно, выход их из строя, снижение точности.

0.10. В металлорежущих станках вибрации снижают точность обработ­ки и ухудшают качество поверхности обрабатываемых деталей.

0.12. По формуле (0.4) определяют рабочее напряжение растяжения, возникающее в круглом стержне, и, сравнивая его с допускаемым напря-. жением для данного материала, делают заключение о прочности. Для из­вестных размеров детали (по рассчитанному стр) подобрать по таблице ма­териал. Формула (0.4) — для проверочного расчета.

0.13. Предельное напряжение (предел выносливости) зависит от мате­риала детали, типа напряженного состояния и характера изменения напря­жений во времени. Предел выносливости также зависит от конструктивной формы детали, ее размеров, агрессивности среды и т. д. (состояние поверх­ности, упрочняющей обработки).

При возникновении в детали напряжений, переменных во времени.

0.14. Для стальных отливок (второй случай нагружения): [s] = 1,7 ÷ 2,2 (см. табл. 0.1).

0.15. При выборе материала для проектируемой детали обычно исходят из следующих основных требований:

• эксплуатационных — материал должен удовлетворять условиям рабо­ты детали;

• технологических — материал должен удовлетворять возможности из­готовления детали при выбранном технологическом процессе;

• экономических — материал должен быть выгодным с точки зрения стоимости детали.

 

ЧАСТЬ I

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ

 

Глава 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕДАЧАХ

 

Контрольная карточка 1.2

Вопрос Ответы Код
Покажите на рис. 1.7 ведущее колесо третьей пары Поз. 3 Поз. 4 Поз. 5 Поз. 6 Поз. 7  
Передача 4—5 (см. рис. 1.7) понижающая или повышающая? Понижающая Повышающая  
Сколько ступеней имеет передача, показанная на рис. 1.7? / 2 6 12  
Определить передаточное число (без учета скольжения) трехступен­чатой передачи (см. рис. 1.8), если Б\ = 200 мм, О2 = 50 мм, О?, = 70 мм, О4 = 350 мм, Д5 = '00 мм, п6 = 400 мм 1/5 9,25 4,45  
Какое из приведенных отношений называют передаточным числом одноступенчатой передачи? n2/n1 D2/D1 D1/D2  

 

§ 4. Механизмы преобразования одного вида движения в другой (общие сведения)

В данном учебнике «Детали машин» в пределах учебной программы рассматриваются рычажные, кулачковые и храповые механизмы: назначе­ние, принцип работы, устройство, область применения.

Подробно тема § 4 изучается в курсе «Теория механизмов и машин».

Рычажные механизмы.

Рычажные механизмы предназначены для преобразования одного вида движения в другое, колебательное вдоль или вокруг оси. Наиболее распро­страненные рычажные механизмы — шарнирный четырехзвенный, кривошип-но-ползунный и кулисный.

Шарнирный четырехзвенный механизм (рис. 1.10) состоит из кривоши­па 7, шатуна 2 и коромысла 3. В зависимости от соотношения длин рыча­гов 1, 2, 3 механизм и его звенья будут выполнять разные функции. Меха­низм, изображенный на рис. 1.10, со звеном 1, наиболее коротким из всех, называется однокривошипным. При вращении кривошипа. 1 вокруг оси О, коромысло 3 совершает колебательное движение вокруг оси О2, шатун 2 совершает сложное плоскопараллельное движение.

Кривошипно-ползунный механизм получают из шарнирного четырехзвен-ника при замене коромысла 3 ползуном 3 (рис. 1.11). При этом вращение кривошипа 1, ползун 3 совершает колебательное прямолинейное движение вдоль направляющей ползуна. В двигателях внутреннего сгорания, таким ползуном, является поршень, а направляющей — цилиндр.

Кулисные механизмы служат для преобразования равномерно-враща­тельного движения кривошипа в качательное движение кулисы или нерав­номерное прямолинейное колебательное (возвратно-поступательное) дви­жение ползуна. Кулисные механизмы ис­пользуются в строгальных станках, когда рабочий ход (снятие стружки) происходит медленно, а нерабочий ход (возвращение резца) — быстро. На рис. 1.12 показана схе­ма кулисного механизма с входным поршнем на шатуне. Такая схема используется в меха­низмах гидронасосов ротационного типа с вращающимися лопастями, а также в раз­личных гидро- или пневмоприводах механизма с входным поршнем 3 на шатуне, скользящем в качающемся (или вращающемся) цилиндре.

Рис. 1.10. Шарнирный четырех­звенный механизм:

1 — криво­шип; 2 — шатун; 3 — коромысло

Рис. 1.11. Кривошипно-шатунный

механизм: 1 — кривошип; 2

шатун; 3 — ползун

Рис. 1.12. Кулисный механизм: / — кри­вошип; 2 — шатун; 3 — поршень

 

Кулачковые механизмы.

Кулачковые механизмы предназначены для преобразования вращатель­ного движения ведущего звена (кулачка) в заведомо заданный закон воз­вратно-поступательного движения ведомого звена (толкателя). Широко применяются кулачковые механизмы в швейных машинах, двигателях внутреннего сгорания, автоматах и позволяют получить заведомо заданный закон движения толкателя, а также обеспечить временные остановы ведо­мого звена при непрерывном движении ведущего.

На рис. 1.13 приведены плоские кулачковые механизмы. Кулачковый механизм состоит из трех звеньев: кулачка /, толкателя 2 и стойки (опоры) 3. Для уменьшения трения в кулачковый механизм вводится ролик. Веду­щим звеном в кулачковом механизме является кулачок. Кулачок может со­вершать как вращательное движение, так и поступательное. Движение ве­домого звена — толкателя — может быть поступательным и вращательным.

 

 

Рис. 1.13. Кулачковые механизмы: / — кулачок; 2 — толкатель; 3 — стойка (опора)

Недостатки кулачковых механизмов: высокие удельные давления, повы­шенный износ звеньев механизма, необходимость обеспечения замыкания звеньев, что приводит к дополнительным нагрузкам на звенья и к усложне­нию конструкции.

Храповые механизмы.

 

Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками. Конструк­тивно храповые механизмы делятся на не­реверсивные с внутренним зацеплением и с храповым колесом, а также реверсивные в виде зубчатой рейки.

Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением (рис. 1.14).Веду­щим звеном может быть как храповое ко­лесо внутреннего зацепления /, соединен­ное с зубчатым колесом внешнего зацепле­ния, так и втулка 4 с закрепленной на ней собачкой 3, подпружиненной к зубьям храпового колеса 1 пружиной 2.

Рис. 1.14. Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплени­ем:

1 — храповое колесо; 2 — пру­жина; 3 — собачка; 4 — втулка

 

В нереверсивных механизмах (рис. 1.15) храповое колесо выполняют в виде рейки 1 в направляющих, и тогда собачка 2 сообщает рейке с храпо­вым зубом прерывистое прямолинейное движение. В этом случае преду­сматривает устройство, которое возвращает рейку в начальное положение.

Рис. 1.15.Нереверсивный храповый механизм: Рис. 1.16. Реверсивный храповый механизм:

1 — рейка; 2 — собачка 1- храповик; 2 — ведущий рычаг; 3 — собачка

 

 

Реверсивные храповые механизмы (рис. 1.16) имеют: храповое колесо 1 с зубьями эвольвентного профиля, а на ведущем рычаге 2 шарнирно устанав­ливают собачку 3, которую при необходимости реверса перебрасывают во­круг оси Ох.

В машино- и приборостроении применяют храповые механизмы, в ко­торых механизм (ведомое звено) двигается в одном направлении с перио­дическими остановками (металлообрабатывающие станки, задняя ведущая втулка у велосипеда и др.).

Глава 2

ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

 

Общие сведения

2.1. Фрикционная передача — механическая передача, служащая для пере­дачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движе­ния в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и при­жимаемыми один к другому.

Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис. 2.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой Fr (на рисунке — пружиной), так что сила трения Ту в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы Ft.


 


Рис. 2.1. Цилиндрическая фрикционная передача:

1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток

Условие работоспособности передачи:

Ff≥Ft (2.1)

Нарушение условия (2.1) приводит к буксованию. Один каток к другому может быть прижат:

• предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначен­
ных для работы при небольших нагрузках);

• гидроцилиндрами (при передаче больших нагрузок);

• собственной массой машины или узла;

• через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств;

• центробежной силой (в случае сложного движения катков в плане­тарных системах).

Контрольная карточка 2.1

Вопрос Ответы Код
Как классифицировать фрикционные передачи по принципу передачи движе­ния и способу соединения ведущего и ведомого звеньев? Зацеплением Трением с непосредственным контактом Передача с промежуточным звеном Трением с гибкой связью  
Как называется деталь, обозначенная цифрой 2 на рис. 2.6? Ведущий каток Ведомый каток Промежуточный диск  
Можно ли применить фрикционную пе­редачу для изменения скорости привод­ных колес автомобиля, снегохода и т. д. Нельзя Можно  
Из какого материала изготовляют катки тяжелонагруженных быстроходных за­крытых фрикционных передач? Сталь Чугун Бронза Из любого материала (сталь, чугун, бронза) Текстолит, и другие неметаллические мате­риалы    
Определите частоту вращения ведомого вала фрикционной передачи, если n= 1000 об/мин, D1= 100 мм, D2 = 200 мм (скольжением пренебречь) 500  

 

 

Контрольная карточка 2.2

Вопрос Ответы Код
Как называется передача, показанная на рис. 2.8? Цилиндрическая фрикционная с гладкими катками Клинчатая фрикционная Коническая фрикционная Червячная  
Какой из указанных недостатков фрикционной передачи не дает возможность применения для точных делительных механизмов Непостоянство передаточного отношения Большие нагрузки на валы Низкий КПД Ограниченная величина окружной скорости б
Формула для определения диаметра ведомого катка цилиндрической фрикционной передачи   aΨa      
Для чего в расчетные формулы вводят коэффициент Kс? Для увеличения КПД передачи Для снижения пробуксовки катков при перегрузках Для снижения коэффициента трения  
Как уменьшить межосевое расстояние а при проектировании фрикционной передачи (без увеличения размеров и нагруженности передачи) Выбрать более прочный материал Увеличить коэффициент Кс Увеличить коэффициент f Увеличить коэффициент Ψа  

Вариаторы

 

2.25. Фрикционный механизм, предназначенный для бесступенчатого регу­лирования передаточного числа, называют фрикционным вариатором или про­сто вариатором.

Вариаторы выполняют в виде отдельных одноступенчатых механизмов с непосредственным касанием катков без промежуточного диска (см. рис. 2.11) или с промежуточным диском (см. рис. 2.12 и 2.13). Основная кинематическая характеристика вариатора — диапазон регулирования угло­вой скорости (передаточного числа) ведомого вала при постоянной угловой скорости ведущего вала:

(2.31)

Контрольная карточка 2.3

Вопрос Ответы Код
Как называется передача, показанная на рис. 2.11? Цилиндрическая фрикционная передача Лобовой вариатор Торовый вариатор Вариатор с коническими катками  
К каким передачам относятся вариаторы? С нерегулируемым передаточным числом С регулируемым передаточным числом    
В какое положение необходимо поместить зедущий каток / (см. рис. 2.11), чтобы уве­личить угловую скорость ведомого катка 2? Влево к оси вала катка 2 В правое крайнее положение  
Какое направление вращения будет иметь ведомый каток 2 (см. рис. 2.11), если веду­щий каток / переместить влево (на рисун­ке показано штриховыми линиями) По часовой стрелке Против часовой стрелки  
Как назвать деталь, обозначенную цифрой 3 на рис. 2.12? Ведущий каток Ведомый каток Промежуточный диск  

 

Ответы на вопросы

2.1. При буксовании ведомый каток 2 (см. рис. 2.1) останавливается, а зедущий 7 скользит по нему, при этом рабочие поверхности катков изна­шиваются (образуются лыски).

2.2. Передача, изображенная на рис. 2.4, фрикционная с нерегулируе­мым передаточным числом, коническая, с пересекающимися осями валов, закрытая.

2.3. Достоинство — предохранение: от поломок недостатки — непосто­янство передаточного числа и, повышенное и неравномерное изнашивание катков.

2.4. Не рекомендуется вследствие непостоянства передаточного числа. Пробуксовкой фрикционной передачи механизма привода диска (вращаю­щего пластинку).

2.5. Ведомый каток во избежание образования лысок рекомендуют из­готовлять из более износостойкого материала.

2.7. Наличием на рабочих поверхностях катков масляной пленки, не­возможностью оптимизировать величину силы нажатия вследствие нерав­номерности передаваемой нагрузки при работе передачи. Передаточное число фрикционной передачи — отношение диаметра ведомого катка D2 к диаметру ведущего D1; u= D2/D1, (без учета проскальзывания).

2.8. Детали закрытых фрикционных передач работают в масляной ван­не, поэтому сумма относительных потерь ∑Ψ этих передач меньше, чем от­крытых.

2.9. Усталостные трещины образуются на поверхности ведущего катка / з поверхностном слое и ведомого катка 2, за счет сил трения образуются

микротрещины (рис. 2.7). При вращении катков давление масла 3 возрас­тает, микротрещина увеличивается, и от поверхности катка 2 откалываются частицы металла.

2.11. В качестве прижимного устройства для цилиндрической фрикци­онной передачи могут служить пружины, рычаги с противовесом и т. п. (на рис. 2.6 прижимное устройство показано схематично стрелкой F1, на рис. 2.1 — прижимное устройство пружинного типа).

2.14. Формула для определения диаметра ведомого катка D2: u = D2/D1, отсюда D2 = D1u. Подставим вместо D, его значение из формулы (2.7). Тогда D2 = 2аu/(1 + и).

2.15. Максимальная сила трения Ff в месте контакта катков должна быть больше передаваемой окружной силы Ft, т. е. Ff≥ Ft.

2.16. Для цилиндрической фрикционной передачи со стальными, чу­гунными или текстолитовыми катками. Контактные напряжения σн зави­сят от значений D1, D2и b.

2.18. От силы нажатия Fr.

2.19. Для цилиндрических фрикционных передач, катки которых изго­товлены (или облицованы) из фибры, резины, кожи и дерева. Материал не подчиняется закону Гука.

2.22. Для конической фрикционной передачи (см. рис. 2.10) ведущий вал 1 устанавливается на подвижные подшипники, ведомый 2 на непод­вижные. Для обеспечения работоспособного состояния передачи катки D1 и D2 прижимаются один к другому (нажимным делается больший каток) специальным прижимным устройством рычажного, пружинного или друго­го типа (на рис. 2.10 Fr — сила нажатия катков).

2.24. Зависит. Чем больше коэффициент трения /, тем меньше сила прижатия Fr и наоборот. Сила прижатия зависит от среднего диаметра ве­дущего катка.

2.25. Основная — диапазон регулирования. Диапазон регулирования угловой скорости ведомого катка — отношение наибольшей (максималь­ной) угловой скорости ведомого вала к наименьшей (минимальное) его уг­ловой скорости, т. е. .

2.26. Если малый каток вариатора переместится к центру большого (рис. 2.11), то передаточное отношение уменьшится.

Лобовой вариатор — вариатор с пересекающимися валами.

2.27. При положении, осей 4 (см. рис. 2.12) промежуточных дисков 3, перпендикулярном к оси катков 1 и 2, передаточное число и = 1. Направле­ние вращения ведомого катка по часовой стрелке. На рис. 2.5 показан ва­риатор с соосными валами.

2.28. Диаметр промежуточного диска 3 (см. рис. 2.13) не влияет на пе­редаточное число. Доказательство: uо6щ = u1 u2; и1 = Rпр/R1; u2 = R2/Rnp. Отсюда .

По рис. 2.13 и< 1, т. е. передача повышающая. Вариатор с параллель­ными валами.

Глава 3

 

ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

 

Контрольная карточка 3.1

Вопрос Ответы Код
Какое основное отличие зубчатой пере­дачи от фрикционной? Постоянство передаточного числа Непостоянство передаточного числа  
Как классифицируется по взаимному расположению осей колес передача на рис. 3.1, е? Оси параллельны Оси пересекаются Оси скрещиваются  
Как называется способ обработки зубь-ев, показанный на рис. 3.6? Фрезерование дисковой фрезой Фрезерование червячной фрезой («обкатка») Шевингование Притирка  
Как классифицируется по способу изго­товления заготовки зубчатое колесо, на рис. 3.14? Кованое Штампованное Бандажированное Сварное  
Применяются ли (как правило) в общем машиностроении для изготовления зуб­чатых колес бронза, латунь? Да Нет  

§ 3. Основные элементы зубчатой передачи. Термины, определения и обозначения

 

3.12. Одноступенчатая зубчатая передача состоит из двух зубчатых ко­лес — ведущего и ведомого. Меньшее по числу зубьев из пары колес назы­вают шестерней, а большее колесом. Термин «зубчатое колесо» является об­щим. Параметрам шестерни (ведущего колеса) приписывают при обозначе­нии нечетные индексы (1, 3, 5 и т. д.), а параметрам ведомого колеса — четные (2, 4, 6 и т. д.).

Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными пара­метрами:

da — диаметр вершин зубьев;

dr — диаметр впадин зубьев;

da начальный диаметр;

d — делительный диаметр;

р — окружной шаг;

h — высота зуба;

ha высота ножки зуба;

с — радиальный зазор;

b — ширина венца (длина зуба);

е, — окружная ширина впадины зуба;

s, — окружная толщина зуба;

аш — межосевое расстояние;

а — делительное межосевое расстояние;

Z — число зубьев.

Делительная окружность — окружность, по которой обкатывается ин­струмент при нарезании. Делительная окружность связана с колесом и де­лит зуб на головку и ножку.

Основные элементы зубчатых колес представлены на рис. 3.15.


 


Рис. 3.15. Геометрические параметры цилиндрических зубчатых колес

Модулем зубьев т называется часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.

Модуль является основной характеристикой размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.

Линейную величину, в п раз меньшую окружного шага зубьев, называют окружным модулем зубьев и обозначают т:

Размеры цилиндрических прямозубых колес вычисляют по окружному модулю, который называют расчетным модулем зубчатого колеса, или про­сто модулем; обозначают буквой т. Модуль измеряют в миллиметрах. Мо­дули стандартизованы (табл. 3.1).

Таблица 3. 1. Стандартные значения модулей

1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд
  1,125   3,5        
1,25 1,375   4,5        
1,5 1,75   5,5        
  2,25            
2,5 2,75 8.          

Примечание. При назначении модулей первый ряд значений следует предпочитать второму.

Контрольная карточка 3.2

 

Вопрос Ответы Код
Как называется деталь, изображенная на рис. 3.16? Зубчатое колесо цилиндрическое Зубчатое колесо коническое Червячное колесо  
Какназывается деталь 1, изображенная нарис. 3.17? Червяк Шестерня Колесо зубчатое Звездочка Шкив  
Как называется окружность (см. рис. 3.16), диаметр которой Ø 140 мм? Начальная окружность Окружность вершин зубьев Делительная окружность Окружность впадин  
Как называется окружность (см. рис. 3.16), диаметр которой Ø 130 мм? Окружность ступицы колеса Окружность впадин Окружность вершин зубьев Делительная окружность  
Напишите формулу для определения моду­ля зубчатого зацепления π/рt р,/π hf-ha  



Рис. 3.16 Рис. 3.17

Контрольная карточка 3.3

 

Вопрос : Ответы Ксл
Что называется полюсом зацепле­ния? Точка касания двух соседних зубьев Отношение числа к к шагу зацепления Точка касания делительных (или начальных) ок­ружностей шестерни и колеса Точка касания линии зацепления с основной ок­ружностью шестерни или колеса    
Покажите на рис. 3.22 активную линию зацепления (рабочий уча­сток) Отрезок АД Отрезок ВС На чертеже не показан  
Какой профиль имеют зубья пе­редачи, показанной на рис. 3.21? Эльвовентный Циклоидальный Зацепление Новикова Эти профили в машиностроении не используются  
Определить, сколько пар зубьев находится одновременно в зацеп­лении, если εa = 1,7 В течение 70 % времени в зацеплении находятся две пары, а в течение 30% времени — одна В течение 30 % времени в зацеплении находятся две пары, а в течение 70 % — одна      
Какой угол зацепления принят для стандартных зубчатых колес, нарезанных без смещения Любой  

Рис. 3.22

 

Виды разрушений зубьев

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.158 с.)