Современная модель логопедической ритмики
Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом [Волкова, 2003].
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игру на музыкальных инструментах;
— музыкальную самостоятельную деятельность;
— игровую деятельность;
— упражнения для развития творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.
|