Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы творческого пути И.А. Гончарова. Суждения критиков и литературоведов о своеобразии метода и стиля художникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иван Александрович Гончаров (1812-91) – великий русский писатель, автор знаменитых романов “Обломов” и “Обрыв”, литературный критик и публицист, а также обладатель гражданского чина “Действительный статский советник”. Родился в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил. После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года. Важный факт биографии Гончарова: он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам. И.А. Гончаров принадлежал к активной литературной части русского общества середины 19 века. Учился на факультете словесности Московского университета. Общался с Белинским, Герценом, Огаревым. Белинский выступил первым критиком романа «Обыкновенная история». Гончаров перенял опыт теоретика «натуральной школы», принципы этого направления получили воплощение в его творчестве. Однако сам Гончаров не принимал революционных убеждений Белинского. Прозаик заинтересовал Герцена своей борьбой с крайностями романтизма и антикрепостнической позицией. Вместе с братьями Майковыми выступал на страницах рукописного альманаха «Подснежник». Писал поначалу стихи, которые пустил в большую литературу по незрелости. У Гончарова были широкие литературные связи, однако до конца своей жизни он не участвовал в общественном движении. Не считал литературную деятельность основной работой. Главное качество Гончарова-прозаика: умение изображать подробности быта (это свойство возникло на основе принципов «натуральной школы»). Гончаров дал своеобразную картину быта русского дворянства на протяжении 3х десятилетий (интервал между романами). Также Гончаров проявлял интерес к характеру, стремился соотносить характер с обстоятельствами. Подобно художнику останавливался на мельчайших деталях. Однако глубокого психологического анализа характера у автора нет. Современники характеризовали Гончарова как одного из самых объективных писателей в литературе русского реализма.Ведь автор описывал то, что уже давно устоялось и было характерно для русской жизни (быт поместных крестьян, их слуг, дворовых). Многие современники отмечали эпическую манеру писателя: склонность к широким обобщениям, к эпическому мирообразу, в частности, при описании природных, определенную лаконичность в проявлении лирического начала. Характеры героев статичны, лишены динамики развития. Если же происходит вдруг эволюция, то она поэтапна. Характеры типичны – типы эпохи, среды. Можно говорить об индивидуальном начале. Широкую известность Гончарову принес роман «Обыкновенная история» (1844-47). Центральная тема – тема враждебности пошлого мира – красоте, искусству. Эта проблема из разряда вечных обрела свою актуальность в 30-40 годы, в период активного формирования буржуазного общества. На следующий год после публикации романа «ОИ» Гончаров начал работу над романом «Обломов», однако процесс написания растянулся на 10 лет. В 1852 году Гончарову предложили принять участие в качестве секретаря (летописца) в кругосветном путешествии в Японию, куда была отправлена экспедиция на фрегате «Паллада» под руководством адмирала Путятина для заключения торговых отношений. Результат – цикл путевых очерков «Фрегат Паллада», основанный на дневниковых записях. В них нет восторженного пафоса. Автор стремится к вдумчивому описанию, он с сочувствием относится к населению, которое изучал во время плавания. Гончаров выступает как художник и ученый. Данные очерки можно назвать реалистическим путешествием. В произведении виден интерес к простому матросу, который своими умениями и нравственными качествами превосходит офицера. После завершения очерков Гончаров работает над романом «Обломов». Его появление было вызвано эпохой кризиса русской жизни, в свою очередь подготовленного крепостнической системой. Под «обломовщиной» Гончаров подразумевал жизнь не только русского дворянства, но и другие стороны русской действительности – покой, идеал спокойствия, чреваты застоем, смертью духовной жизни. Само это явление Гончаров оценивает отрицательно. В романе подчеркивается вечное противостояние между деятельностью и бездеятельностью. Произведение «Обломов» появилось накануне отмены крепостного права. Он был очень злободневным. В последние годы, окрыленный успехом романа, Гончаров намерен продолжить споры о герое и русской жизни. Роман «Обрыв» закончен в 1868 году. Здесь впервые появляется герой, близкий к революционному движению, который находится в оппозиции с обществом. В замысле романа было показать ссылку героя и жену, которая последовала за своим мужем. Роман был закончен в 60е, изменился характер героя и отношения Гончарова к нигилистам. Первоначальное название «Сюжет из жизни Райского». Фигура Райского связывает собой сюжетно не связанные друг с другом части. Своеобразие сюжетной организации заключается в том, что Райский собирает материал для своего романа из романа с Верой. Так формируется особая структура – роман в романе. В 60е годы Гончаров вступает в полемику с демократической литературой, где любовь не занимает главные позиции, тогда как для Гончарова роман не может быть без любви. В ранних романах писателя любовь – испытание для героя. Но в «Обрыве» любовь всюду. В романе прослеживается, что Гончарову были не чужды идеи прогресса, но в то же время он считал, что прогресс должен уживаться и с прошлым, в частности не отвергать идеи семьи и брака. Роман «Обрыв» – самый тенденциозный, публицистический роман Гончарова. Автор утверждал идеи патриархальности, за что был не принят со стороны критики. В 70-80е годы Гончаров выступает, как автор интересных статей: «Мильон терзаний» о «Горе от ума»; «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», где подводит итог своему творчеству. Творчество Гончарова глубоко своеобразно. Своеобразен стиль произведений: эпически замедленное, изобилующее тщательно отобранными, глубоко продуманными бытовыми и психологическими подробностями повествования о частной жизни немногочисленных героев, взятой в повседневном течении. Подчеркнутая объективность письма сочетается с философско-эстетической и художественной концептуальностью. Четкость композиционного строения произведений, в основе – сопоставление противоположных нравственно-психологических типов. Настойчивое обращение к фольклору, приданиям и мифам связано с Гончаровской теорией типического (тип слагается из долгих и многих повторений). Гончаров словно и не выходит за рамки современности и семейно-бытового уклада. Его внимание приковано к процессам смены общественных укладов – разрушению патриархального строя и формированию буржуазного (образы деловых людей: Петра, Адуева, Штольца, Тушина). Своеобразие позиции Гончарова заключается в том, что свой идеал он не связывает ни с отжившим, ни с новым. На обоих полюсах он видит добро и зло, объективную логику реальной жизни, видит разнородные явления в их живой противоречивой цельности. Для Гончарова характерна диалектичность в создании характера, нет исключительно отрицательных и положительных героев. Носителями идеального начала в романах Гончарова оказываются женские образы. Они в центре композиции, между полюсами конфликта, они – источник света, с ними связано жизнеутверждающее начало в романах Гончарова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.012 с.) |