Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская поэзия Ф.И. Тютчева. Современники о Тютчеве. Литературоведческие исследования о поэзии ТютчеваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Н.Я. Берковский «О русской литературе» Тютчев был современником философской диалектики Шеллинга и Гегеля. Для него естественно всюду находить полярные силы, единые и однако же двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга. Природа, стихия, хаос на одной стороне, цивилизация, космос – на другой – это едва ли не важнейшие из тех полярностей, с которыми имеет дело Тютчев в своей поэзии. Образ и идею «хаоса» он берет через Шеллинга из античной мифологии и философии. Хаос соотносителен космосу – упорядоченному, благоустроенному миру. Поэт исходит из предположения, что все существующее обладает единством, что всюду скрывается однородность. Ради того он и разбирает оттенки явлений, противополагает одно явление другому, чтобы глубже проникнуть в единую природу, в которой все они содержатся. Всеобщая плавкость, всеобщее возвращение к первостихии, к хаосу, к природе, из которых заново вырабатываются космос и культура, – вот что лежит в последней глубине тютчевских представлений о мире и тютчевского языка. Поэт хочет знать, какие еще возможности содержатся в человеке, чем и как он способен обновлять себя. Очевидно, в этом смысл стихотворения «Тени сизые смесились...», в котором как бы воспроизводится генезис личной души, начиная от первозданного безразличия, где личное еще не отделилось от безличного, сознательное от материального – «все во мне, и я во всем». Тютчев называл себя пантеистом (пантеизм – религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой). Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» – красноречивая декларация пантеизма, притом весьма приближенного к философии Шеллинга. Лирика Тютчева твердит нам о тождестве человека и коршуна, который кружит в воздухе, человека и нагорного ручья, человека и бедной ивы, нагнувшейся над водой. В лирике Тютчева весь мир приобщен к сознанию и воле. Вся суть – в человеке, находящемся в центре этой поэзии, в интенсивности его внутренней жизни. Тютчев дает обобщенный образ духовным силам, скрытым в отдельном человеческом существе, осужденном на «молчание» («Silentium!»). Особое место в поэзии Тютчева занимает тема ночи, она является носителем загадок и тайн всего мироздания. Поэтому ночь в изображении Тютчева представляется столь величественной и грандиозной, столь трагической и страшной. Индивидуализм у Тютчева всего нагляднее выражен в той области, где, казалось бы, он менее всего уместен, – в лирике любви. Если его находят и здесь, то, значит, он вездесущ. Индивидуализм в поэзии Тютчева – горькая неизбежность для современной личности, в такой же степени ее эмансипация, как и разрушение. Индивидуализм – великие притязания и малые свершения, широта, грандиозность жеста и спертость, сжатость, удушье во всем, что относится к внутренней жизни личности. Тютчев и сопротивляется индивидуализму, и сам бывает его безвольной добычей. С конца 40х и особенно в 50х поэзия Тютчева заметно обновляется. В стихотворении «Есть в осени первоначальной» 1857 года отсутствует пантеистическое начало, отсутствует «вселенская душа природы», это «русская душа». К 1849 относится стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело...». Здесь опять-таки перед нами новый Тютчев. Как всегда, он мыслит конфликтами, жизнь природы, как всегда, у него драма, столкновение действующих сил. Но на этот раз весь интерес в том, что конфликт наметился и не развернулся, гроза наспела, разрядилась с каким-то сердитым добродушием, и опять вернулись солнце, сияние солнца и успокоение. Современники о Тютчеве И. Аксаков причисляет Тютчева по внутренним качествам поэзии к поэтам пушкинской плеяды: «Их стихотворная форма дышит такой свежестью, какой уж нет и быть не может», «Стихи Тютчева отличаются такою непосредственностью творчества, которая, в равной степени по крайней мере, едва ли встретится у кого-либо из поэтов». Хомяков: «Он же насквозь поэт, у него не может иссякнуть источник поэтический. В нем, как в Пушкине, как в Языкове, натура античная в отношении к художеству». Некрасов: ««Главное достоинство стихотворений Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Литературоведческие исследования: поэзию Тютчева изучали Берковский «О русской литературе», Маймин «Русская философская поэзия», Скатов «Литературные очерки» и А. Полонский «Федор Тютчев. Книга бытия».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.009 с.) |