Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская поэзия Ф.И. Тютчева. Современники о Тютчеве. Литературоведческие исследования о поэзии Тютчева

Поиск

Н.Я. Берковский «О русской литературе»

Тютчев был современником философской диалектики Шеллинга и Гегеля. Для него естественно всюду находить полярные силы, единые и однако же двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга. Природа, стихия, хаос на одной стороне, цивилизация, космос – на другой – это едва ли не важнейшие из тех полярностей, с которыми имеет дело Тютчев в своей поэзии. Образ и идею «хаоса» он берет через Шеллинга из античной мифологии и философии. Хаос соотносителен космосу – упорядоченному, благоустроенному миру. Поэт исходит из предположения, что все существующее обладает единством, что всюду скрывается однородность. Ради того он и разбирает оттенки явлений, противополагает одно явление другому, чтобы глубже проникнуть в единую природу, в которой все они содержатся. Всеобщая плавкость, всеобщее возвращение к первостихии, к хаосу, к природе, из которых заново вырабатываются космос и культура, – вот что лежит в последней глубине тютчевских представлений о мире и тютчевского языка. Поэт хочет знать, какие еще возможности содержатся в человеке, чем и как он способен обновлять себя. Очевидно, в этом смысл стихотворения «Тени сизые смесились...», в котором как бы воспроизводится генезис личной души, начиная от первозданного безразличия, где личное еще не отделилось от безличного, сознательное от материального – «все во мне, и я во всем».

Тютчев называл себя пантеистом (пантеизм – религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой). Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» – красноречивая декларация пантеизма, притом весьма приближенного к философии Шеллинга. Лирика Тютчева твердит нам о тождестве человека и коршуна, который кружит в воздухе, человека и нагорного ручья, человека и бедной ивы, нагнувшейся над водой. В лирике Тютчева весь мир приобщен к сознанию и воле. Вся суть – в человеке, находящемся в центре этой поэзии, в интенсивности его внутренней жизни. Тютчев дает обобщенный образ духовным силам, скрытым в отдельном человеческом существе, осужденном на «молчание» («Silentium!»). Особое место в поэзии Тютчева занимает тема ночи, она является носителем загадок и тайн всего мироздания. Поэтому ночь в изображении Тютчева представляется столь величественной и грандиозной, столь трагической и страшной.

Индивидуализм у Тютчева всего нагляднее выражен в той области, где, казалось бы, он менее всего уместен, – в лирике любви. Если его находят и здесь, то, значит, он вездесущ. Индивидуализм в поэзии Тютчева – горькая неизбежность для современной личности, в такой же степени ее эмансипация, как и разрушение. Индивидуализм – великие притязания и малые свершения, широта, грандиозность жеста и спертость, сжатость, удушье во всем, что относится к внутренней жизни личности. Тютчев и сопротивляется индивидуализму, и сам бывает его безвольной добычей.

С конца 40х и особенно в 50х поэзия Тютчева заметно обновляется. В стихотворении «Есть в осени первоначальной» 1857 года отсутствует пантеистическое начало, отсутствует «вселенская душа природы», это «русская душа». К 1849 относится стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело...». Здесь опять-таки перед нами новый Тютчев. Как всегда, он мыслит конфликтами, жизнь природы, как всегда, у него драма, столкновение действующих сил. Но на этот раз весь интерес в том, что конфликт наметился и не развернулся, гроза наспела, разрядилась с каким-то сердитым добродушием, и опять вернулись солнце, сияние солнца и успокоение.

Современники о Тютчеве

И. Аксаков причисляет Тютчева по внутренним качествам поэзии к поэтам пушкинской плеяды: «Их стихотворная форма дышит такой свежестью, какой уж нет и быть не может», «Стихи Тютчева отличаются такою непосредственностью творчества, которая, в равной степени по крайней мере, едва ли встретится у кого-либо из поэтов».

Хомяков: «Он же насквозь поэт, у него не может иссякнуть источник поэтический. В нем, как в Пушкине, как в Языкове, натура античная в отношении к художеству».

Некрасов: ««Главное достоинство стихотворений Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы».

Литературоведческие исследования: поэзию Тютчева изучали Берковский «О русской литературе», Маймин «Русская философская поэзия», Скатов «Литературные очерки» и А. Полонский «Федор Тютчев. Книга бытия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.009 с.)