Лебедев Ю. В. Русские писатели. Некрасов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лебедев Ю. В. Русские писатели. Некрасов



Начало 70х – эпоха очередного общественного подъема, связанного с деятельностью революционных народников. Н. сразу же уловил первые симптомы этого пробуждения. В 1869 у него возник замысел поэмы "Дедушка", которая создавалась для юного читателя. События поэмы относятся к 1856, но время действия в ней достаточно условно. Ясно, что речь идет и о современности, что ожидания декабриста-дедушки – "скоро дадут им свободу" – устремлены в будущее и не связаны с крестьянской реформой. По цензурным причинам рассказ о восстании декабристов звучит приглушенно. Но Н. художественно мотивирует эту приглушенность тем, что характер дедушки раскрывается перед внуком Сашей постепенно, по мере того как мальчик взрослеет. Постепенно юный герой проникается красотой и благородством народолюбивых идеалов дедушки. Идея, ради которой герой-декабрист отдал всю свою жизнь, настолько высока и свята, что служение ей делает неуместными жалобы на свою личную судьбу. Именно так следует понимать слова героя: "Днесь я со всем примирился, что потерпел на веку!" Символом его жизнестойкости является железный крест, скованный из кандалов – " образ распятого бога ", – торжественно снятый с шеи дедушкой по возвращении из ссылки. Христианские мотивы, окрашивающие личность декабриста, призваны подчеркнуть народный характер его идеалов.

Центральную роль в поэме играет рассказ дедушки о переселенцах-крестьянах в сибирском посаде Тарбагатай, о предприимчивости крестьянского мира, о творческом характере народного общинного самоуправления. Как только власти оставили народ в покое, дали мужикам "землю и волю", артель вольных хлебопашцев превратилась в общество свободного и дружного труда, достигла материального изобилия. Поэт окружил рассказ о Тарбагатае мотивами крестьянских легенд о "вольных землях". Поэт был убежден, что социалистические устремления живут в душе каждого бедного мужика.

Следующим этапом в разработке декабристской темы явилось обращение Н. к подвигу жен декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в далекую Сибирь. В поэмах "Княгиня Трубецкая" (1871) и "Княгиня Волконская" (1872) Н. открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм "Коробейники" и "Мороз, Красный нос".

Княгини лишались всех своих званий, почестей. Это подвиг моральный, духовный и этический. Жены декабристов для сибирских городов совершают еще и просветительский подвиг. В основе поэм – реальные факты и документы. Поэт создает определенный образ, не только образ Трубецкой и Волконской. Аристократки утверждают крестьянский образ любви. «Княгиня Трубецкая» написана в форме драмы. Форма драмы призвана подчеркнуть драматизм событий. Самое страшное для княгинь – что им «не отдавали» детей. Конфликт с родными и губернатором Иркутской области – главные события. Форма повествования «Княгини Волконской» очень своеобразна. Часть поэмы – исповедь, другая часть – от автора. Некрасов использует драматическое, лирическое и эпическое повествование. Мощь сибирских пространств – фон.

Произведения Н. о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли революционную молодежь на борьбу за народную свободу. Почетный академик и поэт, известный революционер-народник Морозов утверждал, что "повальное движение учащейся молодежи в народ возникло не под влиянием западного социализма, а что главным рычагом его была народническая поэзия Некрасова, которой все зачитывались в переходном юношеском возрасте, дающем наиболее сильные впечатления" (Морозов Н. А. Повести моей жизни, 1955).

43. "Крестьянские поэмы" Н.А. Некрасова 1860-х годов. Жанр, стиль, проблематика, образы

В 60-е годы народная тема поверяется христианскими ценностями, сложно разворачиваясь в поэмах "Коробейники" и "Мороз, Красный нос".

Впервые, пролагая дорогу к поэме "КнРЖХ", героями "Коробейников" (1861) становятся сами люди из народа – "бывалые" странники, крестьянские философы, для которых неприятие Крымской войны («Царь дурит – народу горюшко!») не исключает патриархального сожаления о минувших временах («А, бывало, в старину / Приведут меня в столовую, / Все товары разверну…»).

Предшествующее творчество Некрасова было адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В "Коробейниках" поэт непосредственно обратился к народу. На это прямо указывает с посвящение: "Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)". Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки", чтобы распространять ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром.

"Коробейники" – поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши –старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их взором проходят одна за другой пестрые картины русской жизни. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, все оценивается «крестьянским судом».

Поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. История о Титушке-ткаче, «Песня убогого странника», пропетая на одной томительной рыдающей ноте с однообразным припевом, органично входят в состав поэмы, которая все время как бы растет изнутри, «обрастая» новыми и новыми эпизодами.

Стоит отметить, что Некрасов не идеализирует народную жизнь. Она скудна и сурова, порой драматична. В темном лесу от рук лихого лесника гибнут коробейники, много лет грабившие народ: «Коробейники отпрянули, Бог помилуй – смерть пришла! Почитай что разом грянули Два ружейные ствола. Без словечка Ванька валится, С криком падает старик.».

Однако Некрасов даже сочувствует бесхитростному, глуповатому леснику, сразу же разболтавшему о своем преступлении. Судьи, укравшие деньги, изображаются с горькой иронией.

Разнообразие интонаций, ритмических форм, умелое использование богатейших возможностей "сказа" помогло Некрасову создать произведение, предельно насыщенное стремительно изменяющейся, растревоженной атмосферой времени. Песни, испокон веков несущие в себе дух радостного приволья и богатырской удали в год великих перемен обретают внеположенную народной морали драматичность смысла.

Коробейники – Тихоныч и Ванька – наживаются на обмане легковерного народа.Забвение Божьих заповедей ощущается ими как "скверна", в которую вовлечен теперь крестьянский мир.

Финал поэмы закономерен: возмездие настигает коробейников в лице бедного лесника, который олицетворяет природные стихии.

В поэме "Мороз, Красный нос" (1863-64) глубокое знание народной жизни дополняется постижением "внутреннего смысла" всего ее строя (Добролюбов). Бесприютность торгашей-коробейников стала одной из причин их нравственной гибели. Идея семьи как зерна, из которого веками вырастал крестьянский уклад, выступает в поэме как трагическая: исполненная невыносимых страданий жизнь крестьянства заставляет его отказаться от исконных обычаев. В описании похоронного обряда у Некрасова могилу роет старик-отец, что русским обычаям не соответствовало, так как это действие означало накликать на себя смерть. Но так Некрасов предсказал скорую смерть старика-отца.

Центральное событие поэмы – смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил, но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в 19 веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья – основа национальной жизни. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

Образ смерти персонифицируется художественным строем поэмы, начиная с заглавия первой части: "Смерть крестьянина" – и кончая всепроникающей символикой "белого" цвета: "И был не белей ее щек / Надетый на ней в знак печали / Из белой холстины платок…", "Пушисты и белы ресницы…", "В сверкающий иней одета…", – это знаки ее будущей смерти. Теплые земные тона жизни отодвигаются в прошлое (сон-забвение Дарьи во второй части поэмы) или будущее, которое Дарье уже недоступно и в котором поэтому слились воедино все проявления многолико-прекрасной жизни.

Архетипическая оппозиция "дом-лес" реализуется в поэме как неизбежное движение от семейного счастья – к могиле, от жизни – к "мертвой тиши", от "жаркого леса" – в объятья "Мороза-воеводы".

44. Тема народного счастья и ее развитие в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова. Многообразие народных характеров, приемы и способы их изображения

Тема народного счастья: Подъем массового освободительного движения возбуждал мысль о возможных путях к народному счастью. В задуманном художественном произведении Некрасов предполагал отобразить жизнь народа во всей ее полноте и целостности – и все в живом действии, в лицах, образах и картинах. Задача поистине громадная, требовавшая «…большой сосредоточенности в силе гения, который видит в ней подвиг целой жизни своей» (Белинский). Таким подвигом и была работа Некрасова над поэмой «КнРЖХ».

Важность предмета спора, непреклонность в достижении цели придают действиям мужиков высокий характер, несмотря на авторскую иронию в обрисовке внешней стороны этого спора. Перед значительностью их цели исчезает все мелкое, частное, единичное Сознание русского крестьянина пореформенной поры охарактеризовано со всей глубиной поэтом, герои которого не просто ищут счастливого на Руси, но в конечном итоге пытаются найти путь к народному счастью.

В «Прологе» семь мужиков, заспорив о том, кому живется весело, вольготно на Руси, отправились отыскивать счастливого. В «Последыше» на смену прежней формуле опроса приходит другая. Теперь странники формулируют цель своих странствий иначе: «Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села!..». Доминантой дальнейшего развития сюжета становятся поиски путей к народному счастью. В последующих главах семь странников уже не обращаются со своим вопросом к лицам из господствующих сословий, а временами лишь посмеиваются над своими первоначальними предположениями.

В главе «Пир на весь мир» действие выносится на окраину села, на берег Волги с ее бескрайними просторами. В возникший под старой ивою народный диспут вовлекается множество людей. Семь странников уже никого не «доведывают». Они сливаются с народной толпой, внимательно ко всему прислушиваются, присматриваются («Им дело до всего»). Их мысль о всеобщем народном счастье становится общей мыслью участников спора – «Кто на Руси всех грешней, кто всех святей». Повторяется, ситуация «Пролога». Но теперь в споре участвуют не только семь странников, но широкая народная толпа. Снова дело доходит до острого столкновения мнений, до прямых стычек и потасовок. Крайняя возбужденность толпы, страстность восприятия ею прослушанных легенд и песен свидетельствуют о напряженных поисках деревенской Русью путей к новой жизни. Раздумья семи странников о судьбах народа оказываются общенародными. Они совпадают с мыслью Григория Добросклонова, видящего цель своей жизни в том, чтоб «каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!».

Стержневым вопросом, помогающим автору стянуть эпически широкое повествование в «один крепкий узел» (Сакулина), стал вопрос о счастье. В понятии «счастье» органически слито социальное и нравственное, политическое и этическое содержание. Для Некрасова это прежде всего вопрос об отнятом народном счастье и путях к нему, о социально-нравственных основах жизни народа и господствующей верхушки и в то же время – о понимании счастья человеком, о том, во имя чего он должен жить. И поэму он строит так, что проблема счастья в процессе развертывания сюжета раскрывается то со стороны социального, то со стороны нравственного ее содержания.

Многообразие народных характеров: главах первой части поэмы народная жизнь представлена более конкретных формах, чем в «Прологе». Появляются выразительные картины ярмарки в селе Кузьминском, колоритные едены сельского быта, пейзажные зарисовки. Из многочисленной крестьянской толпы выделяются резко очерченные фигуры крестьян: Вавилы, Якима Нагого (глава «Пьяная ночь»), целой вереницы «счастливых» (глава «Счастливые»), наконец, воссоздается сложный характер Ермила Гирина. Все эти лица тесно связаны с народной средой и выражают коренные стороны народного характера. В первой части контрастно показаны и противостоящие народу силы (помещики, чиновники, купцы). События развертываются в широких пространственных границах – на большой столбовой дороге, на ярмарке в храмовой праздник, на базарной площади, где собираются толпы народа, где сталкиваются различные интересы, проявляются различные характеры, где народная жизнь предстает в своей многоликости.

В «Последыше» (2 ч.) объект изображения во внешних границах суживается. В центре оказываются пореформенная жизнь крестьян села Большие Вахлаки и их взаимоотношения с помещиком, князем Утятиным. Наивное доверие крестьян к сыновьям помещика, неспособность осознать последствия своих решений и поступков обусловили нелепую ситуацию – согласие продлить крепостнические отношения до смерти старого князя. Это решение стало губительным для отдельных лиц (Агап Петров), грубо обманутым оказался и весь крестьянский мир. Согласие на добровольное рабство, пусть даже условное и кратковременное, раскрыто как серьезное препятствие на пути к осознанию истинных народных интересов.

Приёмы и способы изображения: Жизнь помещика как представителя определенного сословия освещена многоаспектно, с различных точек зрения: в его собственном восприятии и в восприятии крестьян – жителей деревни Большие Вахлаки и Савелия, богатыря святорусского. Из этого пересечения точек зрения возникает колоритный обобщенный образ, объективно представляющий собой антинародный мир.

В азартном «диспуте» высказано шесть различных мнений. Встречи мужиков с попом, помещиком, чиновником, «купчиной толстопузым», министром, царем и должны были составить сюжетную канву эпопеи. Уже самые ранние наброски к ней говорят о том, что канву эту автор хотел расшить и расцветить самыми разнообразными картинами народного быта, народной жизни.

Благодаря удачно найденному сюжетно-композиционному приему, вся жизнь современной Некрасову России, изображенная в столкновении контрастных взглядов, понятий и идеалов различных общественных групп, предстает в видении, восприятии ее народными героями. Представители всех сословий, по воле автора, держат перед странниками, олицетворяющими «мнение народное», ответ, исповедуются, раскрывают свою душу, свои идеалы, свои представления о счастье, в результате чего повествование получает ту или иную, сатирическую или драматическую, окраску.

Про народные характеры (продолжение): Образы подчеркнуто типизированы, даже герои, чьи истории прописаны отдельно, зачастую являются представителями того или иного типа. Например, Матрена Тимофеевна. Эта женщина наделена величайшей духовной силой, но каковы же обстоятельства ее жизни? Она вышла замуж и попала в чужую семью, она потеряла первенца, а ее мужа должны были забрать в солдаты – и забрали бы, если б не чудесное вмешательство губернаторши. Сама по себе «чудесность», невероятность, исключительность этого вмешательства подчеркивает: ситуация Матрены типична, и этой женщине еще повезло – несмотря на все выпавшие на ее долю беды, ей досталась не самая тяжелая судьба, ей не пришлось, как многим, столкнуться с «солдатчиной».

Но в народной массе особенно ярко выделяются две фигуры: Ермил Гирин и дед Савелий. Эти образы имеют несколько общих черт: оба они бунтовщики, оба пострадали за борьбу против угнетения, оба сохранили свою честь. Не случайно дед Савелий гордится: «клеймёный, да не раб».

И все-таки, идеалом народного счастья в некрасовском понимании, является другой персонаж. Гриша Добросклонов – разночинец, он близок к крестьянскому восприятию жизни, он получил религиозное воспитание и образование. Его песни – это вольная русская поэзия. Его мировоззрение можно охарактеризовать как «боевой крестьянский демократизм». Гриша Добросклонов готов сражаться за свои идеалы, он верит, что счастье ждет русский народ впереди. Не случайно многие исследователи считают, что при публикации «КнРЖХ» часть «Пир на весь мир» должна стоять в конце и, следовательно, играть роль заключительной. Чтобы поэма заканчивалась на светлой, жизнеутвердающей ноте.

45. "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова. Жанр, композиция. Стиль. Спорные вопросы изучения произведения в современном литературоведении

ИРЛ 19 века (под ред. Коровина)

Чубукова, Мокина: Русская поэзия 19 века. Жанр и композиция поэмы "КнРЖХ"

Жанр: Эта задача – всесторонне исследовать быт и бытие русского народа, проникнуть в глубь его души во многом определяет жанровое своеобразие поэмы. Евстигнеевой определяет жанр «КнРЖХ» – как «эпопею-обозрение, монтаж разного рода событий, подчиненных развитию центральной мысли автора».

Точные определения поэмы – «энциклопедия народной жизни» или «эпопея народной жизни» – предполагают не только умение писателя нарисовать обобщенный портрет всех сословий российского общества, но и дать своего рода «философию жизни» народа, воссоздать в поэме национальный характер. Этой задаче, избранной автором теме подчиняется ориентация автора на многоголосие. В поэме «КнРЖХ» значительное место занимают диалоги часто неназванных, не описанных персонажей, полилоги, каждый из которых может быть развернут в отдельное повествование. Но предельная краткость диалогов и полилогов не мешает представить характер собеседников или даже их судьбы. Стремлением воссоздать быт и бытие народа определяется и многогеройность повествования: каждый герой входит в повествование со своей судьбой и со своей задушевной историей.

Стиль: Особую роль выполняют в повествовании фольклорные жанры – загадки, пословицы, поговорки и – главное – песни. Известно, как Некрасов воспринимает песни: «народная поэзия для Некрасова была не только хранительницей поэтических представлений крестьянства, но и результатом жизни народных масс в целом, средоточием национального художественного мышления, лучшей выразительницей русского национального характера».

Композиция: Этот вопрос относится к дискуссионным. Прежде всего потому, что у исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «КнРЖХ» – брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян. Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности: Пролог; Первая часть; «Последыш»; «Крестьянка»; «Пир на весь мир». Но такой композиции противоречит авторская воля: согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» – к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной: Пролог, Первая часть, «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка».

Спорные вопросы изучения: Есть и иное обоснование именно такой композиции – время действия частей. Странствие мужиков должно было охватывать несколько месяцев, и время в главах, как показал Гиппиус, «расчислено по календарю». Действие Пролога относится к началу весны. «В главе «Поп», – отметил исследователь, – странники говорят: «а время уж не раннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая) происходит самая ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». Это значит, что время действия главы – 29 июня (по старому стилю). В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» – жатва и, как показал Чуковский, в черновых вариантах даже есть название месяца – август.

Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. Как писал в комментариях к поэме Чуковский, «требуя, чтобы мы закончили поэму «Крестьянкой», Гиппиус раньше всего игнорирует то обстоятельство, что в «Крестьянке» (в ее последней главе) зазвучали, наперекор всему содержанию поэмы, «нотки либерального угодничества». Глава эта зовется «Губернаторша». После всех проклятий ненавистному строю, причинившему столько страданий порабощенной крестьянке, в этой главе появляется благородная аристократка, жена губернатора, которая спасает крестьянку от всех ее мук. Гимном доброжелательной барыне будет закончена вся поэма «КнРЖХ». И тогда на некрасовский вопрос: «Где ж ты, тайна довольства народного?» – будет единственный ответ: в барской ласке, в барской филантропии». Чуковским предложен другой вариант композиции: Пролог и первая часть; «Крестьянка»; «Последыш» и «Пир на весь мир». Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.

Возражая Чуковскому, исследователи указывают на то, что «Крестьянка» заканчивается не гимном «губернаторше», а горькой «Бабьей притчей» – своего рода итогом в размышлениях о неизбежности трагедии в судьбе женщины. Кроме того, идеологические доводы, разумеется, не должны определять композицию. Руководствуясь, прежде всего, временем создания частей, авторской волей и логикой развития авторской мысли, некоторые исследователи предлагают печатать главу «Крестьянка» после «Последыша», но завершать поэму «Пиром на весь мир», указывая при этом, что «Пир» «непосредственно связан с главой «Последыш» и является его продолжением».

Продолжение к спорным вопросам изучения: Подтверждением того, что спор о расположении глав поэмы продолжается, может служить статья Бухштаба (Бухштаб Б. Я. О конструкции поэмы Некрасова «КнРЖХ». – В кн.: Жанр и композиция литературного произведения, 1981). Справедливо говоря о «невозможности признать какой бы то ни было вариант композиции авторским», исследователь подчеркивает: необходимость остановиться на каком-либо одном из возможных вариантов построения поэмы не должна быть связана с уверенностью в том, что «избранная конструкция запрограммирована самим Некрасовым». Предпочтительным Бухштабу представляется вариант I–III–II–IV.

Спорным в некрасоведении является вопрос и о месте «Пролога» в составе поэмы «КнРЖХ»: рассматривать ли его как вступление к первой части или как пролог ко всему произведению в целом?

Содержание «Пролога» несомненно выходит за пределы одной части, определяет движение сюжета произведения в целом, и в этом смысле это пролог ко всей поэме. Однако во всех прижизненных изданиях поэмы он неизменно печатался в составе ее первой части. Так, в отдельном издании 1873 на с. 5 обозначено: «КнРЖХ. Часть первая», а заглавие «Пролог» проставлено уже на следующем листе – перед самым началом текста (с. 7). В оглавлении пятой части находим ту же последовательность заглавий: «КнРЖХ. Часть первая: Пролог» (далее следует перечень остальных глав: «Глава I: Поп» и т. д.). В последнем прижизненном издании поэмы 1873 ч. 5-6, куда вошли также «Последыш» и «Крестьянка» («Пир на весь мир» к этому времени еще не был написан), сохранена указанная последовательность обозначений, которая еще раз подтверждена также в оглавлении шестой части третьего тома: «КнРЖХ. Часть первая: Пролог. – Поп. – Сельская ярмонка. – Пьяная ночь. – Счастливые. – Помещик». В настоящем издании «Пролог» также печатается в составе первой части поэмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.037 с.)