Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
A. И. Груздев Об эволюции жанра поэмы в творчестве Н. (1850е)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие структурные элементы первых поэм Некрасова традиционны: они открываются лирическим вступлением, повествование в них сосредоточено вокруг судьбы главного героя и нередко прерывается прямым вмешательством автора, предсказывающего судьбу героя («Саша»), отдельные эпизоды из жизни повествователя сливаются с фактами биографии поэта, и т. д. Но это лишь внешняя близость к традиционным формам. Новое у Некрасова прежде всего в характерах героев, в их отношении к широкому народному миру. Это в свою очередь изменило и композиционную структуру его поэмы и формы развития сюжета, общий тон повествования. В отличие от героя лирической русской поэмы, стремления и действия которого не находили твердой опоры во внешних обстоятельствах, душевное состояние героя некрасовских поэм определялось сознанием общности его целей и стремлений с народными интересами. В утверждении этого сознания – основной пафос первых поэм Некрасова. Первая поэма Некрасова «Саша» отличалась высотою содержания и поэтического тона.Прочная эпическая основа, широта реальных обстоятельств и связей отделяла ее от лирической поэмы. На формирование характера Саши сильное влияние оказывают ширь и свобода родной природы, окружающая Сашу народная жизнь. В них источник ее душевной свободы и воли. Саша устремлена к чему-то новому, необычному, высокому и прекрасному. Прекрасные задатки характера этой непосредственной натуры могли не развиться, завянуть в усадебной неподвижности, и жизнь героини «не обогатила бы человечество высшими уроками». Этот мотив возникает с первых строф повествования: «Дико росла, как цветок полевой, Смуглая Саша в деревне степной. Всем окружив ее тихое детство, Что позволяли убогие средства, Только развить воспитаньем, увы! Эту головку не думали вы». Дремотное состояние ее ума было прервано беседами с Агариным. Он познакомил Сашу с передовыми идеями века, привлек внимание к жгучим проблемам социального зла и неправды. До бесед с Агариным жизнь воспринималась Сашей лишь с праздничной, поэтической стороны. Даже труд крепостных крестьян наивному сознанию Саши представлялся в виде патриархальной идиллической картины: «Вот по распаханной, черной поляне, Землю взрывая, бредут поселяне – Саша в них видит довольных судьбой Мирных хранителей жизни простой...». После того как она поняла глубину социальных противоречий, когда в ней «совершился акт сознания» и ум ее проснулся, она увидела в жизни крестьян совсем другое («видит страдальца в любом мужичишке», – сказано в одной из черновых редакций поэмы) – не только увидела, но и вступила в деятельную борьбу против народных страданий. Таким образом, Саша и Агарин как бы поменялись местами, старый герой отодвинут на второй план, на первое место выходит новый. Здесь наиболее отчетливо проявился отход Некрасова от традиции. Героиня поэмы, разбуженная к сознательной жизни «естественная натура», «жаждет деятельного добра». Она не знает рокового для старого героя противоречия между словом и делом, чувства бессилия, пассивности перед обстоятельствами. Развенчание старого и выдвижение нового героя изменило основу конфликта, композиционную структуру поэмы, формы развития сюжета. Конфликт переносится из сферы быта в высшую область, в область идей и душевных стремлений. Любовь присутствует в поэме, но занимает подчиненное место. Саша любит Агарина, но подавляет в себе это чувство, герой оказался далеким от того идеала человека, который сложился в ее представлении. При второй встрече с Сашей Агарин предстал в ином, совсем не героическом облике, а как обыкновенный безвольный и бездеятельный человек. Он уже отказался от тех высших идей и целей, которые поразили и навсегда покорили Сашу, и героиня не могла не разочароваться в Агарине. В этой поэме отражен существенный факт истории – выход на арену общественной борьбы нового героя, человека нового времени. Последующие поэмы Некрасова («Белинский», «Несчастные») по- иному определяли исходную точку формирования характера и мировоззрения героя: на основе деятельности персонажей. Последовательнее и полнее, чем в поэме «Саша», раскрывалась демократическая устремленность героев, углублялись связи (позитивные и негативные) с реальной действительностью. В поэме «Белинский» личность героя-гражданина, носителя и пропагандиста передовых идей, вступает в острый конфликт не с той или иной личностью, а со всей общественной системой. Внешне поэма «Белинский» близка к традиционной сюжетной схеме (исповедь измученного нуждой и неправдой человека), но в отличие от нее в центре исповеди оказывается не личный частный случай из жизни рассказчика, а гражданская судьба его друга, главного героя произведения.Жизненная судьба рассказчика – умирающего поэта – совпадает с общественной судьбой героя, подчеркивая тем самым ее типичность. Социальные обстоятельства, в борьбу с которыми вступил герой произведения, обобщены. Самый народный мир, интересы которого он представляет, не стал еще объектом эпического повествования. В образе Белинского выявлены лишь гражданские черты характера нового человека. Личная, частная жизнь, мир его сердца и души остались за пределами повествования. С семинара: близость к жанру ЖИТИЯ (черты: 1. намеренно сниженный образ рассказчика и, соответственно, вознесение героя на пьедестал; 2. рассказ о всей жизни Белинского, с самого рождения до смерти, 3. мотив мученичества за истину, за веру). В «Несчастных» резко обозначено сходство с романтической поэмой: романтичен характер повествователя, к формам романтической поэмы непосредственно восходит лирическая манера повествования – повышенная эмоциональная напряженность, резкость контрастов, фрагментарность, недосказанность. Обращение Некрасова к традиции романтической поэмы не случайно. Ему были близки и дороги принципы высокой гражданственности романтических поэм. Традиционные романтические формы появляются в связи с образом повествователя, романтика по натуре, и служат одним из средств раскрытия его характера. Вместе с тем эти формы выполняют в «Несчастных» и иную, более значительную функцию: они способствуют раскрытию реалистического в своей основе характера главного героя поэмы (Крота), не лишенного в некоторых моментах романтического отношения к действительности. Это герой того трудного периода освободительной борьбы, когда еще «целые десятилетия отделяли посев от жатвы». В середине 1850х, когда массы народа были далеки от сознательного участия в освободительном движении, была нужна именно вера в необходимость революционного дела. Все это не могло не наложить романтического отпечатка на облик героя-революционера. Таким образом, романтические формы играли здесь содержательную роль, отражая определенную сторону характера героя. В «Несчастных» неизмеримо полнее и многостороннее, чем в предшествующих поэмах Некрасова, дана жизнь России. Здесь и картины грубой поместной действительности, и неподвижность провинциального быта, и трудовая обстановка русской деревни, н жизнь столицы в ее социальных контрастах и противоречиях и, наконец, сибирская каторга. Новое понимание действительности: для Некрасова это не только трагедия сильной личности, как в романтической поэме или драме, а выражение кризисного состояния общественных обстоятельств. Крымская война существенно изменила представления о главной движущей силе исторического процесса. Лирические стихи Некрасова этой поры полны глубоких взволнованных раздумий о народе: написанную в 1856-57 поэму «Тишина» отличают навеянный думами о народе широкий эпический замысел. Однако эпическое содержание воплощено здесь в лирических формах. С семинара: традиционный для Некрасова мотив возвращения лирического героя на родину, возвращения блудного сына к родине-матери, к природе, к вере. Произведение «Тишина» Некрасова традиционно считается его первой попыткой охватить поэмой народную тему. Эта поэма – признание в любви к Родине, сострадание народу в его бедах при недавней Крымской кампании. 42. "Декабристский цикл" поэм Н.А. Некрасова: "Дедушка", "Русские женщины". Особенности их жанра и стиля
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.008 с.) |