Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Былое и думы» А. И. Герцена как мемуарная эпопея. Особенности проблематики, стиля и жанра произведения. Учёные о книге ГерценаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Александр Иванович Герцен (1812-70) – русский мыслитель. Яркий представитель «людей сороковых годов». Рядом своих идейных тенденций предвосхищает «шестидесятников», служа связующим мостом между этими поколениями российской интеллигенции В своей основе нравственный пафос Герцена – это страстная защита человеческого достоинства и человеческой свободы от любого их подавления и оскорбления; это человеколюбие, вера в светлые природные устремления человека, этические, моральные и эстетические – к справедливости и правде, чести и честности, красоте и гармонии. Отличительной особенностью Герцена-гуманиста стало его изначальное народолюбие, питаемое как глубоким сочувствием бесправному народу, так и убеждение в его творческом потенциале. По мнению писателя, личность неповторима и самоценна. Тема лит. тв-ва Герцена – судьба личностно развитого человека-гуманиста с общественно-гражданским темпераментом в сословно-феодальной России и буржуазно-мещанской Европе. Одно из главных произведений на эту тему «Былое и думы». Над мемуарами «Былое и думы» Г. работал свыше 15 лет. Первоначально книга должна была стать рассказом об истории личной и семейной жизни Герцена, а именно о периоде 1848-51 г, когда духовная драма писателя, вызванная реакцией (восстанием) в Париже, дополнилась семейной драмой, подорвавшей здоровье Наталии Александровны Герцен и ускорившей ее кончину в 1852 году. Главный угол зрения Г на реальных лиц и события в «Былом и думах» – исторический. Человека (события, нравы, идеалы) он анализирует не отдельно от истории и не только в ее контексте, но и одновременно как исторический объект (результат) и исторический субъект (участник). Так, в мемуарах маленький Герцен просит няню рассказать, «как французы приходили в Москву», хотя давно уже знает эту историю; всякий раз герой улыбается, довольный, что «принял участие в войне». В повести «Записки одного молодого человека» в похожей ситуации ему просто сообщают о войне 1812 г. Другая параллель: в «Записках» Герцен с будущим другом Николаем Огарёвым читают сентиментальные сочинения Шиллера, а в «Былом» – его тираноборческие труды, от которых, пишет Г, «переход к 14 декабря и Николаю был легок». Все дальнейшее изображение жизненного пути Г подчинено тому же историческому ракурсу. Такова, в частности, учеба главного героя в Московском университете и его отношения с идейно близкими сверстниками, которые вместе с ним видели «всю меру презрения к человеческому достоинству со стороны русского законодательства». Примеров последнему в «Былом» масса (бездушное отношение Николая I к семейству Пассека, его расправа с поэтом Полежаевым и бывшим студентом Сунгуровым). Социально значимой стороной, как правило, развернуто и дальнейшее поведение Г-на, не роняющего свое человеческое достоинство ни в момент ареста, ни в качестве заключенного Крутицких казарм Москвы и ссыльного чиновника. Описание пяти лет, проведенных Герценом в Москве после окончания ссылки, заняло в «Былом» почти всю 4 часть. Это – история «людей сороковых годов», которая воспроизводит напряженные философско-мировоззренческие искания и распределение (на «западников» и «славянофилов», «панславистов» и предтеч «русского социализма). Во всех теоретических прениях этой поры Г-на интересует определение того общественно-государственного устройства России (и Европы), которое сможет гарантировать расцвет личности и гармонию ее интересов с интересами всех людей. Жажда практического участия в истории, удовлетворить которую Г. не мог на родине, явилась главной причиной его отъезда в 1847 в Европу, где он развернул широчайшую деятельность (5-8 части «Былого») во имя борьбы за идеалы демократии. Его альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол» сыграли огромную роль в становлении гражданского самосознания в России 19 в. Вслед за главным героем под историческим углом зрения изображены и его современники. Наиболее эффектным средством их изображения в «Былом» стали сравнения и метафорические параллели того или иного лица с выдающимися деятелями античности, средневековья, эпохи Возрождения или Великой французской революции (Грановский – «молодой воин науки», Белинский – «сильный боец» с «гладиаторской натурой»). Судьба человека, по Г-ну, зависит и от исторической случайности. История осуществляется не равномерно, а сменой эпох активности и застоя и человек не выбирает исторический момент своего рождения. Неблагоприятная историческая ситуация определила общественную невостребованность в России 1830х гг. ранних славянофилов Ивана и Петра Киреевских. Собственную же общественно-историческую самостоятельность Герцен мотивирует временем своего рождения (1812 – пробужд. нац. самосознания россиян). В портретах «персонажей» «Былого» обычно присутствует и эстетическая оценка. Внешняя привлекательность или безобразие кого-то из них, как правило, соответствует у Г-на внутренней сущности данного человека и наоборот. По Г-ну, активная борьба за свободу делает человека красивым (т.е. гармоничным). Поэтому все борцы за нац. или соц. освобождение в «Былом» обладают красивой, благородной наружностью (Грановский, Медичи, Роберт Оуэн). А вот скрытный и боязливый эгоист Гервег далеко не красив. В «Былом» личное и частное самочувствие человека нераздельно с общественно-исторической сферой. Характерно, что Герцен сам избегал точных определений «Былого и дум». В своих письмах, в предисловиях и примечаниях Герцен чаще всего называл «Былое и думы» записками. Но для него записки – это условный термин, удобный именно своей нейтральностью, отсутствием определенного жанрового содержания. Духовная и семейная драма Г-на обусловливает композиционное единство книги, а также способствует сюжетной связи всех ее частей. Семейная драма во многом определила и жанр произведения. «Былое» (по мнению Недзвецкого) – историческая элегия в прозе со значительным трагедийным, отчасти романными началами. Историческая элегия сочетает в себе воспоминание о национально значимом лице или событии с лирической рефлекцией автора по поводу их конечных судеб. В «Былом» звучит характерный для элегического мироощущения мотив обманутых жизненных ожиданий, вызванных одиночеством личностно развитого человека-максималиста. Но все же «Былое и думы» трудно отнести к какому-то определенному жанру. Некоторые ученые, в частности, Гинзбург называет «Былое» – «мемуарной эпопеей», т.к. это название характеризует только две жанровые особенности герценовской книги: во-первых, ее определенно мемуарный характер, т. е. воспроизведение в ней вполне конкретных исторических фактов, событий и участвующих в них реальных исторических лиц, а во-вторых, сам грандиозный охват изображаемого как во времени (от 1812 до второй пол.1860х), так и в пространстве (русская жизнь). «Былое и думы» – это исповедь на фоне Истории. Особенности стиля: обостренный интерес к душевным противоречиям и к подробностям психического процесса – два существеннейших признака психологизма 19 века. Между тем в «Былом и думах» переживания даны прямолинейно, в очень ясных и скорее традиционных очертаниях, без стремления раскрыть противоречивость, многопланность душевной жизни. И это при изображении даже самых резких конфликтов и душевных потрясений. Герцен остается при суммарном изображении душевных состояний не потому, чтобы он не знал, не понимал возможности их детализации и усложнения, но потому, что не это было ему нужно. Психологический роман 19 века показал человека, обусловленного исторически и социально. Его душевный склад рассматривался как производное от этих предпосылок. Герцена же в первую очередь интересует анализ самой исторической обусловленности и непосредственное ее проявление в человеческом материале. Романист обычно показывает действующих лиц в поступках, размышлениях, разговорах; лишь попутно он от себя объясняет изображаемое. Но обобщенное единство – характера, события, предмета – может быть построено не только путем образного синтеза, но и объясняющим, аналитическим путем. Этим – как бы обратным – путем идет Герцен в произведении, где о действительно бывшем говорит биографически конкретный автор, неопосредствованный условным повествователем или рассказчиком, где поэтому должен быть слышен его собственный голос. Диалогами, сценами, конкретным изображением чувств и событий он подтверждает концепцию характеров, раскрытых в прямых авторских суждениях, теоретически объясненных в своей исторической и социальной сущности. Он может проецировать в этот ряд и свой собственный исторически обобщенный характер. Чтобы изобразить человека – в романе, повести, в мемуарах или «портретах», – необходимо не только выделить и отобрать некие элементы его душевной жизни, но и соотнести их между собой, найти принцип структурной связи. Для писателя это и значит найти предмет изображения. Для Герцена таким принципом связи было историческое качество человека. Учёные о книге Герцена. В современной Герцену публицистике и критике появилось очень мало отзывов о «Былом». В России имя Герцена находилось под запретом и сохранившиеся отзывы содержатся главным образом или в зарубежной вольной печати, или в эпистолярных материалах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.013 с.) |