Чубукова, мокина: русская поэзия 19 века. Идеал и антиидеал человека в лирике некрасова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чубукова, мокина: русская поэзия 19 века. Идеал и антиидеал человека в лирике некрасова



Лирический герой некрасовской поэзии наделен многими чертами личности самого поэта и его судьбой. Некрасов не поэтизирует душевные слабости своего героя. Жизнь героя, его поступки всегда соотносятся с высшим идеалом, представлением об истинном назначении человека. Одно из драматических переживаний некрасовского героя – сознание своей непоследовательности в служении идеалу, своей неспособности отстоять истину, тем более – пожертвовать ради нее жизнью. Сознавая свое несоответствие идеалу, герой скорбит и кается. Два святых имени, два светлых образа живут в душе героя, спасая его в эти скорбные минуты от отчаяния: образ умершей матери и образ Родины. Именно перед ними исповедуется герой, к ним обращается с мольбой о прощении, у них просит веры и «волю твердую» вернуться «на правый путь».

В лирике Некрасова безусловно отрицательно осмысляется тот тип человеческого отношения к жизни, который будут поэтизировать лирики следующего поэтического поколения –Брюсов, Бальмонт. «Жажда жизни», т. е. стремление прожить интенсивную, наполненную сильными ощущениями жизнь для Некрасова – явный антиидеал, прежде всего потому, что такая жизнь исключает служение ближнему. Как высший идеал утверждается «великое дело любви», умение «любить», которое можно доказать и готовностью погибнуть ради него. Слово «любовь» неизменно соотносится в лирике Некрасова с идеалом человеческого существования и означает подлинную, до самозабвения, до стремления к самопожертвованию, любовь к человеку и отчизне.

Свой идеал человека он нашел воплощенным – прежде всего в Добролюбове и Чернышевском. Идеальная жизнь осмыслялась как служение, а служение для Некрасова – неизменный отказ от собственных желаний и интересов и готовность отдать жизнь во имя идеала. В стихотворениях, посвященных революционерам-демократам, Добролюбову и Чернышевскому, в созданных портретах современников подчеркивается именно «умение» отказаться от «минутных благ» ради служения высшим целям. Суровость, аскетизм – главная черта Добролюбова, воспетые в стихотворении «Памяти Добролюбова». При этом, создавая образ Добролюбова, Некрасов, по его собственным словам, «хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов»:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья

«По Некрасову, – пишет Корман, – высшее призвание и счастье человека – революционная борьба; прекраснее и благороднее деятельности революционера нет ничего. Революционер, в изображении Некрасова, – человек одной мысли и одной страсти, воплощение необыкновенной внутренней собранности, цельности, нравственной чистоты, возвышенных помыслов, самоотверженного служения людям. Судьба революционера – трагическая судьба, но она завидна и желанна».

Точными воплощениями человеческого идеала становятся для Некрасова воин, монах и сеятель. Воин – символизирует мужество и непреклонность, монах – самоотречение, аскетизм и веру. Сеятель – неустанную готовность к работе просветителя, учителя, бросающего добрые семена – знания, мысли в народную душу. В «Притче» Некрасов дает четкую формулу идеального гражданина: «По мужеству воин, по жизни монах / И сеятель правды суровой».

Жизнь для родины – значит смерть для родины – эта мысль не раз звучит в некрасовских стихотворениях, становится одним из лейтмотивов. В стихотворении «Отъезжающему», обращенном к Тургеневу, Некрасов пишет именно о жизни для родины, высшим проявлением которой является умение пожертвовать собой: «Жить для нее – надо силу железную, / Волю железную – сгинуть».

Готовность страдать и даже умереть во имя родины – вот высший идеал человека, героя времени. В стихотворении «Мать» (1868) страдание осмысляется и как желанный и как прекрасный жребий:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее – тернового венка...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.)