Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие русского литературного процесса, основные тенденции его развития в середине хiх века. Проблематика, герои, жанры, стили

Поиск

Своеобразие русского литературного процесса, основные тенденции его развития в середине ХIХ века. Проблематика, герои, жанры, стили

Проблематика, герои, жанры, стили литературы сер. 19 в

    С сер.19 в. русская литература становится не только искусством, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность – отличительные черты литературы второй пол.19 века. Именно в середине столетия были поставлены два болезненных русских вопроса: "Кто виноват?" (Александра Ивановича Герцена, 1847) и "Что делать?" (Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).

Русская литература анализирует общественные явления, поэтому действие большинства произведений – современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Герои "вписываются" в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Именно поэтому ведущим литературным направлением и методом сер.19 в. становится критический реализм, а ведущими жанрами – физиологический очерк, повесть, роман и драма. При этом Бухштаб отмечает, что в отличие от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Острота социальной проблематики была связана ещё и с тем, что в русском обществе 1840-60х гг. произошла поляризация мнений относительно будущего России, что и выразилось в появлении славянофильства и западничества.

Проблема народа, формы и способы её воплощения в русской литературе середины ХIХ века. Проблема народа и народности литературы в русской критике того времени

Обращавшиеся писатели: Некрасов, Островский

Некрасов: в его понимании, народ – крестьяне. Автобиографичное ст. «Родина» (1846). Образ доброй, заботливой няни, у лир.героя «растленная помещичья жизнь», противоречие героя и мира на основе соц.фактора. В конце драматический пейзаж крестьянской жизни: «нива выжжена». Присутствует гражданский пафос, предвещает освобождение от креп.права.

Ст. «Рыцарь на час» (1862): перекликается с «Родиной», удар в колокол – призыв к действию.

Островский: народ = купечество. Физиологический очерк (жанр журналистики, представляющий определенный соц.класс) «Записки замоскворецкого жителя» 40ые. Представил мир, где сосредоточено московское купечество. Автор не скрывает иронии к этому миру, тормозящему развитие общества, но прослеживается и снисходительность к нему. Пьеса «Семейная картина» 1847. Сюжеты брал из судейской практики, в картине показал негативные стороны купеческого мира, обман в семейных отношениях. Установка на комедию, носит обличительный характер. В «Банкроте» 1849 хотел не обличить зло, а донести мысль, что купечество – более обеспеченная часть народного мира, которая может показать путь к развитию. Свою миссию видел не в обличении пороков, а в поиске положительного в крестьянской жизни. В «Грозе» 1859 идеал открывает народно-демократической среде.

Критики

Чернышевский в статье на сборник рассказов Успенского «Не начало ли перемены» написал: Правда без всяких прекрас. Она необходима, чтобы побудить в обществе желание изменить жизнь.

Григорович, Тургенев и Толстой в своих произведениях приукрашивали картины народной жизни.

Григорьев «О характере русского народа»: народность – сближение с религиозно-патриархальным мышлением. По своей сути народ вечен и неизменен (речь о душе, самобытности).

4. Новые жанровые формы в литературе середины ХIХ века (эпос, лирика, драма)

Русская литература второй половины 19 века представляет собой уникальное и, несмотря на огромное количество работ, посвященных ей, до конца не изученное явление. С сер. 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая 1. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литературный критик Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Добролюбов, Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. В это время ведущим жанром художественной реалистической литературы становится роман. Свои произведения создают Тургенев, Герцен, А. К. Толстой, Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика.

В основе русского реализма, как и в целом русского взгляда на жизнь, оказывались бескрайняя широта, стремление к всеохватности. Особенности реализма требовали и вместе с тем обусловливали преобладание в определенное время тех или иных жанров. В начале второй половины 19 века – этим жанром стал русский роман, потеснив лирику и драму. Ведь именно этот эпический жанр стал любимым у русских писателей, он помогал им:

1. преодолевать противоречия, возникавшие в действительности,

2. совмещать в изображаемом произведении тонкий анализ и огромную широту, глубину жизни.

Именно во второй пол. 19 века происходил уникальный процесс обогащения реализма художественным натурализмом, научными и этнографическими материалами, романтическими элементами. Прослеживается особая природа русского реализма, уникальность которой заключается в ее собирательности. Осваивая и принимая, на первый взгляд, совершенно чуждые элементы, русский реализм и трансформировался, раскрывая все более свои свойства, и оставался реализмом. На фоне быстро изменяющейся русской жизни он вбирал в себя множество частностей, высвечивая их и наполняя смыслом.

Русский эпический роман обращался к изучению мира (реальности) и изображению его в исключительной полноте. Но в то же время он не исчерпывается только найденными соответствиями и параллелями с действительностью, неизменную основу его всегда помогало сохранить стремление русских писателей к истине, влечение к идеалу, существовавшему в сознании русского человека и являющемуся необходимой и незыблемой частью реализма.

Основой русского эпического романа является особое, отличное от европейского понимание человека, его места и роли в жизни страны, мира, и даже Вселенной, ведь, по мнению большинства авторов, отдельно взятое доброе или злое дело, праведное желание или подлый замысел влияют на общее состояние всего живого, на равновесие полярных сил.

Личность для русского писателя – необыкновенно сложный и постоянно изменяющийся мир, изучению которого можно посвятить множество времени и сил. Но в то же время для русских писателей человек не значим как единица в отрыве от большого мира. Ни один из героев русской литературы не думает только о своей выгоде, о своей персоне.И то духовное самосовершенствование, которое осуществляет у русских писателей человек, не значит совершенно ничего в отрыве от мира, от человечества. Плутая в противоречиях окружающей действительности, путаясь в собственных заблуждениях, лучшие герои русской литературы упорно ищут правильный путь. Не случайно выбор пути становится одним из самых интересных и ярких мотивов в русской литературе. Выбирая свой путь, человек проводит массу сопоставлений с дорогами других. В русской литературе личность неотделима от народа, от его судьбы, «я» здесь всегда подразумевает наличие «ты», другого. И это не просто наличие противопоставленного объекта, внутренний мир которого может быть важен только для того, чтобы в восприятии его существовал «я». Это основа для объединения в сложной ситуации и для передачи радости другому, это основа для связи личности со всем народом, осознания своей включенности в «мы», того, что является ценностью и целью для русского человека.

В данный период эпический роман становится единственным жанром, наиболее полно и всесторонне помогающим раскрыть возможности человека, реализовать потенциал, накопленный реализмом. Эпический роман – это жанр, который способствует непротиворечивому соединению стремлений личности к счастью с народными чаяниями и надеждами. Христианские, православные основы русского реализма, тот идеал, о котором шла речь выше, нейтрализуют противоречия, неизменно возникающие в западноевропейском романе. «Как только личность у русских художников умеет подчинить себя большому миру, увидеть его самостоятельность, поэзию, тотчас и она внутренне оживает и тоже становится поэзией.

Ориентируясь на развитие европейской литературы, Гегель отмечал, что роман пришел на смену эпосу, явился «продуктом распада эпоса». Но русская литература двигалась своей дорогой, именно русская литература смогла в новом романном искусстве воплотить эпические начала, не уступающие по своей значимости древним эпопеям. Человек в эпическом романе, конечно, важен как личность, но он связан многочисленными явными и косвенными связями со множеством других людей. Огромное, неисчислимое количество этих связей осознает читатель эпического романа.

Как правило, в эпическом романе немаловажное значение имеет происхождение героев, и таким образом читатель связывает в восприятии, как минимум, два поколения. Наконец, событийная широта в эпическом романе заключается не только в наполненности сюжета событиями, но и в жизненности этих событий, в их закономерном следовании, в особой смысловой нагрузке, сказывающейся на любом действии и поступке, ведь чем больше связей между людьми существует в произведении, тем значительнее отклик того или иного события.

В эпическом романе мы видим глобальные, масштабные конфликты. Даже если предметом изображения в романе не являются столкновения держав, война и прочие значительные по привлечению человеческих сил события, изображаемый конфликт, как правило, приобретает глобальный характер. И межличностные, и межпоколенные конфликты, и даже сомнения самих героев рассматриваются в человеческом, мировом измерении. Автор романа при этом не может обойти вниманием народную жизнь.

Развитие же поэзии несколько затихает, подавленное возвышением эпического романа. Однако в 50е гг 19 в снова происходит ее расцвет. Появляются такие поэты, как Фет, Полонский, Майков, которые уделяют внимание в своих стихах быту, народному творчеству. А. Толстой осмысляет в своих произведениях российскую историю. Стиль авторов определяет народные предания, былины, старые песни. Происходит разделение на две школы: «Чистого искусства» и «Натуральной школы».

Некрасов является главным авторитетом, как в лирике в целом, так и в направлении натуральной школы в частности. Стоит отметить, что он так же был первым, кто внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «КнРЖХ?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Так же в пятидесятые годы 19 в продолжает развивается драматургия, которая чуть ранее тоже отошла на второй план наряду с лирикой. В пьесах уделяется внимание купеческому и крестьянскому быту, фольклору, истории, языку. Часто произведения посвящаются нравственно-социальной проблематике, где реализм сочетается с романтизмом. Основными творцами этого направления в данный период времени были: Алексей Толстой, Сухово-Кобылин, Островский.

Не прижившаяся в начале века на русской почве драма (исключение – лермонтовский «Маскарад») утвердилась во второй половине 19 в, получив развитие и свою проблематику, и своего героя, точнее, героиню. Ведь именно женщина (Катерина в «Грозе», Лариса в «Бесприданнице») в драмах Островского, одного из самых плодотворных драматургов, стала главным действующим лицом.

Дополнительно:

1. острота протеста Герцена против крепостного строя приобретает в романе подлинно революционное звучание.

2. прослеживаются выразительные намеки на полное бесправие народа.

3. революционера и материалиста Герцена особенно интересует процесс формирования человека и его мировосприятия под воздействием окружающей социальной среды.

4. Герцена в романе занимает биография всех встреченных лиц. Цепь биографий – цепь гневного обличения крепостнической действительности. На биографиях героев Герцен показывает, как крепостнический строй уродует сознание и жизнь людей не только внизу общественной лестницы, но и на верхних её ступенях.

5. Герцен сознательно подчеркивает зародыши положительных качеств даже в отрицательных типах романа, добиваясь тем самым большой обличительной силы в характеристике общественного строя, как целого – Герцен как бы расчищает в сознании читателя путь к ответу на вопрос, поставленный в заглавии.

6. явная ирония автора сквозит в эпиграфе романа «а случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией».

7. разночинцы (Круциферский) бессильны в «будущей буре», а Бельтовы – бесперспективны – отсюда пессимистичный финавл романа, где скептик Крупов – самое светлое пятно.

8. Любонька – предвестница женских образов «первая женщина в русской литературе, поступающая, как человек сильный и самостоятельный».

9. смелое новаторство Герцена в языке самого произведения. Он вводит в роман многие народные выражения, создавая неологизмы, обильно использовал литературные цитаты. Вводил сниженные библейские образы.

Роман «Накануне»

История написания. Во второй половине 1850х годов Тургенев, по взглядам либерал-демократ, отвергавший идеи революционно настроенных разночинцев, стал задумываться о возможности создания героя, чьи позиции не вступали бы в противоречие с его собственными, более умеренными, чаяниями, но который при этом был бы достаточно революционным, чтобы не вызвать насмешек со стороны более радикальных коллег по «Современнику». Роман основан на реальных событиях. В 1855 году сосед Тургенева, помещик Василий Каратеев, отправлявшийся в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести. В повести рассказывалось о любви автора к девушке, которая предпочла ему болгарина – студента Московского университета. Этим человеком был Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 году и поступил в Московский университет. После того, как в 1853 году начинается русско-турецкая война, а среди болгарской молодёжи оживает революционный дух, Катранов с русской женой Ларисой возвращается в родной город Свиштов. Его планам, однако, воспрепятствовала вспышка скоротечной чахотки, и он скончался во время лечения в Венеции в мае того же года.

Идеи и мотивы романа были подробно проанализированы с прогрессивных позиций Добролюбовым в журнале «Современник» в январе 1860 года (статья «Когда же придет настоящий день?»).

  Главной задачей в своей статье Добролюбов ставит разъяснение тех явлений действительности, которые вызвали художественное произведение. До сих пор путь Тургенева исходил из сферы высших идей и стремления внести в них грубую и пошлую действительность. Сборы на борьбу и страдания героя, хлопотавшего о победе своих начал, и его падение пред подавляющею силою людской пошлости и составляли обыкновенно интерес повестей Тургенева. Таким образом, «лишнего человека» сменял Пасынков, Пасынкова – Рудин, Рудина – Лаврецкий. Но в последнее время в обществе обнаружились требования, совершенно отличные от тех, которыми вызван был к жизни Рудин и вся его братия. В течение того периода времени, пока рисовались перед нами все эти просвещенные поборники истины и добра, подросли новые люди, для которых любовь к истине и честность стремлений уже не в диковинку. Прежних сеятелей добра, людей рудинского закала уважают, как старых наставников, но редко кто расположен выслушивать опять те уроки, которые с такою жадностью принимались прежде. В повести Тургенева мы встречаем другие типы, нежели к каким привыкли в его произведениях прежнего периода.

Если в предыдущих романах Т. изображал прошлое, рисовал образы людей 40х гг., то в «Накануне» он воспроизводил современность, откликался на те заветные думы, ктр. волновали всех мыслящих и передовых людей. Не идеалисты-мечтатели, а новые люди, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе.

Героем избирается болг.революционер Инсаров. Вся его жизнь направлена на освобождение Болгарии. Юная Елена олицетворяет Россию накануне перемен. На нее претендуют молодой ученый Берсенев, скульптор и живописец Шубин, чиновник Курнатовский и революционер Инсаров, ктр. она и выбирает (т.е. Россия).

Инсаров – чел-к гражданского подвига, своей целеустремленностью, честностью, волей, убежденностью он увлекает Елену. Инсаров только тогда отвечает Елене взаимностью, когда убеждается, что она пожертвует всем ради Болгарии. Но мать Елены несчастна, что дочь уехала. Елена задается вопросом стоит ли горем матери платить за идею. В конце оба они приходят к выводу, что любовь и борьба несовместимы. Кое-что есть и плохое в Инсарове – он упрям, разночинец. Это видно в отношении автора к герою. Елена же, следуя Инсарову, становится типом «дон Кихота». Но Инсаров все же остается героем, он думал не только о Болгарии, но и будущем России. Т. призывал к реформе, и эти герои те, ктр. приведут к ней и к лучшему будущему.

Большое значение отводится теме любви. Любовь как единство убеждений. Т. связывает любовь с идеологией. История любви И. и Е. трагична. Елена чувствует себя виноватой перед матерью, перед родными и перед самим Инсаровым. Инсаров погибает, и Елена думает, что ее любовь во многом погубила его. Но и Инсаров чувствует вину перед Е. Ими любовь была воспринята как наслаждение, как счастье незаслуженное – вот их чувство вины.

Почему же Инсаров не русский, а болгарин? В России Т. не нашел нужного героя, уже созревшего. Он – революционер, ктр. пока нет в России. «Накануне» – роман о порыве России к переменам. Т. приводит такую мысль: болгары все – от князей до крестьян готовы пожертвовать всем ради свободы родины. Т. призывал к единству. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» противопоставил задачи болгар и русских: у Болгарии внешние враги, а у России – внутренние. Т. был категорически не согласен, просил Некрасова не печатать эту статью, а когда ее опубликовали порвал с «Современником» навсегда.

Речь «Гамлет и Дон Кихот»

По мнению Т., в Г. и Д.К. воплощены 2 коренные противоположные особенности человеч. природы. Все люди принадлежат более или менее к 1 из этих 2 типов. Страдания Г. больнее и язвительнее, чем у Д.К., т.к. Г. сам наносит себе раны, сам себя терзает, обладает самоанализом. Д.К. смешон, но в смехе есть примиряющая и искупляющая сила. Гамлет же внешне не вызывает смеха, но именно в этом его осуждение: сочувствует ему почти всякий, но любить не может никто, т.к. он сам никого не любит. Г. не будет сражаться с ветреными мельницами, он не верит в великанов, но он бы и не напал на них, если бы они и существовали. Г. от малейшей неудачи падает духом и жалуется, а Д.К. нисколько не сомневается в успехе. В основу противопост. Т. поставил этический принцип: их отношение к идеалу. Для Г. основа и цель существования находится в нем самом, для Д.К. – вне его. Этим обуславливается нравственный облик каждого из них: эгоизм, безверие и скептизм, развитый ум и слабая воля, трусость, сосредоточенная на себе рефлексия, самобичевание Г.; вера в истину, альтруизм, самоотверженность и бесстрашие в борьбе с враждебными силами, непреклонная воля, односторонность и духовная ограниченность Д.К. Писатель говорит о необходимости слияния их достоинств – мысли и воли, и понимает невозможность этого. Д.К-ы – разночинец, революционер-демократ, как исторические деятели они всегда трагичны. Они в руках судьбы. Они безумцы, ктр. бессильны найти истину при всем благородстве.

19. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", его социальные, этические, эстетические, философские проблемы и их решение. Трагическое начало в романе

Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного; он так и сделал и, конечно, рисуя своего героя, не утаил и не закрасил его угловатостей; выбор Тургенева можно объяснить двумя различными причинами: во-первых, личность человека, беспощадно и с полным убеждением отрицающего все, что другие признают высоким и прекрасным, всего чаще вырабатывается при серой обстановке трудовой жизни, от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности.

В романе "Отцы и дети" дается более широкий охват действительности, чем в предыдущих романах, хотя и в нем действие совершается в обычно избираемых Тургеневым временных рамках – два месяца.

В романе переданы споры "отцов" и "детей", освещающие столкновение и смену двух культур – старой, дворянской культуры и новой, демократической. Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.

В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии: консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова. Роман начинается с обычной для жизни дворянских гнезд ситуации – приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Воспользовавшись тем, что Николай Петрович Кирсанов в ожидании сына смотрит на дорогу, Тургенев, прибегая к любимому своему приему, рассказывает предысторию его семьи, главой которой был малограмотный, но боевой генерал времен 1812 года. Дворянское гнездо Кирсановых не блистало ни родословной, ни богатством, ни аристократическими связями. Зато оно и не представляло собой гнезда "барства дикого"; в роду Кирсановых не было, как в роду Лаврецких, крепостников-самодуров, грабителей и истязателей крестьян. При невежественном отце братья Кирсановы, обучаясь "чему-нибудь" и "как-нибудь", сумели все же, особенно Павел Петрович, подняться над уровнем провинциальной поместной среды. Обитатели Марьино стараются более или менее идти в ногу с веком. Кажется, что все прочно в дворянском гнезде Кирсановых. Но вслед за этим писатель рисует картину и глубокого упадка хозяйства Николая Петровича и нищету его крепостной деревни. Беглыми, но выразительными штрихами, в самый канун реформы 1861 года, Тургенев показывает кризис жизни и барина и мужика, общенациональную необходимость уничтожения крепостного порядка. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли "отцов". В прежних своих описаниях поместного дворянского быта писатель редко касался его экономических сторон и деталей. Теперь, показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает оскудение, хозяйственную беспомощность дворянства, тщетно пытавшегося приспособиться к новым требованиям жизни.

Трагичность фигуры Базарова

«Я – чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю – что хочу, и высказываю – что можно высказать». В этом заключается сущность Базарова (аргумент, который доказывает, что Базаров – трагическая личность: «он чужой среди существующего порядка вещей»). Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказывается самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он «злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать». Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступать – волна чувств захватывает его. И он не сопротивляется – делает «сознательную глупость». Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в любви. Анна Сергеевна – женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает «что спокойствие все-таки лучше всего». Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова.

Созданная художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины 19 века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» – шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе. Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-62 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью.

Среди своих задач романист выделил 2 наиб. важных: 1. Создать образ времени 2. Внимание к новым тенденциям в жизни культурного слоя России, т. е. той интеллект-й среды, к кот. принад-л сам писатель. В пр-х, написанных к 1860, сложились основные жанровые особенности романов Т. Ими обусловлено и худ-е своеобразие романа «Отцы и дети».

Тургенев никогда не показывал столкновение круп. политич. сил, общественно-политич. Борьба не была непосредственным объектом изображения в его романах. Действие сосредоточено, как правило, в усадьбе, в барском доме или на даче, поэтому нет больших перемещений героев. Сюжеты состоят из событий вполне обычных: идейный конфликт на фоне любовного конфликта, или наоборот. Тургеневские романы, в отличие от романов Достоевского или Толстого, не явл-ся романами-притчами: в них нет опорных идеологических конструкций, важных для других рус. романистов. В романах Т. нет ни убийств, ни резких конфликтов с законами и моралью. Он предпочитает воссоздавать течение жизни, не нарушая ее естественной гармонии.

События, которые Т. описывает в романе «ОиД», происходят в середине 19 в. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, т.к. речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и дух. жизни страны.

Это размежевание общества нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа, и бр. Кирсановых, лучших из дворян-либералов. Т. интересует личность Базарова как героя времени, вобравшего в себя отличительные черты эпохи соц. перелома. Т. выделяет в Б. демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства.

Гуманизм Б. проявляется в его желании принести пользу народу и стране. Б. – чел. с большим чувством собственного достоинства, он ничуть не уступает в этом отношении аристократам. Однако Т. отрицает в Б. нигилизм в отношении природы, музыки, лит-ры и искусства – всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает чел-а. Все, что лишено материалистического объяснения – Б. отрицает. Он считает прогнившим весь гос-ый строй России, поэтому отрицает все: самодержавие, крепост. право, религию, патриархальный уклад, семью. Однако положительной программы Б. не дает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

Все принципы нигилиста Базарова абсолютно чужды Т. В центре внимания Т не частные общественные проблемы, а базаровская «философия жизни» и выработанные им правила взаимоотношений с людьми.

Первая задача, поставленная Т: создать портрет совр-го нигилиста, совершенно не похожего на скептиков и нигилистов дворянского поколения. Вторая задача – создать не просто портрет, а «портрет-прогноз» совр-го нигилиста.

Цель писателя – рассмотреть его как опасное, болезненное явление, способное завести чел-ка в тупик. Нигилист – чел другой эпохи, другого мировоззрения и психологии. Это разночинец-демократ по происхожд-ю, естествоиспытатель, а не философ. Базаров непоколебим в спорах с Павлом Петровичем в первых главах романа, но внутренне сломлен после «испытания любовью». Т. подчеркивает продуманность, «жесткость» убеждений героя. Базаров – максималист: с его точки зрения, любое убеждение имеет цену, если не противоречит другим.

Стоило ему утратить одно из звеньев в цепочке своего мировоззрения – сомнению и переоценке подверглись все остальные. В последних главах романа мысли Базарова обращены не к сиюминутному и злободневному, как в первых главах, а к «вечному», общечеловеческому. В финале романа перед нами не самоуверенный Базаров-эмпирик, а «новый» Базаров, решающий «проклятые», «гамлетовские» вопросы. Базаров столкнулся с тем, что раньше безоговорочно отрицал, стал «Гамлетом» среди нигилистов. По мысли Т, вечные ценности (любовь, природа, искусство) не способен поколебать даже самый последов-й нигилизм. Напротив, конфликт с ними может привести нигилиста к конфликту с самим собой, к утрате смысла жизни.

20. "Отцы и дети" И.С. Тургенева в оценке критики и литературоведения

Роман Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, вызвал ожесточенные споры. Чем объяснить это? Во-первых, сложностью и некоторой противоречивостью самого романа, а во-вторых, тем, что в спор вступили идейные враги. Ведь русское общество в то время резко разделилось на два враждебных лагеря: представителей революционной демократии и их противников. Революционная ситуация в России была настолько очевидной, что даже правительство признавало, что Россия стоит на пороге «пугачевщины». Идейным вдохновителем революционного движения был Чернышевский. Власти готовили ответный удар. Закрывались воскресные школы, народные читальни, приостанавливалось издание газет и журналов. На восемь месяцев был запрещен «Современник». Лагерь революционных борцов понес в 1861 году большие утраты: не стало Шевченко, Добролюбова, были арестованы Михайлов и Обручев. Готовился арест Чернышевского.

Тургенев никогда не был революционером, он находился в противоположном лагере, хотя очень уважал и Добролюбова, и Чернышевского. В том-то и сказался гражданский подвиг Тургенева, что, показывая своего идейного противника в лице Базарова, он отнесся к нему с большим уважением. Базаров стал частью его души. Писатель признавался позднее, что часто ловил себя на мысли: «А что бы сказал Базаров на моем месте?» Время действия романа – 1859 год. Тургенев имел все основания сказать, что его произведение «попало в настоящий момент нашей жизни, словно масло в огонь, точно нарочно его подогнали в самый раз».

Споры вокруг романа он, конечно, предвидел. 30 июня 1861 года в дневнике писателя появилась такая запись: «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». Тургенев не ошибся. «Современник» и «Искра» увидели в Базарове карикатуру на всю демократическую молодежь и за это осудили весь роман.

Тургенева очень огорчало это «отчуждение молодежи». А вызвано оно было тем, что автор не мог дать в образе Базарова законченную фигуру революционного деятеля, чего так ждало от него в ту пору молодое поколение. Не верил он, что люди базаровского склада способны изменить Россию. В статьях «Базаров» и «Реалисты» Писарев противопоставляет Базарова людям рудинского склада, которые к эпохе шестидесятых годов уже сошли с исторической арены. Может быть, герой тургеневского романа так понравился Писареву потому, что он сам был на него похож. Да и не он один. В автобиографической книге Ясинского «Роман моей жизни» автор вспоминает, как он читал в гимназии Тургенева и с гордостью думал о себе самом: «И я тоже Базаров».

Особенно отличился Антонович в статье «Асмодей нашего времени» в мартовской книжке «Современника», где писал о Базарове: «Это не человек, а какое-то ужасное существо». В ней критик отказывал "Отцам и детям" в каких бы то ни было художественных достоинствах. Он был весьма недоволен романом Тургенева. Критик обвинял автора в клевете на молодое поколение, говорил, что роман написан в укор и поучение молодому поколению, а также радовался, что писатель, наконец, открыл свое истинное лицо – лицо противника прогресса. Как написал Страхов, «вся статья обнаруживает только одно – что критик сильно недоволен Тургеневым и считает священным долгом своим и всякого гражданина не находить как в новом его произведении, так и во всех прежних ничего хорошего».

Сам же Страхов относится к роману «Отцы и дети» с положительной стороны. Он говорит о том, что «роман читается с жадностью и возбуждает такой интерес, какого, смело можно сказать, не возбуждало еще ни одно произведение Тургенева». Также критик отмечает, что «роман так хорош, что на первый план победоносно выступает чистая поэзия, а не посторонние мысли и именно потому, что она остается поэзию, может деятельно служить обществу».

В последние годы все чаще появляются научные труды, посвященные истории тургеневедения. Исследователи отмечают, что это направление в филологической науке представляет собой динамично развивающуюся область исследований. Однако специально к истории изучения романа как научной проблеме исследователи обращаются вовсе не часто. Один из сложнейших для исследования период в изучении романа Тургенева рассмотрел Маркович в статье, сопровождающей академическое издание романа «Отцы и дети» в серии «Литературные памятники». Исследователь характеризует наиболее острые споры вокруг романа и его интерпретаций, выявляет сложившиеся и только намечающиеся тенденции его изучения. Методология и отдельные наблюдения данной работы имели большое значение. Характеризуя момент начала нового этапа в развитии тургеневедения, Маркович особое внимание уделил полемике, которая развернулась вокруг статьи Архипова «К творческой истории романа Тургенева “Отцы и дети”». Современники увидели в ней попытку возвратиться к идеологизированным трактовкам тургеневского творчества, а в работе писателя – ориентацию на позицию тех его читателей и «советчиков», кто входил в реакционный лагерь; таким образом Тургеневу как автору «Отцов и детей» приписывалась односторонняя антинигилистическая позиция. Эта позиция вызвала резкое неприятие у всех ведущих тургеневедов той поры –Бялого, Куницына, Пустовойта, Старикова; итог полемике был подведен в статье Фридлендера «К спорам об Отцах и детях», опубликованной также в журнале «Русская литература» (1959, № 2) и, таким образом, как бы завершавшей развернувшийся круг споров.

Маркович размышляет о том, что побудило исследователей вступиться за Тургенева и выступить столь сплоченно; по его мнению, выступление Архипова могло привести к началу «кампании» против Тургенева и стать причиной исключения писателя из круга классической литературы. Однако этого не произошло, и началось развитие иной, позитивной тенденции его изучения – Тургенев и его роман «Отцы и дети» в литературоведении 1960-80х годов, а затем 1990-2000х осмысливался все более сложно, многоас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.017 с.)