Натуральная школа» 1840-х гг. Особенности реализма эпохи. Осмысление литературы 1840-х гг. В критике и литературоведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натуральная школа» 1840-х гг. Особенности реализма эпохи. Осмысление литературы 1840-х гг. В критике и литературоведении



Натуральная школа – условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840х годов, возникшего под влиянием творчества Гоголя. К «натуральной школе» причисляли: Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина.

Термин НШ был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был полемически переосмыслен Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное и строго правдивое изображение действительности.

Основной доктриной НШ провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Здесь нельзя не усмотреть аналогий с философией деятелей французского Просвещения, провозгласившей искусство «зеркалом общественной жизни», в обязанности которого вменялось «обличение» и «искоренение» пороков.

Формирование НШ относится к 1842-45 годам, когда группа писателей (Некрасов, Григорович, Тургенев, Герцен, Иван Панаев, Евгений Гребёнка, Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки».Несколько позднее там печатались Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для НШ.

НШ в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к НШ, являлись следующие:

1. общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества),

2. критическое отношение к социальной действительности,

3. реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства и романтической риторики.

Белинский выделяет реализм НШ, утверждая важнейшей особенностью «истину», а не «ложь» изображения; он указывал, что «литература наша из риторической стремилась стать естественной, натуральной». Белинский подчеркивал социальную направленность этого реализма как его особенность и задачу. Протестовал против понятия «искусства для искусства», утверждая что: «искусство и литература сделались выражением общественных вопросов». Реализм натуральной школы в трактовке Белинского демократичен. НШ обращается не к идеальным, выдуманным героям – «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания».

Распространенные в 1840х годах всяческие «физиологические» очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.

Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту «литературы гоголевского периода» её критическое, «отрицательное» отношение к действительности – «литература гоголевского периода» является здесь другим именем той же НШ: именно к Гоголю – автору «Мёртвых душ», «Ревизора», «Шинели» – как родоначальнику возводили НШ Белинский и ряд других критиков.

Многие писатели, причисляемые к НШ, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Гоголя. Такова его исключительной силы сатира на «гнусную рассейскую действительность», острота постановки у него проблемы «мелкого человека», его дар изображать «прозаический существенный дрязг жизни». Кроме Гоголя оказывали влияние на писателей НШ такие представители западно-европейской литературы, как Диккенс, Бальзак, Жорж Санд.

НШ вызывала критику представителей разных направлений: её обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадежности (Булгарин), в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе. НШ подверглась осмеянию. После смерти Белинского само название «натуральная школа» было запрещено цензурой. В 1850е годы употреблялся термин «гоголевское направление» (характерно название работы Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно НШ, применяя его как обозначение критического реализма.

В 1840х годах разногласия ещё не заострились до предела. Пока ещё и сами писатели, объединяемые под именем НШ, не сознавали отчётливо всей глубины разделяющих их противоречий. Поэтому, например, в сборнике «Физиология Петербурга», одним из характерных документов НШ, имена Некрасова, Панаева, Григоровича, Даля стоят рядом. Отсюда же сближение в сознании современников урбанистических очерков и повестей Некрасова с чиновничьими повестями Достоевского.

К 1860-м годам размежевание между писателями, причисляемыми к НШ, резко обострится. Тургенев займёт непримиримую позицию по отношению к «Современнику» Некрасова и Чернышевского, и определится как художник-идеолог «прусского» пути развития капитализма. Достоевский останется в лагере, поддерживающем господствующий порядок (хотя демократический протест характерен был и для Достоевского 1840х годов, в «Бедных людях» напр., и в этом плане у него находились связующие нити с Некрасовым). И, наконец, Некрасов, Салтыков, Герцен, произведения которых проложат путь широкой литературной продукции революционной части разночинцев 1860х годов, отразят интересы «крестьянской демократии», борющейся за «американский» путь развития русского капитализма, за «крестьянскую революцию».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.004 с.)