Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие русского литературного процесса, основные тенденции его развития в сер. 19 в
Центральным для понимания своеобразия общественно-литературного движения этой эпохи оставался крестьянский вопрос, вопрос крепостного права. Интеллигенция, особенно творческая, начинала сочувственно относиться к проблемам простого подневольного народа, хотя в то же время в ее среде отмечался большой разброс мнений. Оппозиционные настроения этого периода связаны с именами Белинского, Герцена. В этот период времени главенствуют два направления: славянофилы и западники. Обе ветви пытались осмыслить и сформировать философию и культуру, а также открыть разные пути развития России. Славянофильство как общественное движение возникает в 1838-39 годах. В России одной из предпосылок данного движения являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство здесь выступает как форма оппозиции правительству определенной части дворянства. Термин славянофилы ввел Белинский (противник славянофилов). Сами же они называли себя туземцами. Своего постоянного издания славянофилы не имели. Печатались в журнале «Москвитянин», позже в «Русской беседе». Представители данного направления предпочитали салонные формы общения. Проводили регулярные встречи в салоне Елагиной, в московских домах Хомякова, братьев Аксаковых. Объединились вокруг журнала Погодина «Москвитянин». Славянофилами были: Григорьев, Островский, Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы, Самарин. Они сделали многое для русской культуры и литературы: 1. фольклористическая достоверность Киреевского. 2. языковедческие труды Аксаковых. 3. сочинения по всеобщей истории Хомякова. Программные статьи славянофилов: «О старом и новом» (Хомяков), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (Киреевский). Считали, что равнодушие к власти – чисто русская черта. Идеи: 1. были против реформ Петра 1, т.к. он узаконил крепостничество. Кроме того, «верхушка» отрывалась от народа. Происходит разрыв между слоями общества. 2. боролись с западничеством, т.к не признавали идолопоклонства перед Европой. 3. развивали идеи православия и патриархально-общественных основ; идеализировали общественный строй. 4. не верили в спасительную силу реформ и революций, только личность обязана совершать подвижнический труд над собой в соответствии с божьим замыслом.
5. думали, что для возрождения России нужно дистанцироваться от Европы. 6. гос-во должно проникнуться духом церковности; восприняли и приняли форму Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» (антитеза западу – знания и наука, индивидуализм). 7. отстаивали национальную самобытность, 8. отстаивали мысль о специфике русской культуры (Достоевский, Островский). 9. боролись с крепостничеством. Славянофилы противопоставляли Восток Западу, Москву Петербургу, а «петербургскую» литературу «Московской». Западничество как общественное движение возникает в то же время. Вдохновителем движения был Белинский. Вокруг него группировались Тургенев, Панаев, Анненков, Некрасов, Герцен, Огарев, Боткин, Майков. Основными их журналами были: «Современник», «Отеч. Записки». Идеи (Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич): 1. увлеклись европейскими идеями социально-политической либерализации, прогресса под знаком рационализма и атеизма. 2. против религии. 3. за активное соц. Служение, за изменение мира к лучшему путём соц реформ или революционного насилия 4. за земные практические дела, за самоутверждение личности на основах разума – влияние философии Гегеля. 5. за отмену крепостного права 6. за свободу слова 7. за свободу печати. Идейные споры славянофилов и западников отразились в «Записках охотника» Тургенева, в «Былом и думах», «Сорока-воровка» Герцена, в повести Соллогуба «Тарантас». Западники противостояли славянофилам, но не были врагами. Они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Бердяева, первые видели в России мать, вторые – дитя. И все же направление не было идеологически «цельным» и организационно оформленным, ведь они заявили о себе как представители натуральной школы, которую славянофилы не принимали. Литераторы западничества поддерживали реалистическое направление. В критических статьях Белинского 40х годов и в трудах, примыкающих к нему писателей формировалась эстетика «натуральной школы». Отцом ее следует считать Гоголя. Реалистические литературные традиции, заложенные Гоголем, подспудно и явно развивались в русской литературе, что особенно заметно в содержании периодических изданий и сборников 40х годов. Принципы натуральной школы первоначально были выдвинуты Белинским в статье «О русской повести и повести Гоголя», в которой он отдает предпочтении «реальной поэзии», воссоздающей действительность в ее высочайшей истине, в противовес поэзии идеальной, пересоздающей действительность в соответствии с авторскими идеалами. Важнейшим принципом натуральной школы было изображение жизни в индивидуальных и типических характерах, в которых соблюдалась социальная и психологическая верность.
- больше описательности - меньше художественного вымысла - отсутствие идеализации - установка на правдоподобие. Формирование «Натуральной школы» относится к 1842-45 гг. Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Гоголя, но был полемически переосмыслен Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Отдельно стояли Почвенники, выступали за союз интеллигенции и крестьянства, который обогатит все слои общества и не даст интеллигенции оторваться от народной почвы.Идеи почвенничества возникли в редколлегии журналов «Время» и «Эпоха», которые издавали Фёдор Михайлович Достоевский со своим братом Михаилом. Почвенниками были поэт Аполлон Григорьев и критик Николай Страхов. Так же в московском Архиве в 1823 году возникло значимое в истории русской культуры литературное объединение – «Общество любомудрия». Имена этих «архивных юношей» и их произведения золотыми буквами вписаны в историю Золотого века русской поэзии. Лидерами «Общества любомудрия» были: Одоевский (председатель), Веневитинов (секретарь), Киреевский, Хомяков и другие. Публиковались они в основном в журналах «Вестник Европы» и «Мнемозина». Броское самоназвание «Любомудров» было избрано, чтобы максимально дистанцироваться от рационалистической философии французских просветителей и подчеркнуть приверженность немецкому идеализму. «До сих пор философа не могут себе представить иначе, как в образе французского говоруна 18 века; посему-то мы для отличия и называем истинных философов любомудрами», – писал Одоевский. Как вспоминал один из членов «Общества любомудрия» Александр Кошелёв, новое общество «собиралось тайно, и об его существовании мы никому не говорили. Любомуды были увлечены философией Шеллинга. Считали, что творчество – это возможность выложить свои философские идеалы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.006 с.) |