Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество И. А. Гончарова 1840-1850-х годов. «обыкновенная история». «фрегат паллада». В. Г. Белинский о гончаровеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В середине 1840х Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Гоголя «Старосветские помещики». Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!». В 1847 году «ОИ» опубликовали в журнале «Современник», а через год она вышла отдельным изданием. Критики писали о таланте Гончарова, его легком слоге. После публикации «ОИ» Иван Гончаров начал работу над новым произведением – романом «Обломов». В 1848 году в «Современнике» опубликовали главу из книги «Сон Обломова». Однако Гончаров не был доволен ее текстом. Прозаик постоянно переделывал уже готовые части «Обломова», менял сюжет. Журналисту Андрею Краевскому он писал: «Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить». Работу над «Обломовым» Гончаров прервал из-за путешествия на фрегате «Паллада». Участники экспедиции должны были заключить торговый договор с Японией, которая тогда была закрыта для иностранцев, а также посетить Аляску и острова Российской империи в Тихом океане. В поездку писателя пригласил адмирал Евфимий Путятин, которому был нужен секретарь. Гончаров должен был вести на корабле судовой журнал, переводить иностранные документы и составлять «летопись похода». О поездке Гончаров писал: «Поехал затем, чтоб видеть, знать все то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. Если б я запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, прожил бы остаток жизни повеселее. Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь – я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости». В кругосветном путешествии Гончаров пробыл около двух лет – с октября 1852 года по май 1854. Прозаик посетил Великобританию, Португалию, Сингапур, Китай. Из поездки он отправлял друзьям и родственникам письма, в которых описывал жизнь в иностранных государствах. Еще Гончаров вел дневник с путевыми заметками. Позднее эти записи стали основой книги очерков «Фрегат «Паллада»». В произведение вошли и заметки Гончарова о Сибири и Дальнем Востоке России. Из-за того, что состояние «Паллады» было плохим, писателю пришлось возвращаться в Петербург по суше. В Петербург Гончаров вернулся в феврале 1855 года. Через несколько месяцев в журнале «Отечественные записки» вышел его первый рассказ о путешествии на «Палладе» – «Ликейские острова». В следующие несколько лет очерки выходили в журналах «Современник», «Морской сборник» и «Русский вестник». А в 1858 году они вышли отдельной книгой под названием «Фрегат «Паллада»». Вернувшись из путешествия, Гончаров перешел на работу в министерство народного просвещения. Писатель получил должность цензора, на которой проработал одиннадцать лет. Обязанности не мешали Гончарову заниматься литературой. Он вновь стал работать над «Обломовым», а в 1858 году закончил черновик романа. О книге писатель говорил: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». Еще год Гончаров редактировал роман. «Обломова» издали в 1859 году. Критики хвалили писателя за правдивый образ доброго, но ленивого помещика Ильи Обломова и достоверное изображение России. Они считали, что главный герой романа стал воплощением русского национального характера, а обломовщина, то есть личностный застой и лень, – общероссийское явление. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» писал: «Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. Не обширную сферу избрал Гончаров для своих изображений. Истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип». «Обыкновенная история» б/напечатана в «Современнике» в 1847. Белинскийбыл в восторге. Это роман о городской жизни, реалистич. произвед-е. Противопоставляются патриархальная провинция (усадьба Адуевых «Грачи») и столица. Конфликт м/у ними сфокусирован на конфликте между Александром Адуевым – младшим (племянником) и Петром Ивановичем Адуевым-старшим (дядей) – т.е. племянник олицетворение барской праздности, а дядя, живущий в Питере – практичный чел-к. На фоне всероссийского застоя Г. хотел подчеркнуть необходимость реального труда людей, живого дела, борьбы с рутиной. Таким образом, Г. противопоставляет практичность Питера и идеализм и сентиментальность провинции. Гончаров верно подметил тенденцию времени – замену старых крепостных отнош-й новыми капиталистическими. Обыкновенность истории заключ. в том, что, то перерождение Саши Адуева из мечтательного юноши в цепкого дельца, произошедшее под влиянием дяди, повлекло за собой утрату Сашей его искренности и благородства. В этом заключ. кризис дворянства того времени. Роман богат точными портретными зарисовками, пейзажами, бытовыми деталями. Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических уклада, два склада социальной психологии. В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни, "неродственностью" дяди. Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он "прекраснодушен" и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал "делать фортуну и карьеру", ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать. "Александр долгом считал любить дядю", но никак не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему, единственному племяннику. Александр сочиняет стихи, так как служба для него – скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: "Супружество супружеством, а любовь любовью" Александр наивно удивляется: "Как же жениться по расчету?" Но Александр терпит поражение в любви – появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали. Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы обрести душевное равновесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской жизни он не может принять патриархальности деревни. Он пока "висит в воздухе". Он в городе не прижился и от деревни уже "отбился". Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире. Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться "фортуны и карьеры"; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился "в корне": потолстел, стал степенным, но главное – у него " ожирела душа ". Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть – такова его психология. Лизавета Александровна грустит по-прежнему "романтичному и доброму Александру", а он утверждает: "Я иду наравне с веком: нельзя же отставать". Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего. Но почему так грустно автору и читателям? Если это обыкновенная история, то становится еще грустнее от ее типичности. Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду "фортуне и карьере" задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности. И его роман "ОИ" – страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам. «Фрегат Паллада» Книга вышла в 1858. Не все считали это художественным произведением. В нем раскрываются его представления о чел-ке и мире, его мировоззрении, об эпохе пробуждения. «Фрегат» не только о России, он обо всем мире. Мотивом является прогресс и цивилизация. Во многом здесь воплощается соц.и этич. идеал Г. Вся книга построена на противопоставлении: англичан и рус.барина. Англия для него всемирный рынок, суета, дым, копоть. Цель жизни – удобства и комфорт. Он рассказывает об образе жизни англичанина, сравнивая его с машиной. Рус. барин живет иначе. Он часто спит, но за спящим барином он видит и другое, делового чел-ка. Прослеживается мотив веры в Бога, прогресса и цивилизации. Г. считал, что мыслящий наблюдающий чел-к с душой, обязательно должен прийти к мысли о Боге, даже если он не верил раньше. Также есть мотив ума и сердца. Мотив ума связан со странами, где есть цивилизация – Англия, Россия, т.к. приобщены к культуре. Не развитыми считались – Япония, Китай. Но в Японии Г. видел будущий прогресс. Г. описывает быт, историю каждой страны, что позволяет узнать по ближе каждого иностранца. Всех их он ставит в сравнение с русскими. Он видел такую лень, ктр не встречал даже в России. Рус.мир возникает как ностальгия. Идеал Г. представлен в спутниках его – Путянин, Корсаков, Зеленый. Г. восхищается ими, их образованностью и культурой. Команда ни разу не роптала и не бунтовала, несмотря на трудности. Он описывает привычки и разговоры матросов. Рус.чел-к и цивилизатор – Сибирь. Она отличается от остальной России. Здесь не было крепостного права никогда. Здесь люди меняют свои мысли, идеи, становятся другими. Здесь чел-к начинает с самого начала. В Сибири нет пьяных, т.к. нет вина. Есть во «Фрегате» и идиллия – это Ликейские острова. Здесь все живут так, как 1000 лет назад, ничего не искажено, все прекрасно. «ФП» даст много материала автору. Он станет самым важным в его жизни: от античности он повернет к христианству. Белинский: Автор “ОИ” поэт, художник, и больше ничего. Из всех нынешних писателей только он один приближается к идеалу чистого искусства. У Г нет ничего, кроме таланта. К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры. Он никогда не повторяет себя, ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны. («Взгляд на русскую лит-ру» 1847)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.014 с.) |