Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лотман. Драматургия 60-х годовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лев Александрович Мей был, действительно, одним из первых драматургов, проявивших значительный интерес к личности Ивана Грозного. Мей стремился подражать Пушкину в области стихотворной исторической драмы. Однако, не понимая принципов пушкинского реализма, он стал во многих чертах своего творчества продолжателем вульгарно-романтической драмы 30-40х. Первая драма Мея, изображавшая эпоху Ивана Грозного, «Царская невеста» была написана еще в 1849 году. Характеристика эпохи и образ грозного царя, выбирающего себе среди подданных невесту, играли в драме второстепенную роль, являясь предлогом для раскрытия душевной драмы нескольких вымышленных героев, не имеющей никакого отношения к особенностям эпохи. В драме показана борьба страстей, приводящая к гибели Марфу Собакину, избранную Иваном Грозным в жены. Движущими силами драмы являются любовь боярина Грязнова к Марфе, ревность его любовницы Любаши – роковые страсти, губящие героев. Иван Грозный рисуется в драме суровым, жестоким, но справедливым монархом. Некоторые черты в обрисовке его характера связаны с трактовкой образа Ивана Грозного в народных песнях. В драме Мея «Псковитянка», появившейся в 1860 году («Отечественные записки», № 2), Иван Грозный делался участником основной драматической коллизии. Подавляя сопротивление псковской вольницы, Иван Грозный становится причиной гибели своей побочной дочери. Государственный долг царя вступает в противоречие с его личным чувством. Драматический конфликт строится в «Псковитянке» по традиционному, идущему еще от классицизма 17-18 веков, принципу. В центре внимания не исторические события и социальная борьба, типичная для изображаемой эпохи, а психологическая проблема, вопрос о переживаниях монарха, который не в силах противиться ходу событий, толкающих его на жестокость, несмотря на его субъективное желание делать добро. Эта проблема, выдвинутая Меем в его драме, предвосхищает некоторые моменты трилогии А. К. Толстого, в которой психологические вопросы разрабатывались гораздо глубже, чем у Мея. Психологические проблемы, которые пытался ставить Мей, изображая Ивана Грозного, А. К. Толстой разрешает в драме «Царь Федор Иоаннович». Трактовка личности Ивана Грозного у обоих драматургов совершенно различна. Толстой в оценке деятельности Ивана Грозного идет за Карамзиным, Мей пытается противопоставить карамзинской оценке личности и значения Грозного иную, близкую к точке зрения историка Соловьева. Однако создать убедительный, цельный образ Ивана Грозного Мею не удалось. Мей слабо показал в своей драме силы, исторически противостоявшие деятельности царя, и конкретные цели и условия борьбы, которую он вел. На первый план были им выдвинуты личная драма Ивана Грозного, история мистической, «инстинктивной» любви к нему дочери, не знающей, что царь ее отец, история случайной встречи с нею, «узнавания» и гибели девушки. Эта вымышленная и чрезвычайно далекая от типичных конфликтов эпохи коллизия переводила всю пьесу в план романтической драмы. Не спасли дело и сопровождающие драму примечания, в которых Мей пытался обосновать свою точку зрения на Ивана Грозного и доказать историческую достоверность или возможность изображаемых им событий. Алексей Антипович Потехин (1829-1908) начал печататься в 1852. В этом году в «Современнике» были опубликованы его очерки провинциальной жизни «Забавы и удовольствия в городке». В 1854 в журнале «Москвитянин» появились одна за другой драмы Потехина: «Шуба овечья – душа человечья», «Суд людской – не божий», в 1855 в «Отечественных записках» – «Чужое добро в прок не идет». Потехин взял на себя разработку крестьянской народной дидактической драмы. Он настойчиво и с большим интересом работал над созданием тенденциозной пьесы с идеальным героем. Он создал три народные драмы, в каждой из которых предлагал своеобразный стиль пьесы из народной жизни. В 1853 он пишет моралистическую народную драму, основанную на поверьях и легендах, «Суд людской – не божий», затем пьесу «Брат и сестра» (1854), названную им позже «Шуба овечья – душа человечья». Пьеса эта «перекладывала» на язык драматургии ситуации и конфликты, получившие распространение в повестях натуральной школы. Она продолжала по содержанию роман того же автора «Крестьянка». «Брат и сестра» изображает судьбу гувернантки – крестьянки по происхождению, страдающей от унижений, которым ее подвергает барыня-самодурка, но под занавес обретающей счастье в браке с великодушным либеральным помещиком. С симпатией и уважением в пьесе был очерчен крепостной крестьянин – брат героини. Все три «народные» драмы Потехина проникнуты дидактизмом. В пьесе «Брат и сестра» мужик Зосима произносит слова поучения помещикам, выражающие мысль, что если бы дворяне в своем большинстве были похожи на Радугина, «не погнушавшегося» женитьбой на крестьянке, и крепостное состояние не было бы столь тягостно для народа. В двух других пьесах этого цикла поучение обращено непосредственно к крестьянам. Устами своих героев-крестьян Потехин стремится передать народные этические воззрения, какими он их себе представляет, и в жизни, изображенной в его пьесе, эти воззрения реализуются. Пороки наказываются: гордость приводит к унижению, скупость – к разорению, самоволие – к вынужденному смирению. Добродетель же обеспечивает человеку всеобщее уважение, мир со своей совестью и достаток. Характерно, что уже в начале 60х Потехин отошел от работы над народными драмами и обратился к обличительным сюжетам из жизни дворянства и чиновников, придав своей склонности к дидактизму новое выражение. От моралистической притчи в драматической форме он совершил переход к либеральной общественной комедии. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903) – крупнейший драматург-сатирик 60х, казалось бы, стоял особняком в литературе по своим политическим убеждениям и образу жизни. Считая себя учеником и последователем Гоголя, Сухово-Кобылин в своей деятельности, в поисках новых форм становится на путь, близкий к тому, которым шел в это время Островский. Его первая пьеса «Свадьба Кречинского» (1854) – бытовая комедия, через изображение семейных отношений раскрывающая социально-исторические процессы. Усиление элементов экспрессии, трагедийного начала, с одной стороны, и острокомедийных, гротескных форм – с другой, было в творчестве Кобылина сопряжено с углублением в нем политических аспектов. Кобылин, яркий и самобытный драматург-сатирик, начал с социально-бытовой комедии. В первой его пьесе – комедии «Свадьба Кречинского» можно усмотреть органическую связь с творчеством Грибоедова, комедиями Крылова и Шаховского, с «Маскарадом» Лермонтова и драматургией Гоголя, которого Кобылин высоко чтил. Усвоение достижений общественной комедии Гоголя и глубокое, самобытное переосмысление ее начал сказались в полной мере в последующей драматургии Кобылина, когда в творчестве этого писателя особо важное значение приобрели мотивы обличения государственного аппарата, бюрократии. Эволюция творчества Кобылина во многом характерна для драматургии 60х в целом: усиление сатирической направленности, углубление критики действительности, нарастание экспрессии, гротеска, вторжение трагического начала в комические жанры. У Кобылина эти особенности развития драматургии эпохи нашли свое наиболее яркое и последовательное воплощение. Первая часть трилогии – «Свадьба Кречинского» – социальная комедия, основанная на столкновении представителей патриархального провинциального дворянства со столичным дворянином, разорившимся и ставшим авантюристом. Писатель показывает общественную и моральную деградацию столичного дворянства. Он не скрывает своей симпатии к помещикам-провинциалам, которые сохраняют патриархальные традиции культуры и быта. Проблема бюрократии, ее места в жизни общества и становится главной в двух последующих пьесах Кобылина. По смелости и экспрессии гротескных обличительных образов и ситуаций, по резкости комизма, родственного народным фарсовым представлениям, драматургия Кобылина – уникальное явление в русской драматургии. Особенно ощутимо и полно выразилась стихия комизма, присущего художественной системе Кобылина, в последней части его драматической трилогии – комедии «Смерть Тарелкина» (1868). Пьеса эта содержит много фарсовых сцен, и вместе с тем это наиболее пессимистическая часть трилогии. Ею завершается цикл драматических произведений Кобылина, и в ней наиболее ощутима авторская позиция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.009 с.) |