Тема: смешанные дистрофии. Морфология нарушений обмена хромопротеидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: смешанные дистрофии. Морфология нарушений обмена хромопротеидов

Поиск

Цели занятия: Научиться знанию причин, механизмов развития и функционального значения смешанных дистрофий, а также умению отличать смешанные дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики.

УЧЕБНАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

1.Теоретический разбор темы:

Вопросы для подготовки по теме:

1. Смешанные дистрофии, их виды.

2. Классификация и характеристика хромопротеидов.

3. Виды и механизмы нарушения обмена хромопротеидов.

4. Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика различных видов нарушения обмена хромопротеидов.

5. Значение нарушения обмена хромопротеидов для организма.

Обучающийся должен знать:

1. Виды нарушений обмена хромопротеидов (гемоглобиногенных, протеиногенных и липидогенных пигментов) на основании их макроскопической, микроскопической, ультраструктурной характеристики.

2. Функциональное значение нарушений обмена хромопротеидов, а также их исходы.

Обучающийся должен уметь:

1. Диагностировать по макроскопической картине различные виды смешанных дистрофий.

2. Диагностировать по микроскопической картине различные виды смешанных дистрофий.

3. Диагностировать по электронно-микроскопической картине различные виды смешанных дистрофий.

 

2.Практическая подготовка:

1.Диагностировать зарисовать микропрепараты, представленные по теме, выполнить обозначения гистологических структур и патологических очагов: №2, 2а — бурая индурация легких (гемосидероз легких) (окраска гематоксилином и эозином, реакция Перлса), № 60 — меланома кожи (окраска гематоксилином и эозином).

 

2.Диагностировать по представленной электронограмме ультраструктурные изменения: меланоцит.

 

Методическое и материально-техническое оснащение:

Макропрепараты: бурая индурация легких (гемосидероз легких), солянокислый гематин в дне эрозий и язв желудка.

Микропрепараты: №2, 2а — бурая индурация легких (гемосидероз легких) (окраска гематоксилином и эозином, реакция Перлса), № 60 — меланома кожи (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы: меланоцит.

Микроскопы

Фототаблицы и стенды с изображением гистологических препаратов.

 

Содержание темы

При смешанных дистрофиях проявления нарушений обмена выявляются как в паренхиме, так и в строме органов, при этом нарушения обмена касаются сложных белков (хромопротеиды, нуклеопротеиды, гликопротеиды) и минералов. Смешанные дистрофии могут быть как наследственными, так и приобретенными. Наибольшее значение имеют нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов), среди которых выделяют гемоглобиногенные, протеиногенные (тирозин-триптофановые) и липидогенные (липопигменты).

 

Инструкция для самостоятельной работы обучающегося

1. Диагностировать гемосидероз легких по макроскопической картине. Изучить и описать макропрепарат «Бурая индурация легких (гемосидероз легких)». Обратить внимание на увеличенные размеры, уплотнение, бурый цвет легких (М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.50, 53; А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.102-103).

2. Диагностировать гемосидероз легких по микроскопической картине. Изучить
и зарисовать микропрепараты №2 и №2а – бурая индурация легких (гемосидероз легких) (окраска гематоксилином и эозином, реакция Перлса). При малом увеличении микроскопа найти внутриклеточно расположенные гранулы гемосидерина в сндерофагах бурого цвета (окраска гематоксилином и эозином), сине-зеленого цвета (реакция Перлса), отметить локализацию сидерофагов: в просвете альвеол и бронхов, в лимфатических щелях альвеолярных перегородок, периваскулярной и перибронхиальной соединительной ткани. При большом увеличении микроскопа найти внеклеточно расположенные мелкие гранулы гемосидерина бурого и сине-зеленого цвета в альвеолярных перегородках, периваскулярной и перибронхиальной ткани. Обнаруженные изменения обозначить на рисунке (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.102-103; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.50, 53).

3. Изучить и описать электронограмму «Меланоцит». Обратить внимание на наличие в цитоплазме клетки специальных органелл синтеза пигмента (датьим название) и электронно-плотных гранул, отметить их количество (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.81-82, рис. 39).

4. Определить солянокислый гематин в дне эрозии и острых язв желудка. Изучить и описать макропрепарат «Солянокислый гематин в дне эрозий и острых язв желудка». Обратить внимание на черный цвет дна эрозии и острых язв желудка (цвет пигмента) (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.106; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.54; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков, М.Г.Рыбакова. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии, 2002, С.39).

5. Диагностировать меланому кожи по микроскопической картине. Изучить и зарисовать микропрепарат №60 – меланома кожи (окраска гематоксилином и эозином). При малом увеличении микроскопа найти и зарисовать инфильтрирующий рост альвеолярных структур. При большом увеличении рассмотреть полигональной формы клетки со светлой цитоплазмой и незначительным скоплением черно-коричневого пигмента, с пузырькообразными ядрами под истонченными эпидермисом и в сосочковом слое дермы (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.108; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов», 2009, С.52; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков, М.Г.Рыбакова. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии, 2002, С.41).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.01 с.)