Подходы к понятию «корпорация» в современной российской правовой доктрине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к понятию «корпорация» в современной российской правовой доктрине



 

Современное понимание «корпорации» различными учеными-корпоративистами трактуется неоднозначно.

По мнению Н.В. Козловой, к числу корпораций относятся все хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц и другие юридические лица, основанные на корпоративных началах (принципах членства, участия).

Бесспорно то, что членство является признаком, свойственным корпорации. Однако одного только этого признака недостаточно, чтобы организация стала корпорацией. В связи с этим следует согласиться с тем, что существуют собственно корпорации и организации корпоративного типа, основанные на принципе членства участников (П.В. Степанов и          Н.Г. Фроловский).

И.С. Шиткина к корпорациям относит как коммерческие организации - хозяйственные общества, кооперативы, так и некоммерческие - ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы. В российской правовой доктрине корпорации часто рассматриваются в узком значении этого понятия, а именно как коммерческие организации, для достижения целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, уставный капитал которых поделен на определенные доли (паи). Корпорации в узком смысле - это хозяйственные общества (акционерное, с ограниченной и дополнительной ответственностью) и производственные кооперативы.

Т.В. Кашанина также выделяет коммерческие и некоммерческие корпорации, но к коммерческим, в отличие от И.С. Шиткиной, не относит кооперативы. Таким образом, к коммерческим (предпринимательским) корпорациям, по мнению Т.В. Кашаниной, относятся общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества и объединения корпораций.

С.Д. Могилевский и И.А. Самойлова приходят к выводу о том, что корпорации – это коммерческие организации в форме хозяйственных обществ. Данная точка зрения разделяется еще рядом авторов:              В.А. Потаповым, О.А. Макаровой, Т.В. Летутой, И.П. Пушкаревым.

Следует согласиться с тем, что корпорации – это только коммерческие организации. Некоммерческие организации лишены сущностных начал, свойственных корпорациям. Как справедливо отмечает Т.В. Летута, корпорация должна состоять из равноправных участников, делегировавших часть своих полномочий на управление определенным органам. Эта система управления неизбежно порождает некое разногласие в интересах различных участников корпорации (их различных групп) и управленцев. Все их стремления должны сводиться к оптимальности деятельности общества с целью получения стабильно высокого дохода. Данные противоречия и составляют сердцевину корпоративного управления. Некоммерческие юридические лица предполагают либо полное отстранение учредителей от участия в управлении организацией, либо такие условия взаимоотношений между участниками и самой организацией, которые не вписываются в традиционное понимание корпоративных отношений. В связи с этим, автор приходит к выводу о том, что к корпорациям относятся только хозяйственные общества.

И.П. Пушкарев отмечает, что между юридическими лицами, основанными на членстве, существуют серьезные отличия. Так, особо среди них выделяются хозяйственные общества, в частности, в силу совокупности только им присущих черт (наличие особой системы органов управления; реализация права членов общества на управление делами юридического лица путем участия в работе общего собрания участников общества; возможность концентрации голосов на общем собрании одним или несколькими участниками). Данные особенности позволяют говорить о хозяйственных обществах как о юридических лицах, в которых наиболее рельефно представлены и внешние, и внутренние корпоративные отношения. При этом, под внешними корпоративными отношениями понимаются отношения членства, а внутренние корпоративные отношения предполагают отношения с участием органов юридического лица.

К юридическим лицам, основным на членстве, кроме корпораций, следует отнести производственные кооперативы, ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы. Таким образом, можно прийти к выводу, что следует выделять собственно корпорации и организации «корпоративного типа», т.е. организации, которые основаны на принципе членства участников, причем как коммерческие, так и некоммерческие. Ранее в литературе эта точка зрения высказывалась       П.В. Степановым и Н.Г. Фроловским.

О том, что корпоративное начало проявляется наиболее ярко именно в хозяйственных обществах вытекает из характеристики хозяйственного общества Желтянниковым А.Г, который отметил, что «в качестве комплексного корпоративного субъекта коммерческой деятельности следует рассматривать хозяйственное общество».

Некоторые ученые относят к корпорациям только акционерные общества (О.А. Смирнова).

Такой подход представляется неверным, сужающим понятие «корпорация». Отличие между такими формами юридических лиц как, например, ООО и ЗАО (в настоящее время - непубличные акционерные общества) только одно – возможность таких АО выпускать акций. Во всем остальном указанные формы юридических лиц по существу между собой не отличаются. Однако вряд ли можно поспорить с тем, что наиболее крупные корпорации являются акционерными обществами. В то же время теоретическая возможность создания крупной корпорации в форме ООО имеется. Например, согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Разделяя подход к понятию «корпорация» С.Д. Могилевского,      И.А. Самойловой, В.А. Потапова, Т.В. Летуты, О.А. Макаровой, И.П. Пушкарева, А.Г. Желтянникова, П.В. Степанова и Н.Г. Фроловского, приходим к выводу, что корпорации – это коммерческие юридические лица, созданные в форме хозяйственных обществ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.005 с.)