Понятие и признаки акционерных обществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки акционерных обществ



В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

    Во-первых, любое акционерное общество обладает признаками юридического лица, т.е. общими признаками, свойственными любой организации: наличие собственного имущества, самостоятельная ответственность, возможность быть истцом и ответчиков в суде и др.

    Во-вторых, акционерное общество – это коммерческая организация, причем корпорация. Таким образом, нацеленность общества на извлечение прибыли и членство являются частными признаками акционерного общества.

Фонд, например, тоже является организацией, но унитарной и не нацеленной на извлечение прибыли.

    В-третьих, акционерное общество представляет собой «объединение капиталов», что выступает специальным признаком, отличающим его от товарищества, например, которое представляет собой «объединение лиц». Указанное деление всех организаций на суть «объединение лиц» и «объединение капиталов» следует считать конечно же условным, поскольку общества с ограниченной ответственностью, например, сложно отнести к только в первую или во вторую группу, поскольку оно представляет собой и объединение лиц, и объединение капиталов. В то же время, акционерное общество как предпринимательская форма корпорации, задумывалось именно как организация объединения капиталов, в которой личность конкретного акционера не имела бы значение, но он участвовал бы в компании своим вкладом, удостоверенным ценными бумагами – акциями и рисковал бы в пределах стоимости оплаченного им пакета акций. В связи с этим акционерное общество (прежде всего публичное, разумеется) является организацией объединения капиталов.

 

4. 2. Виды акционерных обществ

    Можно выделить несколько видов акционерных обществ в зависимости от избранных классификационных критериев.

    В зависимости от способа отчуждать акции – свободно или с соблюдением преимущественного права  можно выделить публичные и непубличные акционерные общества. Причем непубличные акционерные общества могут быть тоже двух видов: обычные, где акционерами могут быть любые физические и юридические лица, и акционерные общества работников – народные предприятия, где акционеры - это преимущественно работники предприятия (75% акций должно быть размещено среди работников предприятия).

Понятие «публичное акционерное общество» в том понимании, которое существует сегодня, является новым для отечественного законодателя. Наименования юридических лиц, основанных на акционерных принципах, за последнюю четверть века менялись неоднократно. Сначала они назывались акционерные общества открытого и закрытого типа (с 1990 г. в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), позже, - открытые и закрытые акционерные общества (в Гражданском кодексе РФ 1994 г. и затем в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), и, наконец, публичные и непубличные акционерные общества, - в современных редакциях Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».

Если главным признаком открытого акционерного общества являлась возможность акционеров свободно (без согласия других акционеров) отчуждать акции третьим лицам (п. 1 ст. 97 ГК РФ в прежней редакции), то в современном публичном обществе свободное размещение акций предполагает листинг акций, т.е. включение их в котировальный список и допуск к организованным торгам (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Кроме того, публичное акционерное общество обязывается раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах.

В соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ
«О рынке ценных бумаг »   публичное размещение ценных бумаг - это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах, а публичное обращение ценных бумаг – это обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Большинство открытых акционерных обществ на 1 сентября 2014 года не являлись публичными. Соответственно, таким обществам необходимо либо приобрести статус публичных в порядке, предусмотренном законодательством, либо стать непубличными обществами, что также предполагает изменение наименования общества и внесение соответствующих изменений в его устав.

Непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. Те акционерные общества, которые не были изначально признаны публичными и имеют наименование «ОАО» или «ЗАО» могут приобрести публичный статус, однако для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций, как это определено в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». После получения согласия соответствующего органа предоставить в налоговый орган, вместе со стандартным набором документов, также и решение ЦБ РФ о регистрации этого проспекта. Только после этого непубличное акционерное общество приобретет публичный статус и может вносить в свой устав соответствующие изменения. В информационном письме ЦБР от 25.11.2015 года № 06-52/10054 уточняется, что возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Таким образом, с учетом требований статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, с 01.07.2015 года вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном статьей 7.1 Закона об акционерных обществах.

Помимо непростой процедуры получения статуса публичного общества, есть и другие факторы, например, вид деятельности общества (услуги, для которых нецелесообразен публичный статус общества), неразвитость рынка организованной торговли, которые подтолкнут значительную часть открытых акционерных обществ сделать выбор в пользу непубличного акционерного общества. Законодатель при этом с таким выбором не торопит. Как следует из п. 9 ст. 3 федерального закона № 99-ФЗ положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. При этом перерегистрация юридических лиц, созданных ранее в связи с вступлением в силу 01.09.2014 года указанного закона, не требуется.

Если говорить об отличиях между ранее существовавшими ОАО и ЗАО, то одним из таких выступал количественный состав учредителей, который в открытом акционерном обществе не был ограничен, а число участников закрытого общества не могло превышать 50 (прежняя редакция п. 2 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах»).

В редакции ФЗ «Об акционерных обществах» от 29.06.2015 года (ФЗ № 210) п. 2 ст. 10 названного закона утратил силу, а фраза «50 акционеров общества» фигурирует в законе лишь в двух случаях:

 - при определении органа, к которому относятся функции совета директоров в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти в случае, когда совет директоров согласно уставу может не формироваться (ст. 64 ФЗ «Об акционерных обществах»);

- в связи с обязательным раскрытием непубличным обществом информации с числом акционеров более пятидесяти в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах).

 

Несмотря на указанные выше и иные многочисленные изменения, произошедшие в законодательном регулировании деятельности акционерных обществ, ряд существенных предложений, звучащих в Концепции развития законодательства о юридических лицах 2009 г., не нашел своего отражения в действующих редакциях ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».

В частности, в указанной Концепции отмечалось, что акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит сейчас с закрытыми акционерными обществами. Следует в принципе отказаться от искусственного выделения видов акционерных обществ (открытые и закрытые).

В действительности непубличные акционерные общества так же как и закрытые не способствуют притоку капитала, в чем собственно и проявляется сущность акционерных обществ и нечем, кроме формы удостоверения вклада (акций), не отличаются от обществ с ограниченной ответственностью. В связи с этим существование непубличных акционерных обществ не является целесообразным.

По-прежнему в статусе действующего Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», несмотря на то, что в Концепции говорилось о его низком юридико-техническом уровне и о его неэффективности в своем практическом применении.

Основные особенности деятельности такого акционерного общества сводятся к следующему:

1. Работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала. Законом таким образом ограничивается владение третьими лицами акциями народного предприятия.

2. Дополнительные акции народного предприятия, а также акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров, распределяются между всеми имеющими на то право работниками народного предприятия пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. Так реализуется в акционерных обществах работников важнейший принцип корпоративного права – принцип пропорциональности.

3. Один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия. Максимальная доля акций народного предприятия, которой может владеть один работник-акционер, может быть уменьшена уставом народного предприятия (ст. 6 Закона «О народных предприятиях»). Таким образом, в акционерных обществах работников невозможна концентрация всех акций в одних руках. Это положение расходится с общим правилом акционерного права, в соответствии с которым возможно существование one man company.

4. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы (ст. 9 Закона «О народных предприятиях»).

5. Число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести его в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы (ст. 9 Закона «О народных предприятиях»).

Таким образом, существует минимальный и максимальный предел численного состава работников народного предприятия, чего нет на сегодняшний день в обычных АО.

Справедливости ради отметим, что народные предприятия не получили широкого распространения. Зарегистрированных и успешно функционирующих на сегодняшний день буквально единицы. Одним из таких предприятий является народное предприятие «Красная звезда», зарегистрированное в г. Можга, Удмуртия. Основной вид деятельности указанного предприятия  - изготовление детской мебели.

Анализируемый закон в действительности показал свою несостоятельность, поскольку такая форма акционерного общества постепенно перерождается в обычное акционерное общество, в связи с продажей своих акций работниками и концентрацией капитала в руках нескольких лиц.

Помимо способа размещения акций, выделяется еще два критерия деления АО на виды: порядок создания акционерного общества и сфера его деятельности. В качестве источника правового регулирования деятельности таких обществ также выступает акционерный закон. Однако применительно к регулированию порядка создания, реорганизации и ликвидации этих обществ, а также в отношении определения их правового положения нормы акционерного закона носят субсидиарный характер. Как следует из ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ специального вида определяются федеральными законами. Что касается процесса создания акционерных обществ в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, то помимо специального закона он может определяться иными правовыми актами о приватизации. Для большинства акционерных обществ критерием отнесения их к специальному виду является особая сфера деятельности. В ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах» к таким сферам деятельности отнесены банковская, страховая и инвестиционная. Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, функционирующих в банковской, страховой и инвестиционной сферах, определяются специальными законами, устанавливающими особые требования к правоспособности таких обществ, являющейся по общему правилу специальной, к их уставному капиталу и наделяющие уполномоченные органы (Центральный банк РФ, например) дополнительными контрольными функциями за их деятельностью. Применительно к сфере банковской деятельности это прежде всего Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 30.12.04 № 219-ФЗ) и Федеральный закон от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».Так, в ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержатся особые требования к составу и минимальному размеру уставного капитала кредитной организации, параметры которых определяются Банком России (08.04.2008 г. – 5 млн евро). Особенности создания кредитных организаций в форме акционерных обществ напрямую связаны с лицензированием деятельности по осуществлению банковских операций. В сфере страхования в качестве специального закона следует назвать Закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.03.05 № 12-ФЗ), а в инвестиционной сфере - Закон РСФСР от 26.06.91 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. Федерального закона от 10.01.03 № 15-ФЗ) и Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ).

В зависимости от особенностей порядка создания выделяют акционерные общества, созданные путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации, устанавливаются для обществ, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие публичных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»). К источникам правового регулирования, устанавливающим указанные выше особенности, следует отнести прежде всего Федеральный закон от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. Федерального закона от 27.02.03 № 29-ФЗ), Указ Президента РФ от 22.07.94 № 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».

Особенности акционерных общества с участием государства проявляются в наличии у них особого статуса, который не тождественен статусу простого акционера. Например, он может выражаться в наличии упомянутого выше специального права – «золотой акции», предоставляющего значительные правомочия по участию в управлении акционерным обществом, перечень которых содержится в ст. 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».  В то же время особенности правового положения государства как акционера могут быть связаны с ограничениями, в частности направленными на запрет отчуждения акций, закрепленных в федеральной собственности на определенный срок, до истечения этого срока.

Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.

Согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего акционерного общества.

Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.017 с.)