Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо.

Поиск

Знаменитый тюремный эксперимент был поставлен в 1971 г. известным американским исследователем Филиппом Зимбардо на факультете психологии Стэндфордского университета. Зимбардо интересовал вопрос:являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников, или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают людей? Приносят ли жестокость в заведение сами люди или же заведение делает людей жестокими?

С помощью тестов были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие в прошлом ни опыта преступности, ни психологических отклонений, не употреблявшие наркотики. С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщиков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, арестовала «заключенных» и доставила их в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одежду и разместили по «камерам». При этом «тюремщики» не получали подобных инструкций, им было лишь сказано, что они должны относиться к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных».

В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку «бунта»: сорвав с себя тюремные колпаки, они забаррикадировали двери, стали оскорблять охрану. «Тюремщики» в ответ применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали выполняться всерьез. «Заключенные» почувствовали себя одинокими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюремщики» стали не только наслаждаться властью, но и злоупотребляли ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Один из «тюремщиков» день ото дня свирепел. На пятый день эксперимента он швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному» отказавшемуся есть. «Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», - сказал он позднее. Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло, писал Зимбардо: «все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью. Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как создание своей собственной реальности».

На шестые сутки Зимбардо был вынужден прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели. Все участники были травмированы. Выступая перед законодателями штата Калифорния, Ф. Зимбардо обобщая свои исследования, заявил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внешних условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «черты личности», сила воли.

В этом эксперименте хороших и простых парней удалось превратить в озлобленную массу, конфликтующую по всем законам традиционной тюрьмы. Функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции, как следует вести себя тюремщику и заключенному (ролевые стандарты и ожидания) обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение сторон. Хорошие, добрые ребята оказались в тисках социальных ролей.

 

Социализация личности

Каждый индивид с момента появления на свет начинает усваивать человеческую культуру, приобретая свои особенности, входит в общество, самоутверждается среди людей и становится личностью. Этот процесс превращения человека в личность называется социализацией. Социализация – это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.Процесс вхождения индивида в общество свойственен только человеку. У новорожденных есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособными участниками общественной жизни. Но, ни одним социальным качеством человек не обладает при рождении. Социальный опыт, ценности не передаются генетически. Реализация биологических предпосылок индивида зависит от среды, окружающей данный организм. В изоляции от социальной среды человек не становится собственно человеком.

Социализация человека происходит по двум взаимосвязанным направлениям:

человек, включаясь в систему социальных отношений, усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. Общество активно воздействует на процесс формирования личности (человек является объектом общественного воздействия);

социализируясь, индивид активно участвует в делах общества и дальнейшем его развитии. Человек в процессе своей жизни влияет на окружающее его общество (выступает субъектом социальных отношений).

Процесс социализации начинается с момента рождения человека и не прекращается до самой старости. Каждый из вас в процессе своей жизни постоянно подвергается социализации: родители – дети; ученик – учитель и т.д.

По своей сущности социализация - это двусторонний процесс, в ходе которого происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

Социализация, как совокупность воздействий, оказывающих влияние на становление личности, включает в себя:

образование - предполагает передачу определенной суммы знаний;

воспитание – как система целенаправленных воздействий, с целью формирования у индивида определенных личностных качеств и навыков поведения;

взаимодействие с другими людьми;

освоение ценностей и норм общества, социальных ролей и видов совместной деятельности;

приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов и привычек.

Таким образом, в ходе социализации индивид усваивает необходимый для жизни в конкретном обществе социокультурный опыт.

Социализация индивида - процесс непрерывный. Его нравственное развитие может задержаться на каком-то этапе, но процесс социализации никогда не прекращается. Наиболее активно она осуществляется в детстве и юности, продолжается также в среднем и пожилом возрасте (практически в течение всей жизни). Но именно начальный процесс социализации самый важный и трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Процесс социализации состоит из нескольких стадий.

Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

Стадия идентификации - появление желания выделить себя среди других.

Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

В процессе социализации социологи выделяют два этапа –

первичную (охватывает два жизненных цикла – детство и юность);

вторичную (охватывает последние два жизненных цикла – зрелость и старость).

Особенности основных жизненных циклов человека можно охарактеризовать следующим образом:

Детство. Это период жизни индивида с момента появления на свет и по достижении 13-летнего возраста. Только человеку как биологическому существу   свойственен такой длительный период созревания.Именно в этот период на 70% формируется личность.

Юность. Это период важных как физиологических, так и психологических изменений: полового созревания, стремления к независимости, самостоятельности, создания собственной системы ценностей. В юношеские годы создается фундамент всего духовного развития личности. Этим объясняется особая роль семьи в формировании личности, где она получает первый и, зачастую определяющий опыт социальной жизни. Именно семья придает процессу развития личности различную направленность. Для молодежи, юношества, детей очень существенен эффект внешних воздействий. При внешней критичности они удивительно доверчивы, впечатлительны. Они сравнительно легко становятся легко управляемой массой.

Зрелость. Признаками зрелости является экономическая, политическая и социальная независимость человека. В духовном развитии людей зрелого возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий, а также самовоспитания. Человек обладает глубокими и достаточно устойчивыми убеждениями, собственным видением проблем.

Старость. Это периодпоследовательных изменений положения человека (статуса), наступление старости, выход на пенсию, часто вдовство.Проблемы преклонного возраста являются тяжелым психологическим бременем для многих людей. Пожилые люди теряют свою автономию, становятся более зависимыми от других людей в удовлетворении своих повседневных потребностей.

Таким образом, становление личности – это сложный процесс, в котором взаимодействуют как биологические, так возрастные и социальные факторы.

Важную роль в процессе социализации играют ее агенты. Агенты социализации: это социальные институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации. На разных этапах жизни человека они различны:

в младенчестве – семья, родственники, близкие люди;

в детстве и юности – друзья, учителя, воспитатели, врачи, СМИ, школа.

Так как социализация подразделяется на первичную и вторичную, так и агенты бывают первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – те, кто составляют непосредственное или ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья, родственники, учителя, врачи и т.д.).

Агенты вторичной социализации – это те, кто оказывает менее существенное влияние на человека (представители администрации школы, института, армии, государства, сотрудники СМИ и т.д.).

Первичная социализация – это сфера межличностных отношений, вторичнаясфера социальных отношений. Хотя, одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации (например, учитель, формально выполняющий свою роль). Первые наибольшее воздействие оказывают на начальном этапе (первая половина жизни), а вторые – на продолженном (вторая половина).

Таким образом, в результате социализации человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе. Значение процесса социализации:

способствует взаимодействию человека в обществе;

способствует сохранению общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и норм поведения.

Развитие человека невозможно понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Основой процесса социализации являются связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, но прежде всего, определяется опытом, получаемым человеком на протяжении жизни. В процессе социализации происходит взаимовлияние биологических факторов и культуры: физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура создают уникальную личность.

 

Теории социализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.011 с.)