Социологические исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические исследования



Учебные вопросы:

1. Сущность и виды социологических исследований.

2. Методы социологических исследований.

3. Выборка и ее сущность. Методы выборки.

4. Программа социологического исследования.

5. Этапы проведения социологического исследования.

1. Сущность и виды социологических исследований

 

Социологическое исследование - это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни. Оно представляет собой систему логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные данные об изучаемом социальном явлении. Назначение социологических исследований, во-первых, дать объективную информацию об изучаемом социальном явлении или объекте; во-вторых, обеспечить проверку теоретических концепций и их правдивость (укрепить связь между теоретическими и эмпирическими методами).

В зависимости от масштабности и сложности поставленных задач выделяют три основных вида социологических исследований.

Пилотажное исследование (разведывательное) – предварительное пробное исследование, проводимое с целью проверки и уточнения всех элементов основного исследования и внесения необходимых изменений. Это наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие исследуемые совокупности. Его отличает упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий.

Описательное исследование направлено на получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объектом исследования выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своему составу, что допускает сравнения и сопоставления. В описательном исследовании может применяться несколько методов сбора эмпирических данных.

Аналитическое исследование – описывает элементы изучаемого явления или процесса, а также выявляет причины, лежащие в его основе. Представляет собой самый сложный и глубокий вид социологического исследования и носит комплексный характер. Оно обычно завершает пилотажное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

По характеру исследовательских задач социологические исследования делятся на:

фундаментальное - направлено на анализ социальных закономерностей, тенденций развития общества и отдельных его сфер;

прикладное - направлено на выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов;

комплексное - сочетает фундаментальные и прикладные задачи.

По срокам:

долгосрочное (3-5 лет);

среднесрочное (от 6 месяцев до 3 лет);

краткосрочное (от 2 до 6 месяцев);

экспресс-исследование (до 1 месяца).

 

2. Методы социологических исследований

 

Главное правило социологического исследования: социолог не должен довольствоваться одним источником информации. Основными методами социологических исследований являются - анализ документов, опрос, наблюдение и эксперимент.

 

2.1. Анализ документов

Значительная часть информации, необходимой исследователю содержится в документальных источниках. Документ – это средство закрепления информации о фактах, событиях, явлениях действительности и мыслительной деятельности человека. Полное представление о содержании документальных источников позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить ее анализ.

Анализ документов – это оценка различных документов с помощью формальных методов анализа содержания. Именно анализ документов дает первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.

В зависимости от направленности интереса и поставленной задачи исследователь анализирует информацию официального характера: документы, факты, статистику и др., а затем д ополняет эти сведения, на основе изучения субъективных оценок и мнений большого числа компетентных людей.

Существует два основных вида анализа документов:

качественный («проблемный» поиск, тематические обобщения);

количественный (контент-анализ), основан на выявлении устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.д.) и их подсчете.

Особенности метода анализа документов:

документальная информация носит вторичный характер, исследователь не имеет непосредственного контакта с реальностью, которую отражает документ;

информация зависит от позиции и замыслов составителя документа, исследователь не может менять форму изучаемых документов.

Достоинства метода анализа документов:

стабильное состояние объекта исследования;

в документе передается не только информация, но и отношение авторов и ценностных ориентаций;

информация представлена в упорядоченном и структурированном виде.

Недостатки метода анализа документов:

исследование носит пассивный характер, так как социолог не имеет непосредственного контакта с явлениями, которые описываются в документах;

выводы строятся на основе информации, которая может быть искажена (авторы могут упустить наиболее значимые для исследования факты).

 

2.2. Наблюдение

Наблюдение - это непосредственное восприятие предметов и явлений. Данный метод сбора первичных эмпирических данных, заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся проверке. Научное наблюдение характеризуется планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результата. Это простейший метод сбора первичной информации. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше субъективно его восприятие.

Виды наблюдения: включенное (открытое, скрытое) и невключенное.

Включенное наблюдение (участвующее): вид наблюдения, при котором исследователь получает информацию, являясь участником изучаемой группы, в процессе непосредственного контакта с ней. Включенное наблюдение часто не связано с проверкой какой-либо гипотезы. Исследователь стремится понять реальную социальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. Он сам направляется в изучаемые места (организации, учреждения и т.п.). Включенное наблюдение проводится в обстановке, где обычно проявляется исследуемое явление. Полное участие предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена.

Наблюдение открытое и скрытое – это разновидности включенного наблюдения. При проведении открытого наблюдения объект знает о том, что за ним наблюдают, и соответственно вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При скрытом наблюдении, объект не имеет информации о том, что за ним осуществляется наблюдение. Открытое наблюдение, по сравнению со скрытым, имеет преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя и при хорошем отношении активно помогает в сборе материала.

Невключенное наблюдение: вид наблюдения, при котором исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.

Особенности метода наблюдение:

событие и наблюдение за ним происходят одновременно;

непосредственный контакт социолога с объектом исследования.

Достоинства метода наблюдение:

оперативность получения информации;

относительная дешевизна (не требуется сложный инструментарий, не надо тиражировать анкеты и т.д.);

возможность использования в экстремальных условиях (война, закрытое учреждение, стихийные бедствия и т.д.).

Недостатки метода наблюдение:

локальность наблюдаемых явлений, наблюдатель может фиксировать только те события, которые происходят в данном месте и в данный момент;

повторное исследование, как правило, невозможно;

субъективность, искажения, ошибки в регистрации данных из-за влияния эмоционального состояния, низкой квалификации исследователя.

 

2.3. Опрос и его разновидности

Опрос – это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опрос является наиболее распространенным методом сбора социологической информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Он незаменим при исследовании общественных, коллективных, межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях.

Особенности метода опроса:

информация, получаемая в результате опросов, отражает социальную реальность в сознании людей, их мнений;

позволяет получать разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения, ценностных ориентациях, характере взаимоотношений;

непосредственный контакт социолога с объектом исследования.

Достоинства метода опроса:

возможность охвата массовой аудитории;

позволяет получить первичную информацию о мотивах и ценностных ориентациях;

гибкость метода, возможность корректировки задач и инструментария в ходе опроса;

возможны повторные исследования объекта.

Недостатки метода опроса:

высокие требования к уровню подготовки социолога, к организации процедуры опроса;

относительная дороговизна и высокая трудоемкость;

возможность получения искаженной или ложной информации;

изменчивость мнений людей.

Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервью.

Анкетирование – это метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса. Как правило, опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него.

По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование может быть очным или заочным. Наиболее распространенными формами заочного анкетирования являются: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.

Логика построения вопроса в анкете должна соответствовать целям и задачам исследования и служить получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете должны формулироваться предельно конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Все вопросы делятся на два основных типа: открытые и закрытые.

В открытых вопросах социолог оставляет место для мнения респондента (участника исследования).

В закрытых анкетах после текста вопроса предлагается несколько вариантов ответа.

Надежным средством контроля за достоверностью данных анкетного опроса является сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и интервью.

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.

В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов называют респондентами.

В специализированных (экспертных) опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные и теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По существу участники этих опросов – эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Интервью – это метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, в непосредственном контакте с респондентом (опрашиваемым) устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования. По форме проведения интервью может быть прямым (лицом к лицу) и опосредованным (например, по телефону).

Различают несколько видов интервью: свободное, глубинное, фокусированное.

Свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, тему. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в разведывательной стадии социологического исследования.

Глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую о наличии социального факта, и объясняющую причины появления данных фактов. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому, или иному кругу вопросов.

Фокусированное (направленное) интервью преследует целью изучить общественное мнение по поводу конкретного факта, ситуации.

 

2.4. Эксперимент и его виды

Социологический эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. Только в социологическом эксперименте создается исследовательская ситуация, позволяющая получать весьма специфическую социальную информацию, которая не поддается другим методам социального измерения. В ходе эксперимента социологи создают специальную экспериментальную ситуацию с воздействующим на нее фактором, не характерным для обычного развития событий. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами.

Применяется два вида эксперимента: лабораторный и полевой.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной среды (лаборатории) для его проведения. Искусственность среды заключается в том, что объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая позволяет добиться высокой точности – наблюдения за его поведением.

Полевой эксперимент характеризуется максимально естественными условиями его проведения (учебный класс, институт, производственная среда).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.037 с.)