Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурный функционализм Т. Парсонса

Поиск

Функционалисты рассматривают общество как систему взаимодействующих частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется единое, устойчивое общество. Характерные черты структурного функционализма:

рассматривает общество как устойчивое, единое целое;

устойчивость общественных систем обеспечивается внутренним механизмом контроля (суд, правоохранительные органы);

дисфункции (нарушения) преодолеваются сами по себе или устраняются обществом;

изменения носят постепенный (не революционный) характер;

социальная интеграция основана на признании большинством общества единой системы ценностей.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как название социологической школы (основатель Т. Парсонс) и метод исследования, в соответствии с которым изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы.

Наиболее ярким представителем структурного функционализма является американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), который предпринял попытку создать всеобщую универсальную систему. В основу существования социальной системы он положил понятие равновесия. Условием выживания и самосохранения социальной системы служит равновесие (общества в целом или отдельного индивида). Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.  

Рассматривая общество как систему, он считает, что любая социальная система должна соответствовать четырем основным функциональным требованиям.

адаптация – приспособление к окружающей среде. Чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Особое значение для общества имеет экономическая среда, которая должна обеспечивать людям необходимый минимум материальных благ.

целеполагание – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения. Все общества устанавливают цели, на которые направляется социальная активность;

интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений. Главный институт, координирующий части социальной системы, – это право. С помощью правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает возможность возникновения конфликта;

латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, сохранения и поддержания основных ценностей общества посредством социальных институтов семьи, школы, церкви.

По мнению Парсонса общество объединяют: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Одно из основных понятий Парсонса – понятие социального действия, которое он продолжил разрабатывать, основываясь на теории М. Вебера. Социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Основные составляющие элементы социального действия:

деятель (индивид, группа) обладает активностью и может проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель;

ситуация определяется факторами, актуальными для субъекта в момент совершения действия;

ориентация на ожидания друг друга.

  Особенность социального действия заключается в том, что оно:

символично (наличие механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и т.д.);

нормативно (поведение индивида зависит от принятых в данном обществе правил и норм);

волюнтаристично (зависимость социального действия от субъективных «определений ситуации»).

Таким образом, структура социального действия определяется:

системой норм и ценностей, которая соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств;

принятием индивидуальных решений о путях достижения целей;

существующими средствами и условиями.

Модель системы социального действия Парсонса включает три подсистемы:

социальную – система действий одного или нескольких индивидов (деятелей) обеспечивающая интеграцию действий индивида;

культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;

личностную - система, состоящая из действий индивидуального деятеля, в соответствии с потребностями и организацией целей и ценностей.

Развитие общества, по мнению Т. Парсонса, носит эволюционный характер, в процессе которого происходит дифференциация (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы) и интеграция (рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

На основе этого Парсонс выделил три типа общества:

примитивный (в них дифференциация выражена незначительно);

промежуточный (связан с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности);

современный (характерной чертой является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы).

Основные труды: «Структура социального действия», «Социальная система».

 

2.8.2. Теория обмена Дж. Хоманса

Автор теории обмена (теория действия) - американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989), который видил задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Объяснить связи между явлениями, по мнению Хоманса, можно только психологически. Поэтому центральной категорией его социологии является социальное действие. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся к получению наибольшей выгоды при минимальных затратах.

Он объясняет механизм социального действия на основе пяти гипотез:

гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие не вознаграждается, оно не воспроизводится.

гипотеза стимула: если в определенной ситуации определенное действие имело успех, то оно будет повторяться в сходных ситуациях.

гипотеза ценности: чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.

гипотеза лишения-насыщения: чем чаще индивид получал вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).

гипотеза фрустрации-агрессии: не получив ожидаемую награду, человек возмущается. В состоянии негодования набольшей ценностью личности является агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез Хоманс объясняет все происходящие социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и др.

Основные труды: «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Природа социальной науки».

2.8.3. Феноменологическая социология А. Шюца

Феноменологическое направление в социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) основывается на том, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Истолкование ситуации определяется системой ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта.

По мнению австрийского социолога Альфреда Шюца (1899-1959), разница ценностных и смысловых значений зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Таким образом, социальные нормы очень вариативны.

Способ, с помощью которого люди классифицируют и придают смысл окружающему миру, нельзя назвать сугубо индивидуальным процессом; люди используют «типизации» – понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают (банковский служащий, футбольный матч, дерево). Эти типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, напротив, они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и общения с другими людьми, т.е. их можно назвать смысловыми и оценочными стереотипами.

Используя типизации, люди, вступая в общение, друг с другом, уверены, что те видят мир таким же образом. Постепенно каждый член общества создает запас«знания здравого смысла»,которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться. А. Шюц считал это крайне важным для решения практических задач повседневной жизни. Он подчеркивал, что знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, однако оно не является неизменным. «Здравый смысл» постоянно меняется в процессе взаимодействия. Каждый индивид по-своему истолковывает мир, воспринимая его довольно своеобразно, но запас знания здравого смысла позволяет ему понимать действия других, хотя бы частично.

Возможность понимания мотивов человеческой деятельности, по мнению Шюца, заложена в самой основе повседневной жизни, в «мире повседневности».

Основные труды: «Смысловое строение современного мира. Введение в понимающую социологию», «Структуры жизненного мира».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.011 с.)