Соотношение понятий девиантное поведение и делинквентность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий девиантное поведение и делинквентность



Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок) - асоциальное противоправное поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Этим понятием оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.

Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах). К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

В социологии девиантное поведение понимается как более широкая категория, чем понятие «делинквентное поведение». Иначе говоря, первое понятие включает в себя второе понятие как свою составную часть. Девиация – любые нарушения норм, а делинквентность – только серьезные, влекущие за собой уголовное наказание. В социологии с равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка.

Контрольные вопросы и задания:

1. Как трактуется понятие «социальный контроль»?

2. В чем отличие социальной нормы от социальной санкции?

3. Какой вид социального контроля более эффективен?

4. В чем отличие девиантного поведения и делинквентности?

5. Какой тип девиации является самым распространенным в РФ?

Глава 8

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

 

Учебные вопросы:

1. Социальное взаимодействие.

2. Религия как институт социального взаимодействия.

3. Социальные движения и социальные изменения.

Социальное взаимодействие

 

Обстоятельства повседневной жизни сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает тех, с которыми он вступает в более сложные взаимодействия. Этот тип мимолетных, кратковременных связей называется контактом. Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами. Контакты бывают нескольких видов: пространственные, заинтересованности, обмена.

Пространственные контакты. Пространственный контакт – это первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей в соответствии со своими потребностями и интересами. Например, человек, выходя из дома на улицу, оглядывается по сторонам. Н.H. Обозов выявил два типа пространственных контактов:

предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей Я. Щепаньский называет такой контакт «опосредованным» и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу;

визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин «публичный эффект», суть которого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутствия других людей.

Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Продолжая углублять и развивать социальные связи, индивиды вступают в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией и т.п.). В ходе таких контактов внимание индивида акцентируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен.

Социальному взаимодействию на практике предшествует социальное действие. Понятие «социального действия» – одно из центральных в социологии. Это обусловлено тем, что оно представляет собой простейший элемент, единицу любого вида социальной деятельности людей. Такие социальные процессы, как общественные движения, социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой.

Понятие «социальное действие» было введено в социологическую науку М. Вебером. Под социальным действием он понимал действие человека, которое по предполагаемому смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. По Веберу социальное действие имеет две особенности: рациональность, осознанность; ориентация на других людей.

Любому социальному действию предшествуют социальные контакты, но социальное действие – более сложное понятие. Социальное действие должно включать в себя: действующее лицо; потребность в активизации поведения; цель действия; метод действия; другое действующее лицо, на которое направлено действие; результат действия. Этот перечень можно дополнить, если рассмотреть внешнее окружение действующего лица, или ситуации: материальный мир, социальную и культурную среду. Совокупность этих условий создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия. Вебер выделял четыре типа социальных действий:

целерациональное (основанное на осознании индивидом цели);

ценностно-рациональное (ориентированное на этическую, эстетическую или религиозную ценность);

традиционное (совершаемое в силу привычки, автоматически);

аффективное (у которого вообще отсутствует цель).

Так как у традиционного и аффективного действий отсутствуют присущие социальному действию особенности (осознанность и ориентация на других), то они не являются таковыми.

Социальные действия (кроме рефлексивных) никогда не совершаются мгновенно, для их осуществления необходимо побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей.

Механизм социального действия содержит потребность, мотивацию и само действие. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление (физические, безопасности, общении и т.п.). Потребность соотносится индивидом с внешней средой, актуализируя определенные мотивы. Все это вызывает интерес, постепенное развитие которого ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. С появлением цели у индивида формируется готовность к совершению социального действия. Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии социальных взаимосвязей.

Любое социальное действие, как правило, редко встречается в обособленном виде. Как правило, оно представляет собой двусторонний процесс. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – это процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции.

Таким образом, каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Социальное взаимодействие отличается от социального действия наличием обратной связи. Поэтому только действие, направленное на другого индивида и вызывающее ответную реакцию относится к социальному взаимодействию. Взаимодействие – это двусторонний процесс обмена действиями между людьми, а действие однонаправленное взаимодействие.

Социологи выделяют два основных уровня социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом, в группах, парах изучается на микроуровне. Макроуровень социального взаимодействия включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику и др. Практически любое социальное взаимодействие (интеракция) содержит элементы обоих уровней. Наше ежедневное общение в кругу семьи осуществляется на микроуровне. Но одновременно семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, так как тесно она связана с законодательной системой, системой общественных классов, образованием и т.д.

В социологии существует множество теорий, раскрывающих сущность межличностного взаимодействия. Основные из них это: теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), теория управления впечатлениями (Э. Гофман), психоаналитическая теория (З. Фрейд).

Теория обмена основана на влиянии вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории:

чем чаще поступок вознаграждается, тем он чаще повторяется;

если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;

если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;

когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прилагать усилия для их удовлетворения.

Теория символического интеракционизма рассматривает все действия людей как проявление социального поведения, основанного на коммуникации. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Теория управления впечатлениями (драматургический подход) рассматривает социальные ситуации как драматургические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

Психоаналитическая теория основана на том, что на межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.

Социальные взаимодействия могут быть классифицированы по различным основаниям.

По количеству участников: взаимоотношения двух людей друг с другом, одного и многих; многих и многих.

По характеру взаимоотношений субъекта: односторонние и двусторонние, а также солидарные и антагонистические.

П о длительности: кратковременные и долговременные.

П о организованности: организованные и неорганизованные.

П о сознательности: сознательные и бессознательные.

П о сферам жизни общества: экономическая, семейная; политическая, религиозная и т.д.

Все многообразие мира социальных взаимодействий делят на две основные сферы: первичную и вторичную.

первичная сфера – это область личных отношений и взаимодействий, существующих в малых группах (друзья, сверстники, семья);

вторичная – область деловых (формальных) отношений и взаимодействий (институт, театр, церковь).

На практике, как правило, выделяют три основные формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция и конфликт. Взаимодействие здесь выступает как способ, при помощи которого партнеры согласуют свои цели и средства их достижения.

Кооперация – это взаимодействие индивидов или групп, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Она возникает в тех случаях, когда достижение цели требует объединенных усилий.

Конкуренция – соперничество, борьба индивидов или социальных групп за обладание ограниченными благами (власть, престиж, деньги).

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий присущих индивидам, социальным группам, классам.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым и даже постоянным. В результате устойчивого взаимодействия ожидания индивидов видоизменяются, появляется набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействиям упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Социальные отношения –это отношения между людьми (или группами людей), устанавливающиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д.

В структуре любого отношения всегда можно выделить несколько субъектов, значимый для них объект, потребности (отношения субъект – объект), интересы (отношения субъект – субъект), ценности (отношения между интересами взаимодействующих субъектов). Социальные отношения являются порождением общества, и сами поддерживают его существование. Как правило, они складываются между группами людей. Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ ценностей позволяет выделить две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности.

Ценности благосостояния – это ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов (богатство, образование, здоровье и т.д.). В эту группу ценностей входят, прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность:

благополучие означает здоровье и безопасность индивидов;

богатство - услуги и различные материальные блага;

мастерство - приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности;

просвещенность - знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности – выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и эффективность:

власть - наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности;

уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию; стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций;

моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества;

эффективностъ - это ценности, включающие, прежде всего любовь и дружбу.

Ценности являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроля над ними, а с другой - имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, социальные отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда с одной стороны наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой – потребность в их обладании. Содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и обладание ими.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.027 с.)