Специальные социологические теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные социологические теории



(ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ)

 

Глава 9

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ, СЕМЬИ, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Учебные вопросы:

1. Социальная демография.

2. Социология молодежи.

3. Социология семьи.

4. Социология образования и науки.

 

Социальная демография.

 

Демография – это наука, изучающая закономерности явлений и процессов, происходящих в структуре, размещении, перемещении и динамике народонаселения.Она представляет собой статистическое изучение человеческого населения, его численности и плотности, территориального распределения и жизненной динамики (рождения, браки, смерть и т.д.). Основой демографических исследований служат данные переписей населения и регистрации жизненной статистки. Во всех цивилизованных странах субъектами власти целенаправленно проводится демографическая политика, формирующая желательную для общества демографическую ситуацию.

Для изучения демографических изменений необходимо знать уровень рождаемости, смертности и миграции. Эти факторы оказывают влияние на численность населения и скорость его прироста, на состав населения.

Рождаемость. Демографы различают биологический потенциал воспроизводства (фертильность), и реальный уровень достигнутого воспроизводства (рождаемость). Различие между ними определяется действием целого ряда факторов:

большинство женщин не вступают в процесс воспроизводства при наступлении половой зрелости;

некоторые женщины обладающие потенциалом воспроизводства никогда не рожают;

некоторые женщины после смерти мужа не вступают в повторный брак;

многие пары сознательно ограничивают свою рождаемость.

В целом рождаемость в мире ниже биологического потенциала. Ее сдерживают требования культурной среды (брак и половая жизнь) и стремление пар к ограничению числа своих детей. Один из главных факторов, воздействующих на деторождение – это брак. Во многих обществах Азии и Африки, брак заключается сразу после полового созревания женщины, примерно в возрасте 17 лет. В современной Европе господствует отсроченный брак: средний возраст заключения первого брака достигает 25 лет; широко распространено постоянное безбрачие (до 10% всех женщин никогда не вступают в брак). В странах Азии и Африки в брак вступают почти все женщины.

Смертность. Человеческая смертность характеризуется статистической регулярностью, которую можно проследить на больших группах населения. Продолжительность жизни среди первобытных людей составляла 25-30 лет. Пик смертности приходился на младенчество и детство. В развивающихся странах с 1980 г. средняя продолжительность жизни составляла 55-60 лет (максимум – Латинская Америка, минимум – Африка). В развитых странах западной Европы и Северной Америки – около 75 лет. Продолжительность жизни женщин обычно превышает мужскую, это преимущество возрастает по мере общего повышения продолжительности жизни. В конце ХХ в. разрыв между женской и мужской продолжительностью жизни составил 7 лет (71-78) в странах с развитой рыночной экономикой.

Младенческая смертность. Она измеряется отношением числа смертей на первом году жизни к общему числу родившихся в данном году. В мировом масштабе она составляет около 80 на 1000 (8% новорожденных умирает, не достигнув 1 года). В целом младенческая смертность среди мальчиков выше, чем среди девочек.

Смертность пожилых людей. В 70-80-е гг. ХХ века стало наблюдаться снижение смертности среди пожилых людей в промышленных странах. В США число очень пожилых людей (85 и более) увеличилось почти в четыре раза. Такое увеличение количества пожилых людей повлекло за собой рост потребности в организации и финансировании здравоохранения этой группы населения.

Миграция. Миграция – это смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.). Так как население страны может быть увеличено или уменьшено посредством миграции, при анализе численности необходимо учитывать формы миграции (изменение постоянного места жительства, в отличие от временных передвижений). В социологии выделяют следующие типы миграции: внешняя, внутренняя; продолжительная, временная; организованная, неорганизованная; добровольная, принудительная. Самыми крупными миграциями населения являются внутренние, т.е. осуществляющиеся внутри одного государства. С 1940 г. наблюдается очень быстрый рост городов. В развивающихся странах с высокими темпами прироста населения население городов удваивалось каждые 10 лет. Миграции в города способствуют росту смертности.

Естественное увеличение прироста населения. Естественное увеличение населения – это разница между числом рождений и смертей; норма естественного увеличения – различие между процентом рождаемости и показателем смертности. Норма естественного увеличения населения редко превышает 4%. В развивающихся странах она составляет около 2,5%; в промышленных – 1%.

Прирост населения. Норма прироста населения – это норма естественного увеличения, объединенная с влияниями миграции. Высокая норма естественного увеличения может быть уменьшена большой миграцией из страны, а низкой норме может противостоять высокий уровень иммиграции. Но влияния миграции на темпы прироста менее значительны, чем влияния изменений детородности и смертности. Сегодня ситуация с народонаселением в мире противоречива: при достаточно интенсивном росте населения ряд стран (Китай, Индия) предпринимают меры для ограничения такого роста; в ряде стран происходит вымирание, что представляет большие трудности для экономического и социального развития.

Структура населения определяется такими компонентами как возраст, пол, этническая (расовая) категория и статус проживания (городской или сельский).

Возрастная структура. В большинстве населения разных стран пропорция пожилых людей намного меньше, чем молодого населения. Основным фактором, оказывающим влияние на возрастную структуру населения, является норма фертильности (детородности). Младшие возрастные группы соответствуют странам с высоким деторождением, типичным для развивающихся стран. Старшие возрастные группы преобладают в странах с низкой фертильностью (развитых странах). При анализе возрастной структуры населения заслуживает внимания три основных группы:

0-14 лет (дети),

15-49 лет (молодые и средний возраст),

50 лет и старше (пожилые).

Количество людей молодого и среднего возрастов приблизительно равно численности пожилых и детей. Если доля лиц до 15-летнего возраста больше, чем доля лиц 50-ти лет и старше, то такая возрастная структура населения считается прогрессивной. Если наоборот, то структура является регрессивной. Чем прогрессивнее структура населения, тем больше возможностей для его благоприятного развития.

Половая структура. Второй важный аспект структуры населения – относительная численность мужчин и женщин. Рождается немного большее количество мальчиков, чем девочек (105-106 мальчиков на каждые 100 девочек). Общая закономерность – более высокая смертность среди мужского пола фактически в любом возрасте после рождения. Хотя мальчиков рождается больше, далее численность становится равной, а в более старшем возрасте число женщин становится непропорционально большим. Половая структура оказывает существенное влияние на брак. Дефицит мужчин понижает нормы брака женщин, соответственно снижает рождаемость.

Этнический или расовый состав. Народонаселение всех наций мира отличается большим или меньшим этническим разнообразием. Этническая принадлежность включает национальные, религиозные, лингвистические, или другие признаки. Такие различия в населении расцениваются как социально важные, поэтому статистика расовых и этнических групп легко доступна.

Географическое распределение и урбанизация. В структуре народонаселения важно учитывать его географическое распределение – дифференциацию по области проживания: городское и сельское. На протяжении многих десятилетий наблюдается всеобщий приток населения из сельских областей в городские (урбанизация). Наиболее урбанизированными являются страны Западной и Северной Европы, Австралия, Новая Зеландия. В этих странах доля населения, живущего в городах, превышает 75%, достигая 85% в Западной Германии. Средний уровень урбанизации отмечается в странах Латинской Америки – от 50 до 65% населения. Общая закономерность, присущая многим развивающимся странам, состоит в том, что скорость роста городов вдвое превосходит рост населения в целом. Таким образом, доля городского населения, увеличивается на 3% ежегодно (удваивается за 23,1 года), скорость роста городов составляет ежегодно 6% (удваивается за 11,6 лет).

Динамика роста народонаселения в истории человечества, следующая: 10 тыс. лет назад человечество насчитывало 5-10 млн. человек. К началу христианской эры – 300 млн. человек. Дальнейший рост шел медленно (эпидемии чумы и другие катастрофы средневековья). В 1750 г. (условное начало промышленной революции Англии) население мира достигло 800 млн. человек, то есть за 750 лет ежегодный прирост составлял 0,1%. С 1750 года начинается ускоренный рост населения (это связывают с повышением уровня жизни). В 1800 г. численность населения мира составляла - 1 млрд. человек, к 1930 году – 2 млрд., к 1960 году – 3 млрд., 1974 г. – 4 млрд., 1987 г. – 5 млрд.,1999 г. – 6 млрд., 2011 г. 7 млрд. Каждую секунду число людей на Земле увеличивается в среднем на 3 человека. Скорость такого роста ученые называют демографическим взрывом.

Демографический взрыв – это результат падения уровня смертности (улучшение общественного здравоохранения, гигиены и качества продуктов питания). Численность людей на земном шаре увеличивается каждый год на 70-80 млн. человек.

 

Социология молодежи

Социология молодежи – это отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

Молодежь  - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Данная группа выделяется на основе возрастных характеристик и связанных с ними особенностей социального положения, а также социально-психологических свойств. Границы молодежного возраста довольно расплывчаты. Ориентировочно исследователи выделяют следующие периоды:

14-15 лет – подростковый;

16-17 лет – раннеюношеский;

17-20 лет – среднеюношеский;

20-25 лет – старшеюношеский;

25-30 лет – предвзрослый.

Таким образом, как правило, к молодежи причисляют возрастную группу от 14 до 30 лет. Структурно молодежь делят на рабочую, студенческую, сельскую, военнослужащих, молодую интеллигенцию. Каждая из групп отличается своим социальным положением, образом жизни, спецификой интересов и потребностей.

Особенно сложными и противоречивыми являются проблемы переживаемые молодыми в переходном возрасте. Это трудный этап социализации, во время которого они овладевают большой суммой знаний, завершают формирование фундамента своей личности. Трудности социализации молодежи связаны с тремя основными моментами: 

несовпадением высокого уровня притязаний и низкого социального статуса, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей, заданных их психофизиологическим взрослением;

противоречие между усилившейся ориентацией к самостоятельности и усилением зависимости от мнения и поведения сверстников

Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса. Для молодых характерно стремление к самоутверждению, уникальности, к демонстрации своего «Я» среди окружающих. Осознанное, а чаще неосознанное самим индивидом, начинает проявлять себя стремление к выживанию, к конкурентоспособности. Его проявление стимулируется половым созреванием, необходимостью поиска и покорения партнерши (партнера). Данное стремление при отсутствии у человека образования и социально значимых критериев престижа личности на практике приводит к противоположным результатам. Не являясь действительно уникальными по своему духовному миру, но, стремясь выделиться из массы, подростки пытаются ориентироваться на «нестандартный» стиль поведения (заимствованный у кого-то другого).

Несовпадение старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей. Проблемы молодежи порождены «противоречием между Я и обществом»: несоответствием между тем, какими считают себя юноши и девушки, и тем, какими, по их мнению, хочет видеть их общество. Человек становится взрослым в процессе постепенного преобразования, и оно требует от него способности быть одновременно независимым и взаимозависимым. Внезапно обостряющаяся у подростка потребность в автономии и самоопределении обычно ведет к некоторому конфликту внутри семьи или, по меньшей мере, к усилению потребности обсудить с родителями трудные вопросы. Фактически, серьезные конфликты отмечаются только в 15-25% семей. Большинство конфликтов возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, режим дня, свидания, отметки, внешний вид и поведение за столом.

Противоречие между усилившейся ориентацией к самостоятельности и усилением зависимости от сверстников. По мере того как зависимость детей от семей ослабевает, усиливается их зависимость от круга друзей, которые обеспечивают им эмоциональную поддержку и служат полигоном для испытания новых ценностей. В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами. Одна из основных проблем подростков заключается в необходимости справиться с противоречиями между ценностями родителей и сверстников, чтобы сформировать собственную идентичность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.028 с.)