Теория кризиса идентичности подростков Эрика Эриксона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория кризиса идентичности подростков Эрика Эриксона



Юность, очень важный период в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Американский ученый Э. Эрискон основной психосоциальной проблемой подростков считал эго-идентичность. Эго-идентичность – это совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и целостность. По его мнению, центральными вопросами, которые встают перед современной молодежью, являются: «Кто я такой?» и «Как я впишусь в мир взрослых?».

Общества с демократическими системами предоставляют молодежи более широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей. Поэтому подростки, живущие в таких обществах более уязвимы в отношении проблем идентичности, так как у них действительно есть выбор. Демократическая система порождает особенно серьезные проблемы, так как демократия требует идентичности в русле «сделай себя сам». Поэтому на молодежи лежит значительная ответственность, связанная с осознанием того, кто они есть и как им найти собственное место в мире взрослых. Особенности современного общества (продолжительность процесса обучения, быстрые социальные изменения, выбор альтернатив) значительно усложняют проблемы идентичности.

По мнению Эриксона, кризис идентичности современных подростков проявляется в трех основных сферах поведения: проблема выбора карьеры; членство в группе сверстников; употребление алкоголя и наркотиков.

Проблема выбора карьеры. Неспособность подростков к профессиональному самоопределению, по убеждению ученого, является причиной серьезной тревоги у многих молодых людей. Для того чтобы принять решение о выборе профессии, подросток должен определить, что он собой представляет. В современном обществе выбор карьеры практически превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, молодые люди должны не только верно понимать себя, а также объективно оценивать то, в какой области они могли бы наилучшим образом приспособиться к трудовой жизни.

Членство в группе сверстников. Процесс выработки четкой и позитивной эго-идентичности является трудным для подростков. Отвергая родителей как модели собственной идентичности, подростки часто ищут альтернативный источник поддержки у сверстников. В это время связи с группами сверстников становятся наиболее сильными. Их влияние на ценности и установки становится более значительным, чем влияние родителей, школы и других социальных структур. Эти группы помогают молодежи сохранить уверенность в себе в период значительных физиологических и идеологических изменений. Образование подростковых групп, единообразие одежды, телодвижений и мимики, по мнению Эриксона, это защита против запутанной, неопределенной идентичности. Подражание сверстникам дает им ощущение внутренней стабильности и безопасности, а также символизируют отстраненность от мира взрослых. Именно поиск идентичности делает привлекательными для многих групп подростков различные идеологий и альтернативные жизненные стили.

Алкоголь и наркотики. Широкое распространение наркотических средств, используемых для развлечения, показывает, что объяснить их применение не просто. Мотивы начала употребления наркотиков, и продолжения их приема могут быть разными: любопытство, поиск острых ощущений, давление сверстников, бегство от стресса, бунт против авторитетов и т.д. Поэтому подростки, не знающие, что они собой представляют, принимая алкоголь и наркотики, пытаются определить внешние границы своего «Я». Они предполагают, что сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них, в трезвом, «правильном» мире. Употребление алкоголя и наркотиков может временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности. Сомневаясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями, взаимодействуя со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к наркотикам как средству, помогающему выйти за пределы себя.

Социология семьи

Семья – это социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Семья регулирует отношения между людьми, деторождение, воспитание детей, производство и распределение экономических ресурсов, осуществляет социализацию личности. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. Семья – это основанное на кровном родстве, браке объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. В настоящее время увеличивается количество семей, характеризующихся совместным проживанием, общим ведением домашнего хозяйства, но юридически не оформленных. Такое явление особенно характерно для развитых стран.

История человечества насчитывает немало форм организации отношений между полами, соответствующих определенным уровням развития общества. Семья в процессе своего исторического развития прошла несколько этапов. Американский этнограф Л. Морган в своей работе «Древнее общество», выделил следующие этапы ее развития: промискуитет, кровнородственная семья, пунулуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет был характерен для низшей ступени развития человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, то есть существовали неограниченные, не регулировавшиеся никакими нормами половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходит ограничение полового общения, выделяются отдельные группы, между которыми оно было разрешено.

Кровнородственная семья это форма группового брака, при которой половое общение разрешено между членами рода или племени, принадлежащими к одному поколению. Такая семья является эндогамной общностью, так как включает людей одного поколения, принадлежащих одному роду или племени. Под влиянием развития общества произошло сужение круга половых партнеров, что привело к возникновению более развитой формы семьи – пунулуальной.

Пунулуальная семья из полового общения исключила ближайших кровных родственников по женской линии, а позже этот запрет распространился и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Это групповой брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но разным родам. Брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. На этом этапе устанавливаются более устойчивые и продолжительные связи между одной мужчиной и одной женщиной. Пунулуальная семья - это первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья – переходный тип семьи, в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (брак между несколькими лицами) остается привилегией мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной. Причина ее происхождения – появление частной собственности и стремление ее защитить, т.е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. С укреплением моногамной семьи шел процесс разложения родового строя и возникновение новых форм человеческих общностей.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию супружества (брачности) социологи выделяют семьи моногамные и полигамные. Моногамное супружество (моногамия) – это брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия     – это брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

По критерию власти различают: патриархальные семьи, где отец является главой семьи, матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать и эгалитарные семьи (семья равных): для нее характерно равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями.

По составу семьи бывают: нуклеарными ( родители и дети) и расширенные (супруги, дети, родители кого-либо, другие родственники). В современном обществе преобладают нуклеарные семьи.

Семьи после развода с одним родителем и детьми, называются, в отличие от семей с двумя родителями – неполными (раньше это были в основном семьи вдов, сегодня результат развода).

По количеству детей семьи делят на три типа: малодетные – семьи, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической): чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо иметь более двух детей; среднедетные семьи с 3-4 детьми, где детей достаточно для несколько расширенного воспроизводства; многодетные семьи с пятью и более детьми, где детей намного больше для замещения поколений.

Для характеристики процессов происходящих в семейной жизни социологи применяют понятие жизненных (семейных) циклов. Это понятие отражает последовательную смену стадий функционирования семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства от начала до прекращения брака.

1 стадия: стадия бездетности (предродительство);

2 стадия: стадия репродуктивного родительства и

3 стадия объединяются в стадии   социализированного родительства;

4 стадия: стадия прародительства.

Сегодня нет статистических данных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Чем больше в обществе семей проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2 и 3 стадии, тем выше качество семейной жизни. Стадия репродуктивного родительства включает репродуктивный цикл семьи. На стадии прародительства заканчивается жизненный цикл семьи: семья распадается – либо из-за смерти одного из супругов; либо из-за юридического или фактического расторжения брака.

Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями. Как показывает практика динамику семейной жизни и возникающие в ее процессе конфликты можно разделить на несколько этапов. Выделяют следующие кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков. Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период: ухудшаются возможности профессионального роста супругов; у них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби); усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности; возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка. Обычно выживают те семьи, где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи, и живут они, как говорится, «про разное», к тому же полностью поглощенные в свои дела.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. Это возраст семьи – 7-10 лет. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым. Но если задуматься, молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными «новостями роста».

Четвертый кризисный период конфликтности отношений супругов наступает после 11-17 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением чувства одиночества, связанного с переходным возрастом у ребенка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое - ребенок приносит в дом еще какие-то мнения и взгляды. В этот период усиливается эмоциональная зависимость жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне. Как ни парадоксально, но семья будет крепнуть, если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период, когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового. Нового, которое приносит в семью ребенок.

Пятый кризисный период. Данный период наступает после 18-24 лет совместной жизни. В этот период еще больше усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, появляется стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно». Ребенок все дальше отделяется от семьи и все меньше проводит время в обществе родителей.

Шестой кризисный период, который связан с уходом (отдалением) из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела - воспитания детей. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Это сложный период и для женщин, и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена. Обычно помогает в этот период сохранить семью начать чему-либо учиться заново, больше веселиться и т.п.

Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Основными функциями семьи являются:

репродуктивная: биологическое воспроизводство общества; удовлетворение потребности в детях;

воспитательная: социализация молодого поколения; удовлетворение потребности в родительстве, воспитании, самореализации в детях;

сексуальная: сексуальный контроль (регулирование отношений между полами), удовлетворение сексуальных потребностей;

экономическая: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; обеспечение материальными средствами членов семьи;

хозяйственно-бытовая: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми; получение хозяйственно-бытовых услуг;

первичного социального контроля: регламентация поведения членов семьи, ответственности и обязательств; формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи;

духовного общения: развитие личности членов семьи; духовное взаимообогащение ее членов;

социально-статусная: предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; удовлетворение потребностей в социальном продвижении;

досуговая: организация досуга и контроль за ним; удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащении интересов;

эмоциональная: эмоциональная стабилизация индивидов; получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли изменились и женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а порой ведущее участие в семейных решениях. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло ряд как позитивных, так негативных для общества последствий. Все это способствовало росту самосознания женщины, равенства, и усугубило конфликтную ситуацию, привело к снижению рождаемости и увеличению уровня смертности. Нестабильность семьи, показателем, которого является увеличение числа разводов, сегодня характерное явление для всех развитых стран мира. Развод стал довольно частым явлением в жизни современной семьи.

Развод – это механизм прекращения брачных отношений, предоставляющий бывшим супругам возможность повторно вступить в брак. Многочисленные социологические исследования показывают, что в основе развода находится конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака. Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в процессе семейной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать друг друга и убедиться в невозможности совместной жизни. Большое число разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них. Максимальная доля разводов приходится на первые пять лет совместной жизни. Наличие в семье детей также влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов значительно ниже среднего уровня. Основные причины разводов можно разделить на три группы:

Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание и т.д.).

Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность).

Внешние факторы (измена, появление новой семьи или чувства у инициатора развода, вмешательство родителей или других лиц).

Однако, несмотря на всю сложность проблем современной семьи, она остается наиболее важной структурой в обществе, именно в ней появляются новые члены общества и формируются основы личности человека. Нравственное и физическое здоровье семьи – это здоровье всего человечества.

4. Социология образования и науки

4.1. Социология образования

Социология образования – это область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социология образования возникла в начале XX в. У истоков ее стоят М. Вебер,                           Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Парсонс. Они заложили методологические основы названной отраслевой социологии. Исходными здесь можно выделить концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности. Следует отметить и методологическую роль марксистской теории двух видов производства (производства материальных благ и производства самого человека).

Образование это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. Образование связано со всеми сферами общественной жизни.

Экономика определяет материальную базу сферы образования, обуславливает его содержание в плане структуры дисциплин, круга специальностей и профессий.

Политическая сфера оказывает самое непосредственное воздействие на систему образования. В зависимости от того, какой политический режим в обществе, открытое общество или закрытое, формируются соответствующие структуры, а также содержание всей системы образования.

На систему образования как на макро-, так и на микроуровне оказывает влияние социокультурная среда: религиозные и нравственные ценности общества и семьи, традиции, принадлежность к социальному слою и группе и т.д.

Вместе с тем образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики общества.Формируя гражданина, система образования оказывает воздействие не только на политическую сферу общественной жизни, но и на духовную жизнь общества. Система дошкольного воспитания и общеобразовательная школа формируют общую культуру личности, что является условием любой профессиональной подготовки в будущем.

Образование выступает в обществе фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Оно также является каналом социальных перемещений и социальной мобильности, чем более демократично и открыто общество, тем больше возможностей перемещения индивидов с помощью образования. Образование позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

По уровню подготовки в системе образования можно выделить следующие звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Основной формой деятельности человека в сфере образования является обучение. Обучение - это деятельность индивида по овладению знаниями и навыками. Личность воспринимает от педагога информацию, но осмысливает и перерабатывает ее в процессе собственной деятельности. Таким образом, знания приобретают личностную форму, происходит собственное развитие личности (деятельностное усвоение культуры). Обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные, творческие годы. Срок обучения специалиста среднего уровня достигает тринадцати лет, а для профессии высшей квалификации доходит до двадцати лет.

Образование вторгается в ранний детский возраст, не располагая ясными представлениями о психофизических последствиях такого вторжения. Наиболее ответственные фазы обучения приходятся на период социального самоутверждения человека – профессионального, семейного, гражданского.

Образование это определенная система учебных форм деятельности. Человек усваивает и осваивает ценности в различных формах деятельности: труд, быт, познание, общение, учение, игра. Становление человека, личности происходит в процессе восхождения от элементарного общения к игре, от игры к учебе, от учебы к труду. Обучение выступает в качестве подготовительного этапа становления субъекта как носителя культуры.

Обучение это не только овладение ценностями и формирование ориентаций и навыков действий, но и социализация, формирование личности как субъекта системы социальных связей, является одной из форм воспитания. Обучение, образование – структурные составляющие социализации. Социализация выступает как необходимость социального выживания человеческого индивида, его включения в совместную общественную деятельность. Она охватывает обширные структуры человеческой культуры, позволяя найти приемлемый путь самореализации.

Образование возникает в русле социализации и воспитания. Оно складывается и функционирует, взаимодействуя с другими институтами. Разные формы обучения осуществляют социальные институты: семья, учреждения культуры, СМИ, и др. Вместе со школой они составляют систему институтов образования, где школа является базисом. Задача обучения не просто дать индивиду определенную сумму знаний, но и наполнить его духовным содержанием: передать ему достижения человеческой культуры вместе с накопленными ценностями и нормами. Путь достижения духовности образования – воспитание индивидуальности через открытие интеллектуальных, нравственных, эстетических исканий, самообретение «Я» в духовности человеческой культуры.

В зависимости от преследуемых целей выделяют три основные модели образования: экстенсивную, продуктивную и интенсивную:

экстенсивная модель ориентирована на то, чтобы передать как можно более полно накопленный опыт, культурные достижения, помочь учащемуся самоопределиться на этом культурном базисе, задействовать имеющийся у него потенциалом;

продуктивная модель ставит своей целью подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которые поддерживают развитие социальной общности и его собственное развитие;

интенсивная модель ориентирована на развитие универсальных качеств учащегося, формирование у него готовности не только к освоению определенных занятий, но и к постоянному совершенствованию, развитию творческого потенциала.

К основным функциям образования относятся:

обучение, как основное содержание образования, - деятельность индивида по овладению знаниями и навыками;

культурно-воспитательная, - приобщение человека к достижениям культуры, социализации личности;

социальной мобильности, - система образования ведет отбор учащихся в соответствии со статусами учебных заведений. Чем выше уровень образования, тем больше вероятность добиться жизненного успеха;

социального контроля, - воспитание законопослушных граждан, способных к пониманию и уважению норм права, институтов гражданского общества. Школа своими специфическими средствами осуществляет прямой контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;

генератора и хранителя культурного достояния общества, - в недрах образования развивается наука, особенно ее фундаментальные направления.

 

4.1.1. Основные теории образования

Функционализм. Представители школы структурного функционализма особое значение придают позитивной функции образования в обществе. Еще   Э. Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования – передача ценностей господствующей культуры. Но поскольку культурные цели и ценности разных обществ существенно отличаются одна от другой, в содержании образования наблюдаются глубокие различия. Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Образование способствует переменам, благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от одного поколения к следующему. Оно помогает социальным изменениям, происходящим с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний. Функционалисты выделяют следующие функции образовании в обществе: образование как средство социального контроля и фильтрующее устройство.

Образование как средство социального контроля. Школы предназначены для того, чтобы приобщить детей к ценностям, господствующим в обществе, но одновременно становятся средством социального контроля. Образование наряду с религией, семьей и законодательной системой представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

Образование как фильтрующее устройство. Образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Для большинства людей школа и колледж становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Образование это разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные свои делом индивиды получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Школы способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в них людей оценивают по достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.

Теория «человеческого капитала» -  это теория, разрабатывает проблематику формирования качественно новой рабочей силы в условиях научно-технической революции, связанной с повышением требований, предъявляемых производством к уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки работника, увеличением затрат, направляемых в сферу образования, усилением вмешательства государства в процессы формирования рабочей силы. Она рассматривает образование как капиталовложение в будущее учащихся.

Конфликтологические теории отмечают позитивное значение взаимодействия образования с другими общественными институтами: экономикой, классовой структурой и политикой. Разные группы в обществе ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Так, в 1925 г. американский учитель Джон Скоупс был осужден за преподавание «ереси» школьникам в Теннеси. «Ересью» назвали теорию эволюции Чарльза Дарвина. С тех пор эта теория прочно вошла в учебные программы государственных школ не только США, но и многих стран мира. Конфликтологи рассматривают систему образования как воплощение различных групповых конфликтов. По их мнению, образование способствует эксплуатации и угнетению групп, находящихся в неблагоприятных условиях.

Концепция глобального образования Роберта Хэнви, основывается на пяти основных принципах.

Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, любые «образы мира».

Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого, и, напротив, от каждого зависит общее положение в социуме.

Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.

Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических.

Пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

 

4.2. Социология науки

Социология изучает науку как социальный институт осуществляющий получение нового достоверного знания. Первые исследования по социологии науки начались в 1930-е годы. Среди них работы Роберта Мертона «Наука, технология и общество в Англии XVII в.» (1938г) и «Наука и социальный порядок» (1937 г.), в которых он формулирует институциональную концепцию науки. Критика и переосмысление концепции Мертона содержится в работах Майкла Малкея. Социология науки изучает: как строятся взаимоотношения общества и науки, какие социальные проблемы организации науки и ее функций имеют значение для эффективного функционирования общества, что представляют собой люди науки, как они осознают свое положение, свою роль и ответственность в современном обществе.

Наука это социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Наука как социальный институт включает следующие элементы:

систему кооперации и разделения труда;

сообщество ученых, профессионалов;

специализированные учреждения (университеты, институты, лаборатории и т.д.);

систему ценностей, норм и правил, определяющих научную деятельность, методологию и методы исследования;

систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных.

Основные темы, рассматриваемые социологией науки:

проблема динамики и структуры наук – проблема энергии, приводящей ее в движение и способов направления этой энергии по соответствующим руслам;

моральный дух и научная производительность ученых в различных условиях

взаимоотношения между наукой и государственной политикой.

Она из наиболее полных классификаций функций науки предложена американским социологом А. Маслоу:

постановка проблемы;

интуитивный поиск, выдвижение гипотезы;

тестирование, проверка, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, ее корректировка, выдвижение новых гипотез и т.д.;

организация, создание структуры, построение теории;

накопление исторического опыта, знаний;

технологическая функция: разработка и совершенствование научного инструментария, методологии, техник;

административная, исполнительная и организационная функции;

публицистическая и просветительская функции;

утилитарная функция: польза, которую приносят человечеству проводимые научные исследования, открытия;

эмоциональная функция: радость открытия, оценка, почет, уважение, слава.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Какова роль демографии в модернизации общества?

2. Что такое семья как социальный институт?

3. Охарактеризуйте молодежь как социально-демографическую группу.

4. В чем сущность социологии образова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.096 с.)