Ресоциализация и десоциализация личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресоциализация и десоциализация личности



Развитие личности в течение всей жизни не всегда представляет собой процесс непрерывного восхождения. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются неизменными. Каждый раз, вступая в новые этапы жизни, человеку приходится переучиваться многому. Этот процесс состоит из двух этапов: десоциализации и ресоциализации.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация – это две стороны одного процесса, а именно, взрослой социализации. Характер социализации взрослых существенно меняется, теперь на первый план выходит десоциализация - как отвержение старого, и ресоциализация - как усвоение нового. Иногда человек в процессе своей жизни попадает в такие экстремальные условия, что десоциализация приводит к разрушению нравственных основ личности, а ресоциализация представляет собой поверхностный процесс. Ресоциализация не приводит к восстановлению утраченных ценностей человека, норм и ролей. Именно с ней сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы, психиатрические больницы, иногда – проходящие службу в армии.

Американский социолог Ирвинг Гоффман, выделил следующие особенности процесса ресоциализации в экстремальных условиях:

изоляция от внешнего мира;

постоянное общение с одними и теми же людьми;

утрата прежней идентификации (самопричисления);

переименование и получение нового статуса;

замена старой обстановки на новую, обезличенную;

отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид теряет ориентиры, что порой может привести к нравственной деградации. Десоциализация может оказаться настолько глубокой, что приводит к разрушению основ личности человека.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем отличие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что включает структура личности в социологии?

3. Чем различаются достигнутый и предписанный статусы личности?

4. Как соотносятся социальный статус и социальная роль?

5. Что такое социализация личности?

 

Глава  7

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Учебные вопросы:

1. Социальный контроль.

2. Общественное мнение как фактор социального контроля

3. Девиантное поведение.

Социальный контроль

Социализация человека протекает под пристальным вниманием общества и окружающих людей, которые не только обучают, но и контролируют процесс освоения стандартов сложившихся в обществе. Контроль, осуществляемый отдельным человеком, носит индивидуальный характер, целым коллективом (друзья, семья, учреждение или институт) - общественный характер, и называется социальным контролем. Социальный контроль это система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержку социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.Он представляет собой особый механизм социального регулирования поведения и поддержания общественного порядка.Социологи выделяют несколько способов реализации социального контроля осуществляющегося в социальной группе или обществе.

1. Социальный контроль через социализацию. Контроль в любом обществе осуществляется в основном с помощью социализации таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно, естественно (в силу привычек, обычаев и предпочтений). Процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей протекает под надзором общества и окружающих. Формируя наши привычки и обычаи, социализация является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе.   Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда «его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества».

2. Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, только на основе внутреннего контроля. Возможность осуществления группового контроля обусловлена участием каждого индивида в различных социальных группах. Каждое отклонение от сложившегося порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. Степень и вид группового давления зависит от характеристик первичной группы.

3. Социальный контроль через принуждение. В большинстве сложных обществ формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. При наличии высокой численности населения и сложной культуры применяются законы (формализованные процедуры) как насильственные регуляторы социальной жизни людей. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с типами отклонений от них.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет охранительную и стабилизирующую функции.

Охранительная функция: социальный контроль, представляя собой механизм социальной регуляции поведения людей, служит сохранению в обществе сложившихся законов, норм, правил поведения, обычаев - то есть всего того, что составляет содержание культуры и без чего невозможна жизнедеятельность общества.

Стабилизирующая функция: социальный контроль стоит на страже сохранения порядка в обществе, предотвращения столкновений и хаоса в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к дезинтеграции общества.

В типовую систему социального контроля входят восемь основных компонентов:

1. Индивидуальные действия, которые проявляются в ходе активного взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, - это любые акты производительного, познавательного и приспособительного характера.

2. Социальная шкала оценок, от объективного существования которой в обществе зависит реакция окружающей социальной среды на эти действия.

3. Категоризация, выступающая результатом функционирования социальной шкалы оценок и отнесения того или иного индивидуального действия к определенной оценочной категории (в наиболее общем виде - социальное одобрение или социальное порицание).

4. Характер общественного самосознания, от которого, в свою очередь, зависит категоризация любого индивидуального действия, - в том числе общественная самооценка и оценка социальной группой ситуации, в рамках которой она действует (социальная перцепция).

5. Характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций, и которые непосредственно зависят от состояния общественного самосознания.

6. Индивидуальная шкала оценок, которая выступает производной от внутренней системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида.

7. Самокатегоризация, представляющая собою социальные последствия действия в рамках индивида (принятие роли, самоидентификация, т.е. отождествление себя с определенной категорией лиц), которая является результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок.

8. Характер индивидуального сознания, от которого зависит самокатегоризация индивида; от него зависит также и последующее действие индивида, которое будет реакцией на оценочное социальное действие.

Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения людей включает два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Нормы – это предписания того, как надо правильно себя вести в обществе. Они обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия.

Санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Они служат соблюдению сложившихся в обществе социальных норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.006 с.)