Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ресоциализация и десоциализация личности
Развитие личности в течение всей жизни не всегда представляет собой процесс непрерывного восхождения. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются неизменными. Каждый раз, вступая в новые этапы жизни, человеку приходится переучиваться многому. Этот процесс состоит из двух этапов: десоциализации и ресоциализации. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших называется ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация – это две стороны одного процесса, а именно, взрослой социализации. Характер социализации взрослых существенно меняется, теперь на первый план выходит десоциализация - как отвержение старого, и ресоциализация - как усвоение нового. Иногда человек в процессе своей жизни попадает в такие экстремальные условия, что десоциализация приводит к разрушению нравственных основ личности, а ресоциализация представляет собой поверхностный процесс. Ресоциализация не приводит к восстановлению утраченных ценностей человека, норм и ролей. Именно с ней сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы, психиатрические больницы, иногда – проходящие службу в армии. Американский социолог Ирвинг Гоффман, выделил следующие особенности процесса ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира; постоянное общение с одними и теми же людьми; утрата прежней идентификации (самопричисления); переименование и получение нового статуса; замена старой обстановки на новую, обезличенную; отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; утрата свободы действий. В подобных условиях индивид теряет ориентиры, что порой может привести к нравственной деградации. Десоциализация может оказаться настолько глубокой, что приводит к разрушению основ личности человека. Контрольные вопросы и задания: 1. В чем отличие понятий «человек», «индивид», «личность»? 2. Что включает структура личности в социологии? 3. Чем различаются достигнутый и предписанный статусы личности? 4. Как соотносятся социальный статус и социальная роль? 5. Что такое социализация личности?
Глава 7 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Учебные вопросы: 1. Социальный контроль. 2. Общественное мнение как фактор социального контроля 3. Девиантное поведение. Социальный контроль Социализация человека протекает под пристальным вниманием общества и окружающих людей, которые не только обучают, но и контролируют процесс освоения стандартов сложившихся в обществе. Контроль, осуществляемый отдельным человеком, носит индивидуальный характер, целым коллективом (друзья, семья, учреждение или институт) - общественный характер, и называется социальным контролем. Социальный контроль – это система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержку социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.Он представляет собой особый механизм социального регулирования поведения и поддержания общественного порядка.Социологи выделяют несколько способов реализации социального контроля осуществляющегося в социальной группе или обществе. 1. Социальный контроль через социализацию. Контроль в любом обществе осуществляется в основном с помощью социализации таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно, естественно (в силу привычек, обычаев и предпочтений). Процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей протекает под надзором общества и окружающих. Формируя наши привычки и обычаи, социализация является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда «его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества». 2. Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, только на основе внутреннего контроля. Возможность осуществления группового контроля обусловлена участием каждого индивида в различных социальных группах. Каждое отклонение от сложившегося порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. Степень и вид группового давления зависит от характеристик первичной группы.
3. Социальный контроль через принуждение. В большинстве сложных обществ формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. При наличии высокой численности населения и сложной культуры применяются законы (формализованные процедуры) как насильственные регуляторы социальной жизни людей. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с типами отклонений от них. Социальный контроль по отношению к обществу выполняет охранительную и стабилизирующую функции. Охранительная функция: социальный контроль, представляя собой механизм социальной регуляции поведения людей, служит сохранению в обществе сложившихся законов, норм, правил поведения, обычаев - то есть всего того, что составляет содержание культуры и без чего невозможна жизнедеятельность общества. Стабилизирующая функция: социальный контроль стоит на страже сохранения порядка в обществе, предотвращения столкновений и хаоса в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к дезинтеграции общества. В типовую систему социального контроля входят восемь основных компонентов: 1. Индивидуальные действия, которые проявляются в ходе активного взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, - это любые акты производительного, познавательного и приспособительного характера. 2. Социальная шкала оценок, от объективного существования которой в обществе зависит реакция окружающей социальной среды на эти действия. 3. Категоризация, выступающая результатом функционирования социальной шкалы оценок и отнесения того или иного индивидуального действия к определенной оценочной категории (в наиболее общем виде - социальное одобрение или социальное порицание). 4. Характер общественного самосознания, от которого, в свою очередь, зависит категоризация любого индивидуального действия, - в том числе общественная самооценка и оценка социальной группой ситуации, в рамках которой она действует (социальная перцепция). 5. Характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций, и которые непосредственно зависят от состояния общественного самосознания. 6. Индивидуальная шкала оценок, которая выступает производной от внутренней системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. 7. Самокатегоризация, представляющая собою социальные последствия действия в рамках индивида (принятие роли, самоидентификация, т.е. отождествление себя с определенной категорией лиц), которая является результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок. 8. Характер индивидуального сознания, от которого зависит самокатегоризация индивида; от него зависит также и последующее действие индивида, которое будет реакцией на оценочное социальное действие. Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения людей включает два главных элемента: социальные нормы и санкции. Нормы – это предписания того, как надо правильно себя вести в обществе. Они обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия. Санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Они служат соблюдению сложившихся в обществе социальных норм.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.006 с.) |