Теория жизненных кризисов Э. Эриксона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория жизненных кризисов Э. Эриксона



Американский ученый Эрик Эриксон разработал теорию жизненных кризисов, акцентирующую внимание на социальных аспектах развития человека. Он рассматривал этот процесс как интеграцию индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис (от рождения до 1 года) человек переживает на первом году жизни. Основная проблема конфликта: Могу ли я доверять миру? Он связан с удовлетворением основных физиологических потребностей ребенка. В результате чего у него развивается либо чувство глубокого доверия к окружающему миру, либо – недоверие к нему.

Второй кризис (от 2 до 3 лет) связан с первым опытом обучения, особенно с приручением ребенка к чистоплотности. Основная проблема конфликта: Могу ли я управлять собственным поведением? Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка сомнений, связанных со страхом потерять контроль над своим организмом.

Третий кризис (4-5 лет) соответствует второму детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Основная проблема конфликта: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?  Планы, которые он строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию инициативы. Переживание неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис (6-11 лет) происходит в школьном возрасте. Основная проблема конфликта: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?  Это период когда ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. Атмосфера в школе и методы воспитания могут либо развить трудолюбие, либо чувство неполноценности.

Пятый кризис (12-18 лет) переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка людей). Основная проблема конфликта: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? В этот период происходит либо формирование идентичности, либо процесс смешения ролей, вызванный неясностью целей, неопределенными ожиданиями.

Шестой кризис (ранняя взрослость) характерен для молодых взрослых людей. Основная проблема конфликта: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и замыканию его на самом себе.

Седьмой кризис (взрослость) переживается в сорокалетнем возрасте. Основная проблема конфликта: Что я могу предложить будущим поколениям?  Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающееся в основном в «интересе к последующему поколению и его воспитанию», либо стагнации – чрезмерной поглощенности собой.

Восьмой кризис (зрелость) переживается во время старения. Основная проблема конфликта: Доволен ли я прожитой жизнью? Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, разрешение его зависит от того, как он был пройден.Достижение человеком целостности основано на подведении итогов жизни и осознании ее как единого целого, в котором ничего не изменишь. Если этого сделать не удается, человек завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Ролевая теория личности Дж. Мида.

Основные положения ролевой теории были сформулированы американским социологом Джорджем Мидом. Теория определяет личность как совокупность социальных ролей, которые она исполняет, следуя нормам и образцам поведения, принятым в данной социальной системе. Дж. Мид, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: имитация, т.е. механическое повторение; проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

В результате социализации человека индивид приобретает различные статусы, то есть определенные позиции в обществе. Каждая из позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Являясь членом различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.), он занимает в каждой из них определенный статус, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, в одной и той же ситуации человек должен вести себя как отец, как друг, как начальник, то есть выступать в разных ролях. Освоение социальных ролей – это часть процесса социализации личности, необходимое условие «вхождения» человека в общество.

Усваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Ролевое поведение служит инструментом адаптации человека к определенным социальным ситуациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.004 с.)