Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О. Конт – основоположник социологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Огюст Конт (1798-1857) – французский философ и ученый, основатель социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе, автор термина «социология» (первоначально «социальная физика»). Конт считал, что социология призвана открывать законы социальных перемен. Он рассматривал функционирование и развитие общества как целостный социальный организм, определяющий развитие и деятельность всех составляющих его элементов. О. Конт подразделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика раскрывает структуру общества и взаимоотношений между социальными индивидами. Она сконцентрирована на изучении того, как части общества (семья, государство, религия) взаимодействуют друг с другом, обеспечивая социальную стабильность и порядок. Социальная динамика рассматривает процесс социального функционирования и развития общества, занимается осмыслением проблем социального развития и изменения. О. Конт считал, что главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека. В основе развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания лежит «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» (закон трех стадий). Согласно открытому им закону, познавательная деятельность человечества прошла три стадии развития – теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия характеризуется доминированием религиозного сознания. Явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил. Метафизическая стадия характеризуется переходом к опытному знанию о явлениях внешнего мира и жизни людей. Однако из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, носят довольно абстрактный характер. Позитивная стадия характеризуется развитием человеческого сознания на основе суждений и выводов, полученных в результате научных наблюдений. О. Конт рассматривал развитие общества как закономерное и прогрессивное. Основным условием развития общества, по мнению ученого, является его гармонизация. Под гармонизацией Конт понимал гармонию «между целым и частями социальной системы», наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития всех его составляющих элементов (классов, человека, народов и т.п.). Социальная гармония достигается при помощи науки. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики». 2.2. Органическая теория Г. Спенсера Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог-позитивист, основоположник органической школы (органицизма) в социологии. Он находился под глубоким влиянием теории эволюции Ч. Дарвина, считая, что ее можно применить ко всем аспектам развития общества. Органическая теория рассматривает общество как единую систему взаимодействующих факторов (природных и социальных). Спенсер считал, что все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать иначе. Он сравнивал общество с живым организмом, развивающимся по естественным законам. Спенсер обосновал идею рассмотрения общества как биологического организма на основе следующих предпосылок: все общества, как и живые организмы, увеличиваются в массе; те и другие усложняются; части общества приходят во все большую зависимость друг от друга; те и другие живут как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе). В доказательство своей теории Спенсер привел целый ряд интересных сравнений: правительство в государстве он отождествил с мозгом человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества; торговля в обществе им сравнивается с кровообращением живого организма, а кровяные тельца – с деньгами; телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнедеятельности общества, были им отождествлены с нервной системой организма и т.д. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных индивидов. Процесс адаптации способствует усложнению общественного устройства, поскольку его части становятся более специализированными. В простом обществе все его части взаимозаменяемы. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. Все части должны функционировать на благо целого. В противном случае общество распадется. Такая связь является основой социальной интеграции. Г.Спенсер рассматривал социальную эволюцию как прогрессивное развитие общества по пути усложнения и совершенствования деятельности социальных изменений, прежде всего политических. При этом им были выделены следующие моменты эволюции: интеграция – переход от простого к сложному; дифференциация – переход от однородного к разнородному; возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. В процессе социальной эволюции происходит увеличение значения коллективной деятельности людей, изменяются многие функции общества. Однако процесс развития общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов и наоборот. По мнению Спенсера, для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора, и правительство не должно вмешиваться в этот процесс. Эти взгляды ученого получили название«социальный дарвинизм».Спенсер считал, что при отсутствии вмешательства в социальный процесс, на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов. Много внимания ученый также уделял проблеме стабильности общества. Он рассматривал социальное равновесие как результат приспособления, гармонизации интересов и компромиссов в деятельности людей и социальных институтов. Процесс, обратный социальному равновесию – распад общества, по его мнению, совершается под воздействием внутренней и внешней причин. Распаду общества всегда предшествует упадок, характеризующийся снижением эффективности государственных институтов, малоэффективной деятельностью «промышленных классов», неверными действиями политиков и т.д. Основные труды: «Система синтетической философии», «Основные начала», «Научные, политические и философские опыты».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.006 с.) |