Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.
Культура, выполняет в обществе ряд важнейших функций: гуманистическая функция - развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности; познавательная (гносеологическая) функция - культура является средством познания и самопознания человека, социальной группы, общества; образовательная функция - индивид становится личностью, членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний, символов, ценностей, норм, традиций своего народа, социальной группы и всего человечества. ценностно-ориентационная функция - культура задает определенную систему ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек; регулирующая функция - культура выступает средством социального контроля за поведением человека в обществе; коммуникативная функция - функция социального общения, обеспечивающая взаимопонимание в обществе; интегративная функция - освоение культуры обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, религии, социальной группе. В социологии существует два основным похода к рассмотрению культуры: этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира на основе традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона. Сторонники этноцентризма оценивают мир со своих позиций добра и зла, моральности и аморальности. Ярким примером является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, религию покоренным народам в период колонизации и, кончая устремлениями навязать свой образ жизни в других странах мира. Культурный релятивизм провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Сторонники этого подхода считают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя оценивать явления чужой культуры со своими мерками. Каждая культура своеобразна и может быть правильно воспринята только на основе ее собственных ценностей и норм. Как правило, выделяют три основных формы культуры: народную, элитарную и массовую. Народная культура - это культура, которую творит сам народ, поэтому ее авторы неизвестны. Народная культура адресована широким кругам общества и включает: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки, народные художественные промыслы.
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества (либо по ее заказу) профессиональными творцами. Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу, ориентированную на избранный круг ценителей. Массовая культура - это культура современного индустриального общества, характеризующегося производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (популярная и эстрадная музыка). Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям независимо от уровня образования. Массовая культура может быть как национальной, так и интернациональной. В отличие от элитарной культуры, она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной - она всегда авторская. Для нее характерны невысокая художественная ценность произведений и кратковременность их существования. Социологи также выделяют разновидности культуры по доминированию в обществе и по отдельным социальным группам. В любом обществе всегда существует господствующий (доминирующий) тип культуры. Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов определенного общества. Доминирующая культура содержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей. Любое общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), в каждой из которых постепенно формируется собственная культура (субкультура), т.е. система ценностей и правил поведения. Субкультура - этонабор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих определенной социальной группе. Субкультура представляет собой самостоятельное образование в рамках доминирующей культуры.Не отрицая общечеловеческой культуры, она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ: западная, восточная, конфессиональная, профессиональная субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д.
Контркультура - это тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающие свою альтернативную культуру. Этот термин впервые применил американский социолог Т. Роззак, для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов ХХ века (например, хиппи 60-х годов). Сегодня контркультуру рассматривают как: тип протестного мироощущения; альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художественного творчества. Контркультура характеризуется стремлением создать свою культуру в рамках существующей системы, при отсутствии контактов с доминирующей. Это касается не только общих норм и ценностей, но и форм одежды, языка, поведения и т.д. Со временем контркультура может интегрироваться в систему господствующей культуры. Причинами возникновения контркультуры могут быть как активные инновационные поиски и устремления (авангард, пролеткульт), так и протест против сложившегося образа жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.004 с.) |